Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

рыбопродуктов; в млн талеров




 

Отрасль Промежуточный продукт (ПП) Добавленная стоимость (ДС) Полная стоимость (ПС)
       
Производство рыбы      
Производство рыбопродуктов      
Торговля рыбопродуктами      
Всего      

 

ВОП дает нам наиболее полное представление о стоимостной структуре затрат всех отраслей макроэкономики на производство продуктов. В этом и состоит его важнейшее достоинство. Кроме того, он улавливает, если так можно выразиться, результаты деятельности всех отраслей макроэкономики. Но, наряду с достоинствами, у ВОП есть и существенные недостатки.

Во-первых, он включает повторный счет стоимости промежуточного продукта. В нашем примере его величина составляет 80 млн талеров. Имеет место повторный счет, например, стоимости рыбы. При этом, чем выше уровень отраслевой специализации, тем больше и величина повторного счета.

Во-вторых, ВОП не дает представление о конечных результатах макроэкономики. В нашем примере таковыми являются реализованные рыбопродукты со стоимостью 70 млн талеров.

Конечный реализованный продукт в нашем случае, да и вообще, существует в двух формах. С одной стороны, если речь идет о закрытой макроэкономической системе, без учета международных экономических связей, то он выступает в виде валового внутреннего продукта (ВВП). Под ВВП подразумевают всю произведенную и реализованную конечную продукцию и услуги на территории страны в течение определенного периода времени. Он состоит из рыбопродуктов и услуг торговли и равен по стоимости 70 млн талеров.

С другой стороны, если учтем внешние связи, тогда макроэкономику характеризует такой показатель, как валовой национальный продукт (ВНП ). Это конечная продукция и услуги, произведенные и реализованные отечественными предпринимателями как внутри страны, так и за границей.

8.2.2. Методы расчета ВВП и ВНП

Для расчета величины ВВП используют, по меньшей мере, три способа: производственный, по доходам и по расходам. При этом два из них представлены в таблице 8.1.

Производственный способ предполагает расчет ВВП как валового выпуска. Под ним подразумевается выпуск конечной продукции и услуг, произведенных и реализованных всеми хозяйственными единицами в стране за определенный период времени. Сюда включают производство промышленной и сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении, перевозку грузов, стоимость строительно-монтажных работ и т.д. В стоимость услуг входят услуги торговли, связи, здравоохранения, культуры, науки, общественных организаций, органов государственного управления, обороны, финансовых учреждений, пенсионное обеспечение и т.д. В предложенном примере конечной продукцией являются рыбопродукты, а услуги создаются в торговле.

Способ расчета по доходам предполагает расчет ВВП по добавленной стоимости, или по сумме доходов: ВВП = åДС. Сюда включаются доходы всех хозяйствующих единиц и населения, амортизационные отчисления, косвенные налоги.

По расходам, или по конечному использованию, ВВП включает конечное потребление материальных благ и услуг и капвложения, прирост материальных оборотных средств. ВВП, иначе говоря, состоит из трех потоков затрат:

Ø Потребительских расходов на приобретение предметов потребления и услуг (С). В 2007 г. в Беларуси они составили около 50% ВВП.

Ø Валовых частных внутренних инвестиций (I), или расходов частного предпринимательского сектора на прирост инвестиций и товаров, предназначенных для возмещения износа машин, приборов и т.п.

Ø Государственных закупок товаров и услуг (G). Расходы на конечное потребление в государственных учреждениях Беларуси в 2007 г. составили около 20% ВВП. Совокупность потребительских и государственных закупок представляют собой конечное потребление.

Расходы домашних хозяйств на конечное потребление включают:

Ø затраты на приобретение товаров в торговле и потребительских услуг;

Ø квартплату и оплату коммунальных и бытовых услуг;

Ø покупку путевок в санатории, дома отдыха и пансионаты;

Ø оплату услуг транспорта и связи, юридических и финансовых услуг;

Ø стоимость продуктов, произведенных домашними хозяйствами для собственного потребления и т.д.

Итак, формула ВВП по расходам субъектов макроэкономики имеет следующий вид: ВВП = С + I + G. (8.1 )

Валовой национальный продукт (ВНП), в отличие от ВВП, характеризует макроэкономику как открытую экономическую систему. В Беларуси, например, на экспорт приходится более половины ВНП. В состав ВНП входят конеч­ная продукция и услуги, произведенные и реализованные отечественными предприятиями как внутри страны, так и за границей. Потому, собственно говоря, этот продукт и называется национальным.

По структуре затрат формула ВНП имеет следующий вид:

ВНП = С + I + G + Xn, (8.2)

где Хn представляет собой величину чистого экспорта товаров и услуг, или разницу между экспортом и импортом.

Как рассчитывается четвертый компонент приведенной формулы? С одной стороны, часть товаров и услуг, произведенных в стране отечественными предпринимателями, вывозится в другие страны. Однако в национальном продукте она учитывается со знаком плюс, поскольку является результатом национального производства. С другой стороны, импортные товары и услуги были произведены предприятиями других стран. Поэтому их стоимость вычитается.

8.2.3. Номинальный и реальный ВВП и ВНП

В экономической литературе и в статистике различают также номинальный и реальный валовые внутренний и национальный продукты. Почему такое обстоятельство надо принимать во внимание? Дело в том, что оценка, например, ВВП за определенный период времени позволяет судить о динамике макроэкономики. Однако не всякое увеличение величины ВВП на 10% означает, что возросла на 10% и масса производимой продукции и услуг. ВВП – это стоимостной показатель макроэкономики, который, следовательно, зависит от уровня цен в стране. Поэтому и выделяют номинальный и реальный ВВП.

Номинальный ВВП рассчитывается в текущих ценах, т.е. сложившихся на момент его расчета. Он может увеличиться и за счет роста цен. Другое дело реальный ВВП. Он рассчитывается в неизменных ценах, скорректированных с учетом инфляции. Операция по снятию инфляции с номинального ВВП, или дефлирование, производится по следующей формуле:

ВВПр = ВВПн / ИЦ, (8.3)

где ИЦ – индекс цен, ВВПн – номинальный ВВП, ВВПр – реальный ВВП.

8.2.4. Распределение ВНП и его показатели

Деятельность субъектов хозяйствования на уровне макроэкономики может быть охарактеризована и другими показателями, которые используются для оценки распределения ВНП.

Первый из них получил название чистого национального продукта (ЧНП). Он определяется как разница между величинами ВНП и той частью национального продукта, которая необходима для замены средств производства, изношенных в процессе выпуска продукции, или амортизацией.

Вторым таким показателем является национальный доход (НД), или разница между ЧНП и косвенными налогами (Нкос.), уплачиваемыми предпринимателями. Национальный доход в этом случае выступает как совокупный доход собственников факторов производства. Он состоит из заработной платы, прибыли, ренты и процента.

Третий показатель распределения ВНП – личный доход (ЛД). Вычислить его величину можно следующим образом:

 

  ЛД   =   НД   – Отчисления на социальное страхование   + Социальные трансферты, например, пособия, пенсии  
 
Налоги на прибыль корпораций  
Чистая прибыль корпораций  

 

Теперь возникает следующий вопрос: может ли гражданин располагать личным доходом по своему усмотрению? Пока нет. Поскольку он еще не заплатил подоходный налог, есть долги по кредитам и т.д. Поэтому очередной показатель макроэкономики получил название располагаемого дохода (РД). Он определяется как разница между величинами личного дохода (ЛД) и подоходного налога (Нп): РД = ЛД – Нп.

Располагаемым доходом гражданин может уже располагать по своему усмотре­нию. Это как? Часть РД он потратит, естественно, на покупку по­требительских товаров (С), а оставшаяся часть дохода образует сбережения (S).

8.3. ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЕ

Весь национальный доход, как мы с вами уже знаем, распадается на потребление и накопление. Потребление – основа жизни людей. Чем выше уровень потребления материальных благ и услуг, тем выше и уровень жизни. Поэтому мы и начинаем с потребления.

8.3.1. Потребление, его факторы и функция

Потребление в экономике играет очень важную роль. Во-первых, как мы знаем, оно замыкает систему макроэкономического кругооборота (производство, распределение, обмен и потребление). А во-вторых, как об этом свидетельствуют данные статистики, на его долю приходится до 80% произведенного национального дохода.

Потребление – это объем материальных благ и услуг, приобретенных и потребленных населением в течение определенного времени, например, года. Различают индивидуальное и совместное потребление. Уровень потребления определяется внешними и внутренними факторами.

К внешним относят объективные факторы. Таковыми, например, являются уровень получаемых доходов и цен, величины кредитных и депозитных ставок и т.д. Основным внешним фактором потребления является величина дохода. Еще в ХIХ веке прусский статистик Э. Энгель исследовал зависимость по­требительских расходов от величины дохода потребителя. В результате чего он, в частности, пришел к выводу о том, что бедные семьи в основном тратят доходы на питание, а в семьях с большими доходами эта доля значительно ниже. Добавим также, что у них выше и доля сбережений.

Внутренними (субъективными) факторами потребления являются психологические склонности людей к потреблению произведенных материальных благ и услуг. Они измеряются с помощью таких показателей, как средняя и предельная склонности человека к потреблению. Что это такое?

Средняя склонность к потреблению (АРС) выражается отношением потребления (С) к величине располагаемого дохода (РД): АРС = С / РД. (8.4)

Предельная склонность к потреблению (МРС) представляет собой отношение прироста потребления (DС) к величине прироста располагаемого дохода (DРД): МРС = DС / DРД. (8.5)

Предельная склонность к потреблению показывает, какая часть дополнительного дохода идет на увеличение потребления.

Между величиной потребления и величиной располагаемого дохода, естественно, существует прямая зависимость: чем выше доход, тем больше средств направляется на потребление. Такая зависимость впервые была исследована Дж. Кейнсом. Она описывается следующей формулой:

С = Са + МРС×РД, (8.6)

где Са – величина автономного потребления.

 

Линия этой функции показана на рис. 8.1:

 

РД А

 

S

В

Е

 

С

 
 


45o

О M РД

Рис. 8.1. Функция потребления.

Согласно уравнению 8.6, если ваши сбережения в месяц приносят доход в 100 тыс. руб., а месячная заработная плата
600 тыс. руб. и МРС = 0,8, то потребительские расходы равны 820 тыс. руб. (100 тыс. руб. + 900 тыс. руб.×0,8).

 

8.3.2. Сбережение, его факторы и функция

Сбережение – это часть располагаемого дохода, предназначенного для удовлетворения потребностей в будущем, или отложенное потребление.

Величина сбережения определяется как разница между величинами располагаемого дохода (РД) и потребления (С):

S = РД – С. (8.7)

Сбережения делаются не только домашними хозяйствами, но и фирмам. Фирмы сберегают средства для инвестирования – на расширение производства и увеличение прибыли. Домашние же хозяйства делают сбережения на существование после выхода на пенсию, накопления средств для покупки земельных участков, недвижимости, предметов потребления длительного использования.

Формы сбережений различны: накопление наличных денег; вклады в банках; облигации займов; акции; страховые полисы и т.д.

Величина сбережения, как и потребления, определяется внешними и внутренними факторами. Основным внешним фактором является доход. Среди внутренних факторов выделим склонность индивида к сбережению. Выделяют среднюю и предельную склонности к сбережению.

Средняя склонность к сбережению (АРS) выражается отношением величин сбережения и располагаемого дохода:

АРS = S / РД. (8.8)

Предельная склонность к сбережению (МРS) представляет собой отношение прироста сбережения (DS) к приросту располагаемого дохода (DРД):

МРS = DS / DРД. (8.9)

Из того обстоятельства, что РД = С + S и DРД = DС + DS, легко сделать вывод о том, что АРС + АРS = 1 и МРС + МРS = 1.

Зависимость сбережения от величины располагаемого дохода представляет собой функцию сбережения (рис. 8.2). Она описывается следующей формулой: S = (РД – Рдmin)МРS, (8.10)

где Рдmin – располагаемый доход, обеспечивающий прожиточный минимум.

 

S

 

S = (РД – Рдmin)MPS

 
 

 


Рдmin РД

 

Рис. 8.2. Линия сбережения.

 

Уравнение 8.10 показывает, что сбережения могут появиться только в том случае, если располагаемый доход позволяет удовлетворять потребности сверх прожиточного минимума.
Покажем расчет сбережения на примере. Допустим, что Рдmin = 200 тыс. руб., МРS = 0,2, а РД = 600 тыс. руб. Тогда величина сбережения будет равна 80 тыс. руб.

 

8.4. ИНВЕСТИЦИИ И ИХ ФАКТОРЫ

 

Важной составной частью совокупного спроса, как известно, являются инвестиции. Это долгосрочные вложения, осуществляемые с целью увеличения и совершенствования факторов производства.

Инвестиции помогают отличить затраты на производство от приобретения ценных бумаг, образующего «неинвестиционные сделки». Дело в том, что осуществление инвестиций связано с товарным рынком, тогда как купля-продажа акций и облигаций – с рынком ценных бумаг. В развитых странах инвестиции составляют 15–16% совокупных расходов.

Спрос на инвестиционные товары зависит от внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся доходы предприятий и издержки по приобретению инвестиционных товаров. Внутренние же факторы определяются склонностью и желанием приобретать такие товары.

Роль инвестиций в экономике трудно переоценить. Во-первых, они являются важным фактором экономического роста. Во-вторых, от них зависит величина производительного капитала общества. И, в-третьих, они непосредственно влияют на объем производства и занятость. Какие бывают инвестиции?

По направлениям использования выделяются инвестиции:

а) в производительный капитал предприятий, например, в оборудование;

б) в жилищное строительство;

в) в запасы, например, сырья, материалов и т.д.

По форме собственности различают инвестиции в частном и общественном секторах.

Классифицируют инвестиции и по составу. Во-первых, это валовые инвестиции, или вся сумма капиталовложений за определенный период времени. Во-вторых, это чистые инвестиции (Iч), или разница между валовыми инвестициями (Iв) и величиной амортизационных отчислений (АО):

Iч = Iв – АО. (8.11)

В современных условиях возрастает роль инвестиций в человека – это затраты на укрепление здоровья, повышение уровня образования и профессиональной подготовки населения.

На величину инвестиций влияют следующие факторы:

Ø величина дохода и сбережений населения;

Ø затраты и ожидания предприятий;

Ø налоговая нагрузка, изменения в технологиях и т.д.

Непосредственно же величина инвестиций зависит главным образом от двух факторов: ожидаемой нормы чистой прибыли, или рентабельности вложений капитала в производство, и величины кредитной процентной ставки, или цены денег. Различают два случая действия этих факторов.

В первом случае инвесторы берут деньги в займы под определенный процент. Этот процент впредь будем называть кредитной процентной ставкой, или ценой денег. В каком случае инвестиционный проект окажется выгодным для предпринимателя? Это, очевидно, произойдет тогда, когда норма прибыли будет превышать кредитную процентную ставку. Если же норма прибыли, допустим, составила 10%, а кредитная ставка – 15%, тогда проект убыточен.

Второй случай предполагает, что у вас деньги есть и вы сравниваете различные альтернативы их применения. Какие при этом могут быть варианты? Во-первых, можно вложить деньги, допустим, в строительство нового предприятия. Во-вторых, положить их на срочный вклад в коммерческий банк, ориентируясь на определенную депозитную ставку. И в-третьих, не исключено, что вы отдадите их в кредит. Если же ожидаемая норма прибыли ниже, например, депозитной процентной ставки, то инвестиции делать невыгодно.

Различают номинальную и реальную процентные ставки. Номинальная ставка – это текущая цена, которую платят инвесторы, получая ссуду, или кредит. Реальная ставка – это дефлированная номинальная ставка, или скорректированная на величину инфляции. Если, например, номинальная годовая кредитная ставка равна 15%, а инфляция – 10%, то реальная ставка составит 5%.

Между реальной кредитной ставкой (Rкр.) и объемом инвестиций (I) существует обратная связь (рис. 8.3).

 

 

Rкр DI

 

 
 


I

Рис. 8.3. Кривая спроса на инвестиции (DI).

Кривая спроса на инвестиции, проще говоря, свидетельствует о том, что чем дороже становятся деньги, тем меньше желающих превратить их в инвестиции, и наоборот.

 

8.5. НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО

 

8.5.1. Что такое национальное богатство?

Важнейшим показателем макроэкономики является национальное богатство, или совокупность благ, созданных и накопленных обществом за все время его производственной и интеллектуальной деятельности.

НБ в широком смысле слова представляет собой все то, чем располагает население страны на определенный период времени. Это значит, что к НБ относят, помимо материальных благ, природные ресурсы, результаты интеллектуального труда, произведения культуры и искусства и т.д.

Для расчета НБ используются такие понятия, как «активы» и «пассивы». Активы это объекты собственности, в отношении которых с целью получения экономической выгоды реализуются права собственности. Пассивы – это задолженность или обязательство по погашению долгов. Разница между активами и пассивами образует собственный капитал субъекта хозяйствования.

НБ является важнейшим показателем макроэкономики, эффективности ее функционирования, предпосылкой повышения благосостояния народа.

 

8.5.2. Структура национального богатства

Естественным элементом НБ являются природные ресурсы. Они, в свою очередь, состоят из воспроизводимых и невоспроизводимых ресурсов. Воспроизводимыми ресурсами являются, например, лес, рыба, животные. В качестве же примера невоспроизводимых ресурсов можно привести нефть, газ, железную руду. Потребление невоспроизводимых ресурсов есть прямой невосполнимый вычет из природных ресурсов. Поэтому использовать их надо рационально и уже сейчас разрабатывать долгосрочные программы по замене этих ресурсов другими.

Какова же структура НБ? По этому вопросу нет единой точки зрения. Структуру НБ, по мнению части экономистов, образуют такие элементы, как:

Ø производительный капитал, например, оборудование, материалы;

Ø фонды нематериального производства, например, школ, музеев;

Ø товарные запасы народного хозяйства, например, запасы готовой продукции на складах предприятий и других организаций;

Ø имущество населения, например, жилые дома, автотранспорт, мебель;

Ø природные ресурсы, вовлеченные в процесс производства, например, сельскохозяйственные угодья, леса, воды.

Другая часть экономистов включает в НБ также нематериальные, духовные ценности, которыми располагает общество. Это накопленный производственный опыт людей, их образовательный потенциал, достижения в области науки и техники, информационные ресурсы, культурные ценности.

В современных условиях быстро растет доля информатизации национального богатства. Мировой объем производства информационных технологий, составивший в 1986 г. 390 млрд долл., теперь оценивается, примерно, в 1,5 трлн долл., или более 15% национального богатства развитых стран.

Все большее распространение получает признание национальным богатством интеллектуального и духовного потенциала населения. Именно он в настоящее время определяет характер изменений социально-экономических отношений.

В состав НБ включается и человеческий потенциал. Под ним, как правило, подразумевают здоровье, знания, навыки и опыт индивида, которые он использует в производстве с целью получения более высокогодохода. Однако человеческий капитал – это не просто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это накопленный запас навыков, знаний, способностей. Во-вторых, это такой запас, который целесообразно используется в производстве и способствует росту производительности труда. Поэтому должны увеличиваться и доходы работников, занятых интеллектуальным трудом.

В структуре НБ можно выделить два основных элемента: материальные активы и нематериальные активы (табл. 8.2).

Национальное богатство Беларуси на начало 2005 г. оценивалось в 281,8 трлн руб. Его структуру составили: основные фонды – 242,8 трлн руб. (86,2%); материальные оборотные средства – 25,6 (9,1%); домашнее имущество – 13,4 трлн руб. (4,7%).

 

Таблица 8.2

Структура национального богатства

 

МАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ Воспрозводимые Основные фонды
Оборотные средства
Ценности
Невоспроизводимые Земля
Природные ресурсы
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ Финансовые Валюта
Ценные бумаги
Интеллектуальные Патенты
Авторские права
Лицензии

 

В настоящее время, как видим, в стране не оценивается стоимость, включаемых в национальное богатство природных ресурсов, культурных ценностей, а также финансовых и интеллектуальных активов и пассивов.

8.5.3. Как увеличить национальное богатство?

С течением времени НБ растет и обновляется. На современном этапе коренным образом изменилась его структура. Если до 70-х гг. ХХ в. основную долю в национальном богатстве составлял основной капитала, то сейчас возросло значение таких элементов, как интеллектуальный и духовный потенциал населения, информационных технологий. Причем доля этих элементов увеличивается быстрыми темпами.

Рост национального богатства определяет целый ряд факторов.

Первым фактором является устойчивое увеличение национального объема производства продукции. Почему этот фактор важен? Дело в том, что производство предшествует другим экономическим процессам. В самом деле, если продукция не произведена, то нечего будет распределять, обменивать и потреблять.

Вторым фактором будем считать рациональное вовлечение в хозяйственный оборот при­родных ресурсов. Под природными ресурсами подразумеваются земля, водные богатства, воздух, полезные ископаемые, леса и т.д. Они являются важным фактором производства продукции. При этом, заметим, возрастают и затраты на природоохранные мероприятия. Если в 1970 году на эти цели в мире было израсходовано 40 млрд долл., то в начале ХХI в. – уже более 250 млрд долл. По мнению экспертов, каждое государство на природоохранные мероприятия должно выделять не менее 5% ВВП.

Третьим важным фактором увеличения национального богатств в наши дни является использование достижений науки и техники. Научно-технические исследования, разработки и инновации (нововведения) охватили в развитых странах всю экономику. Инновации представляют собой вовлечение в производство новых товаров, внедрение прогрессивных технологий, применение новых форм организации производства, предпринимательства, маркетинга.

Научно-технический прогресс, в свою очередь, зависит от уровня и качества образования населения. Еще в 20-е годы ХХ века в СССР видный экономист академик С. Струмилин предпринял попытку определить влияние образования на экономическую эффективность труда рабочих. Он пришел к выводу о том, что даже простая грамотность, достигаемая за один год обучения, повышает производительность рабочего на 30%.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Макроэкономика. Валовой общественный продукт (ВОП). Валовой внутренний продукт (ВВП). Валовой национальный продукт (ВНП). Номинальный и реальный ВВП и ВНП. Потребительские расходы домашних хозяйств (С). Инвестиционные расходы фирм (I). Государственные закупки (G). Чистый экспорт (Xn). Чистый национальный продукт (ЧНП). Национальный доход (НД). Личный доход (ЛД). Располагаемый доход (РД). Потребление. Сбережение. Инвестиции. Национальное богатство.

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

 

ОТВЕТИМ НА ВОПРОСЫ

 

1. Какими способами можно определить величину ВВП?

2. В чем состоит различие между ВВП и ВНП?

3. Чем отличаются между собой личный доход и располагаемый доход?

4. Какая разница между валовыми и чистыми инвестициями?

5. Какая зависимость существует между величиной кредитной процентной ставки и величиной инвестиций?

 

ВЫПОЛНИМ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

1. ВВП по расходам включает:

а) потребительские расходы и государственные закупки;
б) валовые внутренние инвестиции; в) чистый экспорт; г) все ответы верны.

2. Национальный доход равен разнице между:

а) чистым национальным продуктом (ЧНП) и личным доходом; б) ЧНП и амортизационными отчислениями; в) ЧНП и косвенными налогами; г) правильного ответа нет.

3. В период инфляции:

а) реальный ВВП растет быстрее номинального; б) номинальный ВВП растет быстрее реального; в) номинальный и реальный ВВП увеличиваются одинаковыми темпами.

 

РЕШИМ ЗАДАЧИ

 

1. По данным таблицы, где ПП, ДС и ПС измеренные в
ден. ед. стоимость промежуточного продукта, добавленная стоимость и полная стоимость, определите величины ВОП, ВВП и стоимости конечной продукции.

 

Отрасль ПП ДС ПС
1. Охотничье хозяйство      
2. Производство мясопродуктов      
3. Торговля мясопродуктами      

 

2. Двумя способами определите величину ВНП по следующим данным (в трлн руб.): импорт – 60; амортизационные отчисления – 6; экспорт – 50; заработная плата – 40; процент – 2; арендная плата – 2; валовые внутренние инвестиции – 20; косвенные налоги на бизнес – 20; прибыль – 30; потребительские расходы населения – 60; закупки правительства – 30.

ВЕСЕЛАЯ СТРАНИЧКА

В МАГАЗИНЕ

 

В магазине стоит большая очередь. Зашедшая туда девушка спрашивает, что продают.

– Шампунь продают, от перхоти, всего за тысячу рублей, да еще с двойным эффектом!

Девушка тоже заняла очередь, решила купить целую упаковку, только все боялась, что не достанется. Подошла ее очередь, осталась последняя коробка. Девушка обрадовалась, купила и, собираясь уходить, спрашивает продавца:

– Скажите, а что значит с «двойным эффектом»?

– Ну, во-первых, он избавит вас от перхоти, а во-вторых, от волос.

 

 

 

Т Е М А 9

ЧТО И КАК ПРОДАЮТ НА НАЦИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ

В ЭТОЙ ТЕМЕ:

Ø дается представление о национальном рынке вообще, его структуре и инфраструктуре;

Ø рассматриваются рынки товаров, оптовая и розничная торговля, товарные биржи;

Ø особое внимание уделяется рынку труда, раскрывается сущность заработной платы, описываются ее формы и системы;

Ø говорится о рынке ценных бумаг, фондовых биржах, «быках» и «медведях».

Национальный рынок представляет собой форму организации отношений обмена товарами и услугами между производителями, продавцами и покупателями на уровне страны. Структурировать этот рынок на подсистемы можно по разным признакам: объекту купли-продажи, доле национального рынка, наличию продукции, законности функционирования и т.д.

По объекту купли-продажи выделяют рынки потребительских и инвестиционных товаров, трудовых и природных ресурсов, финансовый рынок, интеллектуальной продукции. Начнем с рынков потребительских и инвестиционных товаров.

9.1. РОЗНИЧНАЯ И ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ

Большая часть товаров на национальном рынке реализуется в торговле. Это сфера экономической деятельности, где совершается обмен результатами производства между предприятиями, организациями, отдельными людьми.

Различают две основные формы торговли: розничную и оптовую.

Розничная торговля предлагает товары покупателям поштучно или небольшими партиями. Предприятия розничной торговли можно разделить на магазинные, посылочные и торговлю с доставкой на дом.

Магазинная торговля предлагает для продажи товар производителя в неизменном виде или с небольшой предпродажной подготовкой, например, с подарочной упаковкой, расфасовкой. Форм могазинной торговли множество. Это небольшие магазинчики в малых населенных пунктах. Специализирванные магазины, где продаются товары ограниченного ассортимента (обувь, продукты, мебель). Среди разновидностей таких магазинов – бутик – магазин особо модных товаров. Специальный магазин – магазин одного товара (кофе, шляпы, рыба), предлагающий большой выбор. Универсальные магазины – это крупные предприятия, предлагающие разнообразные товары. Рынок потребителей (супермаркет) – построен по принципу самообслуживания. Это большие торговые залы, просторные парковки для автомобилей, широкий ассортимент часто обновляемых товаров. Все это создает атмосферу большого рынка. Относительно недавно появились дисконтные дома. Они получили свое название от слова «дисконт» – скидка. Это магазин без индивидуального обслуживания покупателей, особого оформления и сервиса. Его ассортимент ограничивается ходовыми потребительскими товарами, продажа которых осуществляется прямо из ящиков или картонных упаковок.

Посылочная торговля – форма организации розничной торговли, при которой покупатель делает свой выбор на основании присланных каталогов и проспектов и получает его на дом. Бурно развивается и торговля с доставкой на дом, где заказ товаров происходит по телефону или через компьютерную сеть. Примерами такой торговли являются телемагазины и интернет-магазины.

Оптовая торговля – это продажа товаров партиями, агентам по перепродаже, крупным потребителям или, если речь идет о сырье, – их переработчикам. Оптовая торговля, как правило, является промежуточным звеном между производителем продукции и розничной торговлей. Формы ее организации различны. Существует оптовая торговля с доставкой товаров, когда продавец снабжает товарами розничных продавцов и предоставляет им сервисные услуги. Практикуется также торговля с получением товара у поставщика, когда клиент – розничный продавец – сам забирает товар.

В настоящее время получила признание и система «Саsh-and-Carry» – оптовая торговля по методу самообслуживания. В ней осуществляется продажа товаров профессиональным потребителям (розничным торговцам, владельцам ресторанов), которые сами комплектуют свои заказы на складах. Товар при этом оплачивается за наличные (саsh), а клиент сам осуществляет погрузку и вывоз товара (саrry). По такой системе работают магазины сети «Метро».

Значительная часть оптовой торговли приходится на товарные биржи, или рынки, на которых в определенное время встречаются коммерсанты для того, чтобы заключить торговые сделки на отсутствующие пока товары. В отличие от обычной розничной торговли, на бирже товары не представлены, а купля-продажа происходит заочно.

Существуют товарные биржи общего типа для сельскохозяйственной продукции, например, Франкфуртская хлебно-товарная биржа, и специальные биржи для определенного вида товара, например, в Гамбурге – кофе, в Бремене – хлопка, в Чикаго – зерна, в Лондоне – цветных металлов.

9.2. РЫНОК ТРУДА И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

9.2.1. Рынок трудовых ресурсов, его специфика и структура

Рынок трудовых ресурсов – это рынок, на котором посредством спроса и предложения устанавливается определенный уровень занятости населения и величина оплаты труда.

Рынок трудовых ресурсов имеет ряд особенностей, отличающих его от рынков других ресурсов. Во-первых, специфичен сам товар – рабочая сила работника. Это связано непосредственно с личностью самого работника, обладающего не только определенными способностями к труду, но и другими качествами – психическими, физическими, социальными, культурными. Все это оказывает существенное влияние на интересы, мотивы трудовой деятельности работников и отражается на состоянии рынка трудовых ресурсов. Кроме того, цена рабочей силы отражает определенный уровень жизни, социальный престиж, благополучие работника и его семьи.

Во-вторых, спрос на рынке трудовых ресурсов, как и на любой ресурс, является производным от спроса на товары, производимые фирмой.

В-третьих, цена рабочей силы, или заработная плата, призвана обеспечивать воспроизводство рабочей силы, иначе пострадает и само производство.

В-четвертых, именно трудом работников, включая рабочих, управленцев, предпринимателей, создается новая стоимость – источник всех доходов.

Основными элементами структуры рынка трудовых ресурсов являются: субъекты рынка; конъюнктура; конкуренция; инфраструктура; система социальных выплат и гарантий работникам и безработным.

Какие субъекты вступают на рынке трудовых ресурсов в экономические отношения? К ним относятся:

Ø работодатели, наемные работники, безработные;

Ø организации, выражающие их интересы: профсоюзы, ассоциации предпринимателей, безработных и т.д.;

Ø государственные учреждения, разрабатывающие трудовое законодательство, контролирующие его соблюдение и регулирующие спрос и предложение на рынке трудовых ресурсов – министерство труда, биржи труда, центры занятости и т.д.

Вторым элементом структуры рынка трудовых ресурсов является конъюнктура, или соотношение спроса и предложения рабочей силы. Если спрос и предложение совпадаю

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...