Понятие и функции установок
Федеральное агентство образования Российской Федерации Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета Кафедра менеджмента и маркетинга
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИОННОМУ ПОВЕДЕНИЮ
МЕТОДЫ ИЗМЕНЕНИЯ УСТАНОВОК РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ
Новокузнецк 2007 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I ПРИРОДА И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ УСТАНОВОК СУБЪЕКТА §1.1 Понятие и функции установок §1.2 Разновидности состояния установки ГЛАВА II МЕТОДЫ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УСТАНОВКИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ §2.1 Убеждение §2.2 Внушение §2.3 Подкуп §2.4 Запугивание ВВЕДЕНИЕ
В психике человека существует и действует фактор, о наличии которого в сознании и речи не может быть, - состояние, которое можно поэтому квалифицировать как внесознательный психический процесс, оказывающий в данных условиях решающее влияние на содержание и течение сознательной психики. Это состояние - установка субъекта. Установка субъекта – это его основная, изначальная реакция на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и разрешать задачи. Эта установка, будучи целостным состоянием, ложится в основу совершенно определенных психических явлений, возникающих в сознании. Она не следует в какой-нибудь мере за этими психическими явлениями, а, наоборот предваряет их, определяя состав и течение этих явлений. Установки людей предопределяют их поведение в различных ситуациях и предрешают исход этих ситуаций. Но руководитель организации может повернуть этот процесс в обратную сторону: определив сначала желаемые результаты, он может изменить установки работников таким образом, который обеспечит наиболее эффективное исполнение поставленных целей.
Воздействовать на ум и поведение человека можно различными путями, одни из которых требуют лишь специфичной подготовленности специалиста (убеждение, внушение, подкуп и т.д.), а другие - еще и специальной аппаратуры (технотронные приемы, зомбирование и т.д.). Методы прицельного влияния могут быть щадящими (внушение) и агрессивными (шантаж), простыми (запугивание) и изощренными (зомбирование), трудно уловимыми (нейролингвистическое программирование) и дополняющими (фармакоуправление).Выбор применяемой методики зависит от:- реальной уязвимости объекта (черт его характера, эпизодов биографии, наличной ситуации);- цели намечаемого воздействия (изменение мышления, привлечение к сотрудничеству, получение информации, одноразовое содействие, воспитующее наказание);- собственных возможностей (обладание временем, умением, знанием, техаппаратурой, должными химпрепаратами, компетентными помощниками);- персональных установок исполнителя (его уровня моральной допустимости).В практике чаще всего используются:- убеждение;- внушение;- гипноз;- нейролингвистическое программирование;- нарковоздействия;- фармакоуправление;- технотронные приемы (ультразвук, инфразвук, СВЧ-излучения, электрошок, подпороговая стимуляция, торсионные излучения и т.д.);- зомбирование;- подкуп;- запугивание;- пытки.Актуальными методами воздействия на установки человека с точки зрения применения их в организации являются убеждение, внушение, подкуп и запугивание.Цель данной работы – выявить наиболее эффективные методы воздействия на установки человека-работника организации.Задачи: рассмотрение природы и механизма воздействия на подсознание человека отдельных методов изменения его установок, условий применения этих методов и алгоритма действий по их осуществлению.ГЛАВА I - ПРИРОДА И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ УСТАНОВОК СУБЪЕКТА
Понятие и функции установок
Как личность человека, так и установки включают в себя сложные когнитивные процессы. Их различие состоит в том, что личность обычно воспринимается в целом, а установки являются компонентами личности, применяются для ее описания или объяснения поведения. Установки характеризуются с трех позиций: a) они существуют, пока не будет что-то сделано для их изменения; b) они могут варьироваться в широком диапазоне (от очень неблагоприятных до очень выгодных); c) они направлены на конкретный объект, по поводу которого человек испытывает некоторые чувства или имеет некоторые убеждения. Установки имеют эмоциональный, информационный и поведенческий компоненты. · Эмоциональный компонент включает в себя чувства людей с позитивным, нейтральным или негативным аффектом относительно рассматриваемого объекта. Эмоции связываются с удовлетворенностью трудом, а выражение эмоций очень важно в поведении человека на рабочем месте. · Информационный компонент включает в себя убеждения или информацию, которые имеет индивид относительно объекта, при этом совершенно не важно, является ли данная информация точной или достоверной. · Поведенческий компонент определяет склонность человека вести себя определенным образом по отношению к объекту. Важно отметить, что только поведенческий компонент установки подлежит наблюдению. По отношению к другим компонентам можно сделать лишь заключения. При изучении организационного поведения необходимо знать следующие факторы, порождающие установки в отношении работы: 1) ситуационные факторы; 2) личностные черты и предрасположение, ведущие к позитивной (чувство внутреннего комфорта) или негативной (постоянная напряженность, беспокойство, тревога, огорчение, подавленность) аффектации. Значимость правильного понимания установок состоит в быстрейшей адаптации к рабочему окружению. Ф.Лютенсом выделяются следующие четыре функции установок: 1) функция приспособления к своему рабочему окружению (если руководство хорошо относится к работникам, то формируется и позитивное отношение к организации в целом; в противном случае при постоянной ругани, неповышении заработной платы развивается крайне негативное отношение к руководству и организации);
2) функция защиты собственного эго (помощь работнику в защите образа самого себя, своего поведения в отношении какого-то конкретного объекта); 3) функция выражения ценностных ориентаций (установки – это основа, помогающая конкретному человеку или группе людей выражать свои ценностные ориентации); 4) познавательная функция, позволяющая людям обрести необходимые нормы и точки отсчета, в соответствии с которыми они организуют окружающий их мир; независимо от того, как бы объективно ни воспринимал человек реальность, установки в отношении людей, событий и явлений помогают ему осмысливать происходящее вокруг него. Установки персонала можно, а иногда и очень нужно изменять, особенно если дело касается негативных в отношении организации или его руководства установок. Однако имеются следующие два препятствия, мешающие людям изменить их установки: a) ранее сформированная приверженность (при испытании человеком предпочтения к какому-либо принятому образу действий и нежелании менять его; существует теория эскалации приверженности с экспериментальными доказательствами того, что люди, принимающие решения, наперекор всему даже настаивают на ошибочном образе действий); b) отсутствие достаточной, достоверной информации или отсутствие оснований для изменения своих установок (особенно негативных). Преодолеть препятствия и изменить установки конкретного человека или группы можно следующим образом: 1) на основе предоставления новой информации, которая поможет изменить убеждения, а в итоге – и установки людей; 2) воздействием посредством страха с умеренным его уровнем, когда человек осознает ситуацию и начинает менять установки. При низком уровне возбуждения страха, например предупреждениях, люди часто их игнорируют. При высоких уровнях страха у человека, напротив, «душа уходит в пятки», и он не воспринимает никаких убеждений. Например, показ в передачах для курящих по телевидению США больных раком легких приводил телезрителей к выключению телевизоров, так как информация была очень страшной, и такие передачи не возымели желаемого эффекта. Специалисты в сфере здравоохранения считают, что наибольший эффект у программ, в которых степень страха оказывается умеренной;
3) устранение несоответствия между установками и поведением (теорией когнитивного диссонанса утверждается, что человек активно стремится устранить диссонанс посредством изменения установок и поведения); 4) влияние окружения – родных, друзей, коллег, знакомых, ровесников (однако человеку часто может быть выгодно придерживаться привычной линии поведения, поэтому так трудно бороться с неэтичным поведением); 5) привлечение к сотрудничеству (когда люди, неудовлетворенные существующей ситуацией, привлекаются к активной работе по ее изменению).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|