Иные вещные права на земельные участки.
1. пожизненное наследуемое владения земельным участком Данный институт предусмотрен ст.21 ЗК только для тех граждан, которые приобрели данное право до вступления в силу ЗК до 30.10.2001 г. Данное право позволяет гражданину распоряжаться земельным участком только путем передачи его по наследству, причем государственная регистрация производится на основании свидетельства о праве на наследство. Субъектами наследования могут быть только граждане. Данное право сохраняется в РФ постольку, поскольку сохраняется порядок наследования данного права (вымирающее право). 2. право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком Согласно ст.20 ЗК в постоянное пользование земельный участок предоставляется только государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям и центрам исторического наследия президентов РФ, прекратившим свои полномочия; а также предоставляется органам государственной власти и местного самоуправления для осуществления хозяйственной деятельности. Гражданам и юридическим лицам земельные участки на данное вещное право не предоставляется. Если такое право у них возникло до 30.10.2001 г., то оно сохраняется. Ни граждане, ни юридические лица, которые обладают земельным участком на таком праве, распоряжаться не могут. При этом граждане могут приобрести такие участки в собственность. Каждый гражданин имеет право однократного бесплатного приобретения данного участка. 3. право безвозмездного срочного пользования земельным участком Возникает на основании договора с собственником. По такому договору собственник обязуется передать или передает земельный участок, либо его часть в безвозмездное пользование на определенный срок другой стороне, которая в свою очередь обязуется использовать земельный участок исключительно в соответствии с целевым назначением участка и режимом “разрешенного использования”, который также определяется договором.
Как правило, земельные участки на данное право предоставляются из состава земель государственной и муниципальной собственности. Получателями участка на данное право могут быть только следующие категории субъектов: 1) государственные и муниципальные учреждения; 2) федеральные казенные предприятия; 3) органы государственной власти и органы местного самоуправления. Кроме того согласно ст. 24 ЗК на данное право могут предоставляться земельные участки: 1) из состава земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, а получателями будут иные граждане и юридические лица; 2) из состава земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, передающая сторона – орган государственной власти или местного самоуправления, которые имеют право предоставлять соответствующие земельные участки религиозным организациям в соответствии с п.3 ст.30 и п.1. ст.31 ЗК. Максимальный срок не должен превышать 1 год. Исключение: если передающей стороной являются граждане и юридические лица, то срок определяется договором. 3) на данное вещное право земельные участки предоставляются из состава земель находящихся в собственности или полном хозяйственном ведении организаций транспорта (например, РЖД), лесного хозяйства, государственных природных заповедников и парков. Получающая сторона – работники данных организаций (основание – не договор, а решение организации). Если такой работник выходит на пенсию по старости или инвалидности, то за ним это право сохранятся до момента его смерти. Но есть исключения: если в составе семьи такого работника имеются несовершеннолетние дети или иные нетрудоспособные нуждающиеся члены семьи, то за ними это право сохраняется и существует оно до момента достижения детьми возраста совершеннолетия, либо до момента смерти других членов семьи.
4. земельный сервитут – это право пользования чужим недвижимым имуществом в определённом ограниченном отношении. Обладатель сервитута – сервитуарий, приобретает право ограниченного пользования чужим земельным участком, при этом собственник участка обязан терпеть это обременение. Земельный сервитут сохраняется в случае перехода права собственности на земельный участок другому лицу. Есть 2 вида земельных сервитута: частные и публичные. Частные сервитуты устанавливаются, как правило, по соглашению между собственниками соседских земельных участков. Публичные сервитуты устанавливаются только законом, либо иным НПА как РФ, субъекта РФ и органа местного самоуправления в интересах государства, местного самоуправления или местного населения в тех случаях, когда изъятие земельных участков у частных собственников либо невозможно, либо нецелесообразно. В любом случае публичный сервитут согласно п.2 ст.23 ЗК устанавливаются с учётом результатов общественных слушаний. Согласно п.3 ст.23 ЗК публичные сервитуты могут устанавливаться в следующих целях: 1) проход или проезд через земельные участки (участок); 2) использование земельных участков в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линей сетей и объектов транспортной инфраструктуры (как правило, носят временный характер); 3) для размещения на чужих земельных участках межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; 4) для проведения дренажных работ на земельных участках; 5) для общественного забора воды и водопоя; 6) для прогона скота через земельный участок; 7) для сенокоса и выпаса скота, но в этом случае сервитут устанавливается на определённый срок, продолжительность которого соответствует местных условиям выпаса; 8) свободный доступ к прибрежной полосе. Основной признак любого сервитута – это связь 2х и более земельных участков, при которой один участок является господствующим, а другой – считается обременённым. Сервитуты подлежат государственной регистрации. Собственник земельного участка, обременённого сервитутом, может требовать плату за пользование своим участком.
Публичный сервитут. Собственник участка, обременённого публичным сервитутом, может требовать соразмерную плату в тех случаях, если установление публичного сервитута объективно приводит к существенным затруднениям в использовании его земельного участка (п.7 ст.23 ЗК). При этом собственник такого участка должен доказать в суде, в чём состоит затруднённость использования. Собственник обременённого участка может требовать прекращения сервитута при наличии следующих условий: 1) если отпали основания, вследствие которых он был установлен. Это значит, что сервитуарий объективно может удовлетворить свои потребности другим образом. 2) если земельный участок, обременённый сервитутом, не может использоваться собственником в соответствии с его назначением (ст.276 ГК РФ). В тех случаях, когда установление публичного сервитута также приводит к такой невозможности использования, то собственник обременённого земельного участка вправе требовать принудительного изъятия данного участка, в т.ч. путём выкупа. Требовать можно у того органа государственной власти и местного самоуправления, который принял решение об установлении публичного сервитута.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|