Воспроизводство в животном мире
Об этом в общих словах сказано в Аятах 45-46 Суры 53: "и что Он создал супругов — мужа и жену — из капли, когда она извергается" Здесь "пара" — то же выражение, которое мы уже встречали в Аятах, где затронут процесс воспроизводства в растительном мире. В этом случае указан еще и пол — мужской и женский. Совершенно удивительная и примечательная деталь — точность, которой утверждается о том, что для воспроизводства требуется малое количество жидкости. Здесь употреблено слово, означающее "сперма". О том, какую роль играет этот момент с точки зрения оценки положений Корана в свете современной науки, речь пойдет в следующей главе. Существование популяций животных "Нет животного на Земле и птицы, летающей на крыльях, которые не были бы общинами подобными вам. Мы не упустили в книге ничего, потом к вашему Господу они будут собраны" (Коран: Сура 6, Аят 38) В этом Аяте присутствуют несколько моментов, требующих комментария. Во-первых, может показаться, что здесь описывается то, что происходит с животными после их смерти. Однако ни для кого не секрет, что Ислам вообще не содержит никаких положений на этот счет. Тогда в этом, возможно, видится некое предопределение[81]. Такое предопределение можно считать либо всеобщим, либо ограниченным, когда предопределены лишь такие функции и их совокупность, которые обусловливают конкретный тип поведения. Этот тип поведения — инстинктивные реакции животных в ответ на различные внешние импульсы, которые, в свою очередь зависят от состояния внешней среды. Блашер утверждает, что комментаторы предыдущих эпох, такие, например, как Рази, считали, что в этом Аяте говорится лишь об инстинктивных действиях животных, совершая которые, они как бы поклоняются Богу. Шейх Си Бубекер Хамза в комментарии к своему переводу Корана ведет речь об "инстинкте, который, ведомый Божьей Мудростью, побуждает все существа держаться друг друга, когда, объединившись в группы, они стремятся подчинить жизнедеятельность каждого из ее членов интересам всей группы".
В течение последних десятилетий поведение животных является предметом пристального изучения, позволившего установить факт существования "сообществ" животных в истинном смысле этого слова. Этому открытию, несомненно, предшествовал длительный анализ жизнедеятельности подобных групп или сообществ, завершившийся полным и окончательным признанием существования подобных организаций в животном мире. Однако механизмы, управляющие организациями подобного типа, были открыты лишь недавно и лишь для некоторых видов. Наиболее известный пример — это, несомненно, пчелы, изучение поведения которых связано с именем Фриша. Фон Фриш, Лоренц и Тинберген в 1973г. удостоились Нобелевской премии за работы в этой области. Сведения о пчелах, пауках и птицах Если специалисты-психоневрологи желают привести впечатляющие примеры удивительных механизмов, управляющих поведением живых существ, они чаще всего упоминают пчел, пауков и птиц, в особенности птиц перелетных. Бесспорно, эти три группы могут служить в качестве одной из лучших моделей высокоорганизованных популяций. Тот факт, что Коран берет за образец именно эту "тройку", полностью проистекает из необычайно интересных с точки зрения науки черт, присущих каждому из трех отмеченных видов. Пчелы В Коране пчелам посвящена длинная выкладка: "И внушил Господь твой пчеле: "Устраивай в горах дома, и на деревьях, и в том, что они строят; потом питайся всякими плодами и ходи по путям Господа твоего со смирением". Выходит из внутренностей их питье разного цвета, в котором лечение для людей. Поистине, в этом — знамение для людей, которые размышляют!"[82]
(Коран: Сура 16, Аяты 68-69) Трудно понять, что конкретно подразумевается под "хождением по путям Господа со смирением". Поэтому данная фраза может восприниматься лишь в широком смысле. Относительно же знаний о поведении пчел, которыми мы уже располагаем, можно сказать лишь то, что здесь (как, впрочем, и относительно двух других упомянутых в Коране видов) мы имеем дело с удивительным устройством нервной системы этих насекомых, обусловливающим все их поведение. Известно, что так называемый пчелиный танец — это одно из средств общения пчел между собой. Прибегая к нему, пчелы способны указывать своим собратьям направление полета, а также расстояние до цветов, с которых необходимо собрать нектар. Знаменитый опыт, проделанный Фришем, позволил понять: смысл движений "танцующих" насекомых — доносить соответствующую информацию до рабочих пчел. Пауки Пауки упоминаются в Коране для того, чтобы указать: их жилище столь непрочно, что более хрупкого сооружения, чем это, вообще быть не может. Из Корана явствует, что их убежище столь же ненадежно, сколь ненадежны жилища всех тех, кто не пожелал считать Бога своим Единственным Господином и Хозяином. "Те, которые взяли себе помимо Аллаха помощников, подобны пауку, который устроил себе дом. А ведь слабейший из домов, конечно, дом паука, если бы они знали!" (Коран: Сура 29, Аят 41) Паутина состоит из шелковых нитей, выделяемых железами пауков, диаметр которых — бесконечно малая величина. Человек не может сделать предмет, по хрупкости сравнимый с паутиной. Натуралисты не устают удивляться необыкновенному характеру работы, изначально запрограммированному в нервных клетках животного. Эта программа позволяет пауку плести паутину, являющуюся шедевром соблюдения законов геометрии. Птицы В Коране довольно часто упоминается о птицах. Мы встречаем их в эпизодах жизни Авраама, Иосифа, Давида, Соломона и Иисуса. Однако в этих Аятах упоминания о птицах никак не относятся к теме разговора, ведущегося на страницах настоящей книги.
Выше уже приводился Аят, в котором сказано о популяциях (сообществах) животных на суше и птиц в Небе. Это Аят 38 Суры 6: "Нет животного на Земле и птицы, летающей на крыльях, которые не были бы общинами, подобными вам. Мы не упустили в книге ничего, потом к вашему Господу они будут собраны" В двух других Аятах отмечено строгое повиновение птиц Власти Бога: "Разве они не видят птиц, покорных в воздухе Небесном; их поддерживает только Аллах..." (Коран: Сура 16, Аят 79) "Разве они не видят птиц над ними, расширяющими (крылья); а потом — сжимают. Никто их не держит, кроме Милосердного..." (Коран: Сура 67, Аят 19) В каждом из этих Аятов присутствует одно слово, перевод которого является исключительно тонким делом. В переводе, представленном нами, звучит мысль о том, что Бог удерживает птиц в Своей Власти. Арабское слово, о котором идет речь, "амсака", исходное значение которого — "наложить руку на что-то, держать, удерживать, сдерживать кого-то". Можно провести параллель между этими Аятами, в которых отмечается теснейшая зависимость поведения птиц от воли Бога, и данными современной науки, свидетельствующими о той степени совершенства, с которой некоторые виды птиц способны "программировать" направление своего полета. Чрезвычайно длительные и сложные странствия, которые под силу даже очень молодым птицам, совершающим их впервые и самостоятельно, без вожака, возможны только благодаря "программе перелета", закодированной в их генах. Восхищает и способность птиц вновь возвращаться в покинутое ими место, причем в определенное время. Профессор Гамбургер в своей книге "Сила и Хрупкость" (La Puissance et la Fragilite", изд. Flammarion, 1972, Париж) в качестве примера приводит всем известный случай с баран-птицами ("mutton-bird"), живущими в Тихоокеанском регионе. Они совершают странствия на расстояние в 25 000 км стаями в форме числа "8"[83]. Необходимо признать тот факт, что сложнейшие ориентиры, которыми руководствуются птицы, совершающие подобного рода путешествия, заложены в их нервных клетках. Они, скорее всего, запрограммированы, но кто Автор такой программы?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|