Глава 2.Экономика ФРГ. Краткая характеристика
Введение Современный этап развития рынка труда связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. В условиях технологического этапа НТР возрастает роль человеческого фактора в производстве. Результаты производства напрямую зависят от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного работника в частности. К рабочей силе начинают предъявляться совершенно новые, по сравнению с прошлым, требования: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции; удержание низкой себестоимости изделий путем постоянного совершенствования методов производства; индивидуализация всех видов и форм производственного и непроизводственного обслуживания. В данной работе сделана попытка проанализировать ситуацию на примере рынка труда ФРГ, выявить закономерности ее развития и спрогнозировать последствия политики, проводимой правительством страны. Так как сейчас наша страна развивает свою экономику по западной модели, опыт европейских государств необходимо учитывать, планируя и проводя реформы. Актуальность этого вопроса показывает и то, что тема проблем на рынке труда, в частности проблемы безработицы, широко дискутируется в печатных и электронных СМИ как в самой Германии, так и в мире. Статьи на эту тему появляются в специализированных экономических журналах. В сети Интернет публикуются статистические данные об уровне развития экономики, уровне безработицы, количестве безработных, напряженности на рынке труда. На основании этих данных есть возможность провести анализ ситуации в экономике ФРГ. В научной, учебной и научно-популярной литературе содержатся теоретические сведения о структуре, сущности, организации рынка труда, тенденциях и законах развития экономики в западных странах.
Глава 1. Рынок труда 1.1 Структура и сущность рынка труда
Функционально - организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости. На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется. На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам. На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом. На рынке труда реализуется возможность: - свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.);
- найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты; - независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально - квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей; - свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале. Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные созидательные качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из основных задач народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятся создать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда. Рабочая сила - товар особого рода еще и потому, что она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности. Преобладающая общность интересов “товара” рабочей силы и ее потребителей - экономики и государства - является важнейшей социально - экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально - экономической системы любой страны.
Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.
1.2 Организационно-финансовые основы рынка труда
Рынок труда является органической частью экономики и как 6ы вмонтирован в нее. Он функционирует силами управлений и отделов кадров, учебных и исследовательских центров, а также социальных служб корпораций аналогичных подразделений государственных учреждений, некоммерческих организаций и т. д. Его важными звеньями являются региональные и местные службы министерств труда, осуществляющие профессиональное обучение, трудоустройство и материальную поддержку в первую очередь лиц, нуждающихся в особой социальной опеке - безработных, инвалидов, иммигрантов, неустроенной молодежи. Государственная политика рынка труда в западных странах исходит из того, что активная жизненная позиция, стремление к развитию и самоутверждению, присущая корпорации, предприятию и любому трудящемуся, возникает не под влиянием директивных указаний со стороны и не под давлением каких-то внешних сил. Напротив, подобные устремления зарождаются не только как следствие внутренних побуждений и реализуются путем самостоятельных решений и действий. Для этого необходима конкурентная среда и наличие для всех примерно равных возможностей достижения наилучших результатов. Задача государства состоит в обеспечении наиболее благоприятных экономических, в т. ч. налоговых, социальных и культурных, возможностей развития страны. Эффективность подобной концепции подтверждает опыт развития западного общества 70-80-х гг. Государство ни при каких обстоятельствах не выступает давящей директивной силой, наделившей само себя монопольными правами регулировщика рынка труда. Опыт развития западной цивилизации показывает, что подобная ситуация неминуемо приводит к исчезновению эволюционных потенций в обществе и его деградации.
В настоящее время расширенному воспроизводству и развитию высококачественных трудовых ресурсов в той или иной степени служат так или иначе практически все, включая оборону, материальные и духовные активы страны. О жизненной важности рынка труда для современного общества свидетельствуют масштабы текущих государственных затрат на его развитие. Только на реализацию социальных программ в рамках рынка труда во многих западных странах ежегодно выделяются средства в объеме 2-3% валового национального продукта. Рынок труда финансируется государством через министерство труда по трем самостоятельным направлениям - трудоустройство ищущих работу, обучение пользующимся спросом специальностям необходимой квалификации; профессиональная реабилитация и обеспечение работой лиц, требующих особого социального внимания (люди с ограниченной трудоспособностью, инвалиды, иммигранты, молодежь без полного школьного образования и специальности и т. д.). Расходы на развитие трудовых ресурсов, поступающие из государственного бюджета, непосредственно от фирм, корпораций и отдельных предпринимателей, не облагаются налогами, не имеют особых экономических, производственных оценок и не ставят трудящихся в связи с этим в юридическую или фактическую зависимость от предпринимателей, государства, общества в целом. Ни государство, ни частный капитал не предъявляют, в какой бы то ни было форме, трудящимся счета за вложенные ими в трудовые ресурсы средства, не требуют их компенсации. Осуществляется, таким образом, своего рода безвозмездное субсидирование, и что еще важнее, фактическое развитие и подготовка к использованию рабочей силы как элемента национальных производительных сил будущими покупателями ее рабочего времени. Ни капитал, ни государство при этом не являются ни изначальными владельцами трудовых ресурсов, ни полными или частичными собственниками созданного ими по существу товарного потенциала рынка труда. Не ставится никаких политических условий, закрепляющих подготовленную рабочую силу за национальным рынком труда. Она имеет практически неограниченные возможности международного трудоустройства в интересах наилучшей для себя реализации профессиональных знаний, ибо национальный рынок труда является неотделимой частью мирового рынка и подчиняется общим законам международного разделения труда.
На практике трудящиеся индустриально развитых стран не так уж часто работают за рубежом. Но официальное наличие такой возможности оказывает громадное психологическое воздействие на общественное сознание. Ощущение гражданской и профессиональной свободы активизирует общий трудовой потенциал нации и заставляет работодателей и правительство внимательнее, заботливее относиться к отечественным трудовым ресурсам. Трудящийся, лишенный собственности на свою рабочую силу и возможности распоряжаться своим профессиональным потенциалом, во многом теряет интерес к труду, сохранению и развитию качеств труженика, созидателя и перестает стремиться к их лучшему использованию. Ослабевают нравственные, духовные связи со сферой труда и обществом, исчезает интерес к благополучию и развитию предприятий, национальной экономики страны. А это как бумеранг бьет в итоге по материальному благосостоянию населения и приостанавливает его духовный и культурный рост. Масштабы и интенсивность расходов на развитие и профессиональную подготовку трудовых ресурсов непрерывно нарастают и определяются уровнем поставленных перед обществом текущих и долговременных задач в этом отношении. Важно, что застрельщиком подобных программ выступают, как правило, ведущие корпорации страны. Прямое субсидирование воспитания и культурного развития трудящихся, наряду с вознаграждением за труд, имеет целью формирование трудовых ресурсов творческого типа и осуществляется в общей сложности на протяжении всей жизни человека в следующих направлениях: 1. Дошкольное, школьное воспитание и обучение, среднее специальное, высшее и научное образование (примерно 80-90% за счет государства, частного капитала и общественных организаций). 2. Заработная плата (соответствующая уровню образования и квалификации, минимальная выше прожиточного минимума). 3. Субсидирование «пожизненно» подготовки и переподготовки (в среднем на 90% за счет государства и частного капитала). 4. Пособия по безработице и различные виды социального вспомоществования (минимум - обеспечение текущих жизненных расходов; максимальная длительность - бессрочное вспомоществование; на 75-80% за счет государства и частного капитала). 5. Пенсионное обеспечение (при отсутствии трудового стажа - государственное всеобщее; при наличии его не менее 15 лет -двойное или тройное выше официального прожиточного минимума; на 90-100% за счет государства и частного капитала). 6. Финансирование на восстановление и укрепление здоровья и культурное развитие (на 70-80% за счет государства, частного капитала и общественных организаций). Зарплата, как мы видим, составляет небольшую «оперативную» часть всех сумм, которые идут на возмещение жизненных расходов и развитие населения. И все же именно она является главным инструментом, регулирующим движение и развитие рынка труда в профессиональном, отраслевом и региональном аспектах. Однако заработная плата в полной мере определяет трудовую мотивацию населения и формирует основу его социальной защиты только в том случае, когда она выплачивается в свободно конвертируемой валюте и благодаря этому обеспечивает во всех регионах страны и других странах примерно равный, выше прожиточного минимума, уровень жизни, который дает безусловную возможность общекультурного развития населения.
1.3 Особенности современного западного рынка труда
Одной из принципиальных особенностей современного западного рынка труда является значительная распространенность предпринимательской деятельности. Примерно каждый десятый работающий в США, Франции, Великобритании, каждый седьмой в Японии, каждый пятый в Италии является предпринимателем. Почти 2/3 из них возглавляют средние и мелкие предприятия, а каждый четвертый ведет дело, в котором занято двадцать и менее человек.[1] Чрезвычайно благоприятно на рынке труда сказывается развитие другого важного процесса - увеличение предприятий с коллективной формой собственности. Практика показывает, что предприятия с коллективной формой собственности имеют выше среднеотраслевых показатели качества продукции и производительности труда. Рабочие и служащие с большим воодушевлением участвуют в совершенствовании производства и, вместе с тем, в случае необходимости, легче соглашаются на компромиссы в области зарплаты и временного увеличения длительности рабочей недели. Подобные производственные коллективы успешнее участвуют в конкурентной борьбе и устойчивее в периоды конъюнктурных рыночных колебаний. Внимательнее и гуманнее решаются проблемы переквалификации, повышения профессионального уровня, сокращения штатов. С целью социальной защиты рабочих и служащих создаются дополнительные цеха, конкурентоспособные дочерние предприятия. Современный рынок труда имеет мощную корневую систему. Он опирается на гигантские организационные структуры, охватывающие не только экономику, но и многочисленные государственные, общественные и частные институты, включая национальную систему образования, в том числе принадлежащую фирмам, учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные организации, институт семьи.
Глава 2.Экономика ФРГ. Краткая характеристика
Федеративная Республика Германия, несмотря на серьезный экономический кризис, продолжающийся с конца 2000 года, является одним из ведущих индустриальных государств. По совокупной экономической мощи она занимает третье место в мире. По доле участия в мировой торговле - второе. Германия участвует в работе группы семи ведущих индустриальных государств (“Большая семерка”), которые на своих ежегодных встречах в верхах согласовывают экономическую и финансовую политику. В 1999 году валовый внутренний продукт - стоимость всех произведенных товаров и услуг, предназначенных для конечного использования, - достиг в старых землях рекордной цифры: 3 877,1 млрд. марок. Тем самым, согласно статистике, каждый работающий произвел товаров и услуг на сумму в 107 400 нем. марок. Если не принимать во внимание колебания цен, то реальная стоимость валового внутреннего продукта увеличилась за прошедшие 30 лет в два раза, а за 45 лет - в пять раз. Стоимость валового внутреннего продукта возросла с 3 346 млрд. марок в 1991 году до 3 732,3 млрд. марок в 1999 году.[2]
2.1 Социальная рыночная экономика
После второй мировой войны экономическая система Федеративной Республики развивалась в направлении социальной рыночной экономики, Эта экономическая система означает как отход от принципа “каждый против каждого” времен раннего “манчестерского либерализма”, так и отказ от государственного регулирования деятельности предприятий и в сфере капиталовложений. Основной закон гарантирует такие основные права, как свобода частной инициативы и право на частную собственность, но подчинят их социальному аспекту. Государству в условиях рыночной экономики отводится, в первую очередь, регулирующая функция/ Оно создает общие условия, в которых и протекают рыночные процессы. В рамках этих условий миллионы домашних хозяйств и предпринимателей свободно и самостоятельно решают, что им производить и потреблять. Основные черты социальной экономики, проводимой государством в ФРГ: - Плюрализм форм собственности и демократизм отношений собственности. - Все граждане по закону наделены основными социальными правами и свободами и могут отстаивать их в суде. Действуют принципы правового государства. - С помощью налогов государство перераспределяет личные доходы граждан – от самых богатых к необеспеченным. Этим достигается удовлетворение основных потребностей всего населения.
2.2 Отрасли экономики ФРГ
1) Сельское хозяйство Почти половина всей площади Федеративной Республики Германия, а это почти 36 млн. га, занята сельскохозяйственными угодьями. Структура сельского хозяйства за последние 40 лет изменилась коренным образом, что имело место и в других отраслях экономики. В 1949-99 гг. число сельскохозяйственных предприятий в бывшей Федеративной Республике сократилось почти на 1,5 млн. и составляет по данным на конец 2000 года 430 000. Из-за лучших перспектив в получении доходов в других отраслях экономики произошел большой отток фермеров на промышленные предприятия и предприятия сферы обслуживания. Кроме того, благодаря возросшей механизации в сельском хозяйстве высвободилось большое количество рабочей силы: в 1950 году имелось около 1,6 млн. фермерских хозяйств, где полный рабочий день в течение года работали семьями почти 3,9 млн. человек. В 1999 году на них было занято всего лишь около 220 000 человек. Сокращение численности хозяйств и рабочей силы сопровождалось повышением производительности труда: если в 1950 году один работник в сельском хозяйстве мог прокормить только 10 человек, то в 1996 году - 108. Несмотря на такой огромный рост производительности труда, увеличение доходов в сельском хозяйстве не всегда поспевало за ростом доходов в других отраслях экономики.[3]
2) Торговля Доля торговли в ВВП Германии составляет 10%. На более чем 600 тыс. торговых предприятиях трудятся сейчас более 4,6 млн. человек. Каждый восьмой занятый немец работает в сфере торговли. Несмотря на четкую тенденцию к концентрации, здесь все же преобладают средние предприятия. Персонал почти половины всех торговых фирм не превышает... двух человек! В 9/10 фирм работают не более десяти человек, зачастую это сам владелец и его родственники. В 2001 году общий объем оптовой торговли превысил сумму 1 трлн. марок. Общий объем розничной торговли составил более 720 млрд. марок (без учета оборота аптек, автозаправочных станций, фирм автосервсиа и продажи автомобилей). Тем не менее, стоит отметить, что из-за продолжающегося экономического спада число рабочих мест в розничной торговле сокращается. С 1999 года в торговле ФРГ определилось новое направление – поставка товаров на дом. Новые возможности торговля видит в электронной коммерции, Интернет проник и в торговлю. Только в первом году этого эксперимента оборот онлайновой торговли составил сумму почти 3 млрд. марок.[4]
3) Промышленность Промышленность - главная опора германской экономики. В 2000 году в Германии на почти 49 000 промышленных предприятиях работали около 6,5 млн. человек. Впрочем, за последние годы удельный вес промышленности в экономике заметно сократился. В результате долгосрочных структурных изменений ее доля в валовом внутреннем продукте в период с 1970 (старые федеральные земли) по 1999 гг. снизилась с 51,7% до менее 25,1%. При этом в ВВП резко возросла доля услуг, предоставляемых государством и частным сектором. Доля услуг, предоставленных в 1999 году государственным и частным секторами, составила 21,3% ВВП. Доля услуг, предоставленных торговлей, гостиничным хозяйством и транспортом, - 17,4%. Такие переживающие большой подъем промышленные отрасли, как производство информационной техники и техники связи или авиационная и космическая промышленность, не смогли компенсировать свертывание традиционных промышленных отраслей, например, текстильной и сталелитейной промышленности. Лишь около 1,9% промышленных предприятий - это крупные фирмы, насчитывающие свыше 1000 работников, 100 и менее сотрудников имеют свыше 3/4 предприятий. Таким образом, промышленность Германии состоит в основном из малых и средних предприятий. Тем не менее, около 40% (2,6 млн.) всех занятых в промышленности работают на крупных фирмах, насчитывающих более 1000 человек. В то же время крупные предприятия - это важные заказчики для множества мелких и средних предприятий-смежников. В целом на крупные фирмы приходится почти 51% общего оборота промышленности.[5] После второй мировой войны промышленность Германии внесла решающий вклад в восстановление экономики. При этом одним из самых существенных факторов был осуществленный в 1948 году переход к рыночному хозяйству. Конкуренция между предприятиями, по мнению правительства Германии, является наилучшим средством для того, чтобы обеспечить на мировых рынках конкурентоспособность германской экономики. Конкуренция на рынке поддерживается благодаря большому количеству мелких и средних предприятий. Поэтому правительство заинтересовано в улучшении условий для деятельности мелких предприятий и для создания новых фирм. Около 43% оборота связано с экспортными операциями. В результате на долю Германии приходится почти пятая часть совокупного экспорта оборудования западных промышленных государств.
Отрасли промышленности:
Автомобилестроение является одной из важнейших отраслей экономики Германии. После США и Японии Федеративная Республика - третий по величине производитель автомобилей в мире. Из почти 6 млн. автотранспортных средств, изготовленных в Германии в 2000 году, около 65% пошли на экспорт. [6]
Машиностроение и производство промышленного оборудования - отрасль с наибольшим числом предприятий в германской промышленности. В целом здесь насчитывается около 6.500 заводов и фабрик. По традиции в отрасли преобладают малые и средние предприятия, и благодаря своей гибкости и технологической эффективности она занимает ведущее место в мире. Лишь около 5,5% предприятий насчитывают свыше 500 работников. В основном это фирмы, которые выпускают серийную продукцию или разрабатывают проекты крупных технических сооружений и возводят их. Около 83% машиностроительных фирм - это мелкие и средние предприятия, насчитывающие менее 200 человек. Они специализируются на выпуске определенных видов продукции. Эта отрасль играет важную роль в экономике в целом, ведь она оснащает оборудованием другие промышленные отрасли. Ассортимент продукции уникален по мировым меркам и охватывает свыше 20.000 видов изделий. В 2000 году в машиностроении (в обеих частях Германии), где заняты более 800.000 человек, - оно является крупнейшим работодателем в германской промышленности - было произведено продукции примерно на 210 млрд. марок.[7]
Химическая промышленность - важнейший поставщик исходных продуктов, полуфабрикатов и конечной продукции, в частности, для таких областей, как здравоохранение, автомобилестроение, строительная промышленность и частное потребление. Самые современные технологии, инновационные продукты и активные научные исследования обеспечивают ей одну из ведущих позиций в мире. Наряду с химическими гигантами, принадлежащими к числу крупнейших концернов мира, здесь существуют многочисленные средние фирмы. В 1997 году оборот химической промышленности, где занято около 501 000 работников, составил примерно 189 млрд. марок, причем на долю экспорта пришлось 63%. Большие традиции у химической промышленности и в новых землях. Ее реструктуризация и приватизация почти завершены. Цель политических усилий здесь - сохранить ядро традиционных центров химической промышленности. В среднем в 1997 году в ней были заняты примерно 32000 человек. Весьма значительные усилия химическая промышленность предпринимает в области охраны окружающей среды. По многим показателям она играет здесь ведущую роль.[8]
Электротехническая и электронная промышленность, имевшая в 1999 года оборот в 250 млрд. марок и насчитывавшая около 850.000 работников, также является одной из ведущих промышленных отраслей.[9]
Оборот пищевой промышленности в 2000 году составил около 250 млрд. марок, в ней 6ыло занято более 500.000 человек.[10]
Заметную роль по-прежнему играют текстильная и швейная промышленность (включая кожевенную промышленность), насчитывающие более 250.000 работников и имеющие оборот более 55 млрд. марок.[11]
Оборот металлургической и металлообрабатывающей промышленности в 2000 году составил около 240 млрд. марок.[12]
Горнодобывающая промышленность(включая добычу камня и пород) в 1997 году достигала о6орота в 26 млрд. марок и насчитывала 148.000 работников. Но в последние годы началось свертывание этой отрасли.[13]
Оборот точномеханической и оптической промышленности, включая производство регулировочной техники, электромедицинских приборов и часов, превысил в 2000 году 50 млрд. марок. На почти 2.000 предприятиях этой отрасли, в основном средних, трудились свыше 200.000 человек. Во многих секторах эти предприятия занимают сильные международные позиции.[14]
Авиационная и космическая промышленность предъявляет самые высокие требования к поставщикам оборудованпя и субпоставщикам и во многих областях выступает в роли первооткрывателя современных технологий. Благодаря крупнейшим европейским программам кооперации (например, по производству самолетов типа “Аэробус” или ракеты-носителя “Ариадна”), она служит движущей силой сотрудничества между европейскими промышленными концернами. Германия славится своими экологически чистыми технологиями. В 2000 году на долю германских предприятий в этой сфере приходилось 17% мировой торговли. По этому показателю Германия занимала второе место после США. Рис.1. Распределение трудящегося населения ФРГ по отраслям промышленности (основные отрасли экономики ФРГ)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|