Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура научных революций и понятие парадигмы




Т. Кун в книге «Структура научных революций» впервые предложил отказаться от образа науки, которая развивается постепенно и по законам логики.
Т. Кун рассуждает следующим образом. Наука делается прежде всего научным сообществом. А каждое научное сообщество имеет свои специфические черты. Научное сообщество – это люди, признающие одну общую парадигму. Парадигма – это система убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научных традиций (часто под научной традицией подразумевается стиль мышления научного сообщества; собственную методологию научного сообщества).

Парадигма определяет общее видение мира и тем самым формирует научную картину мира. Научная картина мира – совокупность господствующих в данный исторический период наиболее важных теорий, которые образуют парадигму (аристотелевская парадигма сформулировала свою научную картину мира, ньютоновская – свою, эйнштейновская – свою). Парадигма всегда выступает как модель исторического развития науки (это и стиль мышления, и модель, и научный образец).
Нормальная наука – это период полного господства той или иной парадигмы. Любое открытие начинается с осознания аномалии, то есть с установления факта, не вписывающегося в принятую парадигму. Все известные в истории естествознания открытия новых видов явлений характеризуются тремя общими чертами: предварительное осознание аномалии, постепенное или мгновенное ее признание и последующее изменение парадигмальных понятий и процедур. Рост числа аномалий и специальных усовершенствований существующей парадигмы приводит к ощущению кризиса.

Таким образом, любой кризис начинается с сомнения в существующей парадигме.

Все кризисы заканчиваются одним из трех возможных исходов:

1) разрешение проблемы, породившей кризис, в существующей парадигме

2) признание невозможности решения проблемы в данное время. Проблема откладывается в сторону в надежде на ее решение новым поколением ученых или с помощью более совершенных методов.

3) кризис разрешается возникновением новой теории для объяснения аномалий и последующей борьбой за ее принятие в качестве парадигмы. Этот последний способ завершения кризиса Кун и называет научной революцией.

 

Таким образом, развитие науки включает 2 основные формы (стадии):
1) Нормальная наука, и 2) Научная революция.

 

Внимание: И.Барбур считает подход Куна применимым к религии:

«Как и в науке, в религии существуют совокупности метафизических и методологических допущений, которые мы называем парадигмами. Как и в науке, традиции в религии передаются в рамках определенных общин, в первую очередь, с помощью почитаемых исторических текстов и ключевых примеров. Люди, присоединяющиеся к той или иной традиции, проходят ознакомление с допущениями и практикой данной общины, и обычно действуют в рамках принятой в ней структуры мысли, которую можно назвать «нормальной религией», что соотносимо с «нормальной наукой».

 

Следующее необязательно, на мой взгляд, включать в ответ, но оставлено для более ясного понимания сути крнцепции Кунв.

Кун впервые показал, что критерии научности и рациональности не являются абсолютными и неизбежными, но напротив, исторически относительны и каждая парадигма определяет свои собственные стандарты рациональности науки. Например, в ньютоновской концепции были одни критерии рациональности науки, в эйнштейновской концепции эти критерии уже совсем другие.
Точка зрения Куна состоит в том, что не факты судят теорию, а, наоборот, теория определяет, какие именно факты войдут в теорию. Другими словами, существует теоретическая нагруженность фактов. Ученые видят мир на основе определенной парадигмы, поэтому и факты они подбирают соответствующие (физикам нужны физические факты; представителям теологической парадигмы – соответствующие факты; экономистам – экономические факты).
Из этого следует, что различные исторические парадигмы несоизмеримы между собой в том смысле, что между ними нет исторических связей, отсюда следует еще один вывод, который заключается в том, что в развитии науки нет никакого прогресса. Прогресс есть внутри какой-то конкретной парадигмы (т.е. происходит накопление какого-либо знания).

Некоторые общие положения теории Куна можно суммировать следующим образом:

1. Движущей силой развития науки являются люди, образующие научное сообщество, а не нечто, заложенное в саму логику развития науки;

2. Развитие знания определяется сменой господствующих парадигм, а не простым суммированием знаний, то есть происходят не только (и не столько) количественные, но и качественные изменения в структуре научных знаний;

3. Наука развивается по принципу чередования периодов «нормальной» и «революционной» науки, а не путем накопления знаний и присоединения их к уже имеющимся.

Критическое замечание к концепции Куна: (от Поппера, м.б.? Он его больше всех критиковал)
Научные революции по Куну носят исключительных иррациональный характер, т.е. логика развития науки по Куну непредсказуема. Проще говоря, по Куну, переход от одной парадигмы к другой не может быть объяснен рационально, а основан на вере, подобно религиозной вере (переход от одной парадигмы к другой по Куну подобен переходу человека от одной религиозной вере к другой).

Литра:

Т.Кун «структура научных революций»

Барбур И. Религия и наука: История и современность. (гл. 5, модели и парадигмы)

3. Научная и религиозная картина мира

В процессе развития человеческого общества и накопления знаний складывается определенная картина мира — обобщенное представление о мироздании, содержащее наиболее важные результаты познавательно-практической и социальной деятельности человечества. Она включает в себя не только данные естественных наук, но и их философское осмысление, определенные методологические принципы. По мере развития человечества одни картины мира сменяются другими — более совершенными. Но в одно и то же время могут существовать картины мира, в основе которых лежат различные мировоззренческие и философские принципы. Так было в средние века, когда церковь приняла на вооружение геоцентрическую систему мира Аристотеля — Птолемея, вложив в нее сугубо религиозное содержание, и на протяжении длительного времени активно противопоставляла ее гелиоцентрической системе мира.

Картина мира – система представлений о мироздании, которая является результатом обобщения, систематизации знаний. // модель мира, которая связана с целостным взглядом на мироздание.

Научная картина мира основывается на объективных фактах, знаниях, собранных и подтвержденных наукой, рациональном познании окружающего мира.

Религиозная картина мира основывается на религиозных представлениях индивида, почерпнутых из священных книг, положениях церкви, вероучении, религиозных мифах и т.д.

Картина мира, в основе которой лежат диалектико-материалистические представления о природе, в частности принцип материального единства мира, противостоит различным вариантам картины мира, в которых данные естествознания рассматриваются с позиций идеалистической философии. Одной из таких картин мира в современную эпоху является религиозная.

 

4. Проблема зарождения протонаучных знаний. Рудиментарная наука.
О
протонаучном знании (просто к сведению):

Протонаучное знание (преднаучное знание, предшествующее на­учному) знание, представляющее собой первичные формы осмысления реальности, формирующиеся в процессе становления научного знания, когда еще отсутствует необходимый эмпирический материал, не разрабо­таны методы исследования и нормы построения теории. Протонаука опи­рается как на существующие достоверные знания, так и на субъективные предположения исследователя, его творческое воображение. Протонаучное знание создает предпосылки для построения достоверных теоретических концепций, выступая в качестве определенных «строительных лесов» на­учных теорий, с возникновением которых протонаучное знание исчерпы­вает свои возможности.

 

Эволюция человека (напоминалка. Вдруг ХОЗЯИН спросит):

Самый древний из рода Homo — Homo habilis, или человек умелый, первые представители которого появились на Земле около 2 млн лет назад. До этого времени, вероятно, существовали только австралопитеки. Около 2,5 млн лет назад произошло расщепление в эволюции гоминид, в результате которого обособились массивные австралопитеки (тупиковая ветвь эволюции) и род Homo. Существуют находки, которые не нашли таксономического определения и частью исследователей относятся к Homo habilis, а другой частью — к группам архантропов (древнейших людей), пришедших на смену Homo habilis примерно 1,6-1,5 млн лет назад.

Существует уже устаревшая классификация видов внутри рода (и схема антропогенеза) как последовательная смена «этапов», каждый из которых включает в себя несколько видов.

ñ Архантропы — древнейшие люди. В группу архантропов входят два основных вида. Это вид азиатских древнейших людей, человек прямоходящий (Homo erectus), и его африканский вариант, человек работающий (Homo ergaster).

ñ Палеоантропы — древние люди (Homo neandertalensis и, возможно, Homo heidelbergensis). Классическим представителем палеоантропов (древних людей) является неандерталец, или человек неандертальский, — Homo neanderthalensis. Недавно выделен ещё один вид — гейдельбергский человек, Homo heidelbergensis, более поздний, чем древнейшие люди Homo erectus и Homo ergaster. Некоторыми исследователями он относится к палеоантропам.

ñ Неоантропы — люди современного облика. Далее следует вид современного человека, или человека разумного, Homo sapiens, который разделяется на два подвида — Человек Идалту (Homo sapiens idaltu) и человек разумный разумный (Homo sapiens sapiens).

Границы между группами условны, зависят от:

ñ 1) точки зрения исследователя на важность тех или иных диагностических признаков;

ñ 2) объективно существующих трудностей сравнения очень разных биологических объектов.

Традиционная стадиальная модель антропогенеза предполагала прямой переход видов одной стадии в виды следующей. Однако этот упрощённый подход не оправдал себя. С расширением числа находок ископаемых форм человека стало очевидно, что в разное время сосуществовали представители разных видов рода Homo, относящиеся к разным стадиям.

 

Зарождение рудиментарной науки (по Шахнович М.И.):

Одна из главных потребностей человека, отличавшая его от животных, — потребность познания. Начальной формой знания было производство орудий труда и умение пользоваться ими. В процессе труда человек изучал различные свойства предметов, их твердость, текучесть и т. д., познавал сущность поразительных явлений природы. Такие понятия, как пространство, длина, время, скорость, сила, перешли в физику из обыденной жизни первобытных и древних людей. Т.е. источником знаний первобытного человека была его трудовая деятельность, во время которой накапливался опыт, сопоставлялись причины и следствия явлений, обобщались наблюдения. Первые рационалистические взгляды на окружающий мир складывались под влиянием изобретений орудий труда, открытий различных средств, облегчающих борьбу за существование, лучших приемов охоты, изучения повадок животных, определения съедобности и лечебной силы злаков, трав и корней, появления скотоводства и земледелия.

 

Подробнее о том же:

История первобытного общества – самый масштабный период развития общества. По данным современной археологии этот этап продолжался до 3 тысячелетия до н.э., когда появились первые государства, культура, цивилизации (Египет, Вавилон, несколько позже – Древняя Греция, Индия, Китай). Географические рамки определяются теми районами (очагами) древней культуры, которые обнаружены археологами и расположены на всех континентах мира. В археологии важнейшими признаками является стоянка в районе озера Чак, позже они появились в Испании, Франции, на юге Китая. Общеизвестно, что крупнейшим событием в этом длительном процессе стало физическое и умственное развитие человека. Этот период продолжался 3 тыс. лет. В конце этого периода – на рубеже палеолита и мезолита – произошла мыслительная революция. Этот этап называется революцией потому, что у человека в этот период сформировался определенный комплекс физических и психологических качеств, развитый мозг и способность к мышлению. Именно появление этих психофизиологических особенностей позволило сформироваться человеку разумному. В этом виде человек существует и в настоящее время, с тех пор никаких глубоких изменений в физиологии человека не произошло. Возникает вопрос: Как возникли эти психофизиологические качества человека? С точки зрения эволюционистов, создателем человека явился труд, а не Бог, как считают креационисты. Под трудом понимается целесообразная деятельность человека для удовлетворения своих потребностей по использованию окружающей природной и социальной среды. Преобразуя эту среду, человек преобразился и сам.

Можно выделить следующие важнейшие события в этом процессе:

1) Овладение человека огнем. Первые останки костров (кострища) археологи нашли на юге Франции и Венгрии, которые появились около 500 тыс. лет тому назад (огонь получали из сухого дерева, из удара камнем по кремнию; материалами служили камни, кости животных).

20 тыс. лет назад появились первые светильники. Благодаря использованию огня человек достиг существенных изменений в своей деятельности: продвинулся дальше на Север; улучшилось питание человека; возникла новая форма общения у людей в виде общения у костра, что стимулировало духовное развитие человека.

2) Создание новых орудий труда – тяжелых топоров, молотков; появились первые лодки.

3) Появление первых постоянных поселений.

В результате, человек стал более независим от природы. Это выразилось 10 тыс л.назад в так называемой Неолити́ческой револю́ции (понятие предложено Гордоном Чайлдом, равно как и понятие «рудиментарная наука») — переходе человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве. По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7­-8 регионах. Установлено, что первыми районами земледелия стали: Малая Азия (Персия), Средняя Азия. Все это способствовало к переходу к производящей экономике.

Первыми памятниками духовной культуры были изображения животных, быков, оленей, лошадей (на стенах пещер с использованием красок красного спектра), скульптуры женщин Новой Венеры (15 тыс. лет до н.э.). На первый взгляд эти культурные достижения кажутся незначительными, однако следует отметить, что это был революционный сдвиг в истории человечества. Это означает начало великого процесса удвоения жизни человечества. Это означало, что к обычной, физической, телесной, жизни человека добавилась жизнь совсем иная – нематериальная, идеальная (духовная); жизнь, которая означала возникновение у людей второй природы. Частью этого мира позднее стала и наука. Поэтому именно здесь усматривается начало (истоки) науки. Появление этих изображений оценивается как великий переворот еще и потому, что был открыт прямой путь к еще одному достижению – к развитию письменности: Пиктограммы - Клинопись – буквенная (иероглифическая) письменность. На основе первых достижений появились и более сложные достижения древней культуры – мифы, танцы, музыка, ритуалы. Позже возникли религии, на этой основе формируется первая донаучная картина мира.

Наука возникает для удовлетворения практических потребностей, и сосуществует с мифом. зачатки научного знания были растворены в мифах. Мифология часто была привязана к конкретным объектам и образам, она не обобщала знания, а принимала их конкретные формы.

 

Проблемы:

Изучению этого периода присущи определенные трудности. В современной науке нет единой позиции по ряду вопросов весьма важных для исследования этого периода. Эти проблемы следующие:

1) Как возникла наша Вселенная.

2) Проблемы возникновения жизни на Земле.

3) Ученые не могут экспериментально установить такую характеристику живого, как передачу наследственности.

4) Проблема появления самого человека, его способность к познанию, способность к понятийному познанию. А именно с понятийным познанием появилась наука.

В истолковании этого важнейшего для истории человечества вопроса идет острое соперничество между 2 концепциями:

1) креационистская;

2) эволюционистская.

1) Креационистская (от лат. сreatio – сотворение) – проста по своему содержанию. Представляет собой основанное на вере представление о чудесном (таинственном) сотворении Богом из ничто Вселенной, жизни, человека и его способностей к познанию.

2) Эволюционистская (более сложная). Основана на разуме. Процесс возникновения Вселенной, жизни, современного человека она рассматривает как процесс универсальной эволюции, которая с точки зрения современной науки включает 3 главных момента раздвоения действительности (депортации):

1) Небытия: на небытие и бытие – 20 млрд. лет назад.

2) Неживой материи: на неживую и живую – 5 млрд. лет назад.

3) Живого: на немыслящее и мыслящее.

Обе эти концепции существуют, имеют своих приверженцев и сторонников.

Особенность эволюционной концепции состоит в том, что она предпочитает рассматривать медленные, едва заметные изменения в природе, в жизни. С позиции этой концепции, именно эти, на первый взгляд, незначительные изменения и привели в конце концов к величайшему перевороту в первобытном обществе, к возникновению человеческой способности к познанию, к появлению элементов понятийного мышления и впоследствии – к появлению науки.

Литра:

М. И. ШАХНОВИЧ: ПЕРВОБЫТНАЯ МИФОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ

Фильм: у истоков человечества

Веркор. Люди или животные?

Можно, наверное, и Малиновского упомянуть.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...