Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инквизиция в борьбе с наукой: сожжение Дж. Бруно и осуждение Галилея.




Галилео Галилей (1564 – 1642). Итальянский физик, механик, астроном, философ и математик. Галилей считается основателем экспериментальной физики. Конфликты с церковью были вызваны, главным образом, тем, что Галилей заявлял в своих работах о необходимости обсуждения проблем природы вне контекста Священного Писания. Он писал в «Диалоге о двух системах мира»: «Мне кажется, что при обсуждении естественных проблем мы должны отправляться не от авторитета текстов Священного Писания, а от чувственных опытов и необходимых доказательств». Однако он не отрицает Бога, а считает, что Он открывается в природе не менее полно, чем в Священном писании. Хотя сначала Церковь запретила его труды, с приходом папы Урбана VIII, друга Галилея, ситуация немного смягчается, ему разрешают обсуждать и преподавать коперниканскую теорию, но лишь в рамках математической астрономии. Однако написание «Диалога» снова ставит его в опасное положение (папа не одобрил, тем более что прототипом одного из персонажей был именно Урбан, и реплики были в пользу гелиоцентрической системы), и с этого момента и до конца жизни Галилей находится под домашним арестом. В общем, можно сказать, что главным для Галилея было обретение интеллектуальной свободы от церкви, поскольку она явно ограничивала возможности для познания.

 

17 февраля 1600 года, на Кампо деи Фьори (Площади Цветов) в Риме сожгли Джордано Бруно. А за что? Его имя знают все, но мало кто сможет теперь сказать, в чем же заключалась научная новизна воззрений Бруно. Попробуем разобраться.

 

Филиппо Бруно родился в 1548 году (460 лет назад) в Ноле близ Неаполя. В 15 лет он поступил в местный монастырь Св. Доменика, где принял сан священника и имя - Джордано. Однако он критически относился к схоластике и догматам церкви, увлекся идеями гуманизма, стал изучать философию, как древнюю, прежде всего античную, так и современную. Обладая бескомпромиссным характером, он отстаивал свои взгляды, не боялся вступать в споры и диспуты. Обвинённый в ереси, Бруно вынужден был бежать сначала в Рим, а потом и за границу.

 

Везде Бруно читал лекции, занимался наукой, издавал свои труды, высказывал свои еретические взгляды. Поэтому его всюду преследовали, он не мог нигде долго задерживаться. За 16 лет скитаний он объехал всю Европу. Италия (1576-1579 годы), Швейцария (1579-1580 годы), Франция (1580-1583 годы), Англия (1583-1585 годы), снова Франция (1585-1586 годы), Германия (1586-1592 годы), Прага (1592). В эти годы Джордано Бруно проявил себя не только как философ, но и как поэт. Его перу принадлежит большое число художественных произведений, причем некоторые из них не опубликованы до сих пор и хранятся в рукописях.

 

Познакомившись с трудами Коперника о гелиоцентрической системе мира, он пошёл гораздо дальше, расширил учение Коперника. Бруно утверждал, что не только Земля, но и Солнце вертится вокруг своей оси. И это подтвердил через много десятилетий Галилей.

Бруно считал, что планет вокруг солнца гораздо больше, чем тогда знали. И даже, что Солнечная система не единственная. Он во многом предугадал будущие научные открытия. И даже писал об обитаемости других миров, что ещё и сейчас не открыто.

 

В 1592 году Бруно обманом заманили в Италию, где арестовали. Восемь лет, которые он провел в застенках, инквизиторы добивались отречения от его философских взглядов, как еретических. Однако Джордано Бруно оставался бескомпромиссным, и суд приговорил его к смертной казни. Такова бытующая сейчас версия.

 

Но Бруно на суде ещё было поставлено в вину выступление против распределения монастырских доходов, против использования монастырского имущества. Сохранившиеся документы свидетельствуют о том, что инквизиторы особое внимание сосредоточили именно на этом. Подобная “ересь” оказалась, по-видимому, более важной для инквизиции, чем идея о множественности обитаемых миров и даже богохульные высказывания его о католической вере.

 

Тем более, даже после его казни не были запрещены ни книги Коперника, ни труды самого Бруно. Они выражали просто одну из множества существовавших тогда теорий.

И только когда Галилей экспериментально доказал теорию Коперника - их запретили.

Судили и Галилея в той же церкви, где и Бруно, только 33 года спустя, в 1633 году. Но Галилей, в отличие от Бруно, отрёкся от своих взглядов и остался в живых.

 

Билет №14

Коперниканская революция и ее значение.

XVI век является эпохальной вехой в отношениях между наукой и религией. Он знаменует собою начало освобождения науки от теологии, рождение современного естествознания. Событием, ознаменовавшим начало этого процесса, является выход в 1543 г. книги Николая Коперника (1473-1543) "О вращении небесных сфер".

К XVI в. в астрономии отсутствовала единая систематическая теория. Существовала концепция мира как системы гомоцентрических сфер Аристотеля, которая не "спасала явления", т. е. не описывала наблюдаемые движения светил и не объясняла нерегулярности в их движениях, но была обоснована общепринятой физикой, метафизикой и теологией. Наблюдались все большие расхождения действительности с существующим Юлианским календарем — назрела реформа календаря. Так, например, сам Коперник в 1515 г. наблюдал Солнце в момент весеннего равноденствия не 21, а 11 марта. Коперник считал, что реформа календаря невозможна без "достаточно хороших определений продолжительности года и месяца, и движения Солнца и Луны", и это, по его же собственному свидетельству, побудило его "заниматься более точными их наблюдениями".

Астрономия Н. Коперника означала отказ от птолемеевско-аристотелевской картины мира, лежащей в основе средневекового мировоззрения и науки, удар по христианско-теологическому комплексу идей, связавшему себя в процессе своей культурно-исторической эволюции с аристотелевско-платонической космологией. Коперниканская астрономия знаменовала собою мировоззренческую революцию, появление совершенно новой картины мира, а также заявку со стороны науки на свою автономию и право судить о мире самостоятельно, независимо от теологических догм.

Прежде всего он отказывается от принципа геоцентризма. Посылки, выдвинутые им в "Малом комментарии", гласят, что не существует единого центра для всех небесных орбит или сфер и что центр Земли не является центром мира. И далее Коперник пытается найти такой организующий эти явления принцип, который бы оказался гармоническим принципом, способным объяснить все наблюдаемые закономерности и нерегулярности в движениях светил. Таким принципом оказался гелиоцентризм. Кроме того, гелиоцентрический тезис позволил Копернику определить порядок планет и точную соразмерность их орбит, чего не мог сделать Птолемей. Именно достигнутое в системе Коперника гармоническое единство мира стало одним из существенных аргументов в пользу принятия гелиоцентризма.

Впервые в истории астрономии не метафизическая схема накладывается на явления, а явления диктуют картину мира. Научное знание должно быть единым. По его мнению, астрономия - это дело самих астрономов и математиков, а не философов и теологов, и только ученые могут судить о правомерности и достоверности своих теоретических построений. Коперник ликвидирует дисциплинарное и методологическое разделение астрономии на физическую и математическую и утверждает за последней статус физически реальной. В конкретной исторической ситуации XVI в. этот акт имел значение, далеко выходящее за рамки астрономии и даже науки в целом. Ведь утверждать, что проблемы астрономии - это проблемы самих астрономов и что наука сама способна судить о физической реальности на основе своих собственных теоретических построений, означало по сути освободить науку от теологии, освободить ее из-под власти религиозных и философских догм.

В своем труде Коперник устраняет все доводы Птолемея против движения Земли и доказывает свои предположения. Утверждения Коперника в книге «О вращении небесных сфер»:

1. О движении Земли пишут и древние авторы. (Аристарх Самосский)

2. Мир (не Земля) сферичен! Эта форма совершенна, а потому именно эту форму предал Бог Миру. Сферичны небесные тела: Луна, Солнце. Эта форма обладает наибольшей вместимостью, что необходимо для того, что вмещает всё.

3. Земля тоже шарообразна. Увидеть это воочию мешает рельеф местности — горы и впадины. Мореплаватели видят с мачты гораздо дальше, нежели с палубы, что говорит о изгибе земного тела.

4. Раз Вселенная вмещает Землю, то не обязательно, что вмещающее движется, а вмещаемое неподвижно. Не будет нелепым допустить положения Земли не в центре Вселенной, а допустим на расстоянии близком от этого центра.

5. Размер Земли гораздо меньше размеров Вселенной, и по отношению к ней не имеет значения.

6. Движение Земли — естественно! Естественное движение для тел, следующих своему природному движению, является круговое. Круговое движение равномерно и имеет неубывающую причину. Коперник заключает, что движение Земли более вероятно, нежели её покой.

7. Планеты, скорее всего, вращаются вокруг Солнца и по круговым орбитам (не эллиптическим) Между внутренними и внешними планетами остается большое пространство, где Коперник помещает Землю и Луну, обращающуюся вокруг Земли. Такой порядок очевиден, если соотнести время обращения тел по своей орбите. Чем дольше движение, тем дальше планета. Получаем:

1. Сфера неподвижных звезд

2. Сатурн (год=30 земных лет)

3. Юпитер (=12 лет)

4. Марс (=2 года)

5. Земля (с Луной)

6. Венера (=9 месяцев)

7. Меркурий (=80 дней)

8. Солнце (центр системы)

 

8. Коперник утверждает три движения Земли. Вокруг своей оси со сменой дня и ночи. Годичное обращение вокруг Солнца. Противоположное годичному, и тоже с периодом в год третье деклинационное движение.

Итог: мир сферичен; неизмерим и подобен бесконечности; сфера неподвижных звезд находится в покое; небесные тела имеют круговые движения; Земля обладает некоторыми (тремя) вращениями; Солнце центр Мира; Земля вращается вокруг Солнца.

Коперниканская революция не сводилась к простой перестановке предполагаемого центра мира, к замене центрального положения Земли центральным положением Солнца. Разумеется, гелиоцентризм давал иную картину движений небесных светил; он позволял значительно упростить схему небесных движений, привести ее в большее соответствие с расчетами, дать, наконец, такое описание движений, которое наилучшим образом согласовывалось бы с данными астрономических наблюдений. Но главное при этом заключалось в создании объективно истинной картины движений планет, что и явилось камнем преткновения для признания коперниканства со стороны теологии. Последняя была готова согласиться с теорией Коперника как математической фикцией, облегчающей расчеты, но ни в коем случае не претендующей на истинность новой картины мира.

 

В число тех небесных тел, которым свойственно "круговое движение", оказалась включенной Земля. Тем самым возникала необходимость пересмотра некоторых из существенных положений схоластической философии. Ставилось под сомнение, прежде всего, деление мира на "тленную" земную субстанцию, состоящую из четырех "элементов" стихий, и противостоящую ей небесную, нетленную, не знающую изменений, вечную "пятую сущность", из которой состоят небесные сферы и тела. Упразднялось физическое, а, следовательно, и теологическое противопоставление "земли" и "неба": Земля рассматривалась в качестве одного из небесных тел, законы движения оказывались едиными для Земли и иных планет. Земля не противостоит в системе мироздания Коперника планетам и звездам, а образует с ними единую Вселенную.

 

Новым оказалось и отношение к движению. Если по своей физической природе Земля в старой системе мира являла "низшую" ступень, то своей неподвижностью она обеспечила за собой значение центра мира. При этом покой почитался высшим состоянием по сравнению с движением: средневековая картина мира принципиально статична. Сделав движение уделом Земли, Коперник не только "поднял" ее до небес, но и показал, что именно движение является нормальным состоянием всех планет.

 

Коренному пересмотру подвергался и вопрос о причине и характере движения небесных тел. Коперник объясняет движение небесных тел их сферической, шарообразной формой, т.е. их природой. Благодаря этому отпадает надобность во внешних двигателях ("интеллигенциях" схоластической философии, "ангелах" схоластической теологии), и бог оказывается творцом и создателем "мирового механизма", не вмешивающимся в его дальнейшее функционирование. Тем самым не только в космологию, но и в философскую картину мира вводился принцип самодвижения тел.

 

Гелиоцентрический космос Коперника конечен, ограничен сферой фиксированных звезд, но он оказывается неизмеримо большим - в две тысячи раз большим, чем предполагали прежние астрономы.

В итоге конфликт с Церковью по нескольким причинам:

1. Инакомыслие как таковое. Подрыв авторитета церкви.

2. Человек не в центре мира.

3. Земля одно из многих тел, а не центр Вселенной.

4. Проблема спасения.

5. Претензия науки на независимость от церкви. Самодостаточность науки от философии и теологии.

Следует не забыть сказать, что к коперниканской картине мира крайне отрицательно относились протестанты. Опровергнуть его теорию протестанты пытались не с помощью Аристотеля и Птолемея, а посредством только Св. Писания.

 

Билет №15

Утверждение коперниканской модели и смена картин мира.

Если началом периода торжества нового, экспериментального подхода в естествознании принято считать гелиоцентрическую физику Коперника, то завершением данного периода - утверждение коперниканской системы благодаря физике Г.Галилея.

Гелиоцентрической концепции Коперника понадобилось время для своего утверждения. Борьба за ее утверждение для Бруно закончилась печально, да и одной демонстрации уверенности в ее истинности было мало - необходимы были более серьезные аргументы. Дело в том, что в первоначальном виде гелиоцентрическая концепция Коперника не содержала точного описания орбит планет и убедительных аргументов для объяснения невоспринимаемости органами чувств движения Земли.

Первая задача была решена Тихо Браге и Иоганом Кеплером, вторая, связанная с созданием динамики, - Галилео Галилеем. Непригодность аристотелевской парадигмы понимал уже Леонардо да Винчи, выступивший против учения о противоположности земного и небесного. Но его работы остались не опубликованными. Д.Бруно сделал выводы философского характера из учения Н. Коперника, а И. Кеплер систему Коперника привел в соответствие с новейшими астрономическими данными. Перед Галилеем встала задача обосновать концепцию Коперника физически. Использование телескопа позволило Галилею выявить несоответствие наблюдаемой картины аристотелевской концепции. Открытие спутников Юпитера позволило ему наглядно продемонстрировать модель коперниковской системы и утвердить преимущество наблюдения над умозрительными построениями.

Джордано Бруно. Основным источником натурфилософской доктрины Джордано Бруно стала гелиоцентрическая астрономия Николая Коперника. Её он прежде всего и защищал - как подлинную реальность - в своих многочисленных диспутах и спорах со сторонниками традиционной системы мира. Космологическая доктрина - одна из главных компонент натурфилософии Бруно [5, c. 73].

Бруно утверждает, что "природа есть Бог в вещах" (Deus in rebus, Dio nelle cose), божественная сила, скрытая в них же. Природа в понимании Бруно фактически приобретает полную самостоятельность, а Бог мыслится как синоним ее единства. Соответственно вещи и явления природы - не символы "сокрытого Бога", из которого соткано покрывало таинственности, окутывающее ее, несмотря на все успехи познающего человека, а самостоятельные и полноценные реальности, в мире которых он живет и действует. Максимальное приближение Бога к миру природы и человека толкало Бруно к их отождествлению во множестве конкретных случаев. Именно многочисленность таких отождествлений Бога то с природой, то с ее различными вещами и процессами, а иногда прямо с материей делает пантеизм Бруно не только натуралистическим, но и материалистическим. Особенно показательны в этом плане заключительные главы его поэмы "О безмерном и неисчислимых" [3, c.286].

Материя, рассматриваемая в ее единстве с формой, отождествляется с природой. Бруно постоянно развивает ренессансное понимание ее как многокачественной, живой, непрерывно изменяющейся - воззрение, в общем преобладавшее и в античности. Подобно другим ренессансным (как и античным) натурфилософам он исходит из идеи тождества микро- и макрокосмоса, человека и универсума, вселенной. "Все вещи находятся во вселенной и вселенная во всех вещах: мы - в ней, она - в нас", - пишет Бруно [3, c. 272].

Трактовка природы в произведениях Бруно почти всегда органистическая - чувственные и интеллектуальные свойства микрокосмоса переносятся на всю природу. "Мир одушевлен вместе со всеми его членами", а душа - "ближайшая формирующая причина, внутренняя сила, свойственная всякой вещи". Вместе с тем она выступает и в качестве всеобъемлющей духовной субстанции - мировой души, к понятию которой многократно обращались многие средневековые философы. В произведении Бруно "О причине, начале и едином" понятие мировой души фактически подменяет понятие самого Бога.

Гармония и красота природы могут быть объяснены, согласно Бруно, лишь тем, что всеобщий ум выступает как "художественный интеллект", что природа полна бессознательного творчества, а человеческое - только уподобление ей.

Материалистическая суть учения Бруно становится особенно очевидной, если с онтологического уровня спуститься на уровень собственно натурфилософский, непосредственно связанный с истолкованием природы. Таково, например, его положение, согласно которому материальный субстрат в принципе остается неизменным, сколько бы изменений и переходов ни осуществлялось в конкретных природных изменениях и превращениях. Натурфилософский материализм заключен в традиционных воззрениях, шедших с глубокой древности, относительно главных стихий, или элементов, образующих, так сказать, тело природы. Это качественное воззрение античной физики было воспринято как схоластическими трактовками природы, так и ренессансной натурфилософией. У Джордано Бруно оно стало первостепенным элементом его космологических воззрений [5, c. 83].

Бруно сделал радикальные выводы из гелиоцентризма, включив его в свою общефилософскую систему натуралистического пантеизма. Открытие Коперника послужило для него отправной точкой для разработки космологии бесконечной Вселенной.

На довод схоластов относительно неправдоподобности движения Земли, "раз она середина и центр Вселенной, в которой занимает место фиксированной постоянной основы всякого движения", Бруно отвечает, что фиксированному центру нет места в бесконечной Вселенной, где пространство бесконечно, а движение относительно.

Земля может обладать собственным движением, подобным движению иных небесных тел, потому что существует физическая однородность Вселенной, нет деления на тленный - "элементарный", подлунный мир и квинтэссенцию нетленной, высшей, небесной материи. Все небесные тела, к которым относится Солнце, и наша Земля, и планеты, и звезды, "состоят из одних и тех же элементов, имеют ту же форму, тот же вид движения и изменения, место и расположение".

Признание естественного характера движения и Земли, и других небесных тел означало отказ от внешних по отношению к движущемуся телу двигателей. "Миры движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа… и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель". Бруно высказывает мысль о внутреннем источнике движения, принципе самодвижения материи. Движение от внешнего двигателя есть насильственное движение, чуждое природе. Вся суть в самодвижении, в "достаточном внутреннем начале" - мировой душе, проникающей в каждое светило, каждую планету, образующей ее внутренний деятельный принцип.

Таким образом, в новой космологии, исходящей из относительности пространства в бесконечной Вселенной, нет места для фиксированного центра мира. Таким центром не может быть ни Земля, ни Солнце: "Нет никакого основания, чтобы бесцельно и без крайней причины неисчислимые звезды, являющиеся многочисленными мирами, даже большими, чем наш, имели бы столь незначительную связь единственно с нашим миром".

Говоря о строении солнечной системы, Джордано Бруно высказал оправдавшуюся впоследствии гипотезу о существовании в ней планет, не известных тогдашним астрономам: "Не противоречит разуму также, чтобы вокруг этого Солнца кружились еще другие земли, которые незаметны для нас": их недоступность земному наблюдению Бруно объяснял их большой отдаленностью, сравнительно небольшой величиной, отсутствием водных поверхностей, отражающих свет, и несовпадением во времени их обращенности к Земле и освещенности Солнцем.

Более того, творческая фантазия Бруно привела его и еще к более смелому утверждению, что не только наше Солнце имеет сопутствующие ему планеты, но и звезды как далекие Солнца также имеют своих спутников - воззрение, подтвержденное астрономией только в XX столетии! Эти и другие астрономические идеи Бруно представляют пример плодотворного влияния философии на астрономию.

Космология Бруно, таким образом, уравнивала Землю со всеми другими планетами Солнечной системы, а последнюю - со всеми бесчисленными звездными системами. Натурфилософской основой такого уравнивания стало убеждение Бруно в том, что земля, вода, воздух и огонь образуют не только наш земной мир, но и все остальные планеты Солнечной системы, как и все звезды с их спутниками [4, c. 123].

Одним из следствий учения о единстве Вселенной явилось важное убеждение Бруно о существовании разных форм жизни во Вселенной, отличных от тех, которые имеют место на Земле, в том числе и разумной жизни на других небесных телах.

Главнейшим положением космологии Бруно было учение о бесконечности: "Вселенная есть бесконечная субстанция, бесконечное тело в бесконечном пространстве, т.е. пустой и в то же время наполненной бесконечности. Поэтому Вселенная (universum) - одна, миры же бесчисленны. Хотя отдельные тела обладают конечной величиной, численность их бесконечна", - писал Бруно.

Джордано Бруно - и в этом заключено то принципиально новое, что вносит он в космологию бесконечности, - отвергает деление мира на "здешний", материальный и конечный, и иной, запредельный и нематериальный.

Учение и бескомпромиссная жизнь Бруно получили множество откликов в философии и литературе последующих веков. Наибольшую роль для прогресса натуралистического мировоззрения сыграло положение его натурфилософии о принципиальном единстве земного и небесного миров. Весьма важно и положение о бесчисленности миров в универсуме и о населенности их. Подтверждение последнего ищет и астрономия наших дней.

Итальянский ученый Галилео Галиле й (1564-1642)

Для торжества теории Коперника и идей, высказанных Джордано Бруно, огромное значение имели открытия, сделанные на небе Галилеем с помощью телескопа, который он построил одним из первых. При помощи подзорной трубы, ученый обнаружил кратеры и хребты на Луне (в его представлении "горы" и "моря"), разглядел бесчисленные скопления звезд, образующих Млечный путь, увидел спутники Юпитера. Обо всем этом Галилей поведал миру в своем сочинении "Звездный вестник" (1610), принесший ученому славу "Колумба неба". Тогда же он отчетливо разглядел пятна на Солнце, обнаружил фазы Венеры.

Астрономические открытия Галилея - в первую очередь спутники Юпитера и фазы Венеры - стали наглядным доказательством истинности гелиоцентрической теории Коперника; наблюдения же Луны, казавшейся планетой, вполне аналогичной Земле, и пятен на Солнце, сыграли ту же самую роль по отношению к идее Джордано Бруно о физической однородности Земли и неба. Смещение солнечных пятен показало, что Солнце вращается вокруг своей оси. Открытие же звездного состава Млечного пути (многие схоласты считали его "спайкой" двух небесных полушарий) было косвенным доказательством бесчисленности миров во Вселенной.

Все эти открытия Галилея положили начало его ожесточенной полемике со схоластами и церковниками. До сих пор католическая церковь была вынуждена терпеть воззрения тех ученых, которые признавали теорию Коперника в качестве одной из гипотез, а ее идеологи считали, что доказать эту гипотезу в качестве теории невозможно. Теперь же, когда эти доказательства появились, римская курия принимает решение, запрещающее всякую пропаганду взглядов Коперника, даже в качестве гипотезы, а сама книга Коперника "Об обращении небесных сфер" вносится в "Список запретных книг".

Деятельность Галилея была поставлена тем самым под удар, но ученый продолжал работать над совершенствованием доказательств истинности теории Коперника. В этом отношении огромную роль, еще более важную, чем наблюдения неба в телескоп, имели работы Галилея в области механики.

Галилей путем ряда экспериментов создал важную отрасль механики - динамику, т.е. учение о движении тел. Занимаясь различными вопросами механики (равномерное движение тел, свободное движение тел, движение тел по наклонной плоскости, движение тела, брошенного под углом к горизонту и т.д.), Галилей открыл ряд фундаментальных законов механики: одинаковость скорости падения тел различного веса в безвоздушной среде, неуничтожимость прямолинейного равномерного движения, сообщенного какому-либо телу, до тех пор, пока какое-либо внешнее воздействие не прекратит его (то, что впоследствии получило название закона инерции), и др.

Философское значение законов механики, сформулированных Галилеем, состояло в том, что эти законы, допускавшие математическую формулировку, относились ко всей природе и ставили понятие природы на строго научную почву.

Эти же законы были применены Галилеем для доказательства физической реальности теории Коперника, которая была непонятна большинству людей, незнакомых с законами механики.

Сила аргументов, опиравшихся на открытые Галилеем принципы механики и высказанных в вышедшем в 1632 г. "Диалоге о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой", была такова, что она не оставляла никаких сомнений относительно подавляющей убедительности теории Коперника. "Вина" Галилея перед лицом католической церкви состояла в том, что "Диалог" был написан и опубликован на народном итальянском языке и, таким образом, значительно возрастала аудитория, способная воспринять и оценить и без того уже опасную для церкви теорию Коперника.

Галилео Галилей был осужден римской инквизицией сначала секретно в 1616 году, а потом публично привлечен к суду в 1633 году; во время этого процесса он формально отрекся от своих "заблуждений" и обещал больше никогда снова не утверждать, что Земля вращается вокруг своей оси или вокруг Солнца. Его книга была запрещена, однако приостановить дальнейшее торжество идей Коперника, Бруно и Галилея церковь была уже бессильна.

Таким образом, влияние Галилея на современников - ученых и философов - было громадным. В надписи, высеченной на его могильном памятнике, было сказано, что хотя под конец жизни мыслитель и ослеп, это было для него уже безразлично, потому что в природе будто бы уже не оставалось ничего, чего он в ней еще не увидел.

Можно сделать некоторые обобщения. Догма о неподвижности и исключительности Земли была разрушена положением Николая Коперника о том, что большинство видимых небесных движений есть лишь следствие движения Земли как вокруг своей оси, так и вокруг Солнца. Поменяв местами Землю и Солнце, Коперник стал рассматривать Солнце как абсолютный центр Вселенной. Однако ученый сохранил иллюзию о равномерно-круговых движениях планет. А для объяснения смены времен года он ввёл третье движение Земли - "движение по склонению". Непоследовательность Коперника преодолел Джордано Бруно. Он показал, что Вселенная бесконечна и не имеет центра, а Солнце - рядовая звезда в бесконечном множестве звёзд и миров. Закон инерции Галилео Галилея позволил отбросить "движение по склонению" и окончательно доказать несостоятельность аргументации противников гелиоцентризма.

Осуждение Галилея и его вынужденное согласие отказаться от своего учения привлекло внимание естествоиспытателей к осознанию сути конфликта и способствовало становлению новой экспериментальной науки и распространению коперниканского учения. Спустя всего менее полувека Ньютон в своей теории всемирного тяготения объединит законы, установленные Кеплером и Галилеем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...