Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индустриальная психотехника в Советской России 20 - 30-х гг. XX в.




Оглавление

Введение

Психологические знания о труде в дореволюционной России

Индустриальная психотехника в Советской России 20 - 30-х гг. XX в.

Психология труда в России второй половины XX-начала XXI в.

Психология труда, менеджмент, организационное поведение, психология управления, организационная психология

Заключение

Список литературы


Введение

 

В дореволюционной России не существовало психологии труда как обособленной научной дисциплины, но с конца XIX в. в условиях развития капиталистического производства сложились предпосылки для использования наук о труде, людях как субъектах труда и о производстве в целом. Возникновение и развитие психотехники в СССР связано с созданием в 1921 г. (по прямому указанию В.И. Ленина) Центрального института труда (ЦИТ) во главе с А.К. Гастевым. В том же 1921 г. состоялась 1-я Всероссийская конференция по научной организации труда, где председателем был В.М. Бехтерев. К 1923 г. в Советской России было около 60 организаций, изучающих проблемы, связанные с трудом. В 1927 г. создается Всероссийское психотехническое общество. Издается журнал "Психотехника и психофизиология" (с 1932 г. - "Советская психотехника"). Начиная с 1960-х гг. в университетах России возобновилась подготовка кадров психологов труда. Получили развитие практически все направления и проблемы, сложившиеся в 1920-1930-е гг. в рамках индустриальной психотехники и рефлексологии труда.

психология труд организационное поведение


Психологические знания о труде в дореволюционной России

 

В работах специалистов-практиков, имеющих дело с трудом и производством, были поставлены задачи, которые следовало решать не на уровне здравого смысла, но на основе научных знаний. Так, в работах инженеров, технологов, организаторов производства ставились задачи профилактики несчастных случаев и аварий, оптимизации орудий и условий труда в целях повышения производительности и качества труда, подбора рабочих, их обучения, определения оптимальных форм организации и оплаты труда. Инженером И.И. Рихтером в 1895 г. была намечена новая область техники безопасности железнодорожного движения, которая должна была опираться на новое направление прикладной психологии - "железнодорожную психологию". В работах Д.И. Журавского уже в 1874 г. специально обсуждались вопросы подбора и обучения администраторов, образцы идеального выполнения административных обязанностей.

Фабричные врачи, медики, занимавшиеся профессиональной гигиеной (Ф.Ф. Эрисман, С.М. Богословский, Е.М. Дементьев и др.), изучали причины профессиональных заболеваний, разрабатывали гигиенические классификации профессий. Врачи, физиологи и неврологи (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев и др.) определили нормы здорового труда с точки зрения физиологии труда, исследовали влияние различных внешних факторов на состояние работоспособности человека.

В работах И.М. Сеченова (1829-1905), выдающегося отечественного физиолога и одного из пионеров объективного изучения психики, была всесторонне обоснована важная приспособительная роль психики, чувственных образов в построении и осуществлении любых движений, экспериментально подтверждена гипотеза ведущей роли центральной нервной системы в явлениях утомления, выдвинут принцип "активного отдыха", проделан анализ рабочих движений человека с точки зрения их оптимальности по биомеханическим критериям.

В.М. Бехтерев (1857-1927), невролог, психиатр, психолог и организатор науки, исследовал влияние музыки, цвета на умственную работоспособность людей. В Обществе нормальной и патологической психологии в Петербурге в 1909 г. был заслушан доклад его ученика А.Л. Щеглова об эргометрии, которая понималась как комплексная научная дисциплина о работоспособности человека, базирующаяся на знаниях прикладной психофизиологии, педагогики и психологии труда. Благодаря работам ученика В.М. Бехтерева А.Ф. Лазурского (1874-1917) оформилась отечественная школа психологии личности, психологии индивидуальных различий.

Педагоги общеобразовательных школ (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, П.Ф. Лесгафт, Н.А. Рыбников, В.М. Фармаковский и др.) ставили проблемы нравственного и трудового воспитания, развития у детей общих основ трудоспособности, формирования волевых качеств, деловых способностей, готовности подростков к трудовой жизни, к выбору профессий. Деятели профессионально-технического образования (С.А. Владимирский, А.И. Лоначевский, П.К. Энгельмейер и др.) обсуждали вопросы сущности профессиональной компетентности, профессионального мастерства, способностей и возможности их формирования. Преподаватель теоретической механики в Московском высшем техническом училище П.К. Энгельмейер разработал эврологию, новое учение о природе технического творчества и возможностях его развития у студентов технических специальностей. Его работы вызывали интерес у психологов, он был принят в Московское психологическое общество. В целом в стране сложились практические задачи, осознанные активными представителями общества как социально-важные и требующие в своей разработке научно-психологических знаний (Климов Е.А., Носкова О.Г., 1992).


Индустриальная психотехника в Советской России 20 - 30-х гг. XX в.

 

После первой мировой войны, революции и гражданской войны в 1921 г. в России установился относительный мир, была принята политика мирной передышки - новая экономическая политика (НЭП). Это было время прожектов и сосуществования разных форм экономики (частного сектора, кооперативной собственности и государственных предприятий). Следует отметить, что в эти годы (до первых пятилеток) государственные предприятия, как и все прочие, руководствовались экономическими правилами, принципами хозяйственного расчета. В стране существовала безработица (до 1930 г.) и, несмотря на политические репрессии в отношении участников белого движения, небольшевистских политических партий, диктатура пролетариата оставляла возможность для экономической конкуренции, рыночных отношений.

В этих условиях широкое распространение в стране получило движение по пропаганде тейлоризма (нотовское движение). НОТ - это аббревиатура словосочетания "научная организация труда". Распространение идей научного управления началось еще в дореволюционной России, работы Ф. Тейлора оперативно переводились и публиковались в периодической печати: в "Записках Императорского русского технического общества", в журнале "Инженер". Поэтому уже на I Всероссийской конференции по НОТ в 1921 г. было сделано множество докладов инженеров, в которых не только пересказывались работы Тейлора, но и представлялись оригинальные работы по рационализации отдельных видов труда.

На развитие отечественной практики научного управления, развитие экономических идей оказала влияние книга "Тектология. Всеобщая организационная наука" А.А. Богданова (1913). На пленарном заседании первой конференции по НОТ А.А. Богдановым был сделан доклад на эту тему. Идеи А.А. Богданова использовались в работах А.К. Гастева, О.А. Ерманского, сотрудников Института НОТ в Таганроге. Организационно-экономическую концепцию А.А. Богданова поддержал Н.И. Бухарин. Тектология считается одной из первых научных концепций, в которой систематически изложены идеи теории систем (Урманцев Ю.А., 1995). Критическая оценка позитивистских взглядов А.А. Богданова В.И. Лениным (Ленин В.И., 1908) и общая догматическая атмосфера в философии и науке, сложившаяся в России к началу 1930-х гг., обстановка физического и духовного террора на несколько десятилетий отодвинули возможность использования этой работы в России. Богданову удалось опубликовать "Тектологию" в 20-е гг. в Берлине.Н. Винер, по его признанию, познакомился с этой работой и использовал при создании кибернетики.

К 1923 г. в стране действовало свыше 60 научных учреждений, занятых изучением труда и рационализацией производства. С 1923 по 1926 гг. существовала массовая общественная организация "Лига ВРЕМЯ - НОТ", созданная по инициативе П.М. Керженцева и поддержанная Л.Д. Троцким и В.И. Лениным. Задачи этой организации состояли в том, чтобы представители низов, рабочие, искали резервы экономии времени и повышения качества на своих рабочих местах, ведь рабочие считали себя хозяевами государства.

Самые крупные научные центры, изучавшие труд и личность трудящихся, были: в Петрограде - Институт по изучению мозга и психической деятельности (создан В.М. Бехтеревым в 1918 г.), в Казани - Институт НОТ (директор И.М. Бурдянский), в Москве - Центральный институт труда (создан А.К. Гастевым в 1921 г.), в Харькове - Всеукраинский институт труда (создан Ф.Р. Дунаевским в 1923 г.). Состоялись две всероссийские конференции по НОТ: 1-я - в 1921 г., 2-я - в 1924 г., но к началу 1930-х гг. нотовское движение было свернуто, научные учреждения перепрофилированы, а в конце 1930-х гг. были репрессированы лидеры этого движения (А.К. Гастев, И.М. Бурдянский и др.). Наиболее важные достижения в области отечественного движения за научное управление в 1920-е гг. отражены в публикациях: "Организационная психология и управление" (1999); "Прикладная социология и менеджмент" (1998) и др.

В нашей стране, как и за рубежом, движение за научное управление трудом и производством стимулировало развитие наук о работающем человеке, групповом труде, о производстве в целом. В 1920-е гг. появились психологические дисциплины прикладной направленности, ориентированные на задачи научного управления: "рефлексология труда" (В.М. Бехтерев), "эргология и эрго-техника" (В.Н. Мясищев), "психология труда" (Г.И. Челпанов), "индустриальная психотехника" (И.Н. Шпильрейн). В 1927 г. было организовано Всероссийское общество психотехники и прикладной психофизиологии (ВОП и ПП). Общество издавало журнал "Психофизиология труда и психотехника", позже переименованный в "Советскую психотехнику" (1928-1934), организовывало конференции. Седьмая Международная психотехническая конференция состоялась в сентябре 1931 г. в Москве. Лидером ВОП и ПП был И.Н. Шпильрейн (1891 - 1937). В декабре 1935 г. он был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, в 1937 г. расстрелян, а в 1957 г. посмертно реабилитирован (Кольцова В.А. и др., 1990).

Индустриальная психотехника разрабатывала проблемы психологического изучения профессий и их классификации, теории и практики психологического профессионального отбора кадров, теории и практики профессиональной ориентации, помощи в выборе профессии, проблемы развития профессионально важных качеств, психологической рационализации труда, его средств и условий, психологической профилактики производственного травматизма и аварийности, психологии воздействия, оптимизации совместных форм труда.

Осенью 1936 г. психотехническое движение и ВОП и ПП прекратили свое существование согласно решению самих психотехников. Это произошло вскоре после постановления ЦК ВКП (б)"О педологических извращениях в системе наркомпросов" от 4 июля 1936 г. В постановлении осуждались теория педологии и практика тестовой оценки способностей детей. Постановление касалось всех форм практической деятельности, в которых оценивались способности людей с помощью тестов, поэтому косвенно оно послужило основанием для ликвидации не только педологии, но и хозяйственной психотехники. Публичное осуждение психотехники как псевдонауки было осуществлено в статье В.Н. Колбановского "Так называемая психотехника", опубликованной 23 октября 1936 г. в газете "Известия"

Смена политического и экономического курса в годы первых пятилеток, политика чрезвычайных мер привели к ликвидации или перепрофилированию учреждений, занимавшихся вопросами НОТ, охраны и гигиены труда, психологией и психофизиологией труда, социальной психологией. Индустриальная психотехника, сложившаяся в условиях относительной демократии, оказалась неадекватной эпохе чрезвычайных мер в 1930-е гг. в СССР.

Восстановление прикладной психологии в данной области как официально признанной научной дисциплины стало возможным только в период преодоления тоталитарного режима в стране. В 1957 г. в Москве на Совещании по психологии труда было вынесено решение о возрождении области прикладной психологии, которая занималась бы проблемами труда. Было рекомендовано возобновить подготовку специалистов этого направления (Гурьянов Е.В., Ошанин Д.А., Чебышева В.В., 1957). Поскольку в те времена было не принято отменять постановления ЦК партии, то возрожденное научное направление было названо "психологией труда", а не "индустриальной психотехникой". При этом подчеркивалась идея о необходимой связи психологии труда и общей психологии, а также других направлений психологии, обосновывалась мысль о том, что работы в области психологии труда должны отвечать критериям научности, общим для любого направления психологической науки.

Психотехническая практика 1920-1930-х гг. в нашей стране вполне соответствовала уровню ведущих направлений зарубежной индустриальной психологии своего времени. Она расширила предметное поле исследований отечественной психологии, обозначила новые проблемы, требовавшие научной разработки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...