Психология труда, менеджмент, организационное поведение, психология управления, организационная психология
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В современном менеджменте производственных организаций как области практики и научной отрасли организация понимается как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих достижение определенных целей. Организация может рассматриваться как процесс ( объединения и совместного функционирования людей) и как некий социальный институт ( фиксирующий структурную и функциональную целостность людей, идей, материалов, средств производства).О.С. Виханский и А.И. Наумов (2000) выделяют следующие разновидности управления в производственной организации: управление производством, маркетинг, управление финансами, управление персоналом, стратегический менеджмент (табл.1).
Таблица 1. Области менеджмента в производственной организации, предполагающие использование психологических знаний и технологий
Традиционные проблемы индустриальной психологии начала XX в. остаются, таким образом, и сегодня актуальными во всех областях современного менеджмента, за исключением управления финансами, задач снабжения, бухгалтерского учета и стратегического менеджмента, к которым добавляются проблемы сравнительного кросскультурного менеджмента, международного менеджмента (связанного с макроэкономикой). Отечественная и зарубежная психология труда охватывают в основном задачи производственного менеджмента (так как исследуют трудовую деятельность работников) и задачи по управлению персоналом. Таким образом, можно говорить об известном содержательном тождестве проблем психологии труда (в отечественном и европейском вариантах) и американского "организационного поведения". Представители последнего подчеркивают органическую связь профессиональной деятельности людей с требованиями, традициями, организационной культурой фирмы, предприятия, в которых люди работают. Такой подход отличается от исследований профессий в начале XX в., когда многие психотехники рассматривали профессии как формы, однажды возникшие, но застывшие, мало изменяющиеся и оторванные от конкретных организаций, где работали профессионалы. В известной мере это было оправдано относительно медленными темпами изменения мира профессий в индустриальном обществе. В настоящее время в странах, которые можно отнести к постиндустриальному обществу, ситуация коренным образом изменилась, и особенно для видов труда, связанных с наукоемкими информационными технологиями. Современные психологи труда не рассматривают профессии абстрактно, а соотносят особенности профессиональной деятельности с требованиями трудовых постов организаций - эргатических систем.
В последнее время в зарубежном и отечественном менеджменте появились особые обозначения для направления, специально вычленяющего задачи управления персоналом в организации. Люди, технологии, оборудование, сырье и помещения составляют совокупные ресурсы производственной организации. Управление персоналом в некоторых работах называется управлением человеческими ресурсами, однако, с нашей точки зрения, специфически нового содержания при этом не появляется, просто термины "персонал", "работники" переобозначаются выражением "человеческие ресурсы". Психология управления в узком смысле ( психологическое изучение и оптимизация труда руководителей, менеджеров разного уровня) может рассматриваться как раздел психологии труда, претендующей на изучение любых видов труда, в том числе и менеджеров. Однако полного тождества здесь нет, так как в психологии управления исследуются управленческие функции безотносительно к конкретным людям, их выполняющим, принципы управления, структуры управления (Кабаченко Т.С., 2000; Психология менеджмента, 2000, и др.). В этом широком понимании, с моей точки зрения, психология управления ближе к организационной психологии, исследующей все проявления психики людей, важные для функционирования организации. Заключение
Поставлена проблема внутрииндивидуальной изменчивости психики в процессе труда, разработана концепция динамики работоспособности человека, учитывающая роль субъектных и объектных факторов эффективности труда (С.Г. Геллерштейн, Д.И. Шатенштейн и др.). Исследована внутрииндивидуальная изменчивость профессионально важных качеств (ПВК) в процессе упражнения (то, что в наше время обозначается термином "функциональное развитие психики"). Созданы эффективные технологии содействия развитию ПВК, трудового воспитания и перевоспитания личности (С.Г. Геллерштейн, А.С. Макаренко, В.В. Чебышева, А.А. Толчинский и др.). Опыт 1930-х гг. в этой области позволил наладить в годы Великой Отечественной войны высокоэффективную технологию восстановительной трудотерапии для бойцов с ранениями верхних конечностей (С.Г. Геллерштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др.);
В рамках коллективной рефлексологии В.М. Бехтерева обоснован метод "коллективного эксперимента", позволявшего изучать и оптимизировать формы совместной деятельности людей. Исследованы социально-психологические феномены в труде, в частности при его поточной организации (В.М. Коган, Р.И. Почтарева и др.). Судьба индустриальной психотехники в нашей стране иллюстрирует общее положение связи науки и социальной среды. Научно-психологическое изучение профессионального труда и трудящихся оказывается объективно необходимым в той мере, в какой хозяйственная сфера регулируется экономическими законами, предприятия являются субъектами хозяйствования, а также тем, в какой степени надежность эргатических систем, производственных технологий все более зависит от человека - субъекта труда, и тем, насколько при этом реально уважаются права личности в обществе, признаются такие ценности, как здоровье человека, квалификация работника, его индивидуальная неповторимость. Список литературы
1. Организационная психология. Занковский А.Н. 2000 г. . Вестник Московского университета Серия 14. ПСИХОЛОГИЯ 2010, № 2,, с.7 . Психология труда. Носкова О. Г.3-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 384 с. . Современная психология труда. Толочек В.А. СПб.: Питер, 2005 - 479 с. . Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. М., 1992. - 221 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|