Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление профессиональным стрессом




В заключение я хочу сказать, что профессиональный стресс трудно определить и измерить, так как в процессе деятельности на людей воздействуют стрессоры, не имеющие отношения к работе, но мы знаем, что испытываем влияние профессио­нального стресса. К счастью, мы можем управлять профессиональным стрессом, используя стрессовую модель для вбииания клиньев между ним и болезнью. Мы можем сменить работу (воздействие на жизненную ситуацию), начать восприни­мать стрессоры как вызов, нежели как бремя, ложащееся на наши плечи (измене­ние восприятия), регулярно заниматься релаксацией (влияние на эмоциональное состояние) и регулярно заниматься физическими упражнениями, чтобы исполь­зовать побочный продукт стресса (регуляция физиологического состояния). Но что бы мы ни делали, это наш выбор. «Идти, стиснув зубы» не выход; не выход и постоянные жалобы на работу и начальников. Помощь можно получить, и чтение этой книги — хорошее начало.

Выводы

• Слишком маленькое воздействие профессионального стресса так же вредно, как и его избыток. Существует оптимальный, желательный уровень профес­сионального стресса.

• Профессиональный стресс — это смесь стрессоров, связанных с работой, личностных характеристик человека и стрессоров, воздействующих вне ра­боты. Эти стрессоры могут привести к появлению симптомов профессио­нальной болезни или серьезного заболевания.

• Предприятия заинтересовались профессиональным стрессором, потому что он очень дорого им обходится из-за плохого здоровья работников, неспособ-

ности принять решения и прогулов. К тому же программы управления стрессом используются для привлечения перспективных работников, нани­маемых компанией,

• Работники испытывают сильный стресс, когда цели работы неясны, когда существует конфликт требований, предъявляемых им, когда работы слиш­ком много или слишком мало, когда работники мало влияют на решение, касающееся их, и когда на них лежит ответственность за работу других лю­дей.

• Ролевые проблемы могут быть источником профессионального стресса, вклю­чая ролевую перегрузку, двусмысленность роли и ролевой конфликт.

• Трудоголики много времени уделяют работе, часто едят за работой, предпо­читают работу отдыху и могут работать всегда и везде. Это энергичные и на­пряженные люди, поэтому у них часто возникают проблемы со сном и от­пуском.

• Выгорание — это синдром психического и физического истощения; это стрессовая реакция на работу, содержащая психологические, психофизио­логические и поведенческие компоненты. Симптомы: ухудшение чувства юмора, сокращение отдыха и обеденных перерывов, учащение жалоб на са­мочувствие, отход от общественной жизни, снижение производительности труда, самолечение и психологическое изменения — депрессия и ощущение «загнанности».

• Все больше и больше женщин работают вне дома. Если учесть, что женщи­ны несут повышенную ответственность дома, у многих из них есть малень­кие дети, то их подверженность профессиональному стрессу неудивительна.

• Частично стресс, испытываемый женщинами, работающими вне дома, обу­словлен тем фактом, что на каждом образовательном уровне и соответствен­ной работе женщина зарабатывает меньше, чем мужчина. К тому же женщины все еще больше задействуются в традиционных женских ролях (медсестра, кассир, секретарь, официантка и няня).

• Сексуальные посягательства на работе включают преимущества служебно­го положения вышестоящих авторитетов, угрозу увольнения, недостаток продвижения или другие санкции, если сексуальные посягательства отвер­гаются. К тому же создание некомфортной и непродуктивной обстановки повторяющимися шутками с сексуальным подтекстом или другими спосо­бами также определяется законом как сексуальное посягательство. И муж­чины, и женщины страдают от сексуальных посягательств, хотя женщины чаще им подвержены.

• Стресс, связанный с домашней работой, может быть настолько же сильным, как и стресс, связанный с работой. Такие компоненты профессионального стресса, как ролевая перегрузка, ролевой конфликт, несоответствие роли и двусмысленность роли, присутствуют в домашнем хозяйстве, как и в работе вне дома.

• Воздействие на текущую жизненную ситуацию, возможность влиять на вос­приятие, эмоциональное и физическое состояние могут быть эффективны­ми способами управления стрессом.

 


ГЛАВА 17 Стресс и студенты колледжей

Лучший друг Джека приставил пистолет к своему виску и спустил курок. Поми­мо тяжелого чувства утраты Джек испытывал злость и разочарование. «Я был его лучшим другом! Почему он не сказал мне, что ему настолько плохо? Почему ему понадобилось убивать себя?» Казалось, что Джек целыми днями раздумывает над этими вопросами. От этого страдали и его учеба, и его работа.

Ким была родом из Тайваня. Родители, заплатив немалые деньги, послали ее учиться d Соединенные Штаты в колледж. Ей было трудно учиться на неродном языке, она чувствовала давление ~- она должна учиться хорошо (так как родите­ли вложили в ее обучение целое состояние). В конце концов Ким перестала справляться. С большим трудом ей удалось сдать несколько предметов, у нее на­копилось много задолженностей по остальным. Ее озабоченность учебой и посто­янная фрустрация стали влиять-на социальную жизнь. Она стала злиться и чаще спорить с друзьями, посвящать время только учебе. Вскоре у нее не осталось дру­зей вообще. Одинокая, в чужой стране, не справляющаяся с учебой, Ким испыты­вала сильнейший стресс.

Билл был почтальоном и учился на вечернем отделении, чтобы в дальнейшем работать в другой области. У него были проблемы в семье, учебе и на работе. У него никогда не хватало времени. Его жена и дочь жаловались, что, проводя иного времени на работе и на учебе, он слишком мало времени находился дома, а когда приходил, то делал домашнее задание. Его начальник на работе жаловал­ся на постоянную усталость и мрачность Билла, что в свою очередь отражалось на его работе. Преподаватель сказал Биллу, что он не справляется с заданиями и, наверное, не сдаст экзамены. В конце концов Билл ушел из семьи (проблемы в доме становились все серьезнее и серьезнее) и обнаружил, что времени у него стало меньше, а не больше, как он ожидал.

Это случаи из жизни всего лишь нескольких студентов, посещавших мои кур­сы в течение семестра. Они пришли ко мне, чтобы обсудить свою проблему и по­просить совета, как с ней справиться. Слишком часто студенческая жизнь ассо­циируется со студенческими братствами, футбольными матчами и весельем. Она кажется беззаботной и легкой для многих студентов. Для других, однако, это все­го лишь очередное изменение в жизни, к которому необходимо приспосабливать­ся. Они могут быть молоды и потому переживать множество проблем, свойствен­ных молодым людям; они могут быть уже взрослыми, и па них и так уже лежит слишком много ответственности, что мешает наслаждаться студенческими года­ми; у них могут быть свои проблемы, мешающие сконцентрироваться на заняти­ях. В любом случае обучение в колледже — это стресс для многих студентов.

Существует большое количество подтверждений тому, что хронический стресс — спутник студенческой жизни. Изучая студентов, Таубес и Коэн [1] обнаружили, что они особенно подвержены хроническому стрессу из-за необходимости справ­ляться с возрастными проблемами переходного периода. Кроме того, стресс, ис­пытываемый студентами, может сказываться на обучении (приобретении, приме­нении и переработке знаний), что препятствует академической успеваемости [2]. Трудности с успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт, в резуль­тате чего общий стресс усиливается. Другие исследователи отметили у студентов проблемы с финансами [3], жильем [4], безопасностью [5] и весом [6]. В моем студенческом городке было проведено исследование проблем, касающихся здо­ровья. По его результатам стресс занимает второе место по степени влияния на здоровье после физкультуры и спорта. Как вы думаете, какие три основные пере­менные, сказывающиеся на здоровье, выделили бы студенты в вашем учебном за­ведении? По всей видимости, стресс также будет одной из них.

Первокурсники

Первокурсники — те, кто сразу после школы или чуть позже пришел в колледж, испытывают стресс от резкого изменения образа жизни, оценочной системы, пе­регрузок по предметам, дружбы, стрессоров в любви и сексуальной жизни, сте­снительности, ревности и разрывов отношений.

Изменение образа жизни

Чем сильнее меняется образ жизни, тем более сильному стрессу вы подвергаетесь и тем больше вероятность возникновения у вас заболевания. Только представьте, как меняется жизнь, когда вы впервые попадаете в колледж!

Когда вы учились в школе, вы жили дома, под опекой родителей, и, скорее все­го, вам не нужно было работать. У вас было много свободного времени, которое вы тратили на встречи с друзьями, работу по дому и отдых. Нередки были ситуа­ции, когда за вас кто-нибудь мог постирать, приготовить еду и заправить бензи­ном машину. Еда мистическим образом появлялась в холодильнике и в кухонных шкафах, а пыль с мебели и пола периодически исчезала.

Хотя многие старшеклассники работают и занимаются домашними делами, как правило, школьные годы — не хлопотная пора. В колледже, однако, ситуация коренным образом меняется. Необходимо время, чтобы сходить в магазин, приго­товить еду, убрать, постирать и сделать большое количество других мелких дел. Многие студенты впервые сталкиваются с тем, чего им не приходилось делать раньше. Более того, их никто не спрашивает, сделали ли они уроки. Они должны сами успеть сделать задания наряду с другими делами.

■ Однако вдобавок ко всему, прибавляются и иные перемены, продиктованные студенческой жизнью. Необходимо найти квартиру или выбрать общежитие. По­являются друзья своего и противоположного полов. Задания даются огромные, и кажется, что никакого времени на них не хватит. Атмосфера пронизана страхом не справиться.

Студенты сталкиваются и с более глобальными сложностями и задачами в это

время.

1. Достижение эмоциональной независимости от семьи.

Несмотря на то что в период обучения в колледже стресс очень силен, большинство студентов убеждены, что финал стоит всех затрат. А как считаете вы?

2. Выбор и подготовка к профессиональной деятельности.

3. Выполнение обязательств и подготовка семейной жизни.

4. Развитие этической системы [7].

Чтобы преодолеть эти переходные трудности, студенту необходимо освоить новые роли и модифицировать старые, в результате чего они также могут испы­тывать стресс. Исследователи, наблюдавшие за студентами и их стрессорами, за­метили, что «популярность студентов, наслаждающихся неспешной и свободной от стресса жизнью, весьма заметна» [8].

Учитывая эти изменения и влияние стресса на иммунную систему, неудиви­тельно, что эпидемии гриппа и вспышки мононуклеоза достаточно часто встреча­ются в студенческих городках. Конечно же, в соседних кварталах это очень чувствуется. Нас также не должно удивлять, что самоубийство — вторая по рас­пространенности причина смерти среди студентов (первая — это несчастные слу­чаи).

Оценки

Неприятности, вызываемые оценками, хорошо отражены в старой байке про про­фессора, который собрал листы с контрольными работами и сбросил их вниз по лестнице, а затем поставил Л тем, чьи работы упали на первую ступеньку, В — тем, чьи работы упали на вторую, и т. д. Студенты вынуждены получать оценки, а профессора вынуждены их ставить. К сожалению, и те и другие слишком серь­езно к этому относятся. Целью студентов становится получение хорошей оценки, а не приобретение знаний. Цель профессоров — отделение отличников от хоро­шистов, а не обучение как таковое. Здесь, конечно, есть и свои исключения. Од­нако я думаю, любой, кто имеет хоть какое-то отношение к студенческим город­кам, знает, что оценкам придается важное значение.

У студентов даже самооценка может зависеть от оценок. Например: «Навер­ное, я тупой, раз провалил английский». Это вместо того, чтобы сказать себе; «Эх, наверное, я готовился недостаточно хорошо и долго. Учту в следующий раз!»

Однако давайте не будем обманывать самих себя. Оценки очень важны. Они важны для тех, кто хочет закончить вуз, или для тех, кто знает, где будет работать в перспективе. Они также'важны для университета, который хочет, чтоб его вы­пускники были компетентными и хорошо образованными. Оценки используются для отсева тех, кто не соответствует требованиям учебного заведения. Однако я видел студентов, чье здоровье пошатнулось из-за озабоченности оценками. Они бросали занятия спортом, у них не было времени, чтобы приготовить себе нор­мальную еду, или же они были просто «полуночниками», которых запросто мож­но определить по мешкам под глазами. Некоторые студенты были настолько от­ветственны в этом смысле, что у них вообще не было общественной жизни — они всегда учились.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...