Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация игры во 2 младшей группе.




Инновационные подходы к организации сюжетно ролей игры в разных возрастных группах ДОУ.

Н.Я Михайленко, Н.А. Короткова.

Ребенка нужнорассматривать как субъекта детской деятельности.

Взрослый должен передавать игровые умения, или способы построения игры в совместной с детьми игровой деятельности:

  • игровые действия;
  • ролевое поведение;
  • сюжетосложение.

Принципы организации игры в ДОУ:

  • воспитатель должен играть с детьми (партнер);
  • Воспитатель должен играть на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый более сложный способ ее построения;
  • начиная с раннего детства и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику

на каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание услови й для самостоятельной детской игры.

Организация игры в первой младшей группе.

К 3 с половиной годам у детей сформировать азы сюжетной игры – умения осуществлять разнообразные условные игровые действия.

Формирование сюжетной игры должно осуществляться на фоне постоянной организации воспитателем условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом.

Начинать формирование простейшего взаимодействия между детьми можно, используя катающиеся предметы (мячик, тележка и т.п.), которые стимулируют детей к взаимоподражательным, зеркальным действиям, направленным друг на друга. Воспитатель предлагает одному из детей встать у конца скамеечки, сам встает у другого конца и обращается к ребенку: «Давай поиграем! Будем мячик катать!» В дальнейшем переключать детей на партнеров сверстников. Чтобы избежать однообразия в деятельности, воспитатель может предлагать для катания и другие игрушки (тележки, вагончики, грузовики) заменять скамейку ковровой дорожкой такой же длины. Дальнейшая совместная игра воспитателя с детьми с целью формирования предметного взаимодействия может принимать другие формы (совместная постройка башни из кубиков, сбор пирамидки и т.д.)

Параллельно с формированием предметного взаимодействия в парах воспитатель должен решать задачи формирования условного игрового действия, замещающего реальное действие с «настоящими вещами». Условное действие всегда включает в себя два плана – это то, что делает ребенок фактически, и то, что данное действие обозначает, какой смысл оно имеет (кормит куклу настоящей ложкой, использует палочку в качестве предмета заместителя, действует с воображаемым предметом). По степени «понятности» для партне5ра все три типа игрового действия существенно различаются. Ребенку нужно назвать, пояснить само игровое действие или условное значение предмета («Я кормлю», «Это у меня ложка»).

Задача педагога – сформировать у ребенка к трем годам умения развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, связывать два – три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником.

Наиболее эффективно формирование игровых умений осуществляется в совместной игре взрослого с ребенком (детьми, где взрослый выступает для ребенка одновременно как партнер и носитель формируемого способа игровой деятельности. Развертывать совместную игру с детьми, изменяя характер участия в ней ребенка в такой последовательности: 1) привлекать ребенка к осуществлению необходимого по смыслу игры условного действия с сюжетными игрушками; стимулировать его к продолжению, дополнению по смыслу игрового действия партнера-взрослого; 2) привлекать ребенка к осуществлению условного действия с предметами заместителями и воображаемыми предметами; 3) ориентировать ребенка на продолжение дополнения игрового действия партнера-сверстника, стимулировать словесное обозначение игровых действий.

По мере овладения условными игровыми действиями воспитатель может переходить от совместной игры с 1-2 малышами к совмещению такой деятельности с игрой, позволяющей включить большее количество детей. Воспитатель должен учитывать, что у каждого ребенка свои темпы освоения элементарных игровых умений, каждому требуется разная «доза» совместной игры со взрослым, наблюдения за игрой взрослого с другими детьми. Ежедневно воспитатель может охватывать формирующем взаимодействием несколько детей следующим образом: совместная игра с 1-2 детьми, совместная игра с небольшой подгруппой детей (7-10 минут). Педагог по своему усмотрению распределяет эту нагрузку на весь день, используя все периоды времени, отведенные режимом для игры и свободных занятий детей. Уже на этом этапе организация игры носит двучастный характер: совместная игра взрослого с детьми сочетается с самостоятельной игрой самих детей.

Проверить продвижение детей в освоении игровых умений воспитатель может наблюдая за их самостоятельной деятельностью. Если дети в самостоятельной игре развертывают цепочки из 2-3 действий с сюжетными игрушками, включают в игру отдельные предметы –заместители, называя действия с ними, могут вызвать с помощью игрушки или краткого речевого обращения ответное игровое действие сверстника – можно считать, что самые простые игровые умения у них сформированы.

Организация игры во 2 младшей группе.

К трем годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого ребенок разворачивает игру. Трехлетний ребенок становится способен овладеть ролью – более сложным смысловым и структурным «узлом» игры. овладение ролью успешнее происходит при целенаправленном формировании игры у детей.

При традиционном подходе к руководству игрой педагоги основное внимание уделяют содержанию ролей, проводят большую подготовительную работу, но только накопления знаний о социальных ролях взрослых недостаточно.

Прежде всего, ребенку нужно принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера.

Ролевое поведение всегда имеет два аспекта. Первый - это специфичные для роли действия с предметами (доктор делает укол и т.д.); второй – ролевая речь, ребенок должен развертывать специфичное ролевой взаимодействие – ролевой диалог.

Роль как социальное образование всегда существует в связях и отношениях с другими ролями, роль доктора связана с ролями пациента, медсестры доктора-коллеги. Ребенок должен изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров. Более того, в игре с другими детьми ребенка надо уметь свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета.

Все эти умения формируются постепенно. Для детей 4-го жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовать специфические ролевые действия, направленные на партнера-игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником.

Воспитателю нужно знать, что различают два типа ролей: «взаимодополнительные», которые требуют взаимодействия с другой ролью(мама-дочка, врач-больной), и «независимые» роли, связь которых с другими является более опосредованной (шофер, пожарник, космонавт и т.д.). Для формирования ролевого поведения следует начинать игру с детьми, используя взаимодополнительные роли, для начала это должны быть парные роли. Такие роли смещают акцент игры с предметного действия на ролевое взаимодействие – ролевой диалог. Начал а воспитатель берет на себя основную роль, а затем дополнительную, а затем уступает ее другому ребенку, т.е. ориентирует детей друг на дрцга. подключаясь к игре каждого ребенка как партнер – носитель дополнительной роли, воспитатель должен использовать тематику игры, интересующую каждого ребенка.

В ходе совместных игр воспитатель своими вопросами, репликами изнутри своей игровой роли старается максимально активизировать ролевую речь детей. Чтобы выделить для детей ролевой диалог как необходимое условие совместной игры, целесообразно во время игры с детьми пользоваться минимальным числом игрушек, тогда центр игры будет смещаться для детей с предметных игровых действий на разговоры персонажей.

Развивая речевое взаимодействие детей можно использовать особые методические приемы. Это игра взрослого с детьми в «телефонный разговор». Первая такая игра может быть по мотивам стихотворения К.Чуковского «Телефон».Повторение точного смысла не нужно. Затем телефоны предоставляются в самостоятельное пользование детей. Игра строится на известных сюжетах «дочки-матери». «магазин», «больница». Воспитателя не должно огорчать, если в первых таких играх дети будут отвечать на его ролевые обращения скупо, односложно, можно подсказать им содержание ответов. Подбор ролей для каждой пары должен опираться на тематику, привлекающую именно этих детей. тематика может касаться реальных и сказочных событий(продавец-покупатель, волк с поросятами). Никакого принуждения не должно быть. На следующем этапе взрослый вовлекая детей в игру, не только развертывает «телефонный» ролевой диалог с каждым из них, поочередно, но и стимулирует диалог детей друг с другом (мама-папа-дочка; мама-дочка-бабушка).

Значение такой совместной игры со взрослым заключается в том, что теперь в свободной самостоятельной игре детей действия с игрушками будут в большей степени сопровождаться ролевыми диалогами, появятся называние своей роли партнеру-сверстнику и ролевое обращение к нему: дети будут более свободно вступать в игровые контракты и развертывать ролевое взаимодействие друг с другом.

Еще одним приемом, способствующим развитию у детей умений называть свою роль, разворачивать простой ролевой диалог является игра с детьми по мотивам известных им сказок, персонажи которых выполняют однотипные действия (Репка, Колобок, Теремок).Не нужно для таких игр игрушки и ролевые атрибуты, достаточно словесного обозначения ролей. Игра должна быть импровизацией, а не «театральным» действием – достаточно воссоздание общего смысла. Можно привлечь 3-4 ребенка.

Воспитатель планирует свою работу по формированию ролевого поведения следующим образом: каждый день играть с 2-3 детьми; игре уделить до7-10 минут. Игры с использованием «телефонных разговоров целесообразно вводить лишь во втором полугодии с детьми не младше трех с половиной лет

Показателями успешности формирования ролевого поведения у детей 4-го года жизни являются следующие; развертывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленных на кукольных персонажей, парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.

Самостоятельная игра во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...