Необходимость в альтернативной вайшнавской культуре.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ О музыке. Немного для вдохновения. «Музыку и танцы, которые служат для чувственных удовольствий, следует считать демоническими, но те же музыка и танцы, используемые в киртане для прославления Верховного Господа, становятся трансцендентными и вдыхают в человека новую жизнь, исполненную духовного блаженства». (Ш.Б.ком. 3.20.38) «Гопи уже достигли духовного просветления: очистив свои чувства, они просто используют их в служении Господу в глухой деревне Вриндаване. Их не интересуют умозрительные рассуждения, искусство, музыка и другие сферы материальной жизни...». (Ч.Ч. Мадхья-лила 1.82 ком.) Если преданный неукоснительно следует принципам вайшнавского образа жизни, сияние его тела будет естественным образом привлекать окружающих, а пение святых имен Господа — иметь большую силу. Люди без колебаний отдадут должное такому киртану. Даже в спектаклях об играх Господа Чайтаньи и Шpи Кришны должны играть только вайшнавы. Тогда эти спектакли будут трогать сердца зрителей и иметь на людей большое влияние. Члены Международного общества сознания Кришны, проповедуя славу Господа, должны учитывать эти два обстоятельства». (Ч.Ч. Мадхья-лила 11.95 ком.) «На каждом языке есть правила и предписания поэтической композиции или прозы, [правила] грамматики, риторики. И даже без этого знания, пада-чатурйам бхагавад-йашах-прадханам. Как, например, мы воспеваем Харе Кришна. И мы никоем образом не обучаем наших учеников музыкальной науке: “Вы должны петь так-то и так-то, вы должны танцевать так-то и так ”. Без всякого знания о музыке, без какого-либо понимания поэзии, даже ребенок может принимать участие в этом, и он сразу же погружается в экстаз. Почему? Все потому, что мы воспеваем славу Господу. Итак, это не требует какого-либо искусственного знания музыки или танцев. Вы будете петь и танцевать в экстазе. Вам не требуется изучать. Как, например, наша игра на мриданге. Никто из нас не ходил к какому-нибудь опытному мридангисту, чтобы научиться этому. Все, что я играю, я пою, я никогда не учил у какого-то специалиста по музыке. Но, благодаря практике, пение может быть мелодичным, красивым, а может не быть. Это не имеет значения. Мы не очень озабочены этим, трогает это людей или нет. Это будет их трогать, в этом нет сомнения. Но нам не требуется переключать свое внимание на это. Просто благодаря тому, что это прославление Господа, это будет привлекательным». (Лекция по ШБ 1.5.11, Ныо-Вриндаван, 10 июня 1969 г.)
Очень отрезвляющая цитата. Мой опыт таков, что одна из самых главных ошибок начинающих преданных в нашем движении состоит в том, что мы выдаем свою свабхаву (материальную природу) за бхакти. Все зависит от нашего мотива, а не от профессионализма. «Я считаю, что у нас нет необходимости использовать разные музыкальные таланты для распространения Сознания Кришны. Лучше чтобы люди строго следовали путем Господа Чайтаньйи и Его преданных санкиртаны. Мы используем мридангу и караталы и этого достаточно. Мы не музыканты. Мы Кришна бхакты. Потому мы не делаем упор на важности всех этих разных музыкальных талантов. Шри Чайтанья Махапрабху — это Сам Бог. Если бы Он считал, что было бы лучше распространить Сознание Кришны другим путем, Он бы это сделал. Нет, наш процесс — это просто играть на мриданге и караталах, путешествовать и воспевать Харе Кришна и просить каждого повторять Харе Кришна и просто проповедовать философию “Шримад Бхагаватам". У нас нет необходимости пытаться добавлять, что-либо к этому простому методу. Это только собьет нас с пути. Поэтому я прошу вас следовать этому простому пути Господа Чайтаньи Махапрабху и помочь мне распространить эту удивительную миссию по всему миру. Оставайтесь чистыми и устойчивыми в Сознании Кришны, следуя основным принципам, что я вам дал. Повторяйте 16 кругов ежедневно, следуйте 4 регулирующим принципам, поднимайтесь рано, посещайте мангала арати, классы и т. д. Это самое важное». (Письмо Джагадиша Пандигу 28 дек. 1974 г.)
Это суровый приговор Шрилы Прабхупады всем, кто хочет полностью посвятить всю свою жизнь музыке: «Мы не музыканты. Мы Кришна бхакты». Жизнь нужно посвятить не музыке, а служению Богу. Единственное что её одухотворяет - это приказ гуру.
Искусство музыки — это брахманический принцип в Кали югу. Поскольку сознание Кришны — это брахманическое движение, в нем все должны уметь проводить ягьи. Воспевание святого имени — это ягья, а ягья всегда подразумевает вовлечение в этот процесс какой-то деятельности, то есть кармы. И эта деятельность должна делаться совершенно, а не как попало. Если разделить процесс кармы (в смысле деятельности при санкиртане), то мы получим следующую схему: 1.Тело — игра на музыкальных инструментах, танец. 2.Речь — воспевание святого имени. 3.Ум — сосредоточение сознания на звуках святого имени. 4.И, в конечном счете наше сердце, эмоции, которые мы испытываем, или должны испытывать при воспевании. В идеале ягью должны проводить квалифицированные брахманы. Брахманы поют святое имя и играют на музыкальных инструментах. У каждой ягьи есть ягья пуруша, тот, для чьего удовлетворения совершается ягья. В нашем случае это акришна, не темный Кришна, а золотой, то есть Господь Шри Чайтанья. Именно ради его удовлетворения мы совершаем эту санкиртана ягью: «Воспевание святого имени — это лучшее из жертвоприношений, оно разрушает асе страдания века кали. Для удовлетворения Кришны Чайтаньи я совершаю эту нама ягью». (Вишванатха Чакраварти Гхакур) Поэтому, каждый преданный должен обучиться этому искусству, чтобы проводить санкиртану совершенным образом как внешне, так и внутренне. И если внутреннее продвижение в этом процессе зависит от многих факторов, то внешнее стопорится практически всегда из-за двух: 1.Гордость, проявленная в нашем нежелании учиться у кого-то, приняв его авторитет.
2.И главный фактор — лень.
Вишванатха Чакраварти Тхакур, описывая качества духовного учителя во втором стихе своей «Гурваштаке», объясняет, что гуру участвует в киртане Махапрабху состоящем из 4 элементов: 1.Нритья — танец. 2.Гита — пение. 3.Вадитра — игра на музыкальных инструментах. 4.Мадьян манаса расена — духовные эмоции, его ум и сердце поглощены бхакти расой.
Сознание исполнителя Традиционно музыканты считаются принадлежащими к касте шудр, что определялось отнюдь не кастовой системой, а качествами человека. Рассмотрим их. Шудра — это личность, взаимодействующая с грубой материей, он делает что-то руками с мертвыми материальными элементами, не проявляющими признаки жизни. Вайшья (торговцы, и сельхозработники) — взаимодействует с растениями и животными, то есть уже с живыми элементами, проявляющими признаки жизни. Это более высокое сознание и более высокая ответственность. Если не полить вовремя железо или кусок глины оно не засохнет и не умрет, а если не полить вовремя растение, или не покормить корову, будут проблемы. Ключевой момент — это способность человека брать определенный уровень ответственности. Именно это определяет его варну. Кшатрий (правитель) — взаимодействует и управляет людьми. Брахман — взаимодействует с сознанием людей. Брахманы — это высший слой общества, с высшей степенью ответственности, проявленной в поддержании идеологии общества, посредством личного примера и обучения. Самый тонкий материальный элемент — это звук. Кто манипулирует этим элементом при помощи рук? Правильно, шудра. Но, если музыкант играет музыку в знании, не ради чувственного наслаждения и похвалы, а для удовлетворения Бога, и ради возвышения сознания людей, этот мотив автоматически переносит его в сферу брахманической деятельности, и даже выше. В противоположность этому сознание шудры таково: «Как я сыграл, как я сделал, как я смастерил и т.д.» Не деятельность определяет сознание, а сознание деятельность.
В конечном счете, по настоящему люди привлекаются лишь бхакти, но если представить им бхакти в красивой оболочке, то это поможет им проще воспринять ее. Нам, как проповедникам, это всегда будет на руку. Ведь у нас проповедническое движение. Но, повторюсь еще раз: главное — это преданность, чистота нашего сознания. Если мы хотим чтобы люди привлеклись святым именем, а не тем как мы его поем, мы должны быть смиренными слугами вайшнавов и своего духовного учителя, и не ожидать ничего взамен за наш киртан.
В книге «Прабхупада», Сатсварупа махарадж описывает интересный момент, на эту тему. Когда Шрила Прабхупада отправлял будущего Мукунду махараджа, матаджи Ямуну и еще четверых преданных проповедовать в Англию, он хотел, чтобы они перед поездкой побыли какое-то время с ним, чтобы научиться у него искусству ведения киртана. Сатсварупа махарадж говорит в этой книге, что хотя это и не суть, но при хорошем исполнении киртана, людям будет проще привлечься сознанием Кришны. Именно для этого Шрила Прабхупада и хотел обучить их.
Музыка и ритм подобны одежде для Божеств. Исполняя разные мелодии и ритмы, мы по-разному украшаем Божества. Шастры говорят, что святое имя — это сам Кришна. Он Сам по Себе прекрасен, а музыка и ритм — лишь одежда, дополняющая Его красоту, и тем не менее Кришна всегда прекрасно одет. Наша игра на музыкальных инструментах — это служение святому имени. Мы украшаем Божество святого имени в прекрасные одежды из мелодий и ритмов.
Необходимость в альтернативной вайшнавской культуре. Обычно, когда мы приходим в ИСККОН, мы не все сразу становимся чистыми преданными, и у нас по-прежнему остаются потребности в культуре, одним из аспектов которой является музыка. Поэтому мы должны удовлетворять их правильным образом, в культуре сознания Кришны. Что же это за культура? Иногда мы можем слышать, как преданные поют киртан под мелодию «Регги на телеге» хип-хоп и т.д., и это может осквернять наш ум, навеивая нам прошлые самскары с нашего материального опыта. Музыка в тамасе и раджасе пробуждает в нас эти самскары. Бывает, что наше «трансцендентное пение и игра», по форме звучит как раджас и желание привлечь противоположный пол. Ведь реально у нас нет таких бурных эмоций к Кришне. «Хороший киртан» — это, когда я поплясал и вспотел, развлёкся, а не медитировал на святое имя. Лучше всего культивировать другую гуну. Но это не абсолютное правило, если у вас действительно есть чистый мотив при воспевании. Чайтанья-Нитай пример. Поэтому лучше всего исполнять киртаны в гуне благости. Благость означает медитация. Существуют различные авторитетные раги, талы и правильная манера (стиль) исполнения. Каждая гуна оказывает на наш ум определенное влияние, поэтому, нужно учиться исполнять традиционные киртаны в гуне благости. Это тоже важный момент. Для этого в частности нужно слушать традиционное исполнение киртанов. Ведь мы не поклоняемся Божествам, как попало, есть определенный стандарт. Также и в музыке, должна быть авторитетная основа. Или другими словами — культура, школа или традиция. И если мы еще не чистые преданные, наша искренность должна проявиться также и в следовании ей, в особенности, если музыка является частью нашей обусловленной природы.
У каждой мелодии есть тонкая форма или образ. Этим обусловлен факт того, что одна и та же мелодия может нравиться, или не нравиться разным людям. Это означает, что внутреннее состояние человека резонирует, или не резонирует с тонким образом, посылаемым со звуками музыки. Каждый ритм и мелодия несут в себе определенную гуну — качество. Это качество, попадая в наше сознание, окрашивает его в определенный цвет и проявляет в нас определенные мысли, эмоции и желания. саттва раджас тамас. Помимо этих трех качеств, музыка может нести в себе духовную энергию и духовный образ. В Ведах этот феномен именуется как нада брахман (духовная реальность, воплощенная в звуке). Поэтому, очень важно быть осторожным и понимать, что от того, что мы слушаем, будет зависеть то состояние сознание, которое мы в себе разовьем.
Звук, исходящий из нас, будет соответствовать нашему внутреннему образу, как реальному так и желаемому. Кто-то хочет быть похож на Вини Пуха, и будет говорить его голосом; кто-то на Арнольда Шварцнегера; а кто-то хочет походить на святого. Мужчины, для придания себе весомости, часто любят говорить басом (например, это ярко проявлено в армии). Люди в «блатных кругах», любят говорить с умудренной опытом хрипотцой. Но изначально, наш голос походит на «детский», ясный, чистый, и звонкий. Просто со временем мы обуславливаемся социальным давлением, и в своем голосе станови «грозным прапорщиком» или «блатным авторитетом», с прокуренным голосом. Более того, сознание настолько сильно сквозит сквозь звук, исходящий из нас, что у человека может различаться не только голос, но и звук, извлекаемый им из инструмента. Например, если дать двум разным музыкантам один и тот же саксофон, то звук из него, иногда может различаться как небо и земля.
Вишванатха Чакраварти Тхакур в «Мадхурья Кадамбини» говорит, что существует два вида духовного вкуса: 1.Обусловленный внешней красотой (например, пышностью поклонения Божествам; кто как поет киртан; насколько красив голос; мелодии; хороша ли игра на инструментах и т.д.). 2.И вкус не обусловленный ничем. Просто экстаз от святого имени. Кто бы и как не играл, и не пел. И, похоже, что для многих из нас, актуальнее, по крайней мере, для меня уж точно, первый вариант.
Цитаты из Хари Бхакти Виласы о музыке: «Личность, которая всегда устраивает пение, танцы и музыку в храме Господа со звуками раковин и барабанов, особенно на восходе, в полдень и на закате, достигает исполнении всех своих желаний. Он получает силу принять любой желаемый облик». (8.255) «О мудрец, личность, которая устраивает пение, танцы, музыку и драму, прославляющие Господа Вишну, является святой и чистой сердцем. Его дом находится вне этих трех миров». (8.257) «Личность, которая поклоняется Господу посредством музыки, становится личным спутником Господа». (8.294) «О царь, пожалуйста, слушай, я расскажу тебе какое благо получает личность, которая играет на караталах в храме Господа Вишну». (8.311) «Он освобождается от всех грехов. Прославляемый гандхарвами, он оставляет этот мир в потоке сотен небесных кораблей. Он наслаждается с Господом Вишну». (8.312)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|