Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Размеры мантр. В музыке всё разделяется надвое




 

2x2=4x2=8x2=16x2=32x2=64x2=128x2=256

256-есть мантры такой величины. но мы не пойдем так далеко, не переживайте.

 

Тере тере тере кхета

 

Это также 4 матры, только теперь тере - это одна матра.

 

Тере кхета тере кхета

Тере тере тере кхета

 

4) тере кхета кхета* тере

3я матра «та» помечена «*», что означает, что вы произносите «та», но играете «ре».

 

5) тере кхета* кхета тере кхета - 5 матр

«та*» произносим, но играем ре

 

Это очень хорошие мантры и если вы включите их в свою ежедневную садхану, то сможете добиться того, что ваша кисть станет очень расслабленной и как результат вы получите правильный ясный четкий и звонкий звук ваших ударов.

 

6) тере кхета кхета тере кхета Тхак - 6 матр

«Тхак» - обе руки закрытый удар.

 

7) тере кхета кхета* тере

кхета кхета* тере кхета - 8 матр

Тере кхета Тхак тере

кхета кхета* тере кхета

 

Обычно когда преданные играют, они делают акцент на большой стороне, в то время как маленькая сторона издает шаркающий и царапающий звук. На самом деле маленькая сторона мриданги предназначена для того, чтобы поддерживать ритм.

Пальцы не должны быть скованы, рука должна быть расслаблена. Эти упражнения должны в этом помочь. Вы должны научиться играть кистью. Потому что если играть всей рукой от плеча, то вы будете очень сильно напряжены и очень быстро устанете. Сначала может и не получиться, но постепенно ваши мышцы будут расслабляться. Они нарабатывают, так называемую мышечную память - они запоминают комбинацию движений, и когда ум будет давать им команду, пальцы уже знают что делать.

 

Талы

 

«Тала» - это циклический ритмический рисунок с фиксированным количеством долей, выражающий определенную эмоцию (расу).

 

Есть талы, которые исполняются в редких случаях наиболее выдающимися музыкантами, и при их первом прослушивании (а иногда и при втором и даже при третьем) составляет сложность определить где у них начало и где конец, не говоря уже о том, чтобы петь и играть под эти ритмы. Хотя, например, в Греции до сих пор при исполнении народной музыки поют и танцуют на 7 и 9-дольные талы:

 

/ раз два / раз два / раз два три /;

/ раз два / раз два / раз два / раз два три /.

 

В народной музыке Турции также сохранились ритмы с нечетным количеством долей. Важный момент: талы с одинаковым количеством долей различаются внутренним делением и акцентами. Например, Дхамар тал состоит из 14 ударов, сгруппированных следующим образом:

/5/5/4/;

 

Ади Чаутал состоит из того же количества ударов, но они разделены иначе:

/2/4/4/4/;

 

Чанчар тал, разделен так:

/3/4/3/4/;

 

Кахарва тал группируется как:

/4/4/;

 

Натья тал так:

/2/2/4/.

 

Что касается различия в акцентах, мы подробно разберем этот момент позже.

 

При продолжительном звучании один и тот же ритм действует на слушателя гипнотически, вводя его в определенное эмоциональное состояние. Разные талы несут в себе разное настроение (расу). Приведем несколько примеров.

 

1) гарба тал — || 2 | 2 | 2 || — праздничный, танцевальный, воодушевляющий ритм. Не случайно знаменитый «Гимн Советского союза» и многие хиты коммунистических времен, исполнялись именно на этот тал. Например, знаменитый хит: «И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет!»

 

2) Дадра тал — || 3 | 3 || — лиричный, медитативный ритм (вальс). Большинство лиричных и молитвенных песен в ведической музыке исполняется именно на этот тал. Ритм биения человеческого сердца это — дадра тал ||1 - 3 ||.

 

3) Кахарва тал (+ д-Кахарва)— || 4 | 4 || — ритм шага, самый распространенный тал. Подавляющее большинство всей существующей музыки играется именно на него. В каком-то смысле он универсален, все зависит от скорости, в которой вы его играете. Он очень удобен для танцев и уличных церемоний.

 

4) Натья тал — || 2 | 2 | 4 || — натья означает танец. Его название говорит само за себя. На этот ритм играется современный рэп, хип-хоп и фьюжен. Очень знаменитый в современной музыке тал.

 

В зависимости от настроения, которое мы хотим передать, мы можем использовать разные талы. Интересный момент, одну и ту же мелодию можно сыграть на разные талы, и от этого она будет приобретать разную эмоциональную окраску. Чтобы научиться погружать слушателей в настроение каждого тала, необходимо слушание и общение с профессиональными музыкантами. Именно в таком слушании и общении перенимается вкус или стиль исполнения тала. С технической точки зрения, при игре тала нужно использовать следующие эллементы: акценты, синкопы, различия в динамики ударов, разнообразные звуки, извлекаемые из инструмента. Но, в конечном счете, самое главное — это бхава — настроение музыканта.

В 5-й волне «Бхакти-ратнакары» упоминается, по крайней мере, имена 89 талов (2.964 — 2.968)

Таким образом, палитра эмоций выражаемых ведическими музыкантами с помощью тала очень обширна, и ее суть состоит в передачи разнообразных чувств, испытываемых душой по отношению к Господу. Как утверждает «Бхакти-ратнакара» — все олицетворенные талы в своей личностной форме вечно существуют и служат в играх Господа.

Полный цикл тала называется авартан и обозначается двумя параллельным линиями по краям тала.
|| Авартан ||

 

Авартан делится на анги, и количество анг в одном авартане будет различаться в зависимости от того какой тал мы играем. Например:

Кахарва тал 4/4 || анга | анга ||

гарба тал 2/2/2 || анга | анга | анга ||

 

Каждая анга делится на матры, и в зависимости от тала количество матр в анге, будет отличаться. Например:

Дадра тал 3/3 || матра матра матра | матра матра матра ||

гарба тал 2/2/2 || матра матра | матра матра | матра матра ||

Письменные обозначения при записи мантр:

1. Сам - самый сильный удар в тале - ярко выделенный звук: те (жирный шрифт).

2. Придыхательные звуки:

• в 2 раза более короткий звук: (те) (двойные скобки);

• в 4 раза более короткий звук ((те)) (четверные скобки).

3. Кхали (пустой) — слабая или пропущенная доля. обозначаем " - " (дефис)

 

написать какой-нить тал и разобрать его.

 

Обозначение ударов и их извлечение из инструмента

Все отдельные звуки правой и левой стороны мриданги, записываются маленькими буквами — та те га ге, а двойные с большой — Дха Дхе Дхар Дхам.

 

Бхаян - маленькая сторона

та - откр., бьем указательным в ободок (не касаемся мембраны, указательный палец тянется вперед), оставляем на ободке. ост. три пальца в расслабленном состоянии над мембраной.

те - закр. и откр. З. - бьем соединенными вместе двумя или тремя пальцами по ободку прижимая пальцы к ней (глухой звук). О. - тремя снизу вверх на отрыв.

ри - закр. указательным пальцем по масале, в верхнюю часть мембраны не касаясь ободка.

ти - закр. двумя пальцами по масале, в нижнюю часть мембраны, не касаясь ободка.

Звуки та и те бьются в середину мембраны, в одно и то же место. Постоянно работает кисть. Звук ри мы бьем в верхнюю часть мембраны, а звук ти в нижнюю часть, кисть остается неподвижной, при этом рука задвигается немножко глубже.

тин -довольно сложный удар. Нужно некоторое время, чтобы разучиться играть его. Очень высокий металлический стеклянный звук. Очень сладкий звук, его важно разучить, кто хочет играть на более высоком уровне. Это как удар хвоста скорпиона - он жалит, но не остается на месте. Для поддержки удара средний, безымянный палец, и большой сбоку. Кисть и пальцы должны быть расслабленны, но в тоже время собранные и крепки.

 

Дхаян - большая сторона

га - откр., 4 пальца вместе бьем об ободок, оставляя ладонь на нем. Пальцы не касаются мембраны. ге - закр., ладошкой

гам - откр., га + руку в конце удара прижимаем к мембране.

ге - растопырьте пальцы, сдвиньте руку вперед в сторону мембраны. Бьем кончиками пальцев, должен возникать щелчок.

дхин - бульк. Чем сильнее нажимаете, тем выше звук.

ка - откр., ср.палец в середину масалы, рука на ободке.

 

Двойные удары:

га+та=Дха га+те=Дхе ге+та=Дхар ге+те=Дхер гам+та=Дхам гам+те=Дхем

 

Сначала музыкант учится правильно и в ритме произносить игровую мантру. После этого он параллельно добавляет хлопки в ладоши. Это называется каратали (пара — рука, а тали — ритм), или просто тали. Сильные доли хлопают внутренней стороной правой ладошки, а слабую долю внешней. Это помогает нам запомнить тал как на уровне звука, так и на уровне физических ощущений, Освоив это, ученик изучает соответствие каждой матры со звуком на инструменте, и только после этого он начинает играть мантру на инструменте, параллельно вслух повторяя его матры.

Важно произносить мантру вслух. Делая это, мы откладываем в своем сознании след, как правильно и в ритме играть ту или иную мантру. Это очень сильно поможет нам при дальнейшей игре. Профессионалы играют ощущениями, но Спонтанность проявится позже, в результате наших аскез и милости Бога.

 

 

Практика пальцев

Не нужно слишком сильно двигать кистью, достаточно небольшого движения.

1. тета 2. тата та 3. тета та 4. тата тете 5. тете тата 6. тета те

7. тате та 8. те тата тете та 9. тирити та 10. тетате та 11. тета тате та

 

 

Практика 2х рук

1. гета гете Дхар 2. гата гате Дха

3. га тага тета га 4. тага тета га та

5. га те та = гуру 6. га те та ге та

 

Мантры

Кахарва тал

 

Медленный; Арати м.

 

1 || Дхе - - та | те рити рити та || || ге -(ге) тега Дха | те Дха Дхе та ||

 

2 || Дхе - - та | те рити рити рити || || Дхар -(ге) тега Дха | те Дха Дхе та ||

 

В последней анге обоих мантр, звук га можно заменить гам:

 

|| те Дхам Дхем та || Дхем

 

Средний

 

3 || Дха - те Дхар | та га Дхе та || 4 || Дхе - та Дхар | те га Дха та ||

 

5 || Дха -(га) те Дхар | та га Дхе та || 6 || Дха - Дхе Дхар | та га Дхе та ||

 

7 || Дхе та Дхе Дхар | те Дха Дхе та || 8 || Дхар га те Дхар | та га Дхе та ||

та

 

Быстрый

9 || га - те Дхар | - га Дхе та ||

(для облегчения, перед техаем последняя матра не играется)

 

Дхе те

10 || га - та Дхар | - га Дха та || 11 || Дхе - та ге | те га Дха - ||

 

12 || га - та ге | - ге та - || ге - та ге | - ге та - ||

Первую часть можно играть отдельно, добавив перед 1й матрой «га»

 

Очень быстрый

1 || Дха -(ге) та га || 2 || Дха – Дха га | та га Дха га || (играется не быстро)

кому очень сложно играть быстрый

Дадра тал

1 || Дха Дхе та | та ге те || 2 || Дха Дхе тата | та ге тета ||
(те в конце откр.)

 

3 || Дха Дхета Дхета | Дха Дхе та ||
|| Дхар Дхерта Дхерта | Дхар Дхер та ||

Техаи

 

Кахарва тал

В Арати мантре техай вставляется на ее вторую часть перед следующей мелодией Харе Кришна.

Медл.средний

1 || Дхар Дхар Дхе Дхар || Дхар Дхе Дхар Дхар ||

 

«те» играется открытый.

2 || тета гете Дха тета | гете Дха тета гете || 3 || гата гате Дха гата | гате Дха гата гате ||

 

Д-кахарва тал

 

Играем любую мантру с Д-кахарва тала и вставляем техай.

 

1 || Дхар - Дхар -| Дхар - Дхар - || Дхар Дхар - Дхар | Дхар - Дхар - ||

 

2 || Дхар - те Дхар | - те Дхар -|| те - Дхар Дхар | - Дхар Дхар - ||

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...