Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мусульманские мектебы и медресе




 

Развитие науки, культуры, просвещения на Ближнем и Среднем Востоке, в Средней Азии, на юге Казахстана, начиная с V в., проходило под определяющим влиянием ислама. В этих регионах в течение тысячелетия (V-XV вв.), ведущая роль в образовании местных народов принадлежала мусульманским мектебам и медресе.

Эти школы появились в Персии и на Ближнем Востоке во второй половине VII века. Их задачами были: распространение ислама, борьба с ересью, свободомыслием (иначе богохульством). Ведь суннизм и шиизм появились уже во второй половине VII века. Позднее появляются и другие религиозные течения в исламе.

Как правило учителями в мектебах были муллы, теологи. Работать преподавателями другим лицам запрещалось. Языком религии и обучения был арабский.

Особый расцвет арабоязычной культуры (Восточный ренесанс V-X вв.) знаменуется возрождением греко-римского культурного, философского, научного наследия, бурным развитием науки, культуры, литературы, быстрым ростом числа мектебов, появлением высшей и средней мусульманской школы - медресе. Эти школы на Востоке, в том числе в Средней Азии, возникли и функционировали за 300 лет до создания первых университетов в Европе. Характерно, что в мусульманских мектебах и медресе периода Восточного ренесанса изучались не только богословские предметы и науки, но и светские - философия, астрономия, астрология, математика, поэзия, музыка, право, медицина и др. Это обеспечивало широкое богословское и научное образование шакирдов (учащихся медресе).

В это время жили и творили известные ученые Востока: аль Фергани - астроном (умер в 829 г.); иранец Абдуллах ибн аль Мукаффа - переводчик индийских книг (724-760); Сабит ибн Курра - звездопоклонник, переводил древнегреческие книги по математике и астрономии (886-901); Мухламад ибн Муса Хорезми - математик, географ (783-850); аль Фараби - философ, ученый (873-950); Закария ар Рази - врач, алхимик (865-925); Абу Али ибн Сина - великий врач (980-1037); Абу Фейхан Бируни - ученый, поэт, философ (973-1050) и др. Их вклад в мировую науку и культуру неоценим.

Если объективно подойти к вопросу, то мектебов и медресе как учебных заведений, у казахов в прошлом немного. Правда в крупных городах южных областей Казахстана (Тараз, Шымкент, Туркестан и др.) функционировали мектебы и медресе. Однако считать их казахскими можно было с большой натяжкой, потому, что в этих городах жило много узбеков, таджиков и др., которые и составляли основную массу учащихся. Отсутствие мектебов и медресе у казахов объясняется тем, что, во-первых, казахи вели кочевой и полукочевой образ жизни; во-вторых, казахи жили отдаленно от таких городов Средней Азии как Бухара, Самарканд, Хива, Фергана и др., от которых шли в свое время многие виды материальной и духовной культуры (литература, школы и т.д.).

С другой стороны, это объясняется тем, что ислам с которым было тесно связано появление мектебов и медресе, пришел к казахам сравнительно поздно. Вообще ислам до монгольского нашествия не был религией большинства тюрок.

К этому можно добавить, что казахи по своим религиозным убеждениям в то время были равнодушны к исламу. В общественном сознании казахов господствовал не ислам, а шаманство - культ предков связанный с магией. Об этом говорил персидский историк XVI века Фазнуллах Рузбехани. В труде "Михман - намэ - и - Бухара" ("Книга бухарского гостя") он пишет: "Известно, что среди казахов все еще держаться признаки неверия, например сохранилось идолоподобное изображение, которому они поклоняются, что не совместимо с мусульманством.".

Аналогичные высказывания имеются у Ч. Валиханова, который в статье "Следы шаманства у киргиз" писал: "Все писатели о киргизах говорят и почти во всех географических руководствах пишется, что киргизы-магометане, но держаться шаманских обрядов, или они обряды мусульманские смешивают с шаманским суеверием. Это справедливо. Все шаманские обряды, понятия, легенды столь тесно соединенные с бытом кочевым, сохранились у киргиз в совершенной целости.".Ч. Валиханов указывал, что ислам интенсивно стал распространяться среди казахов лишь в 30-40 годы XIX в.

В силу таких обстоятельств (раздробленность и разобщенность, кочевой и полукочевой образ жизни), мектебы и медресе имелись в центрах оседлости (Туркестан, Семипалатинск, Тараз, Верный и др.). Общепринятый стационарный тип мектебов и медресе, какие были у соседних народов, казахам иметь было затруднительно. Кто хотел получить образование ехал в Самарканд, Бухару и другие города Средней Азии. Однако это могли позволить себе лишь обеспеченные слои населения. Другим каналом мусульманского образования были временные мектебы на летовках, при значительном числе аулов. Учителями там были муллы или ученики среднеазиатских и поволжских медресе.

Количество мектебов и медресе в разных регионах было различно. В одних областях их было много, в других - мало. Особенно много их было в Сыр-Дарьинской области, так как тогда в эту область входили Аулие-Атинский, Шымкентский, Перовский, Казалинский, Ташкентский уезды, город Ташкент. Однако, чисто казахских мектебов и медресе было и там немного.

Необходимо сказать об организационно-педагогической структуре мектебов и медресе, т.е. о помещениях, контингенте учащихся, об организации учебного дела, учебниках и учебных пособиях. Помещениями под казахские мектебы служили летом - кибитки (юрты), а зимой - землянки. Кибитки обычно выделялись состоятельными лицами в порядке частного пожертвования, а землянки делались в складчину всем аулом.

Что касается казахских медресе, то они обычно находились в городах, где имелись постоянные жители и приходские мечети. Однако, наличие приходских мечетей не являлось необходимым условием для существования казахских медресе. Они существовали и там, где не было никаких мечетей.

Помещения под медресе обычно строились отдельными "благотворителями", а иногда вскладчину "всеми прихожанами". По своей внешности казахские медресе не отличались от обычных казахских жилищ. Строились они из необожженного кирпича или дерна с плоскими крышами и маленькими окнами. Такие медресе, существующие в примитивной форме, были в пос. Сложихино (Фурмановского района Западно-Казахстанской обл.), в пос. Уил (Уильского района Актюбинской области), на урочище Батпаккара (Амангельдинского района Кустанайской обл.), на урочище Аласемек (Терен-Узякского р-на Кзыл-Ординской обл.), в пос. Баян-Аул (Павлодарской обл. Баян-Аульского района), на урочище Кен-Тюбек (Есильского района Акмолинской обл.), на урочище Самсы (Джамбулского р-на Алма-Атинской обл.), на урочище Койтас (Уланского района Семипалатинской обл.) и др.

Речь идет о типичных казахских медресе, находящихся в сельской местности. Медресе находящиеся в городах где кроме казахов жили узбеки, татары и др., имели лучшие помещения, построенные по типу городских школ. Такие медресе были в Семипалатинске, Петропавловске, Уральске, Кокчетаве, Туркестане, Шымкенте, Верном и др. В южных городах они были похожи на среднеазиатские, а в северных и западных городах - на татарские.

Все казахские медресе существовали в основном за счет пожертвований. Такими пожертвованиями были "закят" (ежегодная подать, взимаемая с имущества и скота состоятельных лиц из расчета одной сороковой части), "фитр" (подаяние даваемое от каждого члена семьи во время великого поста "рамазан" или "ураза"). Часть пожертвований шла в пользу мулл (учителей), часть в пользу шакирдов (учеников), часть на хозяйственные нужды медресе (отопление, освещение и др.) и учебные пособия, тетради, чернила, карандаши и т.п.

Внутренняя обстановка мектебов и медресе была чрезвычайно проста. В них не было обыкновенной школьной мебели (столов, парт, досок и т.п.), ученики сидели, поджав под себя ноги, на полу, устланном кошмами и циновками. В этом отношении особенно выделялись мектебы.

Содержание образования в мусульманских мектебах и медресе было сугубо религиозным и осуществлялось по религиозным книгам. Обучение в мектебах начиналось с зазубривания арабского алфавита, состоящего из 28 букв. Затем шло заучивание 8 вымышленных слов: абджад, хавваз, хутти, каламан, сагфас, карашат, саххаз, зазана. Эти слова не имеют смыслового значения, но в них включены все буквы арабского алфавита. Заучивание этих слов представляет собой мнемоническое средство для изучения арабского алфавита и числового значения букв. В качестве учебных пособий в этот период использовались "Шариат - ул - иман" или "Иман - шарт", содержащие в себе, кроме 28 букв алфавита различные молитвы, совершаемые при религиозных обрядах, некоторые догматические положения ислама, знание которых необходимо каждому мусульманину. Все эти положения были на арабском языке и ученик должен был знать их наизусть, хотя они не были ему понятны. При обучении пользовались буквослогательным методом.

Мектебы у казахов работали нерегулярно - летом и зимой. Летом - во время остановки аулов на "джайлау", зимой - на "кыстау". Учебный год был очень коротким. С учащимися занимались не более 4-5 месяцев. Причем не все ученики могли регулярно посещать занятия. В казахских мектебах учились преимущественно мальчики от 7-8 до 16-17 лет.

Что же касается казахских медресе, то там обучались лица, получившие известное образование в мектебах и желающих углубить свои знания. Обычно они приезжали из отдаленных местностей и устраивались в общежитиях медресе: там они жили, там и учились. Они изучали там арабскую филологию и мусульманское религиозное право, а также ряд предметов, естественно-математического цикла. Но главным было изучение мусульманского богословия. Медресе не имели определенного расписания уроков, определенных программ. У учащихся была только одна цель: получить религиозное образование и стать муллой.

Новометодные мектебы и медресе. В конце XIX века в среде буржуазных слоев мусульманских народов Крыма, Поволжья, Казахстана и

Средней Азии появляется реформистское течение джадидистов (И. Гаспринский, Д. Кильдеев и др.), выступавших с критикой старометодных мектебов и медресе, в которых господствовали чисто религиозное содержание образования, схоластические методы обучения. В "Записке о преобразовании высших и низших мусульманских школ (мектебов и медресе) в России" (автор не известен), поданной в Министерство народного просвещения в 1900 году, предлагалось:

"1. Унифицировать магометанские школы через введение единых учебных планов и программ, которых нет вообще.

. Из чисто религиозной мусульманскую школу сделать общеобразовательной, включив в ее учебный план такие общеобразовательные предметы, как арифметику, географию, естествознание, историю русскую и всеобщую в разрезе современных требований.

. Ограниченных, неграмотных фанатичных мулл заменить учителями с соответствующим образованием.

. Ввести взамен древнего буквослагательного способа, бытующего в мектебах и медресе, новый результативный - звуковой.

. Для оканчивающих мектебы и медресе устраивать испытания, выдавать окончившим соответствующие свидетельства и дать право на льготное отбывание воинской повинности.

. Наблюдение за мусульманскими школами вверить не правительственным инспекторам, не мусульманскому духовенству, а выборным почетным гражданам из мусульман, с подчинением их попечителю округа" (Гос. архив Томской обл., ф.126, оп.2, д.2131, лл.3-7).

Рекомендовалось снабдить школы необходимым учебным оборудованием и учебниками, а учителей обеспечить постоянной заработной платой. Требования джадидистов - отстранить мусульманское духовенство от руководства мектебами и медресе, заменить мулл учителями, усилить общеобразовательный аспект образования при некотором сокращении религиозного - ограничивали монополию влияния кадимистов на население, ослабляли авторитет мусульманской церкви в целом. Это вызвало их бескомпромиссную борьбу против предлагаемых новшеств.

Царизм, разжигая междоусобную борьбу джадидистов и кадимистов, чаще всего становился на сторону реакционного мусульманского духовенства. Военный губернатор Семиречья П. Фольбаум, приказав ввести во всех мектебах и медресе русский язык, запретил открытие новометодных мектебов, преобразование старометодных школ в новометодные.

Первые новометодные школы в Средней Азии и Казахстане начали открываться в конце XIX века. Расширение сети этих учебных заведений наблюдается после пребывания И. Гаспринского в 1893 г. в Самарканде и Бухаре. В докладной записке генерал-губернатору Н.О. Розенбаху он предлагал преобразовать все старометодные мектебы в новометодные. Администрация края не поддержала инициативы И. Гаспринского, опасаясь усиления пантюркистских и сепаратистских течений в среде мусульманского населения. Тем не менее в 1897-1916 гг. в Самаркандской области было открыто 5 новометодных мектебов, в Сыр-Дарьинской - 40, в Ферганской - 30, в Семиреченской - 18, в Закаспийской - 2. В 1917 году в Туркестанском крае насчитывалось 94 новометодных мектеба и медресе.

В этих школах обучали на родном и арабском языках. В содержание образования на ряду с религиозными предметами - вероучением, историей ислама, священной историей и др., включались родной и арабский языки, история, география, арифметика, в некоторых и естественная история. Это повышало их образовательный потенциал.

В качестве примера расскажем о деятельности новометодного мектеба братьев Мамановых в ауле Карагач, Аксуского района, Семиреченской области. Здание школы построено в 1903-1904 гг. сыновьями Мамана. Проект строительства школы, учебная программа, правила внутреннего распорядка были составлены по примеру известного уфимского медресе Галия. Преподавали в нем казахи и татары окончившие специальные учебные заведения. Уроки проводились на казахском языке. Русский язык начинали преподавать в качестве отдельного предмета только с четвертого класса. При школе был открыт вечерний курс по овладению русским языком. Школу "Мамания" в свое время закончили Бейсенбай Кодесов, известные деятели советских учебно-просветительских учреждений. Билял Сулеев, Мейирман Ермектасов, Аубакир Жайшибеков, а также классик казахской литературы поэт И. Джансугуров. Нынешняя средняя школа имени И. Алтынсарина (в Аксуском районе) создана на основе школы Мамания". (8, с.437).

Один из сыновей Мамана - Есенкул преследовал цель сделать школу такой же знаменитой, как и медресе Галия в Уфе. Для этого он ежегодно давал объявления в газете "Казах" и журнале "Айкап", приглашая в свою школу хороших преподавателей. Немало учителей из разных городов откликнулись на призыв. Впоследствии лучшие выпускники школы "Мамания" были направлены на учебу в Уфу, Оренбург, Троицк и другие города. Тем самым началась работа по подготовке местных учительских кадров. В школе обучали арифметике, географии, зоологии, истории, родному, русскому и арабскому языкам и литературе, вероучению и истории ислама, истории татар и др. Преподаванию русского языка препятствовали местные муллы - хаджи. Чтобы подать пример другим Есенкул отправляет своих детей в Сарканд учиться в русской школе.

Внук Мамана Кудайберген Турысбеков, получивший русское образование, 3 мая 1911 года пишет письмо - заявление на имя инспектора училищ Северного района Семиреченской области, в котором просит "прислать учителя по русскому языку для преподавания в новометодной мусульманской школе". И при этом просит "прислать не русского, а киргиза или мусульманина, дабы не искушать невежественную часть населения".

Появление новометодных мектебов и медресе вызвало потребность в новой учебной литературе. Создаются буквари, книги для чтения, учебники арифметики, истории, географии, естествознания и др. Обучение родному языку в Казахстане осуществлялось по букварям: З. Ергалиева "Казахский букварь" (Казань 1910), М. Нурбаева "Казахский букварь" (Уфа 1910), К. Сыгралина "Букварь" (Казань 1913), а также по книге И. Алтынсарина "Мактубат" ("Письма" С. - Петербург, 1889). Примечательно, что авторами этих книг были учителя.

По общероссийской переписи школ 1911 г. в Казахстане было зарегистрировано 432 мектеба и медресе. Всего же по данным статистики в Средней Азии в 1913 г. насчитывалось 7650 мектебов и медресе, в которых обучалось 120 тысяч учащихся. Русско-национальных школ функционировало 167 (6543 учащихся).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...