Педагогические идеи мыслителей казахской степи: Коркут, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, Ахмед Югнаки (Жуйнеки)
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Истоки педагогической мысли казахского народа уходят в древность, в народные предания и легенды. Начало духовной жизни и культуры народов складывалось веками, воспроизводя и закрепляя в традициях мировосприятие человека, его мышление, образ жизни, поведение. Со временем изменялись представления, религиозные чувства, постепенно происходил процесс выделения личного сознания из полисного. Идеальные герои наделялись полубожественным-полуземным происхождением, воодушевляя людей на подвиги, даруя силы физические и интеллектуальные, формируя ценностное отношение человека к миру и самому себе (представление об истине, добре, красоте, справедливости и т.д.). Наиболее известным среди казахов является народное предание о Коркуте. По мнению великого ученого казахского народа Ч. Валиханова, Коркыт не только первый баксы (шаман), но к тому же и первый сказитель. В одном казахском предании говорится: "… в незапамятные времена, когда люди еще не умели петь, песня пролетала над землёй. Тем народом, над которыми она низко пролетала, досталась больше песенных мотивов и мелодий. Над казахской степью песня почти стелилась, и поэтому казахи - лучшие певцы в мире". И зачинателем этого искусства был Коркут. "Книга моего деда Коркута" на языке племен "огузов" представляет единственный письменный памятник средневекового эпоса тюркоязычных народов. Как мудрецу и учителю народа, Коркуту приписываются изречения народной мудрости - пословицы. Пословицы охватывают различные стороны народного быта и мировоззрения и объединяются между собой по принципу параллелизма. Стар и млад, счастливый и несчастный обращались к Коркуту, находя у него ответы и избавление от жизненных невзгод, мир и покой в душе и в сердце.
И сегодня изречения Коркута воспринимаются как пословицы и поговорки, сконцентрировавшие в себе народную мудрость: "Вода, закипев, не выйдет из берегов", "Кровный враг не будет другом", "Из старой ваты нить не совьешь" и многие другие. Коркут обладает даром предвидения будущего. Как отмечает академик В.В. Бартольд, по мнению Коркута наступит время, до которого он (т.е. Коркут - И.А.) не желал бы дожить, когда родители не будут жалеть детей, дети не будут почитать родителей, когда сын будет говорить в присутствии отца, дочь будет отдавать приказания в присутствии матери. В сказаниях Коркута выражены наиболее древние мировоззренческие ориентиры казахов, их понимание мироздания, особенности сознания, в основе которого было жизнелюбие, близость к природному началу. Будучи мудрецом и учителем народа, Коркут в огузском эпосе также является певцом-сказителем, рассказывающем о подвигах огузских богатырей. Он выступает во многих песнях огузского цикла в качестве советника или помощника хана и его богатырей. Например, он благославляет меч, которым опоясывается Бекиль, выезжающий по повелению хана охранять границы огузов. Создатель первого смычкового инструмента - кобыза, одаренный музыкант, поэт-импровизатор, мудрый советник ханов, полководцев-батыров, шаман-провидец, был защитником простого народа, противопоставившим жизненным невзгодам, злу и насилию свое искусство. Коркут вложил душу в созданные им мелодии, которые пленили и завораживали потомков. По выражению М.О. Ауэзова "…мелодии Коркута, и созданный им кобыз, пошли странствовать по земле, а имя Коркута осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей". Важным источником изучения древнетюркской культуры, просвещения, литературы, является "Словарь тюркских наречий", составленный в 1072-1077 гг. на арабском языке тюрком по происхождению, филологом Махмудом Кашгари. Полное имя автора Махмуд ибн Хусейн ибн Мухаммед. Место его рождения - Кашгар (Восточный Туркестан). Книга составлена в алфавитном порядке, содержит много пословиц, поговорок, стихов и отрывков из прозы. "Я облегчил трудное, разъяснил неясное и трудился годами… Я рассыпал в нем примеры из читаемых ими /тюрками/ стихов для того, чтобы ознакомить /читателя/ с их опытом и знаниями, а также пословицы, которые они употребляют в качестве мудрых изречений в дни счастья и несчастья, с тем, чтобы сказитель передавал их передатчику, а он - другим", - так писал Кашгари про свой труд. Словарь Махмуда Кашгари донёс до наших дней фрагменты героического эпоса, судя по которым можно ясно представить себе религиозные расхождения древних тюрков, что было связано с частичным принятием ислама. Герои Махмуда Кашгари мужественны и бесстрашны, щедры и гостеприимны. Его мудрые изречения о добре, гордости, справедливости имеют большое воспитательное значение. Книга Кашгари представляет собой тюркскую энциклопедию в полном смысле этого слова. В нем собран, обобщен обширный историко-культурный материал - лингвистический, исторический, этнографический, запечатлевший этические ценности и нормы поведения, специфическое мировосприятие, выработанное тюркскими народами на рубеже Х-Х1 вв.
Выдающийся литературный источник средневековья "Кудатгу билиг" Юсуфа Баласугунского, представителя "мусульманского Ренессанса", в настоящее время становится объектом социально-педагогического осмысления. Название поэмы переводится с тюркского как "Наука быть счастливым". Основные положения произведения - о силе Разума, пользе Знания, значении Науки в развитии человеческого общества. В выборе жанра своей поэмы Юсуф Баласугуни придерживается традиционного и довольно широко применяемого в средневековье дидактического стиля повествования. Сочинения такого направления были характерны для древних народов Египта, Индии; использовались в арабской и персидской литературе. В основе нравственных позиций и взглядов Юсуфа Баласугуни находится разум и на этой основе поэт утверждает, что " в жизни нет проблемы непосильной для разума. Только с помощью хорошо и умно сказанного слова, человек заслужит к себе уважение". Главным условием нормального существования человеческого общества автор считает "верховенство закона". Справедливость и закон несут в себе образы главных героев поэмы. Правитель Кунтуды олицетворяет именно ту законность, которая должна восторжествовать в человеческом сознании. И как следствие этого, на землю ступает Счастье, слившееся с образом визиря Айтолды.
Педагогическая тематика "Кутатгу билиг" является ключевой в каждой сюжетной сцене разговора, беседы, диалога. Идея всечеловечности, гуманизма пронизывает поэму. "Ум-это божественный дар. Но личное совершенство человека безусловно," - считает поэт. "Знание - дорога к счастью, " - такова ключевая позиция Юсуфа Баласугуни. Он выделяет шесть качеств, которые лишают человека жизненного счастья. Это пустословие, сквернословие, отказ от сказанного, пристрастие к вину, пересуды, безнравственные поступки. Вся мировоззренческая позиция Баласугуни сосредоточена на четырех принципах: справедливость, счастье, ум, воздержанность. По мнению поэта, для того, чтобы каждый был образованным, просвещенным, нужно учиться. В основе богатства, материального достатка лежит труд, профессия, честность. Немаловажное значение он придает природе, социальной среде. Особую актуальность приобретают мысли о воспитании детей в своей семье, в окружении родительской любви и ласки. Поэт больше всего ценит молодость, которая не должна, по его мнению, пройти беззаботно и бесцельно. Формулу счастья он посвящает этому возрастному периоду. В произведении представлена общественная жизнь Караханидского государства, показаны нравы двора и феодально-клерикальной знати, затрагивается вопрос социального устройства города и деревни. Примечательна связь поэмы с народным творчеством, в ней большое место занимают пословицы и поговорки. Высекая мудрым "звуком" каждую свою идею, Баласугуни выступает в роли великого художника слова. Сила его слов в его философии, гуманности и педагогичности: "Всеведущий создал язык твой толковым, храни свою голову, властвующую над словом!" - восклицает он.
Заключение
В последнее время вопросы национальной педагогики чаще стали учитываться при решении практических задач, связанных не только с традициями, обычаями казахского народа, его культурой, языковыми проблемами, нравственно-духовными ценностями. Это связано, помимо других обстоятельств с принятием Декларации о суверенитете республики, провозглашением ее независимости. Идеи суверенитета республики стали пронизывать почти все формы экономической, политической и идеологической жизни современного общества. Народная педагогика ставит задачу показать особенности менталитета, своеобразие языка, идущие из глубины веков народные методы обучения и воспитания. Недаром говорят: "Если хочешь узнать чужой народ, изучи его обычаи и традиции". Это позволяет сделать вывод, что изучение идей народной педагогики в развитии образования и в творчестве казахских просветителей на современном этапе актуально. Для решения поставленных задач применялись следующие методы научно-педагогического исследования: общие для всех наук исторический и логический методы исследования, а также специфические методы, характерные для педагогики и образования: теоретический анализ историко-педагогической, мемуарной и документальной литературы; сравнительно-исторический анализ источников, систематизация и классификация теоретических взглядов различных педагогов, направлений и течений народной педагогики; историко-структурный подход, выявляющий системообразующие компоненты изучаемых направлений и течений. В курсовое работе освещаются проблемы становления образовательной системы и развития педагогической мысли в Казахстане, характеризуется просветительская и педагогическая деятельность представителей тюркской гуманистической педагогики, раскрываются вопросы развития системы образования в первой половине ХХ века. Список использованной литературы
1. Альджанов О. Беседы о воспитании киргизских детей // Киргизская степная газета. 1898. № 13; 2. Библер B. C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы // Психологическая наука и образование. 1996. №4. . Библер B. C. Школа диалога культур // Искусство в школе. 1992. . Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1979. . Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество - это народы. - М., 1992. . Букин И. Физическое и умственное воспитание у киргизов // Туркестанские ведомости. 1883, № 13;
. Гуткин О.В. Проблема соотношения понятий диалога культур и диалога в культуре. Человек, диалог, понимание. Саратов, 1996. . Жапанов К. Как обучают киргизы своих детей? // Киргизская степная газета.1895, № 8; . Жарикбаев К. Из истории развития педагогической мысли в дореволюционном Казахстане. 1978. . Жарикбаев К.Б., Калиев С.К. Антология педагогической мысли Казахстана /Сост. - Алматы: Рауан, 1995. - С.523 . Калиев С.К. Народная педагогика в казахском фольклоре. 1987. . Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. М., 2002. . Кукушин B. C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов н/Дону, 2000. . Кунанбаева К. К вершинам знаний. 1968. . Курманбаев Л. Кого киргизы считают хорошим человеком // Киргизская степная газета.1894, № 26; . Кушеков И. Теория обучения. 1976. . Лемберг Р.Г. Дидактические очерки. 1960. . Мадии И. Развитие педагогической мысли Казахстана в советский период 1976. . Мендикулов М.М. Памятники полуострова Мангышлак и Западного Устюрта. Алма-Ата, 1956; . Мубинова З.Ф. Педагогика этничности и толерантности: теория, практика, проблемы. Уфа, 2000. . Саламатов Н. Воспитание и обучение детей у киргизов // Русская школа, 1913, № 1; . Сембаев А. История развития советской школы в Казахстан (1962); . Сейталиев К. Теория воспитания (1986); . Ситдыков А. Педагогические идеи и просветительная деятельность II Алтынеарина. 1968. . Тажибаев Т. Развитие педагогической мысли в Казахстане во 2-й половине XIX в. 1962. . Типгков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997. . Уманов Г. Педагогические проблемы развития профессионально-технического образования в Казахстане. 1968. . Храпченков Г. Научно-педагогические вопросы народного образования в Казахстане. 1976. . Шалабаев С. Мангышлак. Алма-Ата, 1973. . Казахская советская энциклопедия. Т.7. // Памятники Мангышлака // Алма-Ата, 1976. С.453-455.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|