Человек, индивид, личность 5 глава
Анимизм (от лат. anima — душа, дух) — вера в духовные сущности, заключенные в предметах или существующие отдельно от них. Наиболее ранней формой анимизма была вера в духов. Высшей формой развития анимизма является вера в существование души, которая может переселяться в других людей, животных, растения, предметы. В период древней истории господствующей формой религии было язычество, представлявшее собой обожествление сил природы. Язычество — это политеизм, т.е. многобожие. Каждый бог считался покровителем какой-либо сферы жизнедеятельности человека. На смену язычеству пришли монотеистические мировые религии (монотеизм — единобожие). Мировые религии — понятие, которое применяется по отношению к буддизму, христианству и исламу. Они появились в периоды формирования «мировых империй», когда возникла потребность сплочения входящих в их состав многочисленных наций. Исповедующим такую религию свойственен сильно выражен - ный прозелитизм, т.е. стремление обратить в свою веру лиц другого вероисповедания, горячая преданность вновь принятой вере и пропагандистская активность. Их проповеди носят межэтнический характер и обращены к представителям разных социальных групп. Мировые религии проповедуют идею равенства и братства людей, что и обусловило их широкое распространение. Самая древняя из трех мировых религий — буддизм, возникший в Индии в VI в. до н.э., основателем которой был Будда. Этим именем назвался царевич Гаутама. В 29 лет он ушел из дома и стал отшельником. Шесть лет он бродил по долинам реки Ганг, беседовал с мудрецами и проповедниками, вел аскетический образ жизни. К 35 годам у Гаутамы появилось предчувствие близкого открытия истины, и он погрузился в медитацию, в которой пребывал без еды и питья, по разным версиям, от четырех до семи недель. В процессе медитации он достиг просветления и стал Буддой, которому были открыты все законы мироздания. Впоследствии Будда в течение 45 лет ходил по стране и проповедовал свое учение. Умер он в возрасте 80 лет.
Согласно учению Будды жизнь есть дар природы, а бесценным даром природы является сознание. Поэтому жаль человека, который из-за своего незнания тратит жизнь на преодоление трудностей и обстоятельств, им же созданных, на погоню за материальными благами. Эти идеи Будды были сформулированы в виде четырех основных положений его учения:
Нирвана в переводе с санскрита означает «затухание», «угасание». Этим понятием обозначается полное исчезновение, освобождение от земных уз, высшее состояние духа, в котором все земные привязанности преодолены, нет никаких желаний и страстей. В этом состоянии угасают все чувства человека, а вместе с ними и окружающий мир. «Мудрые, — говорил Будда, — угасают, как лампады». В буддистском учении в процессе его развития появилась идея о двух путях спасения: хинаяна и махаяна. Хинаяна — монашеская форма буддизма: Будда почитается не как божество, а как человек — великий учитель, указавший людям путь к спасению; состояние нирваны может достигнуть только монах в процессе монашеской жизни. Основная идея махаяны заключается в том, что спастись (достичь нирваны) может не только монах, как утверждает хинаяна, но и любой мирянин, стремящийся к духовному совершенству, соблюдающий обеты, возносящий молитвы, прибегающий к помощи монахов и одаривающий их.
Христианство возникло в I в. н. э. Основу христианства составляет учение о богочеловеке Иисусе Христе сыне божьем, спасителе мира, который сошел с неба на землю, принял страдание и смерть за грехи человеческие, воскрес и вознесся на небо. В будущем, по христианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми. Основная идея христианства — спасение человека от того, что порождает несчастья, страдания, болезни, войны, все зло в мире. Причиной зла в христианстве считается грех, т.е. акт личности, направленный против совести, Бога, против нравственного закона, который дан только человеку среди мира живых существ. Один из основных догматов христианства — учение о троице. Его суть заключается в том, что Бог — не только личное существо, но и духовная сущность. Он выступает в трех лицах (ипостасях) — Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Все три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности. Бог-Отец не рождается и не исходит от другого лица. Им из ничего созданы мир видимый и мир невидимый, первый человек Адам и из его ребра первая женщина Ева. Сотворив человека, Бог распространил на него свой промысел, свою заботу. Творец сохраняет людей, пресекает зло. Он предопределил спасение людей через своего Сына, воплощенного в богочеловека Иисуса Христа. Христос — тоже истинный Бог, существующий «прежде всех век». Третьей ипостасью является Дух Святой. Он вместе с Отцом и Сыном породил духовную жизнь человека, внушил людям страх Божий, даровал благочестие и вдохновение, способность познания и мудрость. Вероучение христианства изложено в Библии, которая состоит из двух частей — Ветхого Завета, или Священного писания, и Нового Завета. В них представлена история человечества, начиная с сотворения мира и человека и кончая описанием конца света в Апокалипсисе. Граница между Ветхим и Новым Заветами — рождение Иисуса Христа. Это событие положило начало Новой эре. Разновидности христианства составляют православие, католицизм и протестантизм. Православие в переводе с греческого — «правильное учение». Это означает признание в качестве истинных только тех положений вероучения, которые были утверждены первыми семью Вселенскими Соборами (в IV—VIII вв.). В XI в. Римско-католическая церковь в одностороннем порядке внесла в общецерковное исповедование веры принципиально новое положение о Святой Троице, что послужило одной из причин «Великого раскола». Восточные церкви с того времени стали называться православными, а все западные епархии, подчиненные Риму, оказались в Римско- католической (или просто католической) церкви.
Главные положения православия (догматы) зафиксированы в двух источниках: Священном писании (Библии) и Священном предании (положениях Вселенских и поместных Соборов IV— VIII вв., трудах церковных авторитетов того времени, называемых «святыми отцами», древней богослужебной практике). Основу православия составляет Никео-Царьградский символ веры. Это учение о Троице, предусматривающее веру в исхождение Святого Духа только от Бога-Отца, догматы Боговоплощения, искупления, воскресения и вознесения Иисуса Христа как богочеловека, признание святости единой апостольской церкви, необходимости крещения и упование на грядущее общее воскресение мертвых. Хотя все христианские вероисповедания основываются на Библии, понимание ее учения в целом различно у христианских ветвей. Критерием верного понимания Священного писания для католиков выступает в конечном счете слово Папы, для протестантов — убеждение основателя данной конфессии, для православных — Священное предание. Православие отличается от западного христианства (католицизма и протестантизма) также своим толкованием понятия «Царствие Божие». Западное христианство понимает Царствие Божие как место, где христианин, чьи грехи искуплены Христом, получит от Бога после всеобщего воскресения возможность бесконеч - ного блаженства. Православие под Царствием Божиим (спасением) понимает не награду за добрые дела, а состояние души, очищенной от всякого зла. В отличие от православия, которое признает решения только первых семи Вселенских Соборов, католицизм продолжал развивать свою догматику на последующих Соборах. Поэтому основу учения католической церкви составляет не только Священное писание, но и Священное предание, которое образуют постановления 21 собора, а также официальные документы главы католической церкви — Папы Римского.
Важной чертой католицизма, отличающей его от православия, выступает догмат об исхождении Святого Духа не только от Бога - Отца, но и от Бога-Сына. Православное учит, что души людей в загробном мире попадают в рай или ад. Католическая церковь сформулировала догмат о чистилище, в которое попадают души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но и не отягощенные смертными грехами. Они горят там в очищающем огне. С догматом о чистилище связано учение о запасе добрых дел. Согласно ему церковь располагает запасом «добрых дел». Этот запас накопился у церкви за счет деятельности Иисуса Христа, Богоматери и святых Римско-католической церкви. Церковь распоряжается этим запасом «добрых дел» по своему усмотрению и распределяет их среди тех, кто в них нуждается. На основе этого учения в Средние века была широко распространена практика продажи индульгенций — папских грамот об отпущении грехов. Специфической особенностью католицизма выступает также положение о главенстве Папы Римского над всеми христианами. Он провозглашается наместником Христа на земле, преемником апостола Петра, который, по христианскому преданию, был первым римским епископом. В развитие этих положений на I Ватиканском соборе (1870 г.) был принят догмат о непогрешимости Папы Римского. Иначе говоря, во всех официальных документах, в публичных выступлениях устами Папы говорит сам Бог. Протестантизм возник в Северной Европе в начале XVI в. в ходе Реформации, в рамках которой антифеодальные выступления широких народных масс и движение нарождающейся буржуазии приобрели религиозную окраску. От католицизма откололась значительная часть верующих, образовавших новое направление западного христианства. Протестанты отвергают догмат о спасающей роли церкви и настаивают на личной связи человека и Бога. Поэтому они отрицают роль священников как посредников между человеком и Богом. Единственным источником учения в протестантизме признается Священное писание. Авторитет Священного предания отвергается. Библия, по мнению протестантов, должна переводиться на национальные языки. Самостоятельное чтение и толкование Библии считается обязанностью каждого верующего. Одним из принципов протестантизма является положение о всеобщем священстве. Каждый христианин, будучи крещенным, получает посвящение на общение с Богом, право проповедовать, совершать богослужение. Служитель культа в протестантизме лишен права исповедовать и отпускать грехи. Большинство протестантских церквей не признает поклонения святым, почитания мощей, икон, скульптурных изображений.
Важный принцип протестантизма ■*- положение о том, что спасение человека достигается не добрыми делами, а только исключительно личной верой в Бога. Вследствие грехопадения человек утратил способность совершать добро. Поэтому он не может заслужить спасение своими добрыми делами. Спасение — результат избранности человека, божественного вмешательства. В протестантизме культ, обряды и облик церкви удешевляются и упрощаются. Отвергаются элементы помпезности и роскоши в богослужении, убранстве храма, одежде священнослужителей. Богослужение сводится к проповеди пастора, совместной молитве и совместному пению псалмов на родном языке. Структура построения протестантской церкви отличается демократизмом. Она выстраивается снизу вверх на фундаменте общего собрания всех членов общины (секты), где каждый может принять участие в обсуждении как богословских, так и материальных вопросов. Протестантизм имеет ряд течений. Одним из направлений ранней Реформации западной церкви стало лютеранство. Лидером этого направления был католический священник Мартин Лютер (1483—1546), который в 1517 г. обнародовал 95 тезисов, обосновывающих необходимость реформ католицизма. Основная цель лютеранского учения направлена на разрушение власти церкви. Лютер перевел Библию на немецкий язык, и каждый верующий получил возможность ее самостоятельно читать и толковать. Лютер отверг господство церковной власти над светской и выдвинул лозунг подчинения церкви государству. Следующее направление протестантизма — кальвинизм. Его основателем был французский теолог Жан Кальвин (1509—1564). Он наиболее последовательно выражал буржуазную направленность Реформации, интересы и настроения борющейся за власть буржуазии. В центре его учения стоит доктрина об абсолютном предопределении, согласно которой все люди делятся на избранных и осужденных. Ни своей верой, ни добрыми делами человек не может повлиять на свою судьбу. Профессиональные успехи в торговле и предпринимательстве, накопление богатства служат свидетельством избранности данного человека. Другим важным тезисом кальвинизма стало провозглашение необходимости повиновения народа законной власти. Третьей крупной разновидностью протестантизма выступает англиканство. Оно по своей структуре и вероисповеданию ближе других направлений реформаторства стоит к Римско-католической церкви. Это направление сохранило католическую обрядность и церковную иерархию. В его доктрине наряду с католическим учением о спасающей роли церкви существует положение о спасении личной верой. Англиканская церковь является государственной. Ее глава — английский монарх. Ислам — самая молодая из всех мировых религий, возникшая в конце VI в. в Аравии. Одним из важнейших хозяйственных и духовных центров Аравии того времени была Мекка, в которой располагалась святыня, почитавшаяся большинством племен, — языческий храм Кааба, окруженный изваяниями различных племенных богов. Именно в Мекке были произнесены первые проповеди новой религии — ислама — его основателем пророком Мухаммедом. В 610 г. он выступил с проповедью учения о едином боге, которое назвал исламом (в переводе с арабского — «покорность», «предание себя богу»). Последователи ислама — мусульмане — «покорные». Мухаммед провозгласил, что существует лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле, служить ему в ожидании конца мира, судного дня и установления царства справедливости и мира на Земле. При жизни пророка его высказывания, воспринимаемые как прямые слова Аллаха, передавались устно. Лишь спустя два десятилетия после смерти Мухаммеда было собрано и переписано то, что говорилось им в проповедях. Это и составило текст священной книги мусульман Корана. Несколько позднее Корана появились хадисы — рассказы о деяниях и высказываниях Мухаммеда и его сподвижников, составившие сборники под названием «Сунна». На основе Корана и Сунны мусульманские богословы разработали шариат — свод норм мусульманского права, морали, религиозных предписаний и ритуалов, призванный охватить всю жизнь мусульманина от рождения до смерти. В нем встречаются нравственные нормы общечеловеческого значения: не убий, не прелюбодействуй, не лги, будь честным, добрым, чти отца и мать своих. Однако есть наставления чисто исламские, проповедующие покорность Аллаху и власти, ибо она от бога. В исламе наиболее последовательно проводится принцип монотеизма, чем в других мировых религиях. Вера в единого бога Аллаха — основа ислама. Аллах сотворил все сущее, он — высший, всемогущий, мудрый верховный судья. В исламе проповедуется бессмертие души. После смерти она покидает тело и воскресает в день страшного суда. Как и в христианстве, утверждается существование ада и рая в загробном мире. Ислам утверждает веру в божественное предопределение. Все подчинено воле Аллаха. Основные культовые требования ислама выражены в пяти «столпах веры». Каждый правоверный мусульманин обязан их неукоснительно соблюдать. Первое культовое требование (предписание) — произнесение краткой формулы, которая содержит основную суть ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его». Второе — ежедневная пятикратная молитва (намаз). Третье — соблюдение поста (уразы) в течение месяца по лунному календарю в месяц рамазан. Четвертое — закят. Первоначально это была добровольная благотворительность во имя Аллаха. Затем она превратилась в обязанность для очищения грехов. В настоящее время закят — это уплата налога, взимание которого предписано по Корану. Пятое культовое требование — паломничество в Мекку (хадж). Основные направления ислама — суннизм и шиизм. Суннизм — наиболее многочисленное направление в исламе. Основу религиозной и общественной практики суннитов кроме Корана составляет Сунна. Верховная власть в халифате (государстве мусульман), по мнению суннитов, должна принадлежать халифам, избираемым всей общиной. Шииты же признают законной лишь наследственную передачу власти потомкам пророка Мухаммеда по линии его двоюродного брата Али. В суннитском исламе отсутствуют церковь и священнослужители, а суннитские богословы (улемы), в отличие от шиитских, не пользуются правом выносить собственные решения по наиболее важным вопросам религиозной и общественной жизни. Их функция сводится лишь к толкованию священных текстов. Шиизм не представляет единого целостного учения или единой церковной организации. Многочисленные шиитские течения и секты (имамиты, исмаилиты, друзы, алавиты и многие другие) связаны общими историческими корнями и идейными положениями. Главное из них — признание четвертого халифа Али и его потомков единственно законными преемниками пророка Мухаммеда в качестве духовного и светского главы мусульманской об - щины (имама). В настоящее время во многих странах, где распространен ислам, действуют мусульманские политические партии и общественные организации. Существует также целая сеть международных исламских организаций (Организация исламской конфедерации, Лига исламского мира и др.), действующих как на государственной, так и на неправительственной основе. Одни из них сосредоточили свою деятельность в религиозно-культурной сфере, другие — в политике, третьи — в сфере экономики. Ислам распространен среди значительной доли населения нашей страны. При этом подавляющая его часть — сунниты. Они объединены в несколько самостоятельных духовных управлений с центрами в крупных городах России. Действуют мусульманский институт и ряд средних учебных заведений (медресе). Ежегодно многие мусульмане отправляются для совершения паломничества в Мекку. Вопросы и задания
4.5. ИСКУССТВО Искусство — это разновидность духовной деятельности людей, вид духовного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты и гармонии. В отличие от других сфер общественной деятельности (науки, политики и т.д.) искусство удовлетворяет потребность человека в восприятии окружающей действительности в развитых формах человеческой чувственности. Речь идет о специфической человеческой способности эстетического восприятия явлений, фактов, событий объективного мира, предполагающей развитое творческое воображение. Понятие «искусство» имеет несколько значений. В широком смысле это совокупность всех разновидностей художественного творчества — литературы, скульптуры, театра, кино и др. В узком смысле это только изобразительное искусство. Кроме того, искусством называют высшую степень мастерства в какой-либо сфере Деятельности. Решающую роль в возникновении и развитии искусства сыграл труд. Исторически искусство развивается как система конкретных видов искусства (музыки, литературы, архитектуры, изобразительного искусства и др.), в которых многообразие реального мира предстает во всем своем богатстве. Произведения искусства формируют человека, понимающего искусство и способного наслаждаться красотой. Благодаря многообразию своей видовой сущности искусство объединяет в себе все те формы общественной деятельности и познания, где проявляется отношение индивида к действительности и к самому себе. Именно этим определяется специфика искусства, его уникальность как особого способа духовного производства. Поскольку искусство включает в себя отражение всех форм социальной деятельности, сфера его воздействия на жизнь практически безгранична. В связи с этим искусство приобретает социальный характер. В XIX в. возникали попытки создания «чистого искусства», «искусства для искусства», которое должно было быть самоценным, автономным, независимым от общественной жизни, морали, науки и политики. Идеологи этой концепции полагали, будто только в сфере «чистого искусства» возможна личная независимость художника и свобода художественного творчества. На деле искусство не может не отражать реальный окружающий мир и возникающие в нем отношения. Вопрос, что такое искусство, до сих пор остается предметом споров между материалистами и идеалистами. Материализм рассматривает искусство как отражение реальной действительности и видит именно в общественной жизни тот объективный источник, который внутренне связывает и обусловливает взаимодействие искусства с политикой, наукой, моралью и т. п. Идеалисты пытаются показать искусство в отрыве от практической деятельности. Искусство — это особая форма общественного сознания. С этой точки зрения можно дать объяснение роли искусства в развитии общечеловеческой культуры. Основой искусства служит художественный образ — чувственное воссоздание действительности на основе субъективной позиции автора. Обладая, по словам Гегеля, способностью «менять нашу точку зрения на предмет», искусство силой творческого воображения преображает мир в представлении, делая это свободно, т.е. по законам красоты. Процесс свободного формирования предметного мира в сфере художественного творчества происходит с позиций определенного эстетического идеала и завершается созданием произведений или образов искусства. Благодаря целостному, всеобщему характеру отражения предметов и явлений окружающего мира искусство воздействует одновременно на чувства, мысли и волю людей, пробуждая и развивая в них творческое отношение к действительности. Развитие и сила социального воздействия искусства зависят от условий жизни общества, которые могут быть более или менее благоприятными для творческой деятельности человека. Изучением искусства занимается искусствознание — совокупность наук, исследующих социально-эстетическую сущность искусства, его происхождение и закономерности развития, особенности и содержание видового расчленения искусства, природу художественного творчества, место искусства в социальной и духовной жизни общества. Современное искусствознание исследует искусство в контексте духовной культуры. Структура искусствознания отличается комплексностью и проявляется в следующем: Во-первых, искусствознание разделяется на общее и частное соответственно членению самого искусства на различные виды художественного творчества. Как система частных наук об отдельных видах искусства искусствознание включает в себя литературоведение, театроведение, музыкознание, архитектуроведение, искусствоведение (наука об изобразительных искусствах), киноведение и т.д. Каждая из этих частных наук имеет относительно самостоятельный характер и в то же время входит в качестве составной части в общую структуру искусства как системы целост - ного знания о художественном творчестве. Во-вторых, в наиболее общем виде искусствознание представляет собой совокупность трех дисциплин: истории искусства, теории искусства, художественной критики. Соответственно частные науки об искусстве включают в себя аналогичные дисциплины: театроведение — историю театра, теорию театра, театральную критику; музыкознание — историю музыки, теорию музыки, музыкальную критику и т.д. Общей теорией искусства выступает эстетика (от греческого aisthetikos — чувствующий) — наука о сущности и закономерностях творческого освоения действительности по законам красоты. Эстетика представляет теоретическую основу по отношению к ча - стным искусствоведческим наукам. Распространение средств массовой коммуникации — периодической печати, звукозаписи, кино, радио, телевидения и других — существенно изменило художественную жизнь общества в XX в. Эти средства позволили приобщить к достижениям мировой культуры широкие слои населения, которые ранее практически не имели доступа к художественным ценностям. При этом в процессе полиграфического, звукового или экранного тиражирования произведения традиционных видов искусства (в первую очередь живописи, скульптуры, театра) претерпевали существенные изменения, теряя ряд своих свойств, таких как уникальность рукотворного творения, прямой контакт между актерами и аудиторией в театре и т.д. Определенную роль играет взаимосвязь искусства и морали. Искусство и мораль — это две формы общественного сознания и духовно-практической деятельности человека, тесно связанные и взаимодействующие друг с другом. В истории искусства существовали два подхода к проблеме взаимоотношения искусства и морали:
Взаимосвязь искусства и морали надо искать в контексте общих морально-этических проблем: добра и зла, интереса и долга, смысла жизни, счастья, любви и т.д. Мораль устанавливает нормы поведения, а искусство решает эти проблемы в художественной форме и художественными средствами. Искусство отражает реальный моральный опыт, утверждает нравственный идеал общества, заглядывая далеко вперед, проверяя действительное содержание и жизненную силу действующей морали. Выражая стремление к высокой человечности, потребность человека во всестороннем раскрытии своих творческих сил и возможностей, искусство, подобно морали, своими средствами выполняет и прогностическую функцию. Силу нравственного воздействия искусства не следует ни преувеличивать, ни преуменьшать. Оно не обладает способностью, как отмечал Аристотель, превращать злого человека в доброго. Для восприятия искусства нужно, чтобы человек был уже в какой-то степени готов достойно оценить моральный образ мыслей героев произведений, нравственную направленность их поступков. Не учитывая этого обстоятельства, иногда неправомерно возлагают на искусство всю ответственность за «падение нравов», тогда как такую ответственность надо возлагать на социальную действительность. Моральное воздействие искусства на людей может осуществляться примером нравственного поведения героя произведения или силой вызываемого художественным произведением эстети - ческого переживания, побуждающих личность к размышлению. Сила нравственного воздействия искусства не исчезает с прекращением непосредственного контакта с произведением, а, напротив, только начинается, уходя в глубь сознания человека, где незаметно для него затрагивает все сферы жизнедеятельности, влияя на мотивы, стимулы, ценностные установки и в результате — на поведение, человеческую личность в целом. Тесная взаимосвязь существует и между искусством и религией. Для религии характерна вера в сверхъестественные объекты, почитание их, поклонение им. развитая система культовых действий. В искусстве важно отображение реальной действительности в художественных образах. Тесная взаимосвязь искусства и религии объясняется наличием в них целого ряда общих черт. Искусство и религия выражают ценностное отношение человека к действительности. Они чаше опираются на противоречащие формальной логике представления, на образно-символическое мышление, чем на понятийное. Отсюда — их обращение к чувственно-эмоциональной, не сознательной, стороне психики человека. Эмоциональное возбуждение, духовное переживание сопровождают и восприятие произведения искусства, и религиозные ритуалы, только в первом случае они значимы сами по себе, а во втором — осмысливаются как формы общения со сверхъестественным миром. В связи с этим художественные и религиозные элементы были тесно переплетены в структуре древнего мифологи - ческого сознания. В первобытно-общинный период развития общества искусство еще не было самостоятельным и выполняло прикладные функции в рамках первобытных культов и ритуалов. Религиозный ритуал строился на художественно-эстетической основе, сопровождался плясками, пением, музыкой, содержал элементы театральности. Художественные элементы ритуала воспринимались как действие сверхъестественных сил на человека, как духовный контакт с объектом поклонения. Такие же отношения перешли в религии древних цивилизаций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|