Человек, индивид, личность 8 глава
Основное звено рыночной экономики составляет предпринимательство — самостоятельная хозяйственная деятельность отдельных людей и их объединений, направленная на получение прибыли. Некоторые экономисты называют предпринимательство особым экономическим ресурсом. Прибыль есть цель и одновременно мотив предпринимательской деятельности. Прибыль — это важнейший показатель результатов хозяйственной деятельности. Она представляет собой разницу между суммой денег, полученных от реализации продукции, и затратами на ее производство, транспортировку и реализацию. Для того чтобы получить прибыль, предприниматель должен сориентироваться, какой продукт производить, как организовать производство и как снизить себестоимость — совокупную сумму затрат на единицу продукции. Себестоимость может быть снижена за счет рационального использования всех ресурсов. Чем больше будет разница между себестоимостью и ценой товара, тем больше будет прибыль, и наоборот. Продажа товара по себестоимости не позволит предпринимателю расширять производство, использовать более новое оборудование. А падение цены ниже себестоимости сделает невозможным выплату работникам зарплаты, ремонт оборудования и приведет в конечном итоге к разорению предпринимателя. В настоящее время синонимом понятия «предприниматель» служит слово «бизнесмен». Однако в английском языке это слово не всегда имеет положительный контекст. Поэтому иностранные предприниматели избегают так себя называть. Чтобы стать предпринимателем, нужно не только обладать необходимым капиталом. Требуются еще и определенные личные качества, такие как самостоятельность в принятии решений, ответственность за их реализацию, способность идти на обоснованный риск. Последнее качество необходимо в условиях конкуренции. Если вложить деньги в новое, ранее неизвестное дело, сложно предсказать, какой будет результат. Тем не менее если предприниматель хорошо проанализировал ситуацию, то риск можно считать обоснованным, и он может рассчитывать на получение прибыли.
Сущность производства нельзя полностью понять без характеристики производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя все факторы производства: рабочую силу, орудия труда, технологии. Производственные отношения — это отношения в сфере производства и распределения материальных благ. Производительные силы и производственные отношения находятся в тесной взаимосвязи. Однако производительные силы более динамичны, развиваются быстрее производственных отношений. Противоречия, вызванные несоответствием производительных сил производственным отношениям, влекут за собой изменение последних. Таким образом, производственные отношения подстраиваются под более развитые производительные силы. Смена производственных отношений может происходить эволюционным или революционным путем. Так, снижение эффективности рабского труда привело к замене рабовладельческих производственных отношений феодальными, а несоответствие феодальных отношений развивающемуся капитализму способствовало победе буржуазных революций. Таким образом, производительные силы и производственные отношения в совокупности представляют движущие силы экономического развития общества. Вопросы и задания
В чем, по его мнению, сочетаются интересы предпринимателя с интересами общества?
5.4. РЫНОК Нормальное функционирование экономики невозможно без обмена результатами производственной деятельности. Обмен — это процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому. Он соединяет производителей и потребителей, связывает членов общества. Через обмен формируется система экономических отношений. Способы обмена могут быть различны. В древние времена преобладал натуральный обмен. Он стал необходим в условиях общественного разделения труда (на земледелие, скотоводство и ремесла) и специализации. Люди, производившие разнородную продукцию, были вынуждены обмениваться продуктами своего труда, чтобы более полно удовлетворить свои материальные потребности. При обмене приходилось сопоставлять ценность и полезность обмениваемых предметов, чтобы интересы каждой из сторон не были ущемлены. Соизмерение ценностей вещей при натуральном обмене представляло весьма сложную проблему. Как, например, определить, сколько глиняных горшков можно получить за корову? Поэтому со временем для измерения стоимости вещей стали использовать предметы, одинаково ценимые большинством людей. Так появились деньги, а вместе с ними и денежный обмен.
Сначала в качестве денег выступали различные вещи: шкурки животных, домашний скот, ракушки, зерно и др. И по сей день некоторые реликтовые племена используют в качестве денег подобные предметы. Неудобство таких денег состояло в их недолговечности, потере с течением времени полезных свойств. Так, шкурки постепенно изнашивались, а домашний скот мог заболеть и пасть. На смену вещественным деньгам пришли металлические. Они были более долговечны и могли делиться на части. Сначала металл использовали в слитках. Чтобы оплатить недорогую покупку, от слитка отрезали кусок, который приходилось взвешивать для определения его ценности. На Руси основной единицей платежа была гривна (около 400 граммов серебра). Довольно часто она представляла собой обруч для ношения на шее. Для оплаты товаров ее могли делить напополам (рубить), отсюда пошло название «рубль». Постоянное деление металлических слитков и взвешивание отрезанных кусков также было не вполне удобным. Поэтому появились монеты — металлические деньги со строго фиксированным весом и стоимостью. В большинстве случаев монеты имели и имеют по сей день дисковую форму. На каждой из ее сторон чеканились какие-либо изображения. Чаще всего это были лица монархов, гербы государств, а также различные надписи. Монеты были довольно распространенными деньгами в течение многих столетий, пока в XVIII в. не появились бумажные деньги. Они более удобны, потому что легче по весу, чем металлические, и занимают значительно меньше места. Бумажные деньги широко распространены и сейчас. Но несмотря на удобства они имеют и недостатки. Металлические деньги (золото, серебро) — это реальные деньги, они вряд ли когда-нибудь обесценятся. Бумажные же деньги называют символическими. Их реальная стоимость равна стоимости израсходованной на них бумаги и типографских услуг. В то же время формальная стоимость денег определяется их номиналом, т.е. той суммой, которая обозначена на купюре.
Бумажные деньги при всех их достоинствах породили массу проблем. Их легко подделать. Современные типографские технологии позволяют копировать даже самые совершенные средства защиты. Еще одна проблема — это износ купюр. Государство вынуждено постоянно изымать из обращения ветхие купюры и заменять их новыми. Выпуск новых партий бумажных денег называется эмиссией. Государство жестко контролирует этот процесс, предоставляя право эмиссии одному или нескольким банкам. В соответствии со статьей 75 Конституции РФ денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Количество бумажных денег в стране должно соответствовать объему товарной массы и золотовалютному запасу государства. Переполнение сферы обращения бумажными деньгами, вызывающее их обесценивание, называется инфляцией. В результате падения покупательной способности денег растут цены на товары и услуги, снижается уровень жизни населения. Инфляция стала обычным явлением XX в. Небольшие ее темпы допустимы и учитываются при составлении государственного бюджета. По темпам развития выделяются умеренная инфляция (до 10% в год), галопирующая (до 200 %) и гиперинфляция (до 1000 %). Чтобы избежать высоких темпов инфляции, государство должно постоянно контролировать денежное обращение. Сейчас наряду с бумажными все большее значение приобретают электронные деньги. Они функционируют в виде безналичных платежей, т. е. переводов денег с одного банковского счета на другой. Одну из форм электронных денег представляют кредитные карточки в виде именного денежного документа, выпущенного кредитным учреждением (банком), удостоверяющего личность владельца банковского счета и дающего ему право на приобретение товаров и услуг в розничной торговле без оплаты наличными деньгами. Кредитные карточки появились в 1950-х гг. и стали довольно распространенным средством платежа в настоящее время. Владельцу кредитной карточки не обязательно носить с собой деньги. При покупке товара нужная сумма снимается с его счета, а если понадобятся наличные деньги, то их можно получить через банкомат. Независимо от формы деньги имеют общие признаки и выполняют одинаковые функции. Признаками денег являются их портативность (занимают мало места), однородность (равная стоимость однородных купюр), стабильность (одинаковая стоимость на протяжении длительного времени) и узнаваемость (сложность подделки). Деньги выполняют три функции: служат средством обращения, мерой стоимости и средством накопления. В качестве средства обращения деньги выступают платежным средством при обмене товаров. Приобретая какую-либо вещь, покупатель платит за нее деньги; продавец, получив деньги, оплачивает ими товары и услуги и т.д. Чем быстрее обращаются деньги, тем меньше в стране денежной массы и, соответственно, меньше вероятность инфляции. Выступая как мера стоимости, деньги играют роль счетной единицы, всеобщего эквивалента, благодаря которому можно сравнить стоимость всех товаров и услуг. Как средство накопления деньги выступают в том случае, когда их не тратят, а откладывают с целью накопить необходимую сумму для покупки дорогостоящей вещи или на «черный день».
С развитием денежного обмена появляется рынок. Это слово имеет несколько значений. В широком смысле рынком называют место, где совершается купля-продажа товаров и услуг. В зависимости от вида товаров различают продуктовые, автомобильные, радиорынки и др., а по форме торговли — оптовые и розничные. С точки зрения экономической науки рынок — это форма хозяйственных связей между потребителями и производителями в сфере обмена, механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ. Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок служит главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он выступает тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Через рынок потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, на рынке определяется цена, представляющая собой главный индикатор рыночной экономики. • Цена — это денежное выражение стоимости товаров и услуг. Процесс установления цены на товар называется ценообразованием. Конечно, продавец может произвольно установить цену. Но если цена будет слишком высокой, то товар не купят, а если она будет ниже себестоимости, то предприниматель разорится. На процесс ценообразования оказывают влияние множество объективных факторов: соотношение спроса и предложения, редкость (дефицит) и престижность товара, возможность замены товара аналогичным, степень его необходимости. Цены бывают нескольких видов: оптовые и розничные, внутренние и мировые. Но независимо от вида цены выполняют одни и те же функции. Цена информирует (информирующая функция) покупателя о том, сколько денег хочет продавец получить за товар. Эта информация ориентирует (ориентирующая функция) покупателя в выборе товара и определяет спрос на него. Увеличение цены на товар стимулирует производителя к выпуску продукции (стимулирующая функция), а увеличение спроса на товар при снижении цены побуждает производителя к снижению себестоимости (ресурсосберегающая функция). Наконец, изменение цен способствует перераспределению капитала (распределительная функция) из одной отрасли экономики в другую. Условиями существования рынка выступают разделение труда, специализация, обмен, наличие самостоятельных субъектов экономической деятельности, свобода предпринимательской деятельности, основанная на частной собственности. Все это регулируется общеобязательными правилами поведения — обычаями, традициями, законами. Рынок как механизм взаимодействия покупателей и продавцов («большой» рынок) состоит из отдельных («малых») рынков — капитала, труда, ценных бумаг, валютных средств, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. Рынок выполняет ряд функций. Прежде всего это информационная функция. Она проявляется в определении цен на товары и услуги, предложения и спроса на них. Регулирующая функция проявляется в изменении структуры производства, регулировании цен, внедрении новых технологий и т.д. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями (посредническая функция), позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. Стимулирующая функция нацеливает производителя на повышение эффективности производства. Покупатели и продавцы на рынке постоянно совершают обмен денег на товар и обратно. Товар — это продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность и предназначенный не для собственного потребления производителя, а для продажи. Важным свойством товара служит его полезность, т.е. способность удовлетворения какой-либо потребности потребителя. Потребитель оценивает степень пользы от потребления товаров и выстраивает для себя шкалу полезности каждого из них. Потребности людей очень отличаются друг от друга. В то же время существуют объективные обстоятельства, заставляющие всех покупать тот или иной товар. В экономической науке сформулирован закон убывающей предельной полезности, в соответствии с которым по мере увеличения потребления блага его полезность уменьшается. Например, когда человек хочет есть, первая порция еды будет для него обладать высокой степенью полезности, вторая — меньшей, третья — еще более меньшей, и, наконец, когда человек насытится, оставшаяся еда будет в его глазах обладать минимальной степенью полезности. Еще одно качество товара — это его ценность (стоимость). Под ценностью понимается денежная оценка потребителем полезности блага. Формирование рыночных цен происходит в процессе взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), преследующих диаметрально противоположные цели. Этот процесс в большинстве случаев связан с конкуренцией — соперничеством между участниками рынка. Конкуренция может представлять собой борьбу и за экономические ресурсы, и за утверждение устойчивой ниши на рынке. Достоинство конкуренции состоит в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов конкурентов. Победить в конкурентной борьбе обычно можно предлагая блага более высокого качества по меньшей цене. Поэтому роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ. Различают такие виды конкуренции, как совершенная и несовершенная. При совершенной конкуренции существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию. Самому потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию. Доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражается на Цене на аналогичные товары других производителей. Появление новых фирм в отрасли не встречает каких-либо препятствий или ограничений. Выход из отрасли также абсолютно свободен. Нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д. Несовершенная конкуренция связана с заметным ограничением свободного предпринимательства. Такая конкуренция имеет место при незначительном количестве фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности. Какая-либо группа предпринимателей (или даже один предприниматель) может произвольно влиять на конъюнктуру рынка. Проникновение новых предпринимателей на рынок затруднительно. Отсутствуют заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями. Промежуточным видом конкуренции выступает монополистическая конкуренция. Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связаны с какими-либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хогя и взаимозаменяемыми. Противоположность конкуренции составляет монополия. В условиях монополии существует только один продавец данной продукции, не имеющей близких заменителей. Ставятся жесткие барьеры для вступления в отрасль других фирм. Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется монопсонией. В некоторых отраслях встречается двусторонняя монополия, когда на рынке определенной продукции выступает один продавец и один покупатель. Например, в сфере военного производства заказчиком выступает государство, а поставщиком — какая-нибудь одна-единственная фирма. Чистая монополия и чистая монопсония — сравнительно редкие явления. Гораздо чаще в рыночной экономике складывается олигополия, которая предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, выпускающих как однородную, так и разнородную продукцию. Вступление новых фирм в отрасль затруднительно. Особенность олигополии заключается во взаимной зависимости фирм при принятии решений о ценах на свою продукцию. В рамках рыночной экономики актуальным становится защита конкурентной среды с целью достижения оптимального сочета - ния различных видов конкуренции и недопущения подавления одних субъектов экономической деятельности другими. Такую задачу выполняет государство, которое проводит антимонопольную политику, закрепляя правила экономической деятельности в законах. Важнейшими элементами рыночного механизма выступают спрос и предложение. Спрос — это намерение покупателей приобрести данный товар по данной цене, подкрепленное денежной возможностью. В условиях рынка действует закон спроса, согласно которому при равных условиях спрос на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже спрос на товар. Спрос во многом зависит от дохода потребителя и от цен на близкие по назначению и качеству товары. Закон спроса работает в условиях стабильного экономического развития. Он не действует в ситуациях ажиотажного спроса, вызванного ожидающимся повышением цен. Закон спроса не распространяется на антиквариат, предметы роскоши, т.е. на те товары, которые выступают средством накопления, а также на те случаи, когда спрос переключается на технологически новые товары. Изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить в зависимости от изменения цены, называют изменением величины спроса. Если цена на товар снижается, то величина спроса на него возрастает, и наоборот. Кроме цены на спрос влияют доходы населения, изменение его структуры (по возрастному, профессиональному и другим признакам), изменение цен на другие аналогичные товары, а также смена моды, вкусов, привычек. Предложение — это намерение продавца предложить свой товар к продаже за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на него. Действующий на рынке закон предложения состоит в том, что при равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения. Кроме цены на предложение оказывают влияние и другие факторы. Например, снижение издержек производства приводит к увеличению предложения. Соотношение спроса и предложения формирует равновесную (рыночную) цену, которая стремится установиться на таком уровне, при котором спрос равен предложению. Рыночная экономика представляет собой наиболее распространенный тип экономических систем в современном мире. Именно в условиях рынка возможно наиболее полно реализовать свои предпринимательские способности и удовлетворить необходимые потребности. Вопросы и задания
5.5. ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА Государство играет большую роль в регулировании общественной жизни. Не исключение и экономическая сфера общества. При разных типах экономических систем влияние государства на экономику различно. В условиях традиционной экономической системы оно незначительно, а в условиях административно-командной — всеобъемлюще. Под государственным регулированием экономики понимается воздействие государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства. В условиях рыночной экономики производитель и потребитель выступают самостоятельными субъектами экономической жизни. Тем не менее государство вынуждено оказывать влияние на экономику. В условиях рынка могут возникать монополии, которые в своей деятельности по производству товаров и ценообразованию наносят ущерб благосостоянию общества. Частных предпринимателей мало заботят такие необходимые для общества, но неприбыльные отрасли, как оборона, культура, наука, образование, здравоохранение. Нацеленность на получение прибыли оставляет за кругом интересов предпринимателей вопросы экологии, безработицы, инфляции и др. Поэтому государственное вмешательство в рыночную экономику не только целесообразно, но и необходимо. Цель государственного регулирования экономики — формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития и сохранения стабильности общества. Некоторые ученые дополняют эту цель такими задачами, как необходимое обеспечение темпов роста валового национального продукта, сокращение безработицы, стабилизация цен и поддержание выгодной внешнеэкономической политики. Последние задачи малосовместимы. Например, фиксированные твердые цены снижают заинтересованность предпринимателей в производстве продукции, а борьба с безработицей приводит к дополнительным расходам. Тем не менее цель государства состоит в том, чтобы эти задачи максимально выполнялись. Государство располагает широким набором средств регулирования экономики. В первую очередь это правовые средства. Правила поведения в экономической сфере закрепляются в разнообразных государственных документах (нормативно-правовых актах): законах, указах, постановлениях, приказах, положениях и т.д. Эти правовые акты общеобязательны и должны выполняться всеми субъектами экономической деятельности. Невыполнение правовых норм вынуждает государство применять меры ответственности к их нарушителю. Другим способом государственного регулирования экономики служат административные средства. Они реализуются через деятельность в экономической сфере компетентных государствен - ных органов. Это различные министерства, правоохранительные органы, местные органы самоуправления и т.д., которые могут применять меры воздействия к субъектам экономических отношений. Наконец, действенный способ воздействия государства на экономику представляют финансовые средства. Государственные финансы — это средства, связанные с формированием и использованием государственного бюджета. В свою очередь бюджет представляет собой ежегодный финансовый план доходов и расходов государства. Государственный бюджет имеет силу закона и принимается парламентом, который осуществляет контроль над его расходованием. Исполнение бюджета (расходование бюджетных средств) осуществляется правительством. По структуре бюджет состоит из доходов и расходов. Источниками формирования доходной части бюджета выступают налоги, доходы от деятельности государственного сектора экономики и продажи ресурсов, проценты от государственных ссудных операций и др. Основные статьи расходования бюджетных средств — это содержание государственного аппарата управления и вооруженных сил, финансирование социальных программ (в области образования, здравоохранения, науки, культуры, пенсионного обеспечения и др.), поддержка отечественной экономики (кредиты, дотации) и т.д. Соотношение доходов и расходов в структуре государственного бюджета имеет огромное значение не только для развития эконо - мической и социальной сфер, но и для политической самостоятельности государства. Если расходы равны доходам, то такой бюджет называется сбалансированным. Все расходные статьи обеспечиваются поступлениями денег в бюджет, поэтому у государства есть достаточно средств, чтобы финансировать развитие всех сфер общественной и государственной жизни. Если доходы бюджета превышают расходы, то такое положение называется «положительное сальдо», или «профицит бюджета». Остающиеся у государства средства могут быть направлены на дополнительное финансирование какой-либо области регулирования — социальной, экономической, военной. Государство может повысить зарплату учителям, врачам, инженерам, военным, т.е. работникам так называемой бюджетной сферы, а может увеличить материальное обеспечение чиновников. Кроме того', из сумм, оставшихся после исполнения бюджета, может быть создан денежный фонд, средства которого будут направляться на обеспечение расходной части бюджета в случае, если поступление доходов окажется меньше запланированного. Превышение расходной части бюджета над доходной называется «отрицательное сальдо», или «дефицит бюджета». Сбалансированный бюджет — довольно редкое явление. Чаще всего в бюджет заранее закладывается сумма дефицита. Это означает, что некоторые расходные статьи не будут обеспечены средствами. Государство располагает несколькими способами покрыть дефицит бюджета. Прежде всего оно может сократить финансирование расходных статей. Сокращение расходов в процессе исполнения бюджета называется секвестр. Секвестрируются в основном социальные расходы. Сокращать расходы на оборону и безопасность нецелесообразно, а на сокращение расходов по содержанию госаппарата чиновники не пойдут. Сокращение расходов, особенно на социальные мероприятия, приводит к снижению уровня жизни населения, недовольству и падению популярности правительства. Другой способ преодоления дефицита бюджета — это выпуск необеспеченных золотым запасом денег (эмиссия). На первое время такая мера может решить проблему, но затем неизбежно последует рост цен и инфляция. Проблему недостатка средств государство может решить через дополнительные источники доходов. Оно может повысить налоги, ввести новые. Но история знает много случаев, когда усиление налогового бремени приводило к восстаниям. Увеличить доходы можно путем повышения таможенных пошлин, но это может привести к снижению объема внешней торговли, а значит и к непоступлению средств в казну. Наконец, повысить доходы можно за счет увеличения объемов продажи природных ресурсов — нефти, газа, леса и др. Но и в этом случае, «подсев на сырьевую иглу», государство может получить новую проблему, став сырьевым придатком других, индустриально более развитых стран.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|