Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Историческая роль Айседоры Дункан в становлении танца




Введение в дисциплину

Танец модерн - это танец, стремящийся выразить духовные потребно-

сти человека, это язык чувств, выражающий самые потаенные движения ду-

ши. Естественность и свободное самовыражение танцоров служат этой цели

наилучшим образом. Танец модерн - это всегда танец на грани, до предела

насыщенный эмоциями. С возникновением танца модерн появились новые

возможности для танцовщиков за счет использования движений, выражаю-

щих непомерную тяжесть, а также уродливость, так как «уродливые» движе-

ния в танце наряду с красивыми движениями способствуют выражению

чувств и эмоций.

«Совершенствование тела, разума и души» остаѐтся актуальным и в

наше время. Танец модерн помогает физическому развитию человека и обо-

гащает его духовно. Балетный тренинг базируется на точной неизменной

программе движений. Танец модерн эту программу отверг, изменив и дока-

зав, что движение возникает естественно и индивидуально. Движения в танце

модерн продиктованы природой и строятся по анатомическим законам дви-

жения человеческого тела. «Истинный танец не состоит из различных уста-

новленных па и поз. Танцующему они ни к чему: он должен только находить

особенности движения, наиболее правдиво выражающие движения его ду-

ши». Это метод движений, подчиненный дыханию и анатомически оправдан-

ным движениям тела. Это определенная танцевальная система со своими

принципами и законами технического исполнения, в которой тело обрело

свой полнокровный язык. Воспитание мышечного аппарата, свободного от

канонов классического танца, развивает и раскрепощает человеческое тело.

Оно дает умение управлять собою, двигаться легко и пластично, свободно

держаться в жизни. Этот новый вид танца зародился из принципов, заложен-

ных Айседорой Дункан, и проникся ее психологической правдой.

Раздел 1. Из истории вопроса

Историческая роль Айседоры Дункан в становлении танца

модерн

«История танца модерн - это история личностей...», - сказал в одном из

интервью А. Гиршон. Несомненно, новый танец - танец модерн - начался с

имени Айседоры Дункан. «Очарование первой всегда будет для имени ее

светлым ореолом». Ее историческая роль выдерживает сравнение с ролями

всех родоначальников новых эпох и стилей: она была воодушевлена энтузи-

азмом отрицания, духом великолепного мятежа, творческого протеста против

общепринятых форм искусства.

Айседора (Изадора) Дункан родилась 27 мая 1877 года в Сан-

Франциско. В 5 лет, скрыв возраст, еѐ отдали в школу. В силу семейных об-

стоятельств она очень часто оставалась одна. Блуждая у моря, она предава-

лась собственным фантазиям. Вокруг нее все танцевало: цветы, птицы, вол-

ны, танцевала и она. В 13 лет Айседора бросила школу, чтобы серьѐзно за-

няться музыкой и танцами. В 1895 году, 18-летняя Айседора Дункан в сопро-

вождении своей матери отправилась в Чикаго. Но попытка покорить этот го-

род своим искусством окончилась для неѐ только разочарованием. Затем, в

Нью-Йорке, она год училась в балетной школе, работая в театре, где ста-

вились пантомимные спектакли. В конце 1896 года с труппой Дэли Айседора

отправилась на гастроли в Англию. Возвратившись в начале 1898 года Айсе-

дора Дункан рассталась с труппой, сконцентрировав свои усилия на собст-

венной независимой карьере. Среди первых танцев еѐ репертуара были

«Офелия» и «Нарцисс» - оба на музыку Э. Невина; «Дыхание весны», «Танец

радости» - оба на музыку Штрауса; «Рубай Омара Хайяма» - три на музыку

Штрауса и три на музыку Мендельсона. Эти лирические танцы были основа-

ны на литературных источниках. В 1899 году она со своей матерью, сестрой

и двумя братьями в трюме судна для перевозки скота, единственном виде

транспорта, который был тогда им по карману, отправляется покорять Евро-

пу. Здесь она знакомится с влиятельными людьми, находит своих покровите-

лей. Начинаются еѐ гастрольные поездки. 1900-1901 гг. - Париж; 1902 - Бер-

лин и Вена. Успех стремительно несся впереди неѐ. В 1903 году Айседора

смогла поехать в желанную Грецию. Греческий танец был идеалом для Айсе-

доры. Ее танцам присущ дух греческой простоты. Греческая техника, как

объясняет Джиннер, - современница Дункан, начинается с оценки роли, кото-

рую выполняет каждая часть тела. Древние греки настолько высоко ценили

красоту ступни человека, что им никогда бы не пришло в голову закрывать ее

во время танца. Каждая часть тела имела свои эмоциональные функции.

«Значение освобожденного тела в танце равно принципу чистых красок им-

прессионистов... Айседора Дункан первая стала танцевать без обуви...». Ей

рукоплескали лучшие сценические площадки Европы, везде еѐ выступления

шли при полном аншлаге. Первое появление ее в России датируется 1904-

1905 годами. Ее выступления в России произвели значительное впечатление,

именно с этой эпохи русский балет стал приобщаться к Шопену и Шуману.

Дункан получает признание в качестве вдохновительницы драматического

возрождения балета в XX столетии.

В 1906 году судьба наградила А. Дункан рождением дочери Дидры, а в

1910 году родился сын Патрик. Любовь занимала большое место в жизни

танцовщицы. По все романы А. Дункан заканчивались драматично, и дети

были светом в череде еѐ несчастной любви. В январе 1913 года оба ребѐнка

Айседоры вместе с гувернанткой ехали на машине из Парижа в Версаль, и

автомобиль вместе с детьми упал в Сену. От этой утраты А. Дункан не опра-

вилась никогда.

В начале своего творческого пути А. Дункан обучалась пластикой ин-

терпретации музыки, искусству открытой импровизации (имеет место в наши

дни). Она обладала редким даром живописать музыку, используя ее для про-

буждения своих собственных эмоций, видений и мечтаний. «О музыкально-

сти ее танцев говорили и спорили особенно много. Танец Дункан определяли

как «мимическую иллюстрацию к музыке», как "стремление жизнь духа,

сконцентрированную в музыке, ритмически воплотить в подысканных фанта-

зией образах". В звуках музыкального произведения она искала предвечных

ритмов, водивших рукою творца. Не иллюстрация, а перевод на другой язык

было бы точным определением ее танца». Движенческой основой служил то-

гда несложный гимнастический комплекс. И, живя в Лондоне, на гастролях с

труппой Дэли, Айседора брала уроки балета у Кетти Лэннер (примы-

балерины Королевского театра). Занимаясь классическим танцем, она все

больше убеждала себя в его несостоятельности. И чем больше она в этом

убеждалась, тем сильнее крепла в ней решимость идти собственным путем.

Она отказывается от классических форм, став «ниспровергательницей» клас-

сического танца. Ее танец строится на принципе естественности жизни чело-

века в танце.

Сильное влияние на танец Айседоры оказала школа Франсуа Дельсарта

(1811-1871), его теория движений тела. Пластическая система Ф. Дельсарта

содержит анализ множества разновидностей жеста и положений тела. Стре-

мясь выяснить, каким образом движение становится материалом для художе-

ственной образности, он установил чрезвычайно точную шкалу функциони-

рования каждой части тела в ее связи с эмоциями и первым научно обосновал

человеческие жесты, дав каждому из них название. Дельсарт признавал жест

целенаправленным и органически связанным с переживаемым чувством. Он

говорил, что нет ничего ужасней и прискорбней, чем жест, не несущий в себе

никакого смысла, что любое чувство, переживание или радость человек пере-

дает посредством жестов, поз. И не важно, что говорят слова, движения ни-

когда не лгут. Его теория получила распространение в начале XX в. и легла в

основу творческих исканий А. Дункан. Определив для себя, что тело челове-

ка можно разделить на три основные зоны: голова - умственная зона, верхний

торс - эмоциональная и духовная зона, нижний торс - жизненная и физиче-

ская, Айседора склонялась к тому, что источник движения зарождается в

верхнем торсе, поэтому в танце ее интересовала эмоциональная и духовная

стороны. «Движение мотивируется эмоцией, и инструментом его выражения

должно быть человеческое тело». «Всем изяществом своего существа, свои-

ми пируэтами, томлениями, трепетом наготы под покрывалами, она сотвори-

ла новый язык, ансамбль метафор, способных передать музыкальные об-

разы», - писал композитор Гюстав Шарпантье.

Айседора первой использовала некрасивые движения как важный эле-

мент танца. «Танец фурий», созданный ею в 1911 году, показал, насколько

уродливые движения в танце могут способствовать выражению чувств и

эмоций. Для неѐ единственным критерием оценки движения были ответы на

вопросы: оно естественно? Оно правдиво? Оно выразительно? «Она воспро-

изводит в своем танце всю гамму человеческих эмоций, - говорил Фокин, -

...величайший американский подарок искусству».

С началом Первой мировой войны, Айседора стала создавать танцы на

политические и социальные темы, такие как «Марсельеза» и «Славянский

марш».

Все американские представители танца модерн считали себя после-

дователями А. Дункан, несмотря на то, что творческий путь ее сложился в

основном в Европе. Айседора имела множество последователей, но стать ос-

нователем нового направления в хореографии ей не было дано.

. Первая школа танца модерн в Америке

В Америке первая школа танца модерн была открыта в 1915 году Те-

дом Шоуном и Рут Сен-Дени. Программой этой школы танца было «совер-

шенствование тела, разума и души». Воспитанники обучались испанским,

греческим, а также восточным танцам. Использование греческих тем и сим-

фонической музыки - явное влияние А. Дункан. В школе помимо танца изу-

чались и другие виды искусства, философия. Большое внимание уделялось

костюму, который считался составной частью пластической выразительно-

сти. По технической виртуозности и пышности представления «Денишоун»

чисто сравнивались с «Русскими балетами». Появление школы и творческие

поиски еѐ организаторов говорит о том, что танец модерн постепенно пре-

вращался в определенную танцевальную систему со своими принципами и

законами технического исполнения. Появление школы было первой попыт-

кой систематизировать «новый» танец и Тед Шоун с Рут Сен-Дени стали

первыми профессиональными учителями танца модерн.

Сен-Дени (1879-1968) была танцовщицей, балетмейстером, педагогом.

Она разделяла взгляды Ф. Дельсарта и занималась гимнастикой по его сис-

теме. Она получила известность исполнением театрализованных культовых

танцев Востока. «Рут Сен-Дени, бесспорно, была одною из самых ярких

звезд нового танца. В ней достигнуто какое-то, почти идеальное, воплоще-

ние. Наряду с ее реализмом, Рут Сен-Дени опьяняла поразительным сенсуа-

лизмом ее образа. Ее танец стихиен, внерассудочен, безумен, в то же время

глубоко продуман, сознателен... Из всех рассмотренных вариантов танца Рут

Сен-Дени одна имеет стиль». Рут Сен-Дени была увлечена восточным тан-

цем, позже, расставшись с Тед Шоуном, она организовала в Нью-Йорке

школу восточного танца, где провопил сеансы йоги и медитации. «До 1963

года выступала с концертами, читала лекции, преподавала».

Тед Шоун (1891-1972) являлся танцовщиком, педагогом, балетмейсте-

ром. Танцем начал заниматься с 17-ти лет. В 1910 году организовал школу и

небольшую труппу. В 1914 году становится партнером Р. Сен-Дени. Т. Шоун

руководил мужской танцевальной группой. «Он положил начало профессио-

нальному американскому мужскому танцу. Используя в постановках танце-

вальный фольклор разных народов, в том числе американских индейцев, Т.

Шоун обогатил лексику современного танца». Школа Дени Шоун являлась

профессиональной школой и просуществовала до 30-х годов XX века, дав

рождение первому поколению хореографов и исполнителей американского

танца модерн. Из этой школы вышли такие известные педагоги и хореогра-

фы, как Дорис Хамфри, Чарльз Вайдман, Марта Грэхем.

Марта Грэхем - основоположница системы танца модерн.

Принципы и законы движения в её технике

В истории танца модерн одно имя стоит над всеми. Это имя Марта Грэ-

хем. Она родилась в семье врача-психиатра в городе Аллегейни (Алегхсни),

штат Пенсильвания II мая 1893 года. Предками ее семьи были первые амери-

канские поселенцы, ирландский прадед приехал в Америку из Шотландии с

целью сделать карьеру в Питсбурге. Няня, католичка Лизи, невероятная вы-

думщица, знала множество сказок. В детстве будущую знаменитую танцов-

щицу окружали прислуга в доме и садовники - японцы и китайцы. Таким об-

разом, на М. Грэхем оказали влияние две религии: пресвитерианская и рома-

но-католическая. После обучения в колледже она в 1916 году начала серьез-

ное занятие танцами в школе «Денишоун» в Лос-Анджелесе. Ее учителями

были Рут Сен-Дени и Тед Шоун. Т. Шоун обратил внимание на смуглую экс-

цен-тричную девушку с длинными крепкими ногами и дал ей ведущую роль в

фантастическом балете «Ксочитль» на музыку Груна. Так на-чалась танце-

вальная карьера М. Грэхем.

«Маленькая, с черными волосами, удлиненным лицом и очень-очень

тоненькая. Она делала со своим телом все, что хотела. У нее была маленькая

стопа, гибка гак же, сколь и сильна. Она была небольшого роста, но в ней

жила огромная сила. Это был божий дар силы и гибкости...», - вспоминает М.

Каннингхем. Ей были свойственны лирические качества и хорошо усвоенная

в «Дени-шоун» восточная манера исполнения.

До 1923 года М. Грэхем работает в труппе школы, исполняя ве-дущие

роли в спектаклях. Ее влечет на поиски собственного пути в хореографии. «В

наши дни, когда люди противопоставлены враж-дебным и угрожающим ре-

альностям, хореография уже не может быть просто искусством - своевольной

прихотью воображения или оживлением прекрасной романтической грезы.

Человек хочет не забыться, а познать себя. Танец должен стать актом

активного участия в жизни, необходимостью», - говорила М. Грэхем. С 1923

года она начинает танцевать в бродвейском ревю «Гринич Вилледж фоллис»,

ставя сама для себя танцы. С 1926 г. - начинает преподавать в театральной

школе «Истмен скул оф мюзик» в Рочестере, штат Нью-Йорк. А 18 апреля

1926 г. М. Грэхем с большим успехом дебютировала в Нью-Йорке как

хореограф, но пока сохраняя экзотическую манеру танца, вынесенную из

школы «Денишоун».

В 1927 г. М. Грэхем организует собственную труппу из преданных ей

учениц и начинает создавать свой собственный стиль танца и хореографии.

Это происходило в период становления искусства танца модерн как

направления в хореографии. Именно в это время М. Грэхем начала делать

первые шаги в создании своей уникальной техники.

Существенное влияние на формирование эстетических взглядов М.

Грэхем оказал композитор Луис Хорст, с которым ее связывали глубокие

личные и творческие взаимоотношения. Л. Хорст был для М. Грэхем ее

опорным «столбом», человеком, который был посвящен в ее творческие

искания. Он приобщил М. Грэхем к идеям Мери Вигман, представительницы

немецкой экспрессионистской школы танца. Экспрессивно-пластический

танец М. Вигман считала биологически естественным отражением

определенных моментов психологического состояния человека,

противопоставляя его классическому балету. «Она танцует без музыки, и ее

безукоризненное развитое тело, допускающее все повороты и позы, и ее

пляска на фоне йоды, неба и земли противопоставляют всей чудеснейшей

вычуре экспрессионизма, как великолепное обетование будущего - орга-

ничность танца, которую не должно путать со старым" естественным

"натурализмом Айседоры". Мери Вигман считала, что пространство - это мир

танцовщика, это отражение бесконечности, символ вечно меняющейся

вокруг танца среды. Движение наполняет душу танцовщика восторгом

полного слияния с пространством, и эти идеи оказались близки М. Грэхем.

Танцовщик должен «всматриваться, вдумываться сквозь пространство», как

если бы оно было непроницаемо, двигаясь - «прислушиваться к

пространству» и «высекать» в нем место для себя. Знакомство с взглядами

немецкой танцовщицы помогло М. Грэхем освободиться от стилизованности

и экзотичности, унаследованных от Сен-Дени.

В своих творческих поисках она определила, что движение под-

чиняется трем основным константам: времени, пространству, энергии. Он

считала, что внутренняя энергия исполнителя освобождается и

«выплескивается» в пространство во время танца. Как и К.С. Станиславский,

М. Грэхем делала акцент на то, что эмоция провоцирует движение.

Движение, считала она, должно и может определить эмоцию более точно,

чем слова. «Не важно, что говорят слова - движения никогда не лгут..., танец

не должен делать ничего, что вы можете сказать словами. Он должен

выражаться действиями, окрашенными глубокими чувствами, которые могут

быть выражены только движениями». Создав свою школу и труппу, она

создала и свой язык движений, детально разработав его технику исполнения.

Важной составляющей ее техники был так называемый внутренний импульс:

«Она использовала не только наши тела, она использовала также нашу душу,

нашу внутреннюю жизнь...», - вспоминают ее ученики.

Уроки техники М. Грэхем начиналась с простых движений, которые

превращались в длинные танцевальные цепочки с добавлением различных

позиций рук и ног и изменением направлений, уровней движения Эта новая

техника и являлась очень смелой и не была ограничена общепринятыми

традициями и стереотипами. Она начиналась с собственного красивого тела

Грэхем и экстраординарных движений, которые она исполняла. Эта техника

танца была и является возможностью найти путь самовыражения через

движение тела в танце, облик которого во многом составляет дыхание. М.

Грэхем нашла ответ на собственные вопросы, открыв новые движенческие

возможности тела. Она проложила муть для создания собственной манеры

танца, используя сжатие и высвобождение. Любое движение должно быть

мотивировано внутренней жизнью танцора. Марта говорила, что когда

внутренняя жизнь не развита, развивается «бесплодие», а недостаток

мотивации приведет к бессмысленности движения, бессмысленное движение

- к упадку. Это совершенно новый подход к физике движения, подчиненного

дыханию и анатомическим изменениям при дыхательном процессе. М.

Грэхем обнажила механизм движения - усилие и расслабление, тщательно

скрываемые в классическом танце. Это стало важнейшими элементами ее

техники, ее концепцией движения, базирующегося на «сжатии -

высвобождении». Это излияние, которое наполняет все тело. Она говорила,

что движение нужно не изобретать, а обнаруживать в себе. Марта Грэхем

использовала всевозможные способы пробуждения воображения, включая в

уроки работу над сотней образов животных. Марта учила в свободной

манере, полностью сконцентрировавшись на предмете. Каждый год в классы

добавлялись новые движения.

В 1938 году в жизнь Марты вошел Эрик Хоукинс. Он стал первым

мужчиной в труппе, а впоследствии - ее мужем. Его появление УОИ шло

женское начало в искусстве М. Грэхем. Это был новый этап в ее жизни и

творчестве. «С приходом мужчин изменился характер компании, а вместе с

этим изменилась техника. То, что было плавным и сильным, стало теперь

невесомым и стремительным, как ртуть», - вспоминают первые исполнители

труппы Марты Грэхем.

М. Грэхем вводит в работу труппы урок классического танца, который

начал преподавать Эрик Хоукинс. Он имел классическую подготовку и до

прихода в компанию танцевал в Баланхинском балете. Танцоры были

шокированы появлением в студии станка. Балет был для них антагонистом.

«Я любил ее старую технику больше. Да, у людей болели колени. Но это

было более изобретательно, это было более возбуждающе. Много

упражнений с параллельными ногами исчезли, упражнения на полу тоже

были изменены...», - вспоминает Джон Батлер. Техника расширилась и

обогатилась, но неизменными остались базовые технические принципы. Э.

Хоукинс, танцуя в «Американском документе» (1938г.), добавлял в движение

весомость, мощь и силу, чего не было до него. В «Письме миру» (1940г.)

участвовала созданная мужская группа. М. Грэхем здесь во многом изменила

свою технику ради создания «мужских» движений. Внутри некоторых

вариаций и части сцен основной танец мужчин и женщин сохранял

тендерные отношения, но больше в эмоциональном плане, нежели через

движения. Главные изменения были привнесены введением мужского

атлетизма, что являлось значительным изменением лексики. В 40-е гг. в

труппу стали приходить танцоры с классической хореографической

подготовкой. М. Грэхем, учитывая и используя классический танец, создала

свою систему соотношения классического танца и собственной техники. Она

была заинтересована в использовании классического танца для развития

своей техники.

М. Грэхем, интересуясь всеми видами искусства, творила свой «театр

танца». Она подходила к процессу создания образа как драматический актер.

Драматическая подготовка исполнителей имела важное значение в труппе

Грэхем. Драматический подход к танцу был очевиден, этому способствовала

внутренняя глубина творчества Грэхем, ее сверхчеловеческая сила и

драматический талант, который был легендарен. Здесь уместно будет

привести воспоминания Джона Батлера, члена труппы с 1943 по 1953 гг.: «Я

услышал ее рыдания. Это не было просто плачем и даже отчаянием. Это

было нечто большее и глубокое, почти животное страдание. Это были потоки

слез. Было что-то экстраординарное, что-то из готических рассказов или

греческих трагедий». Случилось это после разрыва с Эриком Хоукинсом.

На протяжении всей жизни Грэхем ее техника постоянно росла,

расширялась и изменялась. Но она всегда оставалась тем, «...от чего мы

зависели не только для тренировки выносливости, но и для получения

источника к мотивации эмоционального удовлетворения», - говорит Питер

Сперлинг, танцовщик труппы с 1973 г. по 1987 г., доцент танца в

Университете Мичигана. Участники труппы помогали М. Грэхем в создании

и проведении классов и экспериментов, называя ее студию «храмом тазовых

истин». В 1957 году был снят фильм «Мир танцовщицы», где раскрываются

основные идеи Грэхем и представлена еѐ труппа. Софи Маслова и Гертруда

Шурр, будучи в компании Грэхем, сделали практическое Описание урока и

создали подробную программу обучения. На практике эта программа имеет 4

уровня обучения и занимает около трех лет. Программа включает, помимо

изучения техники Грэхем, изучение музыки, композицию, обучающие

семинары и выступления.

В технике Грэхем класс начинается в партере. Далее следовали

упражнения, стоя на коленях, упражнения со сгибанием коленей, Которые

перерастали в серию движений для того, чтобы подняться с попа. Движения

корпуса и рук выполнялись в положении стоя с использованием различных

уровней. Далее в композиции урока использовались различные шаги, бег и

прыжки по диагоналям класса и по кругу. Были введены новые образцы

счета: замедленная четверть, двойной счет для ударного движения или счет

третями для лирических движений. Изменение акцента и счета, смешение

ритмов и неровная размерность стали привычными для танца модерн.

Образцы 10 или 5 счетов тоже стали обычными. Танцоры должны танцевать

босиком. «Они должны прийти в класс и подготовить свои тела к работе.

Школа - это дисциплинированное место, потому что там есть только одна

свобода - это дисциплина», - говорила М. Грэхем - «Я предпочитаю обучать

своих студентов, начиная с возраста девяти лет. Я необъективна к наличию

предшествующей тренировки и предпочла бы, чтобы это был балет. Есть

вещи, которые должны быть знакомы: пятая позиция, например, далее - pile,

использование различных поз зела, по только упорядоченных».

В 1970 году, в возрасте 76-ти лет, будучи 49 лет на сцене, М Грэхем

ушла из труппы. «Мое тело больше не может делать то, что я хочу», - сказала

она. Она впала в депрессию, утратив стремление к жизни. Возрождение

произошло лишь в 1973 году: «Моя работа должна продолжаться, даже если я

уже не могу танцевать сама». М. Грэхем продолжала жить, репетируя,

путешествуя, создавая новые танцы для труппы и наблюдая занятия в Школе.

В 1984 году ей был вручен орден Почѐтного легиона. До самого последнего

дня она оставалась элегантной и подтянутой. В 1991 году М. Грэхем не стало.

Еѐ книга «Тетради Марты Грэхем», вышедшая в 1973 году проливает свет на

источники творчества Грэхем как танцовщицы и хореографа.

Проследив жизненный путь М. Грэхем, можно уверенно сказать, что

техника ее танца изменялась по мере изменения самой личности

исполнителя, которая трансформировалась в своем эстетическом восприятии,

в интуитивных поисках движений, которые бы отражали бы социальные

проблемы. «У вас так мало времени, чтобы подготовиться к рождению в

мгновение, для мгновения», - отмечала М. Грэхем.

«Мы помним Марту» - под таким названием публикуется серия

интервью и воспоминаний под редакцией Джозефа X. Мазо. Автор создает

портрет целеустремленного, преданного искусству художника, верного

определенным принципам и ценностям эволюционных перемен. Это портрет

женщины, которая, осознавая свою силу, готова признавать ошибки и начать

творить заново: «Она могла безжалостно обходиться со своими

танцовщиками и щедро вдохновлять их. Она могла быть резкой и тактичной,

обладала острым умом и любила смеяться, обожала "содовую", считала пот в

классе "чистым притворством", была практичной. А те, кто работал с ней,

понимали, что они общаются с гением».

В начале XX в. она, по сути, стала оракулом хореографии нового

времени. Различные идеи европейского и американского танца модерн нашли

в ее творчестве наиболее целостную и разностороннюю реализацию. В то же

время искусство М. Грэхем явилось плодотворной основой нового этапа

развития современного танца. Прямо или косвенно ее творчество повлияло

почти на всех зарубежных хореографов, пришедших на сцену в начале

пятидесятых годов XX века. Школа современного танца М. Грэхем,

созданная в 1927 году в Нью-Йорке, является сейчас крупнейшим центром

танца модерн.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...