Историческая роль Айседоры Дункан в становлении танца
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Введение в дисциплину Танец модерн - это танец, стремящийся выразить духовные потребно- сти человека, это язык чувств, выражающий самые потаенные движения ду- ши. Естественность и свободное самовыражение танцоров служат этой цели наилучшим образом. Танец модерн - это всегда танец на грани, до предела насыщенный эмоциями. С возникновением танца модерн появились новые возможности для танцовщиков за счет использования движений, выражаю- щих непомерную тяжесть, а также уродливость, так как «уродливые» движе- ния в танце наряду с красивыми движениями способствуют выражению чувств и эмоций. «Совершенствование тела, разума и души» остаѐтся актуальным и в наше время. Танец модерн помогает физическому развитию человека и обо- гащает его духовно. Балетный тренинг базируется на точной неизменной программе движений. Танец модерн эту программу отверг, изменив и дока- зав, что движение возникает естественно и индивидуально. Движения в танце модерн продиктованы природой и строятся по анатомическим законам дви- жения человеческого тела. «Истинный танец не состоит из различных уста- новленных па и поз. Танцующему они ни к чему: он должен только находить особенности движения, наиболее правдиво выражающие движения его ду- ши». Это метод движений, подчиненный дыханию и анатомически оправдан- ным движениям тела. Это определенная танцевальная система со своими принципами и законами технического исполнения, в которой тело обрело свой полнокровный язык. Воспитание мышечного аппарата, свободного от канонов классического танца, развивает и раскрепощает человеческое тело. Оно дает умение управлять собою, двигаться легко и пластично, свободно
держаться в жизни. Этот новый вид танца зародился из принципов, заложен- ных Айседорой Дункан, и проникся ее психологической правдой. Раздел 1. Из истории вопроса Историческая роль Айседоры Дункан в становлении танца модерн «История танца модерн - это история личностей...», - сказал в одном из интервью А. Гиршон. Несомненно, новый танец - танец модерн - начался с имени Айседоры Дункан. «Очарование первой всегда будет для имени ее светлым ореолом». Ее историческая роль выдерживает сравнение с ролями всех родоначальников новых эпох и стилей: она была воодушевлена энтузи- азмом отрицания, духом великолепного мятежа, творческого протеста против общепринятых форм искусства. Айседора (Изадора) Дункан родилась 27 мая 1877 года в Сан- Франциско. В 5 лет, скрыв возраст, еѐ отдали в школу. В силу семейных об- стоятельств она очень часто оставалась одна. Блуждая у моря, она предава- лась собственным фантазиям. Вокруг нее все танцевало: цветы, птицы, вол- ны, танцевала и она. В 13 лет Айседора бросила школу, чтобы серьѐзно за- няться музыкой и танцами. В 1895 году, 18-летняя Айседора Дункан в сопро- вождении своей матери отправилась в Чикаго. Но попытка покорить этот го- род своим искусством окончилась для неѐ только разочарованием. Затем, в Нью-Йорке, она год училась в балетной школе, работая в театре, где ста- вились пантомимные спектакли. В конце 1896 года с труппой Дэли Айседора отправилась на гастроли в Англию. Возвратившись в начале 1898 года Айсе- дора Дункан рассталась с труппой, сконцентрировав свои усилия на собст- венной независимой карьере. Среди первых танцев еѐ репертуара были «Офелия» и «Нарцисс» - оба на музыку Э. Невина; «Дыхание весны», «Танец радости» - оба на музыку Штрауса; «Рубай Омара Хайяма» - три на музыку Штрауса и три на музыку Мендельсона. Эти лирические танцы были основа-
ны на литературных источниках. В 1899 году она со своей матерью, сестрой и двумя братьями в трюме судна для перевозки скота, единственном виде транспорта, который был тогда им по карману, отправляется покорять Евро- пу. Здесь она знакомится с влиятельными людьми, находит своих покровите- лей. Начинаются еѐ гастрольные поездки. 1900-1901 гг. - Париж; 1902 - Бер- лин и Вена. Успех стремительно несся впереди неѐ. В 1903 году Айседора смогла поехать в желанную Грецию. Греческий танец был идеалом для Айсе- доры. Ее танцам присущ дух греческой простоты. Греческая техника, как объясняет Джиннер, - современница Дункан, начинается с оценки роли, кото- рую выполняет каждая часть тела. Древние греки настолько высоко ценили красоту ступни человека, что им никогда бы не пришло в голову закрывать ее во время танца. Каждая часть тела имела свои эмоциональные функции. «Значение освобожденного тела в танце равно принципу чистых красок им- прессионистов... Айседора Дункан первая стала танцевать без обуви...». Ей рукоплескали лучшие сценические площадки Европы, везде еѐ выступления шли при полном аншлаге. Первое появление ее в России датируется 1904- 1905 годами. Ее выступления в России произвели значительное впечатление, именно с этой эпохи русский балет стал приобщаться к Шопену и Шуману. Дункан получает признание в качестве вдохновительницы драматического возрождения балета в XX столетии. В 1906 году судьба наградила А. Дункан рождением дочери Дидры, а в 1910 году родился сын Патрик. Любовь занимала большое место в жизни танцовщицы. По все романы А. Дункан заканчивались драматично, и дети были светом в череде еѐ несчастной любви. В январе 1913 года оба ребѐнка Айседоры вместе с гувернанткой ехали на машине из Парижа в Версаль, и автомобиль вместе с детьми упал в Сену. От этой утраты А. Дункан не опра- вилась никогда. В начале своего творческого пути А. Дункан обучалась пластикой ин- терпретации музыки, искусству открытой импровизации (имеет место в наши дни). Она обладала редким даром живописать музыку, используя ее для про- буждения своих собственных эмоций, видений и мечтаний. «О музыкально- сти ее танцев говорили и спорили особенно много. Танец Дункан определяли
как «мимическую иллюстрацию к музыке», как "стремление жизнь духа, сконцентрированную в музыке, ритмически воплотить в подысканных фанта- зией образах". В звуках музыкального произведения она искала предвечных ритмов, водивших рукою творца. Не иллюстрация, а перевод на другой язык было бы точным определением ее танца». Движенческой основой служил то- гда несложный гимнастический комплекс. И, живя в Лондоне, на гастролях с труппой Дэли, Айседора брала уроки балета у Кетти Лэннер (примы- балерины Королевского театра). Занимаясь классическим танцем, она все больше убеждала себя в его несостоятельности. И чем больше она в этом убеждалась, тем сильнее крепла в ней решимость идти собственным путем. Она отказывается от классических форм, став «ниспровергательницей» клас- сического танца. Ее танец строится на принципе естественности жизни чело- века в танце. Сильное влияние на танец Айседоры оказала школа Франсуа Дельсарта (1811-1871), его теория движений тела. Пластическая система Ф. Дельсарта содержит анализ множества разновидностей жеста и положений тела. Стре- мясь выяснить, каким образом движение становится материалом для художе- ственной образности, он установил чрезвычайно точную шкалу функциони- рования каждой части тела в ее связи с эмоциями и первым научно обосновал человеческие жесты, дав каждому из них название. Дельсарт признавал жест целенаправленным и органически связанным с переживаемым чувством. Он говорил, что нет ничего ужасней и прискорбней, чем жест, не несущий в себе никакого смысла, что любое чувство, переживание или радость человек пере- дает посредством жестов, поз. И не важно, что говорят слова, движения ни- когда не лгут. Его теория получила распространение в начале XX в. и легла в основу творческих исканий А. Дункан. Определив для себя, что тело челове- ка можно разделить на три основные зоны: голова - умственная зона, верхний торс - эмоциональная и духовная зона, нижний торс - жизненная и физиче-
ская, Айседора склонялась к тому, что источник движения зарождается в верхнем торсе, поэтому в танце ее интересовала эмоциональная и духовная стороны. «Движение мотивируется эмоцией, и инструментом его выражения должно быть человеческое тело». «Всем изяществом своего существа, свои- ми пируэтами, томлениями, трепетом наготы под покрывалами, она сотвори- ла новый язык, ансамбль метафор, способных передать музыкальные об- разы», - писал композитор Гюстав Шарпантье. Айседора первой использовала некрасивые движения как важный эле- мент танца. «Танец фурий», созданный ею в 1911 году, показал, насколько уродливые движения в танце могут способствовать выражению чувств и эмоций. Для неѐ единственным критерием оценки движения были ответы на вопросы: оно естественно? Оно правдиво? Оно выразительно? «Она воспро- изводит в своем танце всю гамму человеческих эмоций, - говорил Фокин, - ...величайший американский подарок искусству». С началом Первой мировой войны, Айседора стала создавать танцы на политические и социальные темы, такие как «Марсельеза» и «Славянский марш». Все американские представители танца модерн считали себя после- дователями А. Дункан, несмотря на то, что творческий путь ее сложился в основном в Европе. Айседора имела множество последователей, но стать ос- нователем нового направления в хореографии ей не было дано. . Первая школа танца модерн в Америке В Америке первая школа танца модерн была открыта в 1915 году Те- дом Шоуном и Рут Сен-Дени. Программой этой школы танца было «совер- шенствование тела, разума и души». Воспитанники обучались испанским, греческим, а также восточным танцам. Использование греческих тем и сим- фонической музыки - явное влияние А. Дункан. В школе помимо танца изу- чались и другие виды искусства, философия. Большое внимание уделялось костюму, который считался составной частью пластической выразительно- сти. По технической виртуозности и пышности представления «Денишоун» чисто сравнивались с «Русскими балетами». Появление школы и творческие поиски еѐ организаторов говорит о том, что танец модерн постепенно пре- вращался в определенную танцевальную систему со своими принципами и законами технического исполнения. Появление школы было первой попыт- кой систематизировать «новый» танец и Тед Шоун с Рут Сен-Дени стали первыми профессиональными учителями танца модерн. Сен-Дени (1879-1968) была танцовщицей, балетмейстером, педагогом. Она разделяла взгляды Ф. Дельсарта и занималась гимнастикой по его сис- теме. Она получила известность исполнением театрализованных культовых
танцев Востока. «Рут Сен-Дени, бесспорно, была одною из самых ярких звезд нового танца. В ней достигнуто какое-то, почти идеальное, воплоще- ние. Наряду с ее реализмом, Рут Сен-Дени опьяняла поразительным сенсуа- лизмом ее образа. Ее танец стихиен, внерассудочен, безумен, в то же время глубоко продуман, сознателен... Из всех рассмотренных вариантов танца Рут Сен-Дени одна имеет стиль». Рут Сен-Дени была увлечена восточным тан- цем, позже, расставшись с Тед Шоуном, она организовала в Нью-Йорке школу восточного танца, где провопил сеансы йоги и медитации. «До 1963 года выступала с концертами, читала лекции, преподавала». Тед Шоун (1891-1972) являлся танцовщиком, педагогом, балетмейсте- ром. Танцем начал заниматься с 17-ти лет. В 1910 году организовал школу и небольшую труппу. В 1914 году становится партнером Р. Сен-Дени. Т. Шоун руководил мужской танцевальной группой. «Он положил начало профессио- нальному американскому мужскому танцу. Используя в постановках танце- вальный фольклор разных народов, в том числе американских индейцев, Т. Шоун обогатил лексику современного танца». Школа Дени Шоун являлась профессиональной школой и просуществовала до 30-х годов XX века, дав рождение первому поколению хореографов и исполнителей американского танца модерн. Из этой школы вышли такие известные педагоги и хореогра- фы, как Дорис Хамфри, Чарльз Вайдман, Марта Грэхем. Марта Грэхем - основоположница системы танца модерн. Принципы и законы движения в её технике В истории танца модерн одно имя стоит над всеми. Это имя Марта Грэ- хем. Она родилась в семье врача-психиатра в городе Аллегейни (Алегхсни), штат Пенсильвания II мая 1893 года. Предками ее семьи были первые амери- канские поселенцы, ирландский прадед приехал в Америку из Шотландии с целью сделать карьеру в Питсбурге. Няня, католичка Лизи, невероятная вы- думщица, знала множество сказок. В детстве будущую знаменитую танцов- щицу окружали прислуга в доме и садовники - японцы и китайцы. Таким об- разом, на М. Грэхем оказали влияние две религии: пресвитерианская и рома- но-католическая. После обучения в колледже она в 1916 году начала серьез- ное занятие танцами в школе «Денишоун» в Лос-Анджелесе. Ее учителями были Рут Сен-Дени и Тед Шоун. Т. Шоун обратил внимание на смуглую экс- цен-тричную девушку с длинными крепкими ногами и дал ей ведущую роль в фантастическом балете «Ксочитль» на музыку Груна. Так на-чалась танце- вальная карьера М. Грэхем. «Маленькая, с черными волосами, удлиненным лицом и очень-очень тоненькая. Она делала со своим телом все, что хотела. У нее была маленькая стопа, гибка гак же, сколь и сильна. Она была небольшого роста, но в ней жила огромная сила. Это был божий дар силы и гибкости...», - вспоминает М. Каннингхем. Ей были свойственны лирические качества и хорошо усвоенная в «Дени-шоун» восточная манера исполнения. До 1923 года М. Грэхем работает в труппе школы, исполняя ве-дущие роли в спектаклях. Ее влечет на поиски собственного пути в хореографии. «В наши дни, когда люди противопоставлены враж-дебным и угрожающим ре- альностям, хореография уже не может быть просто искусством - своевольной прихотью воображения или оживлением прекрасной романтической грезы. Человек хочет не забыться, а познать себя. Танец должен стать актом активного участия в жизни, необходимостью», - говорила М. Грэхем. С 1923 года она начинает танцевать в бродвейском ревю «Гринич Вилледж фоллис», ставя сама для себя танцы. С 1926 г. - начинает преподавать в театральной школе «Истмен скул оф мюзик» в Рочестере, штат Нью-Йорк. А 18 апреля 1926 г. М. Грэхем с большим успехом дебютировала в Нью-Йорке как хореограф, но пока сохраняя экзотическую манеру танца, вынесенную из школы «Денишоун». В 1927 г. М. Грэхем организует собственную труппу из преданных ей учениц и начинает создавать свой собственный стиль танца и хореографии. Это происходило в период становления искусства танца модерн как направления в хореографии. Именно в это время М. Грэхем начала делать первые шаги в создании своей уникальной техники. Существенное влияние на формирование эстетических взглядов М. Грэхем оказал композитор Луис Хорст, с которым ее связывали глубокие личные и творческие взаимоотношения. Л. Хорст был для М. Грэхем ее опорным «столбом», человеком, который был посвящен в ее творческие искания. Он приобщил М. Грэхем к идеям Мери Вигман, представительницы немецкой экспрессионистской школы танца. Экспрессивно-пластический танец М. Вигман считала биологически естественным отражением определенных моментов психологического состояния человека, противопоставляя его классическому балету. «Она танцует без музыки, и ее безукоризненное развитое тело, допускающее все повороты и позы, и ее пляска на фоне йоды, неба и земли противопоставляют всей чудеснейшей вычуре экспрессионизма, как великолепное обетование будущего - орга- ничность танца, которую не должно путать со старым" естественным "натурализмом Айседоры". Мери Вигман считала, что пространство - это мир танцовщика, это отражение бесконечности, символ вечно меняющейся вокруг танца среды. Движение наполняет душу танцовщика восторгом полного слияния с пространством, и эти идеи оказались близки М. Грэхем. Танцовщик должен «всматриваться, вдумываться сквозь пространство», как если бы оно было непроницаемо, двигаясь - «прислушиваться к пространству» и «высекать» в нем место для себя. Знакомство с взглядами немецкой танцовщицы помогло М. Грэхем освободиться от стилизованности и экзотичности, унаследованных от Сен-Дени. В своих творческих поисках она определила, что движение под- чиняется трем основным константам: времени, пространству, энергии. Он считала, что внутренняя энергия исполнителя освобождается и «выплескивается» в пространство во время танца. Как и К.С. Станиславский, М. Грэхем делала акцент на то, что эмоция провоцирует движение. Движение, считала она, должно и может определить эмоцию более точно, чем слова. «Не важно, что говорят слова - движения никогда не лгут..., танец не должен делать ничего, что вы можете сказать словами. Он должен выражаться действиями, окрашенными глубокими чувствами, которые могут быть выражены только движениями». Создав свою школу и труппу, она создала и свой язык движений, детально разработав его технику исполнения. Важной составляющей ее техники был так называемый внутренний импульс: «Она использовала не только наши тела, она использовала также нашу душу, нашу внутреннюю жизнь...», - вспоминают ее ученики. Уроки техники М. Грэхем начиналась с простых движений, которые превращались в длинные танцевальные цепочки с добавлением различных позиций рук и ног и изменением направлений, уровней движения Эта новая техника и являлась очень смелой и не была ограничена общепринятыми традициями и стереотипами. Она начиналась с собственного красивого тела Грэхем и экстраординарных движений, которые она исполняла. Эта техника танца была и является возможностью найти путь самовыражения через движение тела в танце, облик которого во многом составляет дыхание. М. Грэхем нашла ответ на собственные вопросы, открыв новые движенческие возможности тела. Она проложила муть для создания собственной манеры танца, используя сжатие и высвобождение. Любое движение должно быть мотивировано внутренней жизнью танцора. Марта говорила, что когда внутренняя жизнь не развита, развивается «бесплодие», а недостаток мотивации приведет к бессмысленности движения, бессмысленное движение - к упадку. Это совершенно новый подход к физике движения, подчиненного дыханию и анатомическим изменениям при дыхательном процессе. М. Грэхем обнажила механизм движения - усилие и расслабление, тщательно скрываемые в классическом танце. Это стало важнейшими элементами ее техники, ее концепцией движения, базирующегося на «сжатии - высвобождении». Это излияние, которое наполняет все тело. Она говорила, что движение нужно не изобретать, а обнаруживать в себе. Марта Грэхем использовала всевозможные способы пробуждения воображения, включая в уроки работу над сотней образов животных. Марта учила в свободной манере, полностью сконцентрировавшись на предмете. Каждый год в классы добавлялись новые движения. В 1938 году в жизнь Марты вошел Эрик Хоукинс. Он стал первым мужчиной в труппе, а впоследствии - ее мужем. Его появление УОИ шло женское начало в искусстве М. Грэхем. Это был новый этап в ее жизни и творчестве. «С приходом мужчин изменился характер компании, а вместе с этим изменилась техника. То, что было плавным и сильным, стало теперь невесомым и стремительным, как ртуть», - вспоминают первые исполнители труппы Марты Грэхем. М. Грэхем вводит в работу труппы урок классического танца, который начал преподавать Эрик Хоукинс. Он имел классическую подготовку и до прихода в компанию танцевал в Баланхинском балете. Танцоры были шокированы появлением в студии станка. Балет был для них антагонистом. «Я любил ее старую технику больше. Да, у людей болели колени. Но это было более изобретательно, это было более возбуждающе. Много упражнений с параллельными ногами исчезли, упражнения на полу тоже были изменены...», - вспоминает Джон Батлер. Техника расширилась и обогатилась, но неизменными остались базовые технические принципы. Э. Хоукинс, танцуя в «Американском документе» (1938г.), добавлял в движение весомость, мощь и силу, чего не было до него. В «Письме миру» (1940г.) участвовала созданная мужская группа. М. Грэхем здесь во многом изменила свою технику ради создания «мужских» движений. Внутри некоторых вариаций и части сцен основной танец мужчин и женщин сохранял тендерные отношения, но больше в эмоциональном плане, нежели через движения. Главные изменения были привнесены введением мужского атлетизма, что являлось значительным изменением лексики. В 40-е гг. в труппу стали приходить танцоры с классической хореографической подготовкой. М. Грэхем, учитывая и используя классический танец, создала свою систему соотношения классического танца и собственной техники. Она была заинтересована в использовании классического танца для развития своей техники. М. Грэхем, интересуясь всеми видами искусства, творила свой «театр танца». Она подходила к процессу создания образа как драматический актер. Драматическая подготовка исполнителей имела важное значение в труппе Грэхем. Драматический подход к танцу был очевиден, этому способствовала внутренняя глубина творчества Грэхем, ее сверхчеловеческая сила и драматический талант, который был легендарен. Здесь уместно будет привести воспоминания Джона Батлера, члена труппы с 1943 по 1953 гг.: «Я услышал ее рыдания. Это не было просто плачем и даже отчаянием. Это было нечто большее и глубокое, почти животное страдание. Это были потоки слез. Было что-то экстраординарное, что-то из готических рассказов или греческих трагедий». Случилось это после разрыва с Эриком Хоукинсом. На протяжении всей жизни Грэхем ее техника постоянно росла, расширялась и изменялась. Но она всегда оставалась тем, «...от чего мы зависели не только для тренировки выносливости, но и для получения источника к мотивации эмоционального удовлетворения», - говорит Питер Сперлинг, танцовщик труппы с 1973 г. по 1987 г., доцент танца в Университете Мичигана. Участники труппы помогали М. Грэхем в создании и проведении классов и экспериментов, называя ее студию «храмом тазовых истин». В 1957 году был снят фильм «Мир танцовщицы», где раскрываются основные идеи Грэхем и представлена еѐ труппа. Софи Маслова и Гертруда Шурр, будучи в компании Грэхем, сделали практическое Описание урока и создали подробную программу обучения. На практике эта программа имеет 4 уровня обучения и занимает около трех лет. Программа включает, помимо изучения техники Грэхем, изучение музыки, композицию, обучающие семинары и выступления. В технике Грэхем класс начинается в партере. Далее следовали упражнения, стоя на коленях, упражнения со сгибанием коленей, Которые перерастали в серию движений для того, чтобы подняться с попа. Движения корпуса и рук выполнялись в положении стоя с использованием различных уровней. Далее в композиции урока использовались различные шаги, бег и прыжки по диагоналям класса и по кругу. Были введены новые образцы счета: замедленная четверть, двойной счет для ударного движения или счет третями для лирических движений. Изменение акцента и счета, смешение ритмов и неровная размерность стали привычными для танца модерн. Образцы 10 или 5 счетов тоже стали обычными. Танцоры должны танцевать босиком. «Они должны прийти в класс и подготовить свои тела к работе. Школа - это дисциплинированное место, потому что там есть только одна свобода - это дисциплина», - говорила М. Грэхем - «Я предпочитаю обучать своих студентов, начиная с возраста девяти лет. Я необъективна к наличию предшествующей тренировки и предпочла бы, чтобы это был балет. Есть вещи, которые должны быть знакомы: пятая позиция, например, далее - pile, использование различных поз зела, по только упорядоченных». В 1970 году, в возрасте 76-ти лет, будучи 49 лет на сцене, М Грэхем ушла из труппы. «Мое тело больше не может делать то, что я хочу», - сказала она. Она впала в депрессию, утратив стремление к жизни. Возрождение произошло лишь в 1973 году: «Моя работа должна продолжаться, даже если я уже не могу танцевать сама». М. Грэхем продолжала жить, репетируя, путешествуя, создавая новые танцы для труппы и наблюдая занятия в Школе. В 1984 году ей был вручен орден Почѐтного легиона. До самого последнего дня она оставалась элегантной и подтянутой. В 1991 году М. Грэхем не стало. Еѐ книга «Тетради Марты Грэхем», вышедшая в 1973 году проливает свет на источники творчества Грэхем как танцовщицы и хореографа. Проследив жизненный путь М. Грэхем, можно уверенно сказать, что техника ее танца изменялась по мере изменения самой личности исполнителя, которая трансформировалась в своем эстетическом восприятии, в интуитивных поисках движений, которые бы отражали бы социальные проблемы. «У вас так мало времени, чтобы подготовиться к рождению в мгновение, для мгновения», - отмечала М. Грэхем. «Мы помним Марту» - под таким названием публикуется серия интервью и воспоминаний под редакцией Джозефа X. Мазо. Автор создает портрет целеустремленного, преданного искусству художника, верного определенным принципам и ценностям эволюционных перемен. Это портрет женщины, которая, осознавая свою силу, готова признавать ошибки и начать творить заново: «Она могла безжалостно обходиться со своими танцовщиками и щедро вдохновлять их. Она могла быть резкой и тактичной, обладала острым умом и любила смеяться, обожала "содовую", считала пот в классе "чистым притворством", была практичной. А те, кто работал с ней, понимали, что они общаются с гением». В начале XX в. она, по сути, стала оракулом хореографии нового времени. Различные идеи европейского и американского танца модерн нашли в ее творчестве наиболее целостную и разностороннюю реализацию. В то же время искусство М. Грэхем явилось плодотворной основой нового этапа развития современного танца. Прямо или косвенно ее творчество повлияло почти на всех зарубежных хореографов, пришедших на сцену в начале пятидесятых годов XX века. Школа современного танца М. Грэхем, созданная в 1927 году в Нью-Йорке, является сейчас крупнейшим центром танца модерн.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|