Процесс дыхания и принципы его соединения с движением
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Прежде, чем приступить к изучению танца модерн, необходимо овла- деть правильным дыханием, то есть развить его так, чтобы оно было свобод- ным при соединении с движениями тела и с танцевальными па. Развитое ды- хание помогает переносить большую физическую нагрузку в танце, и даѐт умение рассчитать эту нагрузку. Тогда пропадает мышечная скованность и нервное напряжение, повышается заряд энергии. Дыхание во многом опреде- ляет манеру танца в техниках современных направлений хореографии. Пра- вильно поставленное дыхание является неотъемлемой частью танца модерн. Оно при физической нагрузке - залог успеха. Дыхание является основным жизненным процессом и важной сферой жизнедеятельности человека, оно может контролироваться сознательно и бессознательно. Ритмическое дыхание способствует вентиляции воздуха в легких и поддерживает постоянство его состава. К дыхательному аппарату человека относятся грудная клетка с мышцами, приводящими ее в движение и легкие с воздухоносными путями. Главными дыхательными мышцами яв- ляются диафрагма и межреберные мышцы - внутренние и наружные. Движе- ния грудной клетки механически обеспечивают вентиляцию легких, то есть наполнение их чистым атмосферным воздухом (вдох) и изгнание насыщенно- го углекислым газом воздуха из легких (выдох). К органам дыхания относят- ся полость носа, гортань, трахея, бронхи и легкие. Через гортань воздух дви- жется к дыхательному горлу (трахея). Трахея начинается на уровне нижнего края 6-го шейного позвонка и заканчивается на уровне 4-5-го грудных по- звонков. Дальше, через бронхи, которые отходят от трахеи почти под прямым углом, воздух направляется к воротам легких
Каким образом происходит механизм вдоха и выдоха? В дыхательном центре, расположенном в продолговатом мозге, ритмически возникает воз- буждение, и нервные импульсы от дыхательного центра посылаются к дыха- тельным и. шрам спинного мозга, а затем по диафрагмальным и межребер- ным нервам - к дыхательным мышцам, вызывая их сокращения. При сокра- щении мышечных волокон диафрагмы она уплощается и опускается, при этом грудная полость увеличивается в вертикальном направлении, то есть сверху вниз. Сокращение наружных межреберных мышц поднимает ребра и отодвигает их в стороны, а грудину - вперед. Таким образом, объем грудной полости при вдохе увеличивается в трех направлениях. При расширении грудной полости пассивно расширяются легкие за счет атмосферного давле- ния, действующего через воздухоносные пути на внутреннюю поверхность легких. При расширении легких воздух в них распределяется в большом объ- еме, и, следовательно, давление в полости легких становится ниже атмосфер- ного. Разность давления является причиной того, что атмосферный воздух начинает поступать в легкие - происходит вдох. Следовательно, активными в акте вдоха являются дыхательные мышцы, а легкие пассивно следуют за движениями грудной стенки. Выдох осуществляется в результате расслабления дыхательных мышц. Когда прекращается их сокращение, приподнятая и выведенная из положения равновесия грудная клетка в силу своей тяжести опускается и возвращается в исходное положение. Расслабившаяся диафрагма под давлением брюшных внутренностей поднимается вверх и снова принимает форму купола. Растя- нутые легкие благодаря своей эластичности уменьшаются в объеме. Вес вме- сте взятое приводит к повышению внутрилегочного давления. Начинается ток воздуха из легких наружу - происходит выдох. При глубоком усиленном дыхании сокращаются не только главные ды-
хательные мышцы, но и вспомогательные: мышцы брюшного пресса, груди и шеи. При сильном сокращении мышцы брюшного пресса давят на органы брюшной полости, при этом диафрагма поднимается вверх, и опускаются ребра. Это ведет к мощному выдоху. При обучении правильному дыханию важно уяснить, что дыхание складывается не из двух, как мы привыкли думать, моментов - вдоха и выдо- ха. В своей книге «Дыхание в хореографии» Е.А. Лукьянова (педагог по ды- хательной гимнастике Московского хореографического училища) определяет эти моменты фазами. И рассматривает дыхание как трехфазовое. Именно трехфазовое дыхание, как утверждает Лукьянова Е.А., дает возможность тан- цовщику переносить тяжелые физические нагрузки. Первая фаза - длинный упругий выдох, он очищает легочные пузырьки (альвеолы) от избытка угле- кислоты. Вторая фаза - пауза, она подсказывает, когда и сколько нужно вдох- нуть. Третья фаза - вдох после паузы, он заполняет легкие достаточным ко- личеством кислорода. В танце модерн существует такое понятие, как «дыхание души». Ис- точник энергии, рождающий это «дыхание», находится в центральной облас- ти нашего тела, в которой расположены брюшные и ножничные мышцы. По- этому исполнителю очень важно научиться понимать биологический процесс дыхания внутреннему, эмоциональному состоянию. Это понятие энергии души неразрывно связано с техникой Грэхем. В противоположность технике Грэхем, где выдох происходит при сильном сжатии мышц брюшного пресса, в технике Лимона - наоборот, выдох - это сильное расслабление мышц тела – падение, или же зависание тела в момент выдоха. Осваивая техники танца модерн, очень важно учиться длинному ровно- му выдоху. Вдох же должен быть непроизвольным, руководить им не следу- ет. Он происходит автоматически, не переполняя чрезмерно легкие. Вдох должен осуществляться бесшумно, так как носовые ходы сами собой расши- ряются. Если вдох производить искусственно, обычно больше, чем нужно, происходит расширение легочных пузырьков, и мы слышим сопенье: носо- вые ходы сжимаются, затормаживая избыточное поступление воздуха. На основании ото расставим фазы дыхания так, как это должно проис-
ходить в технике М. Грэхем: 1) сжатие - выталкивание воздуха (выдох) через рот; 2) пауза («приостановка»), ожидание; 3) высвобождение (возврат дыхания) через нос. На основании трѐхфазного дыхания расставим фазы дыхания в технике X. Лимона: 1) момент расслабления - выдох через рот; 2) пауза («приостановка»), ожидание; 3) вдох через нос - возврат дыхания; Изучение техник в танце модерн должно начинается с изучения пра- вильного дыхания. Танцовщики техники танца модерн должны быть сильны- ми физически и внутренне, обладать умением контролировать своѐ дыхание и грамотно использовать его в определѐнных техниках танца модерн. Раздел 3. Методика преподавания танца модерн Тема 7. Основные движения и элементы танца модерн Обучение технике танца модерн начинается с постановки корпуса в по- ложении стоя на середине класса. Обучающиеся знакомятся с позициями ног, рук, положениями головы, отличными от канонов классического танца, с ос- новными, характерными движениями техники. Движения осваиваются снача- ла в партере в положении лежа и сидя. Это contraction (контракшен), arch (ар- ка), curve (кѐрф), release (релиз), tilt (тилт), движения ног, головы, торса. Все движения должны быть правильно и четко исполнены. При этом работает каждая мышца. Упражнения исполняются длительный период времени. Это вырабатывает в танцорах силу и выносливость. Постановка корпуса, стоя на середине класса. Встать прямо в параллельную позицию. Параллель строится по внут- реннему ребру стопы. Стопы находятся под тазобедренными костями, паль- цы стоп направлены точно вперед. Стопы расправлены на полу, пальцы не сжимаются, голеностоп мягкий. Давления на ноги быть не должно. Контроль за положением тела исходит из центра. Необходимо помнить, что главным источником движения является центр тела. Потеря его ощущения ведет к частым травмам. «Вес и центр - важные концепции - гравитация и корень грации». Присутствует ощущение подвешенного торса. Все тело расположе- но вертикально.
Спина длинная, расправленная, плечи свободно опущены вниз, лопатки разведены. Ягодичные мышцы и мышцы живота подобраны. Руки, вытянутые в локтях, опущены вдоль корпуса. Кисть расправлена, шея вытянута, взгляд перед собой. Очень важно чувствовать прямую вертикальную линию спины - ось. Темя находится над копчиком. Энергия «стекает» с копчика вниз. Постановка корпуса проучивается вначале по параллельной позиции ног которая характерна для техники, а затем по позициям классического тан- ца, используемых в технике танца модерн. 4-я параллельная позиция проучи- вается после того, как освоена постановка корпуса по всем остальным пози- циям. Позиция «стоя» - позиция новой способности духовного роста, отра- жающая появление энергетического тела в физическом проявлении. Она оз- начает, что при помощи набранной энергии обретается гармония тела и ус- тойчивость. В теле появляется «свет», что является проявлением энергии, достигающимся энергией танца. Руки (позиции, положения и уровни). В танце модерн используются все три позиции рук классического тан- ца, локти в позициях рук танца модерн более удлинены, а кисть оформлена чашевидно. Локти могут быть выпрямлены, кисть меняет направления (на- ружу, вовнутрь, вниз), поэтому принято такое понятие, как уровни рук. Очень часто используются положения рук с развернутыми ладонями вниз - arondi. В классическом танце это положение именуется allonge. Руки при этом вытяну- ты в локтях, кисть продолжает линию руки. Такое положение рук обычно ис- пользуется при исполнении release и растягиваниях, и используется во всех уровнях. Особенностью положений рук в танце модерн, отличной от класси- ческого танца, является то, что в данном танце существует 4-я позиция рук. Особенное внимание уделяется работе рук во время исполнения contraction. Руки предельно вытягиваются в локтях, кисть принимает согну- тую форму и разворачивается в заданную сторону. При исполнении arch и curve руки движутся по анатомическим законам движения человеческого тела, а не удерживаются в заданных позициях, как это выполняется при исполнении перегибов корпуса в классическом танце. Постановка корпуса в партере (сидя на ягодицах), положение рук и ног. Frog position (фрог позишн) 1-е положение (позиция) - сесть на пол так, чтобы спина располагалась перпендикулярно полу. Ноги соединены стопами перед собой, колени разве- дены в стороны, максимально выворотно. Шея и голова находятся на одной вертикальной линии со спиной. Кисти рук находятся на коленях, локти ок- руглены. Это позиция замыкания и восприимчивости. Она воплощает со-
четание внешнего спокойствия с внутренней активностью, характерна для перехода энергии из одного состояния в другое, активизирует архетипные энергии нового рождения, стимулирует и создает благоприятные условия для начала нового. 2-е положение - second position (позиция): положение спины, головы и шеи сохраняется, а нога разведены в стороны, сохраняя выворотное положе- ние. Колени и стопы вытянуты. В этом положении вы открыты и готовы при- нять то, что хотите. Позиция притягивает к себе жизнь, приводит к понима- нию, даруя любовь. Она способствует артистическому вдохновению и дает положительную энергию. 3-е положение - change point: ноги вытянуты вперед, образуя Прямой угол по отношению к корпусу. Ноги могут сохранять первую выворотную позицию или параллельную. Положения спины, шеи и головы сохраняются. Руки вытянуты вперед или могут быть опущены вниз. 4-е положение (позиция) - положение корпуса сохраняется. Правая нога согнута в колене перед собой, колено отведено в сторону, не касается пола. Стопа располагается по центру корпуса, она натянута, касается пола мизин- цем, пятка поднята. Левая нога, согнутая в колене, отведена назад, за себя, колено и голень лежат на полу. 5-е положение («закрестная» позиция) - ноги согнуты в коленях. Коле- ни разведены в стороны, не касаясь пола. Натянутые стопы, касаясь мизин- цами пола, скрещены между собой, пятки пола не касаются. Вытянутые руки, смягченные в локтях, лежат на коленях. Сидя на опоре в любой из позиций, необходимо помнить, что давления на пол быть не должно. Тело находится почти в подвешенном состоянии. Contraction (контракшен) - означает сжатие, после которого обязатель- но следует высвобождение. Работа над сжатием и высвобождением - часть технического танца. Эта часть урока начинается после нескольких продолжи- тельных упражнений для ног и гибкости спины. Contraction составляет основу танца модерн, основанного на принципах техники Мирты Грехем. Исполняется это движение на выдохе. В этот момент происходит сильное сжатие мышц брюшного пресса. При выдохе кости дви- гаются: тазовая кость наклоняется, подаваясь вперед, позвоночник растягива- ется и выгибается назад в области поясничного отдела, плечи остаются впе- реди. Подбородок поднимается, при этом вытягивается, не мешая выходу энергии, струя воздуха направлена вверх. Напряжения в шее быть не должно, голова не запрокидывается, затылок к спине не прижимается, задняя стенка шеи остается длинной. После contraction обязательно происходит высвобождение - release - вдох. При вдохе позвоночник возвращается в свое первоначальное положе- ние, двигаясь в том же порядке: бедра, спина, плечи. Корпус вновь становит- ся высоким, приподнятым. «Тянуть, тащить свое тело, изгибая его в дугу: от бедра до головы, приятно ощущая глубокую мышечную работу и волну силы в моих костях, которая, казалось, выплескивается наружу через мои согнутые руки и стопы. Высвобождение распрямляет меня подобно распрямлению пружины. Когда начинается сжатие, лицо поднято, вытягивается шея. Очень важ- но открыть глаза и показать пристальный взгляд - «послать взгляд к своду потолка, потом через это воображаемое небо в космос и за космос». Начинать изучать contraction следует в положении лежа на спине. Не- обходимо следить, чтобы в момент сжатия спина в поясничном отделе была плотно прижата к полу. Воздух остается под шеей и под коленями. При сжа- тии задние мышцы удлиняются, передние становятся короче. Во время release мышцы вновь приобретают исходную длину. Следующий этап изучения contraction - сидя на копчике. После освое- ния контракции в основных положениях, работа над сжатием и высвобожде- нием включается на всех уровнях и в более сложных положениях и позициях. Руки и стопы реагируют на сжатие и высвобождение по заданию педагога. Мышцы двигаются вместе с позвоночником. «Не падать» резко при сжатии, «не складываться». Позвоночник остается удлиненным. Contraction в технике М. Грэхем, отличается от contraction в джазовом танце не только внутренним содержанием, но и техникой исполнения. В джазовом танце contraction - это фиксированное сжатие мышц, а в танце модерн под contraction понимается рождение энергии внутри тела, которая поднимается вверх и выплескивается наружу вместе с release. Поэтому она не фиксиро- ванная, а длящаяся длительный период времени. Contraction в танце модерн присуще драматическая окраска движения - это экстаз, активное сопротивле- ние. Release присуще лирическое качество исполнения. И лирическое, и драматическое движения должны быть сильными, с сохранением внутренней глубины движений. При обучении Contraction и Release очень важно уяснить «задержку». Это момент между этими двумя движениями, момент баланса между выдохом и вдохом. Без задержки дыхание становится усиленным, по- зиционным. Curve (кѐрф) - это перегиб корпуса от груди вперед и в сторону с ощу- щением «через вверх». Перегиб происходит за счет первоначального вытяги- вания позвоночника, curve начинается с движения макушкой наверх. Позво- ночник, удлиняясь наверх, закругляется через верхнюю точку вниз или в сто- рону. При исполнении вперед шея остается удлиненной, голова опущена вниз, но подбородок не прижимается к груди. Руки могут находиться в любом уровне, по заданию педагога. Направ- ление в исходное положение - «раскручивание» - происходит поочередно - позвонок за позвонком. Заканчивает движение голова. Arch (арч) - это открытое положение корпуса. При исполнении arch происходит перегиб позвоночника назад в области лопаток. Голова отклоня- ется назад до положения — лицо параллельно потолку, но не запрокидывает- ся, шея сохраняет удлиненное положение. Перегиб должен происходить с уд- линением позвоночника. Затылок не должен касаться спины. Грудь и бедра не смещаются. Первоначально arch изучается стоя на всей стопе, по парал- лельной позиции, а затем и всем остальным позициям. Следующий этап ос- воения arch, сидя на опоре, по всем позициям и положениям в партере. В по- ложении сидя необходимо следить, чтобы поясница находилась перпендику- лярно полу, давления на копчик необходимо исключить. При исполнении arch, стоя на коленях, надо помнить о вертикальной линии спины. Необходи- мо избежать чрезмерного давления на колени. Тяжесть корпуса равномерно распределяется на всю голень, стопы вытянуты, прижаты к полу. Последую- щее исполнение arch осваивается в положении стоя, с одновременным releve' по всем позициям. При выполнении releve' очень важно ощущать прямую вертикальную линию позвоночника. Подъем должен быть вертикален, без подачи корпуса вперед. Тело балансирует над стопами. Поднимаясь на полупальцах и опус- каясь, мы приводим физическую и духовную энергии в движение. Contraction и Release - два взаимосвязанных понятия, после Contraction обязательно должен исполняться и Release. В зависимости от положения или уровня, в котором исполняется Contraction, Release может исполняться в раз- личных направлениях, например, возможно диагональное вытягивание в по- ложении сидя на ягодичных мышцах в заданном направлении. Вытягивание происходит от копчика до макушки. Копчик плотно прижат к полу, шея про- должает линию спины с плоскими лопатками. «Тянуться» вперед необходимо макушкой, а не подбородком, голова всегда должна заканчивать линию по- звоночника, она является «последним позвонком». Примеры исполнения release в партере. Spiral (спайрэл) спираль - положение корпуса, означающее сильный по- ворот верхней части тела вправо или влево, тогда как нижняя часть сохраняет положение - en face. Положение стоя: выполнение spiral turn влево. Встать в параллельную позицию, в точку 1, руки опущены вдоль корпуса, голова прямо. 1-4 счета: верхняя часть туловища и голова максимально разво- рачивается влево к точке 7 (вправо к точке 3), сохраняя горизонтальную ли- нию плеч. Направление тазобедренных костей и позиция ног остаются в ис- ходном положении. Осваивается spiral стоя - по всем позициям, на всей стопе, в дальней- шем - с releve’. В партере - в положении сидя на ягодицах по всем позициям и стоя на коленях. Когда выработано ощущение спирали, начинается изучение соединений этого движения с другими движениями. Движение верхней части тела по спирали вокруг позвоночника III пользуется практически во всех движениях, основанных на четвертой позиции, сидя в партере. Tilt (тилт) - это смещение торса, отклонение его с вертикальной оси под углом в сторону, вперед, назад. Величина угла отклонения зависит от степени растянутости мышц и силы мышц стопы. Исходное положение при изучении этого элемента - стоя на середине класса, ноги в 1-й выворотной позиции. Ру- ки опущены вдоль корпуса. Исполняя tilt, следует следить за тем, чтобы не было перегиба корпуса. Стопы плотно прижаты к полу, пальцы стоп широко расставлены. После изучения tilt с опущенными руками следует усложнение — ис- пользование 4-й позиции рук. Следующий этап исполнения tilt -стоя на одной ноге. Другая нога в момент смещения может находиться у колена или откры- та в любом из направлений. Tilt комбинируется часто с боковым продвиже- нием через прием triplet, с падением и всевозможными перекатами. Triplet (триплет) - это тройной шаг, который используется в перемеще- нии ни пространству класса как самостоятельное движение, так и как tilt ис- ходный шаг от одной позы к другой, как связующее движение в невольных комбинациях. Исполняя triplet, можно менять направление. Характер испол- нения поступательный: - «раз» - шаг вперед правой ногой в demi plie' на всю стопу, выполнив спираль к правой ноге; - «и» - шаг вперед левой ногой на releve'; - «два» - шаг вперед правой ногой на releve'. Все повторяется с другой ноги. Шаги должны выполняться энергично, с широким поступательным движением вперед или назад. Перекаты Перекаты относятся к акробатическому разделу урока. Они разнимают координацию, быстроту реакции, смелость, решительность. Перекаты осуще- ствляются на ягодичных мышцах, на спине, через плечо, с разными положе- ниями рук и ног. Falls (фоле) – падения. Изучение falls на уроке начинается в партере. Необходимо сначала освоить скольжение тела в заданных направлениях. На- чинается падение из положения сидя на коленях. Дальше, по мере освоения, изучаются падения из положения стоя на коленях, затем из положения стоя на ногах. В момент падения происходит полное расслабление мышц тела. Исполняется выдох. Поза «проходящая», является первой при исполнении падения из положения сидя на коленях, и второй при исполнении падения из положения стоя на коленях. Исполняя падение, необходимо помнить, что падаем не «под себя», а вдаль, вытягивая и расслабляя свое тело. Falls - движения, скользящие над полом. «Вычислите опасность, как если бы вы только столкнулись и упали». Строгого контроля требуют исполнения падение на лопатки. Корпус возвра- щается на место с взмахом ноги. Необходимо помнить, что раскручивание по полу позвоночника сегментное. Безопасности падения помогает выполнение curve и скольжение рук по полу. Падение назад и назад по спирали являются сложными по исполнению, поэтому требуют предельного внимания со стороны педагога. Приведенные позы при исполнении падения назад являются самыми простыми. Дальнейшее позы могут быть: - с вытянутыми за голову прямыми ногами; - одна нога прямая, другая согнутая; - «свеча» с прямыми ногами; - «свеча» с согнутыми коленями. Позы могут усложняться по мере освоения и в зависимости от фантазии преподавателя и исполнителя. Stretch (стретч) – растяжки занимают важное место. Они основаны на естественных движениях, не противоречащих анатомическому строению опорно-двигательного аппарата. Речь идет не только о расшивании мышц бедра и паховых мышц для развития «шага», но и растягивание мышц и сус- тавно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника. При воздействии на мыш- цы растяжением повышается двигательная активность, улучшается подвиж- ность суставов. Во время растяжения в мышцах не должно быть напряжения, а только Ощущение мягкого растягивания. Растягивание не должно быть рез- ким, оно исполняется без излишнего усилия. Растяжение желательно прово- дить по оси мышечного волокна. Прежде чем выполнять растяжку, необхо- димо знать, какую группу мышц она растягивает. Безболезненное растягива- ние мышц и связок достигается медленным п миом и постепенным увеличе- нием усилий. Исходное положение может быть вертикальным или горизон- тальным. Горизонтальные in41,1: лежа на животе, на спине и на боку. Руки при этом могут быть вдоль, туловища за головой, в стороны. Нога на ширине плеч, вместе или шире плеч. Вертикальные позы: стоя на ногах, коленях, сидя на ягодицах. Примеры упражнений для растяжения: Stretch мышц спины (позвоночника) 1. Лечь на спину, почувствовав твердую опору. Руки вытянуты над го- ловой. Нога вместе, носки вытянуты. Потянуться сначала одной рукой, потом другой. Потом поочередно ногами. Растянуться и (повременно руками и но- гами к противоположным стенкам. 2. Лечь на спину, почувствовав твердую опору, руки положить вдоль корпуса, ладонями вниз. Ноги вытянуты. В этом положении исполнить curve. 3. Лечь на живот, ноги вытянуть, руки, согнутые в локтях, положены ладонями вниз под лоб. Спина сохраняет прямую линию. Поочередно при- подняв ногу, без отрыва тазобедренной кости, тянуть ее вдаль. 4. Лежа на животе исполнить перегиб назад в области лопаток, затем в области талии. Руки опираются ладонями, локти вытягиваются. Затылок к спине не прижимать. 5. Во frog-позиции (стопа в стопу, колени согнуты, разведены в сторо- ны). Это положение позволяет весу корпуса мягко растягивать мышцы ниж- ней части спины. Выполнив curve over вперед, исполняются «ударные» на- клоны bends к ногам. 16 раз корпус наклоняется к ногам, прижатым стопами друг к другу, 16 раз к развернутым и разведенным в стороны ногам, 16 раз к ногам, вытянутым вперед. Side stretch (сайд стретч) - боковые растягивания 1. Исходное положение: сидя на ягодицах, с опорой на копчик, ноги разведены в стороны (2-я позиция). Не заваливаясь на внутренние мышцы бедра, наклониться вправо. Сохраняя прямую линию позвоночника, тянуться вдаль. Руки в третьей позиции, локти вытянуты, ладони направлены друг к другу. Следить, чтобы противоположная наклону ягодичная мышца была плотно прижата к полу. Исполнить растягивание вправо и влево. 2. Исходное положение то же. Повернуть торс к правой ноге. Руки в положении 4-го арабеска. Ягодичные мышцы плотно прижаты к полу. Растя- гивание происходит в спиральном положении корпуса. Тянуться вперед вдоль правой ноги. Правая рука может быть согнута за спиной. Выполняется в обе стороны. 3. Исполнить боковые наклоны - перегибы корпуса, используя все из- вестные позиции в партере. В исполнении этих наклонов происходит растя- гивание боковых мышц противоположной наклону стороны. Ягодичные мышцы при этом плотно прижаты к полу. Руку со стороны наклона можно положить на иол, насколько позволяет растянутость мышц бока. Вторая рука, находясь в третьей позиции, направлена в сторону наклона, корпус своим ве- сом помогает растягиванию. Stretch мышц рук 1. Исходное положение: сидя на ягодицах с опорой на копчик, ноги скрещены перед собой. Взять левой рукой локоть правой руки. Правая рука тянется назад за спину, обвивая шею перед собой, а левая рука толкает пра- вую в локоть. 2. Исполняется предыдущее растягивание с изменением направления. Растягиваемая рука находится над головой. 3. Исходное положение сохраняется. Обе руки сгибаются в локтях. Пальцы обеих рук сцепляются за спиной. Локоть одной руки направлен вниз, локоть другой направлен вверх. 4. Исходное положение сохраняется. Обе руки, сгибаясь в локти, со- единяются за спиной ладонями (ладонь в ладонь). Локти обеих рук направле- ны вниз. Stretch мышц ног Исходное положение - сидя на ягодицах ноги во второй позиции (ickond): спираль торса к правой ноге и, исполняя глубокий curve вперед, повис- нуть над ногой, сохранить это положение 8 тактов 2/4; - не поднимая корпус наверх, перевести наклон по центру, соединяя глубокий curve; - сохранить это положение 8 тактов 2/4. Затем повторить все к другой ноге. Растягивание происходит за счет собственного веса. Необходимо во время исполнения растягивания сидеть точно на копчике, не заваливаться на внутренние мышцы бедра. Тема 8. Методика построения урока танца модерн Структура урока состоит из 3-х основных частей: - floor work - упражнения в партере; - centre work - упражнения в положении стоя, на середине класса; - moving in space - передвижение в пространстве. Floor work (фло ворк) - упражнения в партере Это упражнения для определенных групп мышц в положениях - лежа на спине, животе, на боку, сидя на копчике, сидя и стоя на коленях с разными позициями рук. Это упражнения для растягивания мышц спины, шеи, боко- вых мышц торса, внутренних мышц бедра, мышц ног и работа с дыханием. В партерных упражнениях используются contraction, curve, arch, release с изме- нением уровней и направлений. В партере осваивается положение spiral, спи- рального положения корпуса. Упражнения на полу начинаются с разогрева суставов, мышц спины и ног в 2-х уровнях (лежа и сидя), затем следуют уп- ражнения на дыхание, потом продолжительная работа над contraction и release. По мере усвоения учащимися основных элементов и движений следу- ет их варьирование, комбинирование, изменение ритма их исполнения и из- менение темпа. Количество повторов каждого упражнения, как правило, лич- ное решение педагога. Порядок упражнений. 1. Упражнения stretch-характера, растягивание мышц ног, рук, шеи, спины, бока. 2. Упражнения на дыхание (лежа, сидя), при которых необходимо проанали- зировать движение позвоночника при вдохе и выдохе. 3. Исполнение contraction по всем позициям и уровням: а) с изменением позиций рук и ног; б) комбинирование curve, arch, release, bangs; в) release в нейтральное положение; г) release в заданное положение, с изменением уровней. 4. Положение корпуса - spiral - (спиральное): а) в соединении со всеми позициям ног; б) в соединении с движением ног и рук; в) в комбинации с основными движениями - contraction, arch, release; г) изменение уровней. 5. Упражнения для стопы - point, flex (вытягивание и сокращение); а) с подъемом пятки; б) с change point (вытягиванием ног вперед в скрещенном положении); в) с second position (вытягиванием ног в сторону); г) с изменением уровней ног, чередованием положения стопы - point, (lex. 6. Упражнения с движением бедер (таза). Выполняются spiral (кручения и повороты) на полу на неподвижной основе, то есть на копчике: а) «закрестная» позиция ног, с изменением направлений головы; б) 4-я позиция ног. 7. Упражнения в 4-й позиции (сидя). Верхняя часть корпуса заворачивается - spiral: а) расслабление корпуса по полу вперед и назад (лечь на спину); б) release (вытягивание корпуса); в) выполнение поз с использованием rond de jambe и table top (наклон корпу- са вперед параллельно полу); г) варианты contraction вокруг бедра с изменением уровней ног и рук. 8. Упражнения сидя на коленях: а) contraction, release; б) подготовка к падению, исполнение falls. 9. Перекаты на спине: а) в группировке; б) с открыванием ног; в) с различными вариантами положений рук; г) с вставанием на одно колено; д) с вариантами перехода и вращения на ягодичных мышцах. 10. Броски и медленное открывание ног в положении лежа на спине, на боку, на животе: а) варианты бросков (вперед - лежа на спине, в сторону - лежа на боку, назад - лежа на животе; б) варианты подъема с помощью ноги. Упражнения на коленях В технике танца модерн множество элементов и движений исполняется на коленях, поэтому мышцы вокруг коленного сустава должны быть развиты, и быть достаточно сильными. Все упражнения должны исполняться с большой концентрацией внимания. Безопасность выполнения этих упражнений зави- сит от следующих правил: все упражнения на коленях, которые выполняет танцор, должны быть исполнены с одинаковой силой всегда. Тяжесть корпу- са следует распределять на всю голень, не передавать вес корпуса на колени. Тогда упражнения не повредят коленям. Упражнения на коленях является второй частью работы в партере Порядок движений. 1. Plie' - опускание копчика на пятки: а) стоя на двух коленях по параллельной по второй позициям; б) в положении, когда колени находятся рядом, а стопы разведены; в) одна нога отведена в сторону с согнутым коленом, стопа находится на по- лу; г) одна нога отведена в сторону с вытянутым коленом, стопа расположена на полу в положении point; д) с наклоном корпуса. 2. Исполнение contraction, arch, curve: а) стоя на двух коленях; б) используя spiral upper body; в) стоя на одном колене, вторая нога вытянута в заданном направление (впе- ред, в сторону, назад). 3. Falls - падения в сторону: а) с полным расслаблением; б) с частичным расслаблением. 4. Battements: a) grand battement jete' в сторону с опусканием на предплечье, grand battement jete' вперед, назад. 5. Slide (скольжения): а) на открытую ногу с опусканием на ягодичную мышцу; б) на бок, в противоположную от открытой ноги сторону, с использованием руки; в) назад, с опорой на предплечье. 6. Передвижения на коленях: а) «ползком» на одном колене (исполняется шаг стопой одной ноги, с пере- ходом на колено, а другая нога подтягивается коленом с переносом тяжести на неѐ); б) «ползки» по кругу (одна нога пересекает другую над коленом); в) продвижение вперед на коленях (одна нога подменяет другую через rond); г) повороты на коленях. 7. Подъемы с колен: а) через стопы с двух коленей; б) с одного колена с вертикально расположенным корпусом; в) с одного колена, выполняя release; г) используя spiral upper body при подъеме; д) «мгновенный» подъем, используя позы (arabesgues, attitude), туры. Centre work (сентер ворк) - упражнения для ног, рук и корпуса на сере- дине класса. Это группа движений и упражнений в положении стоя. Функ- циональные задачи этого раздела урока: усваивается постановка корпуса, ха- рактерная для танца модерн, развивается ощущение центра тяжести, выраба- тывается параллельная позиция ног, параллельное положение корпуса. При- обретается навыки чередования параллельных и выворотных позиций ног. Развивается координация рук и ног, спины и головы, отличной от координа- ции классического танца. В эту часть урока включается большое количество комбинаций на развитие пространственной координации, на сохранение рав- новесия I позах, усвоение основных элементов, характерных для техники. Нашивается сила ног в сочетании с общей выносливостью, которая становит- ся доступной, когда ноги работают вместе со спиной, не сохраняющей ста- тичного положения. В этом разделе урока большое внимание уделяется рабо- те над contraction. Contraction может исполняться во всех комбинациях, в лю- бой позе по усмотрению педагога. Движения на середине класса строятся по принципу последовательности движений из экзерсиса классического танца. Но строгого соблюдения этой последовательности не существует в силу того, что обучение танцу модерн идет в параллель с обучением классическому ви- ду. Порядок движений. 1. l'lie": а) по параллельным и выворотным позициям; б) с relevе'; в) с исполнением contraction; г) используя различные положения корпуса - table top, spiral и различные по- ложения головы; д) с исполнением основных элементов техники. 2. Battement tendu и battement tendu jete'. Исполняются по параллельным и выворотным позициям во всех направлени- ях. Стопа должна быть очень активной и напряженной. Активно используют- ся спирали торса. В упражнениях, кроме силы ног, вырабатывается коорди- нация с руками и головой: а) с подъемом пятки рабочей ноги; б) с переходом на рабочую ногу; в) с изменением уровня рабочей ноги и рук; г) spiral к впереди стоящей ноге, к сзади стоящей ноге; д) испо
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|