Занятие 3. Проектирование жилого пространств
(с использованием плоского манекена- шаблона фигуры) (Модуль «Эргономика в средовом проектировании») Тема: проектирование рабочего пространства используя соматографический метод. Цель работы: освоение методики проектирования жилой среды; закрепление знаний на использование методов соматографии при формировании интерьеров жилых помещений. Развитие навыков по использованию плоских шаблонов при определении зон досягаемости, формировании интерьера, планирование расстановки мебели и предметов интерьера из условия наибольшей комфортности отдыха в жилом помещении и сопутствующей деятельности. Вопросы для подготовки к занятию. 1. В чем заключаются правила выбора рабочих мест? 2. Что такое психограмма? 3. Как разделяются зоны досягаемости? 4. В какой зоне досягаемости достигается максимальная эффективность в работе? 5. В чем сущность метода соматографии? Задание - Спроектировать жилое пространство, указав расположение мебели и предметов интерьера в жилой комнате и разработать планировку конкретного помещения (Исходные данные: характер жилого помещения, размеры помещения и др. необходимые данные студент получает у преподавателя индивидуально). При проектировании рабочего пространства используются антропометрические признаки, данные в таблице 1, занятия 1 и эргономические параметры рабочего места, данные в таблице 2, занятия 1. Задание выполняют карандашом на листе чертежной бумаги формата А3 (297Х420). Пример выполнения задания дан на рис. 9б. Основные понятия Соматографический метод для решения эргономических задач используется для выбора рациональных соотношений между пропорциями человеческой фигуры и формой, размерами рабочего места. При этом используются все нормы и приемы технического черчения и начертательной геометрии. Использование классической соматографиии связано с трудозатратами. Менее трудоемок и достаточно эффективен метод плоских манекенов- шаблонов тела с шарнирными сочленениями.
Метод плоских манекенов состоит в использовании плоских моделей фигуры человека (с соблюдением действительных пропорций) рис. 7. Манекены снабжены шарнирами (в местах расположения суставов), позволяющими придавать фигурам необходимые положения (позы) занимаемые человеком в процессе жизнедеятельности, в том числе сидя, лежа, стоя с наклонами тела, подъемом на носки и т.д. С помощью манекенов-шаблона проверяют: - соотношение пропорций человеческой фигуры размерам и формам оборудования, мебели, рабочего места и пр.; - зоны досягаемости элементов интерьера, органов управления и удобство их размещения; - оптимальные и максимальные границы зоны досягаемости конечностей; - обзор и условия зрительного восприятия, например с рабочего места при слежении за объектом наблюдения (индикаторами) и т.д.; - удобство формы рабочего места, пространства для манипулирования сиденья, пульта и т.д.; - удобство подхода к функциональным зонам, рабочему месту или ухода с него, оптимальные размеры проходов, коммуникаций. Для эффективного «функционирования» необходимо составить профессиограмму отдыха и сопутствующей деятельности человека в жилом помещении заданного, функционального типа. Согласно профессиограмме формируется интерьер, также и прорисовывается планировка мебели. Затем согласно профессиограмме с помощью манекена-шаблона на планировку накладывается и прорисовываются характерные положения тела человека в процессе отдыха и сопутствующей деятельности. Методические рекомендации по выполнению задания
В данном практическом задании используются манекены-шаблоны, выполненные в задании 2. Для эффективного «функционирования» жилого помещения составляется перечень видов деятельности (процессов), которые осуществляет человек в данном помещении. (Перечень №3). В зависимости от назначения жилого помещения составляется перечень оборудования и мебели, необходимой для полноценной деятельности человека (Перечень №4). Определяются габаритные размеры оборудования, мебели и зоны их использования (рис. 8). Создаются эскизы рабочих мест и зон, выполненных в том же масштабе. Рис. 9а. В процессе использования метода прорисовываются все возможные положения тела человека необходимые для обеспечения его жизнедеятельности. При использовании метода соматографии прорисовываются все возможные положения тела человека необходимые для обеспечения комфортной жизнедеятельности в данном жилом помещении. Рис. 9 Порядок проведения практической работы 1. Определить характер помещения, которое будет использоваться в работе. Тип, размеры и др. характеристики помещения определяет преподаватель. 2. Определить перечень антропометрических параметров, которые необходимо знать при проектировании заданного помещения. Перечень антропометрических параметров и их числовые значения, взятых из таблицы 1, внести в таблицу 5. 3. Составить перечень видов трудовой деятельности (Перечень №3) и перечень необходимой мебели и оборудования, находящегося в помещении (Перечень №4). 4. Составить таблицу 6, содержащую необходимые антропометрические параметры для оборудования, мебели, находящейся в данном помещении. (таблица 6). 5. Записать в таблицу 6 числовые значения антропометрических параметров, взятых из таблицы 1. 6. На основе данных таблиц 5, 6 и с учетом размера помещений сделать эскизы зон, схем расстановки мебели в помещении с учетом: зон проходов, зон выдвижений ящиков, рабочих зон, зон подходов к столу и сидениям. Размеры различных зон и проходов устанавливаются согласно антропометрическим параметрам, но и с учетом того, как часто осуществляется движение в этом месте и какая мебель стоит (пример рис. 8). 7. Использовать манекены-шаблоны человека, выполненные в работе 2.
8. На основе рис. 8 и с учетом размеров манекенов-шаблонов человека сделать схему соматографического анализа жилого пространства, прорисовать все возможные положения тела человека, которые человек занимает в данном помещении рис. 9. 9. Сделать вывод о степени соответствия полученных параметров рабочего места антропометрическим параметрам человека.
Представление результатов работы 4. Перечень № 3 - Перечень видов деятельности (трудовых процессов). 5. Перечень № 4- Перечень оборудования и мебели, установленной в данном помещении. 6. Таблица 5, 6. Антропометрические параметры и их значения, используемые при проектировании жилых помещений.
Таблица 5 Антропометрические параметры, используемые при проектировании жилых помещений.
* - присутствие параметра
Таблица 6 Антропометрические параметры, используемые при проектировании оборудования в кухне (пример).
* - присутствие параметра ОТЧЕТ 1. Определить рабочее пространства. 2. Построить чертеж жилого помещения. (пример выполнения дан на рис. 9б). Задание выполняют карандашом на листе чертежной бумаги формата А3 3. Отразить на эскизе все элементы жилого пространства, которые подлежат оценке и измерению (указав зоны досягаемости). Сделать соматографический анализ жилого помещения.
Рис. 9. а) Соматографический анализ рабочего места в парикмахерской; б) Соматографический анализ жилой комнаты.
Вопросы для самопроверки 1.Что называется рабочим местом? 2. Что называется базой отсчета? 3. Как измерить и рассчитать параметры рабочих мест? 4. Что такое антропометрические признаки и метод перцентилей? 5. Что называю зоной досягаемости? 6. В какой зоне достигается максимальная и минимальная эффективность работы? 7. Как различаются параметры рабочего места в разных положениях? 8. Какие основные документы по определению параметров рабочего места существуют? 9.Что должна обеспечивать пространственная организация рабочего места? 10.Какие этапы включают анализ пространственной компоновки рабочего места? 11. Как используются соматографических методы при проектировании рабочего пространства? 12. Как используется метод плоских манекенов? 13. Место психологических методов в эргономических исследованиях? 14. Физиологические методы при исследовании деятельности?
15. Задачи эргономики решаемые с помощью математических методов? 16. Как применяют имитационных методов в эргономике? 17. Как используют компьютерную графику при проектировании рабочего пространства? 18. Как применяются метод объемных манекенов при формировании рабочего пространства? 19. Каким эргономическим требованиям должна удовлетворять офисная мебель? 20. Что называется эргономикой офисного оборудования? 21. Основные принципы организации офисных помещений? 22. Какие цели и задачи ставятся при разработке эргономической программы проектирования жилой среды? 23. Что называется эргономикой предметов и вещей?
24. Какие задачи решаются при анализе функциональных процессов жилой среды? 25. Что такое комфортное жилище и его эргономическое проектирование? 26. На какие функциональные зоны подразделяется жилая среда? 27. Для каких целей разрабатывают карту трудовой деятельности? 28. Каким эргономическим требованиям должно удовлетворять кухонное оборудование? 29. В чем суть эргономического проектирования жилой среды? 30. Что включает в себя эргономическое проектирование кухни? 31. Что включает в себя эргономическое проектирование ванной комнаты? 32. Какие задачи решаются в первую очередь при проектировании среды обитания инвалидов? 33. Что называется психограммой?
Список рекомендуемой литературы Список основной литературы: 1. Рунге В.Ф. Эргономика и оборудование интерьера: Учебное пособие для вузов. – М.: Архитектура – С, 2006 2. Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды-М.: Архитектура-С, 2007 3. Кулайкин В.И., Чуйкова А.Д. Эргодизайн промышленных изделий и предметно-прсстранственной среды: Учебное пособие-М.: Владос,2009
Список дополнительный литературы: 4. Адамчук В.В., Варна Т.П., Воротников В.В., Эргономика. Уч. пос. для вузов. М:. 1999 г. 5. Вахтанов С.И. Основы эргономики в дизайне среды. Учебно-практическое пособие для студентов специальности 07061 всех форм обучения. М.МГУ ТУ 2009г. 6. Вахтанов С.И., Чумаков Е.М. Основы эргономики в дизайне среды. Практикум для студентов специальности 07061 всех форм обучения. М.МГУ ТУ 2009г. 7. Душков Б.А., А.В. Королев, Б.А. Смирнов. Основы инженерной психологии. Учебник для студентов вузов.- М.: Академический Проект; Екатеринбург: деловая книга, 2002. 8. Душков Б.А., Смирнов Б.А., Терехов В.А. Инженерно-психологические основы конструкторской деятельности. М:. 1990г. 9. Зинченко В.П., Мунипов В.М., Основы эргономики. М:. 2001 г. 10. Степанов А.В. и др. Архитектура и психология: Учебное пособие для вузов.-М.: Стройиздат,1993
Читайте также: III этап, 30-е занятие Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|