Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гетерогенность и гомогенность групп.




Гомогенность – однородность, сходство, совпадение каких-то характеристик и свойств. Гетерогенность – различие между характеристиками и свойствами объектов или субъектов (вплоть до диаметральной противоположности).

Параметры гомогенности и гетерогенности следующие:

1) пол 2) возраст 3) образование 4) уровень интеллекта 5) социальный статус 6) социокультурный уровень 7) тип личности и стиль поведения 8) психологические проблемы 9) убеждения и ценностные ориентации 10) цели участия в группе 11) нозология 12) основные виды конфликтов и др.

В литературе содержатся противоречивые данные о том, какая группа действует оптимально – та, в которой участники сходны между собой по ряду параметров, или та, в которой участники сильно различаются.

Однородные по своему составу группы изначально более склонны к сплоченности, психологическая атмосфера в них более комфортна, люди чувствуют себя более свободно и раскованно. Однако, с точки зрения К. Рудестама, главным недостатком гомогенных групп является недостаточная почва для споров. Это приводит к снижению групповой динамики, к отсутствию противоречий и конструктивных конфликтов, порой являющихся необходимыми для успешной работы группы.

По мнению многих специалистов в групповой психотерапии, гетерогенность выступает условием продуктивности функционирования группы, особенно если она связана с различием личностных конфликтов, способов их преодоления, типов личности и переживаемых эмоций. Кроме того, гетерогенность группы можно рассматривать как ситуацию, моделирующую реальные системы отношений участников в окружающем мире. Конечно же, вред группе может нанести большая разница в возрасте участников, в уровне их образования и интеллекта, в социальном статусе и жизненных позициях. Вместе с тем в социальной психологии хорошо известно возрастание продуктивности групповой работы в случае определенного сочетания людей разных типов и разных взглядов.

Особенно деструктивно влияют на работу группы ситуации, когда один человек резко отличен по каким-то параметрам от других: например, менее эффективны группы, в составе которых одна женщина, а все остальные мужчины, или наоборот, один мужчина в окружении женщин. "Чисто женские" и "чисто мужские" группы также имеют свою специфику, связанную с полоролевой идентификацией не только отдельных участников, но и группы в целом.

Наибольшее значение имеет гомогенность группы в отношении психологических проблем и возраста (нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младше восемнадцати). Разница в возрасте участников не должна превышать 20 лет. Значительно отличающиеся по возрасту люди склонны больше скрывать взаимные конфликты, чем люди одного возраста. Последние более открыто выражают негативные чувства по отношению друг к другу. Это очень важный фактор в психотерапевтической группе.

По мнению К. Рудестама, группам с коротким курсом занятий, а также тем группам, чьей функцией является эмоциональная поддержка, показана большая гомогенность; группам, ориентированным на длительную работу, целью которой является выработка межличностного понимания, полезна в большей степени выраженная гетерогенность.

Состав группы влияет на атмосферу и характер протекания группового процесса. Для краткосрочной терапии больше подходят гомогенные группы, так как они обладают рядом преимуществ: скорее объединяются, в них выше сплоченность, они предлагают участникам незамедлительную поддержку, в них выше посещаемость, они менее конфликтны и дают более быстрое облегчение симптомов. В то же время гомогенная группа имеет тенденцию оставаться на поверхностном уровне и менее эффективна в области изменения структуры характера. Для долгосрочной интенсивной динамической терапии больше подходят группы, максимально гетерогенные в конфликтных областях и паттернах совладания (устойчивых, не всегда осознаваемых стереотипах реакций на сложные ситуации) и в то же время максимально гомогенные в силе эго и в их способности переносить тревогу.

Клинические исследования показывают, что в психотерапии, опирающейся на межличностную динамику, более эффективными являются смешанные группы. Существует идея, что чем больше разница между крайними типами, тем больше терапевтический потенциал группы. Но не следует забывать, что группа может двигаться вперед на скорости, которую диктует самый нездоровый ее участник. Смешанная группа больше соответствует обычной жизненной среде участников, поэтому приобретенные в ней навыки межличностного поведения легче переносить в реальную жизнь. Чем разнообразнее индивидуальные стили поведения, мышления, переживания в психотерапевтической группе, тем эффективнее используются возможности личностного изменения. Различия в возрасте участников позволяют взглянуть на проблемы с позиций разного возраста. Потенциал психотерапевтической группы расширяют участники с разным образованием и разных профессий, имеющие разный жизненный опыт.

Когда речь идет о смешанной группе, следует учитывать и совместимость участников. К примеру, участник с расстройствами психотического характера, даже будучи в состоянии ремиссии, не подходит группе, большинство которой составляют лица с невротическими расстройствами, так как интенсивность работы, обсуждение конфликтов могут ухудшить его состояние. Нежелательно участие в одной группе лиц, имеющих служебные (в особенности руководство – подчинение) и иные связи, поскольку особенности их межличностных отношений могут оказать негативное влияние на динамику психотерапевтической группы.

При составлении группы не следует чрезмерно упрощать требования, так как в группу могут попасть люди, работа с которыми будет пустой тратой времени для них самих и терапевта. С другой стороны, нельзя предъявлять и слишком высокие требования, отвергая тех, кто потенциально мог бы извлечь пользу от участия в группе. При составлении группы следует придерживаться модели "поддержка плюс конфронтация", согласно которой необходимо:

1. избегать включения в группу участников, сильно различающихся по возрасту, так как они могут покинуть группу или стать "отвергнутыми";

2. поддерживать равновесие между конфликтностью группы и способностью участников к приспособлению;

3. отбирать достаточно разных людей, которые являли бы пример разнообразного поведения и способов решения личных проблем.

При составлении психотерапевтической группы следует добиваться максимальной гетерогенности по конфликтам участников и способам их решения и максимальной гомогенности по степени уязвимости участников и их способности выносить тревогу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...