Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Терапевтические факторы группы




 

Что делает групповую психотерапию эффективной? К настоящему времени в поисках ответа было выполнено множество исследований путем опроса клиентов, испытавших воздействие групп самого разнообразного характера, групповых терапевтов, а также квалифицированных экспертов.

Можно утверждать, что воздействие групповой психотерапии опирается на три важнейших компонента, характеризующих любой психотерапевтический процесс: чувства, мышление и поведение. В психотерапевтических группах терапевт, прежде всего, побуждает участников группы называть свои чувства и выражать их. Эмоциональный катарсис составляет важную часть психотерапевтического воздействия, но он во многих случаях недостаточен. Не менее важно понять свою жизненную ситуацию, смысл переживаний. Итак, участники группы должны выполнить и определенную когнитивную работу. Наконец, в определенный момент важнейшим становится реальное действие, поведение, которое и является проводником настоящих терапевтических изменений. Объединение чувств и понимания, реализация нового опыта в конкретном поведении в реальных жизненных ситуациях и делают возможным изменения, которых добивается групповая психотерапия.

Однако такое понимание психотерапевтического воздействия группы является слишком общим. Специфическое воздействие групповой психотерапии обычно определяется посредством конкретных терапевтических факторов группы. Психотерапевтические факторы определяются как элементы групповой терапии, которые предопределяют улучшение состояния или ситуации пациента; их воздействие обусловливают действия терапевта, других участников группы и самого пациента. Первая попытка их обобщения была предпринята в 1955 г. представителями психоаналитического направления Р. Корсини и Б. Розенберг. Они проанализировали 300 статей, в которых обсуждались факторы групповой психотерапии, и выделили 175 таких факторов. Авторы их объединили в 9 важнейших категорий.

1. Взаимопонимание (сплоченность) группы.

2. Универсализация (универсальность).

3. Исследование реальности (охватывает элементы коррекции опыта первичной семьи и межличностного обучения).

4. Альтруизм.

5. Перенос (охватывает элементы межличностного обучения, сплоченность группы и имитационного поведения).

6. Терапия наблюдением (имитационное поведение).

7. Взаимодействие (охватывает элементы межличностного обучения и сплоченности группы).

8. Интеллектуализация (охватывает элементы информирования).

9. "Проветривание" (катарсис).

Спустя три десятилетия И. Ялом, обобщив свои собственные исследования и исследования других авторов, выделил 11 основных терапевтических факторов. В настоящее время на этот "каталог" ссылается большинство исследователей и практиков групповой психотерапии.

1. Поощрение надежды.

2. Универсальность.

3. Информирование.

4. Альтруизм.

5. Коррекция опыта первичной семьи.

6. Совершенствование социальных навыков.

7. Имитационное поведение.

8. Межличностное изучение.

9. Сплоченность группы.

10. Катарсис.

11. Экзистенциальные факторы.

Поощрение надежды

Это существенный фактор любой психотерапии. Исследования показывают, что, чем больше человек надеется на помощь, тем лучше результаты психотерапии. На важность надежды указывают и проводимые в медицине опыты с плацебо, когда больным дают лекарства, внешне ничем не отличающиеся от настоящих, однако изготовленные из нейтральных веществ. Подчеркивание новизны и эффективности этих лекарств дает такой же эффект, что и настоящее лекарство. Таким образом, нередко вера и доверие к лечению дают значительные результаты не только в психотерапии, но и в медицине вообще.

Каждый человек приходит к психотерапевту или психологу со своей жизненной историей, которая зачастую является историей трагедий и поражений, потерь и печали. Это заставляет его испытывать чувства безнадежности и бессилия перед лицом, казалось бы, неотвратимой судьбы. Тем не менее, в группе человек сталкивается с жизненными историями, опытом, способами решения проблем других людей. Среди участников группы могут быть люди, более успешно преодолевающие свои трудности. И это вселяет надежду, что действительно можно что-то изменить в своей жизненной ситуации. Для большинства участников группы мощным источником надежды являются терапевтические изменения других участников в ходе работы психотерапевтической группы

Поощрение надежды участников группы является важной частью работы терапевта, особенно на начальной стадии работы группы. Прежде всего, сам терапевт должен быть достаточно уверенным в себе и верить в то, что делает, т.е. в эффективность групповой психотерапии. По словам И. Ялома, уже во время первой встречи группы терапевт должен четко определить свою установку по отношению к будущей работе, к примеру: "Я верю, что могу помочь любому мотивированному клиенту, который готов работать в группе по крайней мере полгода". В начале работы группы терапевт не должен оценивать переживаемые участниками чувства безнадежности и бессилия как нечто неизменное. Эти чувства нужно принять, но не следует их переоценивать. На более поздних этапах работы группы, когда участники имеют возможность воочию убедиться в изменениях, происшедших с ними, поощрение надежды становится больше заботой группы, чем терапевта.

Универсальность проблем

Многие люди приходят в психотерапевтическую группу с убежденностью, что их проблемы, страхи, симптомы являются уникальными и неповторимыми. Эти ощущения уникальности переживаемых проблем нередко усиливают сопровождающие их чувства изоляции, одиночества – недостаток близких отношений не позволяет увидеть подобные трудности у других. Люди, как и их проблемы, поистине уникальны, тем не менее, не следует понимать это слишком прямолинейно, поскольку нас многое и связывает – в противном случае любое общение и взаимопонимание людей было бы невозможным.

С самых первых встреч в психотерапевтической группе очень важно развенчать уникальность жизненных проблем участников, т.е., не опровергая уникальности самих людей, обратить внимание на универсальные, общие стороны высказанных проблем и трудностей. Они чаще всего становятся заметными уже во время первой встречи, когда участники группы рассказывают о своих заботах, приведших их в группу. Терапевту группы важно заметить это сходство и обратить на него внимание участников группы. Можно спросить: "Испытывает ли кто-либо еще подобные трудности?" Задавая подобный вопрос, очень трудно "промахнуться", поскольку источники глубочайших человеческих страхов, тревог схожи, можно сказать, даже универсальны. В числе таких универсальных проблем, "приносимых" в психотерапевтическую группу, можно упомянуть следующие:

1. Страх показаться неудачником, некомпетентным, ничтожным.

2. Глубокое чувство межличностного отчуждения из-за неумения заботиться о другом человеке, любить и быть любимым, из-за боязни других людей и т.д.

3. Неуверенность в себе и отсутствие самоуважения.

4. Переживания по поводу пустоты и бессмысленности жизни.

5. Проблемы отношений с близкими людьми (родителями, членами семьи, детьми) и вызываемое ими переживание вины.

Многие поднимаемые в группе личные проблемы участников имеют большее или меньшее соприкосновение с этими универсальными трудностями в жизни людей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...