Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Многоцелевые интеллект-карты




Жан-Люк Кастнер, старший менеджер «Hewlett Packard Medical Products Group Europe» (сеть предприятий в Европе корпорации «Хьюлетт-Паккард» по производству и продаже медицинского оборудования), столкнулся с проблемой. Его компания производит компьютерную систему, способную выполнять кардиомониторинг и анализ сердечного ритма, обеспечивая раннюю диагностику. Компания проводит четырехдневный учебный курс на тему «Сердечная аритмия» силами высококвалифицированного преподавателя. Однажды случилось так, что преподаватель заболел и был вынужден попросить двухмесячный отпуск. Будучи «боссом» заболевшего специалиста и единственным человеком на тот момент, в достаточной степени владеющим материалом, Кастнер не нашел иного выхода, как взяться за дело самому. Непредвиденная ситуация требовала, чтобы он в срочном порядке подготовил себя к роли преподавателя.

«Сердечная аритмия» – это учебный курс, цель которого – обеспечить подготовку технического персонала к использованию соответствующего оборудования, а также преподнести ему базовые теоретические знания по следующим темам:

• физиология сердечной деятельности;

• основные расстройства сердечного ритма и их последствия;

• описание компьютерного алгоритма;

• функционирование системы диагностики аритмии.

Кроме того, по окончании курса обучаемые должны:

• быть в состоянии передать конечному пользователю (медсестре или врачу) необходимые навыки обращения с системой;

• знать несовершенства и особенности системы, что порой причиной возникновения трудноразрешимых ситуаций.

(Компьютер по-прежнему не в состоянии полностью заменить хорошего кардиолога!)

Метод преподавания на основе интеллект-карт

Данный учебный курс показался мне идеально подходящим полигоном для проверки того, насколько метод интеллекткарт пригоден для преподавания, принимая также во внимание сложность учебного материала.

В течение пяти дней я перевел учебный материал на язык интеллект-карт и поставил перед собой следующие цели:

а) успешная сдача всеми студентами экзамена по окончании четырехдневного курса;

б)разработка студентами собственных справочных материалов по предмету курса;

в) отказ от использования графопроектора в отношении учебных материалов (за исключением демонстрации показательных историй болезни);

г) увеличение процента запоминания усвоенного материала в 2 раза (процент запоминания часто оказывается ниже 40%);

д) вдохновенная рабочая атмосфера в течение курса и хорошее впечатление от курса по его окончании, что подтверждается результатами неформального опроса.

Структура курса

Структуру курса определяла генеральная интеллект-карта, выполнявшая роль «дорожного атласа». Каждая ветвь соответствовала отдельной крупной теме, подлежащей изучению, и для каждой ветви я также составил подробную интеллект-карту, которую, по моему замыслу, предстояло заново воспроизвести на флип-чарте на глазах обучаемых. Через каждые два часа учебной работы предполагался перерыв.

Ход курса

Перед началом занятий обучаемых попросили оставить за пределами аудитории все письменные принадлежности, которые они принесли с собой. Заняв свои места за столами, они обнаружили перед собой чистые листы бумаги формата A3 и большой набор фломастеров.

Затем обучаемых ознакомили с методом интеллект-карт. В течение четырех дней курса им предстояло повторять за преподавателем все, что бы он ни чертил или писал на флип-чарте.

Работа была организована в виде занятий по 40 минут с 10-минутными перерывами. Во время перерывов обучаемые имели свободный доступ к обучающим программам на компьютерах, в частности, к расшифровке электрокардиограмм (ЭКГ). Таким образом, обучаемые имели возможность проверять свои знания по ходу курса.

По рассмотрении каждой темы, т. е. всех ветвей генеральной интеллект-карты, обучаемым было предложено разработать собственную ее версию. Для этой цели к стене был прикреплен огромный лист бумаги, и обучаемые участвовали в коллективном составлении карты. (См. иллюстрацию XXI на цветной вклейке.)

В конце дня обучаемым предложили скопировать коллективную интеллект-карту на свои листы бумаги, а затем проанализировать иные документы, рассмотренные за день.

На следующее утро один из обучаемых провел презентацию генеральной интеллект-карты, составленной группой в течение предыдущего дня, после чего группа приступила к решению практических задач.

Перед тем как приступить к сдаче экзамена, группа еще раз вернулась к генеральной интеллект-карте и обсудила ее во всех деталях.

После этого состоялся двухчасовой экзамен (необходимый для получения свидетельства об окончании курса).

Результаты

Участие в первом по счету курсе по описанной выше оригинальной методике приняло 12 обучаемых: из Англии, Франции, Германии, Италии и Ирландии. Все двенадцать сдали экзаменационный тест с результатом 18 баллов из 20 возможных – лучший результат из когда-либо отмечавшихся для этого курса.

Спустя один месяц после курса я провел неформальный опрос и обнаружил, что объем запоминания составил 70 %. Более того, из 10 заданных вопросов участники курса были в состоянии ответить в среднем на 9!

Отклик также был самый позитивный, прослушавшие курс нашли новый метод более эффективным и более интересным, чем традиционный подход, основанный на демонстрации слайдов. Было высказано и такое соображение, что курс на основе интеллект-карт более подходил обучаемым, чей уровень знания английского языка нельзя назвать превосходным. Это лишний раз подтверждает успех новой методики.

Со времени проведения первого курса по методу интеллект-карт нами проведено уже четыре таких курса с разным составом преподавателей, причем результаты являлись неизменно высокими.

Интеллект-карта, безусловно, является самым передовым методом преподавания 1990-х гг.

 

Преимущества использования интеллекткарт в менеджменте

 

1. Интеллект-карты являются хорошим подспорьем в менеджменте и организации работы, способствуя прямо или косвенно повышению производительности, мотивации труда и заинтересованности персонала. Это, в свою очередь, ведет к снижению потерь рабочих дней и повышению имиджа компании.

2. Они улучшают обмен информацией среди персонала.

3. Увеличивают эффективность тренинга и учебы в рамках повышения квалификации,

4. Помогают оптимизировать маркетинг, что ведет к более высоким объемам продаж.

 

Напутственные слова

 

Результатом разработок последнего времени стали компьютерные интеллект-карты. В следующей главе объясняется, какие возмож ности предоставляет компьютер в составлении и редактировании интеллект-карт.

 

Глава 28
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ

 

Практически вплоть до публикации «Книги интеллект-карт» интеллект-карты создавались почти исключительно на бумаге при помощи ручки и цветных фломастеров. Однако ныне информационные технологии позволяют составлять интеллект-карты с помощью персонального компьютера, достигнув необходимого рубежа в величине используемой оперативной памяти, скорости обработки данных и качестве программного обеспечения. В настоящий момент, однако, компьютерные интеллект-карты пока не могут соревноваться с традиционными методами их составления, которые обладают такими важными качествами, как подлинная творческая «рукотворность», портативность и непритязательность в отношении инструментария. Вместе с тем областями, в которых компьютер способен в значительной степени помочь человеку, являются: автоматическое создание, редактирование, хранение данных, доступ к данным, ввод текста и организация данных. Компьютер также способен помочь в создании различных вариаций на тему одной и той же интеллект-карты. В настоящей главе читатель ознакомится с разработками Майкла Джеттера, который в течение семи лет сотрудничал с авторами, создавая современное программное обеспечение для компьютерных интеллект-карт.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...