Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из ПСС. Т. 104а Язык образов Апокалипсиса 11 глава

Естественнонаучное мировоззрение — это чисто ариманическая вещь; но побороть ее можно не тем, что не хотят о ней ничего знать, а тем, что вполне сознательно хотят знать ее как можно лучше. Трудно оказать Ариману большую услугу, чем игнорировать естественнонаучное мировоззрение или непрофессионально с ним бороться. Кто непрофессионально критикует естественнонаучное воззрение, тот не побеждает Аримана, а только усиливает его, ибо он распространяет заблуждение и туман в той области, которая как раз нуждается в ярком освещении.

Надо все больше приходить к тому, что каждая вещь имеет две стороны. Ведь современные люди весьма образованны, прямо-таки безгранично образованны, и вот как думают эти образованные люди современности: в четвертую постатлантическую эпоху, в греко-латинский период еще бытовало суеверие, что по полету птиц, по внутренностям животных и многому другому можно познавать будущее. Значит, те, кто это делали, были, естественно, глупцами. При том, что ни один современный человек не знает как это, собственно, делалось. Никто в наше время не высказывается иначе, как в том примере, который я вам недавно приводил***: кому-то говорят, что сбылось пророчество, виденное во сне, а тот отвечает: ну, это просто совпадение! Но в основе четвертой постатлантической эпохи лежала такая наука, занимавшаяся будущим. В те времена никто бы не поверил, что, орудуя такими понятиями, как в наше время, можно что-то осуществить в социальном становлении. Иначе и в те времена не имели бы дальновидного обзора социального будущего, если бы не было определенной науки о будущем (можно в это верить или нет — от этого ничего не меняется). Поверьте, до сих пор в области социальной жизни и политики люди все еще пережевывают то, что проистекло из этой древней науки будущего. Но такую науку будущего невозможно обрести из наблюдения того, что внешне предстает нашим органам чувств. По образцу естествознания невозможно ничего добиться, ибо то, что можно наблюдать внешне-чувственным способом, это наука прошлого. А теперь я раскрою вам очень важный, очень значительный мировой закон: когда вы наблюдаете мир чисто внешними средствами, как это делает современное естествознание, то вы наблюдаете одни только законы прошлого, которые еще по инерции работают, вы, собственно, наблюдаете всемирный труп прошлого. Умершую жизнь — вот что исследует наука.

Представьте себе, что на нашем рисунке вот это будет полем нашего наблюдения (см. рис., белый) — то есть то, что явлено нашим глазам, нашим ушам и другим органам чувств. И представьте себе, что вот здесь (см. рис., желтый) находится вся сумма естественнонаучных законов, которые человек может открыть. Но тогда вся эта сумма естественнонаучных законов содержит в себе не более того, что находится внутри них, а то, что внутри них, — это прошедшее и окаменевший реликт. Вы должны помимо этих законов находить то, чего не может наблюдать физический глаз, чего не может слышать физическое ухо: второй мир законов (см. рис., лиловый). На самом деле этот второй мир тоже находится внутри первого, но он указывает на будущее.

С миром ведь обстоит так же, как и с растением. (См. рис. внизу) То, как растение выглядит сегодня, это ведь неправда, ибо сокрытым образом в нем пребывает нечто, чего еще нельзя видеть, что может быть увидено только в следующем году, — зародышевое семя. Оно уже находится внутри, но только еще не видимо. Так же и в окружающем нас мире незримо присутствует будущее, вся полнота будущего. А прошедшее пребывает внутри таким образом, что оно уже сморщилось, высохло, умерло и является трупом. И вся научная картина мира дает только этот образ трупа, только прошедшее. Конечно, если просто взирать на духовное, то будет недоставать прошлого; это верно. Но для полноты картины должна быть присовокуплена незримая часть действительности.

Как же это происходит, что люди, с одной стороны, выдвигают канто-лапласовскую теорию, а с другой — говорят о конце мира, как это делает профессор Дьюар* (я вчера рассказывал об этом в публичной лекции), который конструирует конец Земли, когда люди будут читать газеты при температуре минус сто градусов, а стены будут покрыты светящимся яичным белком, а молоко будет твердым. Мне хотелось бы задать простой вопрос: как можно надоить молока, если оно станет твердым! Это просто немыслимые представления, равно как и вся канто-лапласовская теория. Стоит только с этой теорией выйти за пределы непосредственного поля наблюдения, как она отказывает. Почему так? Потому что все эти теории о трупах, о безжизненном.

Образованные люди в наше время говорят: греческие и римские храмовые жрецы были либо шарлатанами, либо суеверами, так как разумный человек, естественно, не может поверить, что по полету птиц и по принесенным в жертву животным можно что-то узнать о будущем. А люди будущего станут так же презирать современные представления, которыми сегодня так гордятся, если они почувствуют себя такими же умниками, как современное поколение в отношении римских храмовых жрецов. И они скажут: канто-лапласовская теория! Дьюар! Какие странные суеверия были у этих людей! Они понаблюдали какую-то парочку тысячелетий земного развития и из этого сделали заключения о начале и конце земного бытия. Какие же глупые суеверия существовали тогда! Ведь водились же такие суеверные чудаки, которые описывали, как из первичной туманности отделились Солнце и планеты, а затем стали вращаться. И об этой канто-лапласовской теории и конце мира будут говорить еще похлеще, чем современные люди говорят об исследовании будущего по внутренностям жертвенных животных и полету птиц.

На какой высоте чувствуют себя эти люди, воспринявшие дух и подход естественнонаучного мышления, и с каким презрением относятся они к древним мифам и сказкам! Для них это детство человечества, когда люди спали наяву! Как далеко мы от них ушли: мы знаем сегодня, что во всем господствует закон причинности, и мы распространили его на всё. Но те, кто так думает, не знают одного: что всей современной науки не существовало бы — в том числе там, где она правомерна, — если бы ей не предшествовало мифологическое мышление. Да, современной науки, если бы она не произошла из мифов, не выросла из них, не могло бы существовать, равно как не могло бы существовать растение, которое имеет стебель, листья и бутон, но не имеет корня.

Когда говорят о современной науке как о чем-то совершенно автономном, то это похоже на то, как если бы растение захотело бы расти только вверх. Все, чем является современная наука, выросло из мифа, миф — это ее корень. Вот почему определенные элементарные духи, которые наблюдают эти вещи из другого мира, смеются адским, гомерическим смехом, когда весьма почтенные профессора видят в древней мифологии, в древних мифах только старое суеверие и даже не догадываются, что они сами со всей своей ученостью выросли из этих мифов, что ни единой правомерной мысли не могло бы возникнуть в современности, если бы не существовали эти мифы. И еще кое-что другое вызывает у этих же элементарных духов поистине адский гомерический смех (здесь уместно заметить, что в своем адском гомерическом смехе ариманические силы вполне правы, ибо им предоставляется возможность по-адски хохотать), а именно, когда люди верят, что теперь, наконец, они обрели свою коперниковскую теорию, учение Галилея, обрели блистательный закон о сохранении энергии. И это уже никогда не изменится, это уж на все времена. Весьма близорукое суждение! Так же, как миф относится к нашим представлениям, так же научные представления XIX и XX веков относятся к тому, что придет через пару столетий. Они будут так же преодолены, как были преодолены мифологические представления. Кто же поверит, что в 2900 году люди будут думать о солнечной системе так же, как современные люди? То, что годится для профессорских суеверий, дляантропософов не приемлемо.

Тем, что люди сегодня могут плодотворно думать, тем, что они с определенным величием внесли в современную эпоху, — этим они обязаны как раз тому обстоятельству, что в греческую эпоху было выработано нечто вроде греческой мифологии. Конечно, все это не приведет в восторг современного просвещенного человека, который думает: как были бы счастливы эти греки, если бы имели нашу современную науку! Но даже имей греки нашу современную науку и не будь у них того, что они имели (провозвестия греческих богов, мира Гомера, Софокла, Эсхила, Платона, Аристотеля), — все равно греческий Вагнер выглядел бы просто Фаустом по сравнению с современными вагнерами. Наше мышление стало бы засушенным, упадочным, опустошенным. Ибо все, что в качестве жизненной силы присутствует в нашем мышлении, обязано тому, что оно коренится в греческих мифах, в мифологии четвертой постатлантической эпохи вообще. И кто считает, что миф обманывает, а современное мышление правдиво, тот напоминает человека, который считает ненужным срезать розы с розового куста, когда требуется букет из роз. Почему розы не должны возникать просто так?

Все это совершенно нереальные представления, в которых пребывают как раз те, что относят себя к самым просвещенным людям нашего времени. Эта четвертая постатлантическая эпоха с ее разработанной мифологией, с ее выработанными представлениями, которые в глазах наших современников больше напоминают сновидения, чем четко обрисованные естественнонаучные представления, — весь этот образ мысли четвертой постатлантической эпохи является основанием того, чем мы сами являемся сегодня. А то, что мы думаем сегодня, что мы можем выработать сегодня, в свою очередь должно сделаться основанием для следующей эпохи. Но это может осуществиться только в том случае, если развитие пойдет не в сторону деградации, а в сторону жизнеутверждения. И чтобы вдохнуть жизнь, надо поднять в сознание то, что было некогда, но прибавить к этому то, что дает бодрствующее сознание, что делает человека бодрствующей личностью.

С 1879 года дело обстоит так: когда ребенком поступают в школу и там усваивают естественнонаучный подход и образ мысли, а затем проникаются мировоззрением в духе этого естественнонаучного образа мысли и приходят к убеждению, что реальным может быть названо только то, что имеется в чувственном мире, а все остальное — только продукт фантазии, когда так думают (а сколько людей в наше время думают именно так!), то Ариман в выигрыше и ариманическим силам везет. Ибо эти ариманические силы, которые с 1879 года, так сказать, основали себе твердыню в человеческих душах, — кто же, собственно, они? Людьми они не являются; они являются ангелами, но отставшими ангелами; ангелами, которые выпали из орбиты своего развития и которые разучились в граничащем с нами духовном мире выполнять свои задачи. Сумей они их выполнить, они не были бы низвержены в 1879 году. Они были низвержены, потому что не могли в вышнем мире выполнить свои задачи. И теперь они хотят осуществить свои задачи при помощи людских голов, при помощи человеческого ума. В человеческом мозге они находятся на один слой глубже, чем, собственно, им предназначено. То, что в наше время именуют монистическим мышлением, — этого люди в жизни как раз не делают. То, что в наше время на все лады именуют политэкономической наукой — как я говорил об этом вчера, — которая утверждала в начале войны, что последняя продлится не более четырех месяцев, — когда такое говорится, не приходится думать, что в головах людей гнездятся ангельские мысли. Да, человеческий рассудок все больше оккупируется теми силами, которые таким способом проявляют себя в жизни. И этого невозможно избежать, пряча голову в песок и проводя политику страуса, — ничем, кроме как сознательным сопереживанием. Не тогда, к примеру, опровергается монизм, когда о нем ничего не знают, а наоборот — когда знают, но при этом знают и другое: что это ариманическая наука, что это наука отставших ангелов, которые гнездятся в головах тех людей, что не могут распознать истинное, отличить реальное.

Естественно, в наших обсуждениях мы употребляем выражения типа «ариманические силы», ибо мы принимаем их всерьез. Но ясно, что вы не можете применять такие выражения в общении за пределами антропософского круга, так как люди в наши дни к этому совершенно не подготовлены. Ибо тогда возводятся стены. Тогда не находят с людьми общего языка; но, естественно, должны быть найдены пути и средства так говорить с другими людьми, чтобы и они прониклись истиной. Более того, если бы не существовало такого места, где может быть напрямую высказана истина, то не было бы никакой возможности дать ей влиться во внешнюю, некомпетентную науку. Должны, по крайней мере, существовать такие отдельные места, где истина может быть высказана в первоначальной незамутненной форме. Но только мы никогда не должны забывать, что для современного человека часто составляет непреодолимую трудность реально найти доступ к спиритуальной науке и от нее проложить мосты в сферу ариманической науки. Я часто встречал людей, которые были прекрасными специалистами в той или иной области ариманической науки, были хорошими естествоиспытателями или хорошими ориенталистами, а затем нашли доступ к нашему духовному исследованию. О, сколько потребовалось трудов, чтобы побудить этих людей проложить эти мосты! А как было бы прекрасно, если бы какой-нибудь биолог со всеми своими специальными познаниями, которые в наше время можно обрести в этой области, или физиолог, который духовным образом переработал биологию, не употребляя нашей терминологии, но работая в нашем духе, влили бы его в отдельные научные дисциплины! Я попробовал это в среде ориенталистов. Конечно, человек может быть, с одной стороны, настоящим приверженцем антропософии, а с другой стороны, — ориенталистом и профессионально заниматься востоковедением, как прочие ориенталисты. Но он не хочет проложить мосты от одного к другому. А ведь именно этого так настоятельно требует современность. Ибо, как сказано, ариманические силы благоденствуют, когда естествознание развивают таким образом, как если бы оно было отображением внешнего мира. А вот когда приходят к духовной науке и всему тому, что из нее следует, тогда ариманические силы уже не так благоденствуют. Ведь эта духовная наука охватывает всего человека. Становятся другим человеком, учась по-другому чувствовать и по-другому желать, учась занимать в мире совсем иную позицию.

Истинная правда то, что всегда говорили посвященные: когда человек проникнут тем, что исходит из духовной мудрости, то для ариманических сил это величайший ужас кромешной тьмы и огонь пожирающий. Ариманические ангелы благоденствуют в головах, наполненных современной ариманической наукой; но для ариманических ангелов величайший испуг и пожирающий огонь — головы, проникнутые спиритуальной мудростью. Примем такие вещи в их полной серьезности, ощутим: когда мы проникнуты спиритуальной мудростью, то мы проходим через мир так, что занимаем истинную позицию по отношению к ариманическим силам, что мы сами, благодаря тому, что делаем, возводим то, что должно быть возведено, — возводим ради блага всего мира такие места, где пылает пожирающий огонь жертвоприношения, места, где великий ужас кромешной тьмы охватывает все вредоносно-ариманическое.

Проникнитесь такими идеями, проникнитесь такими чувствами! Тогда вы станете, бодрствуя, взирать на то, что происходит во внешнем мире. В XVIII столетии вымерли последние остатки древней атавистической науки. Сторонники «неизвестного философа» Сен-Мартена, ученики Якоба Бёме многое еще имели из этой древней атавистической мудрости, но прежде всего имели предвидение того, что должно прийти, а в наше время уже пришло. И сколь часто в этих кругах говорилось о том, что начиная с последней трети XIX века и в первой половине XX века будет господствовать познание, которое коренится в тех же самых источниках, на той же самой почве, где коренятся определенные человеческие болезни (в прошлое воскресение я говорил об этом), когда станет господствовать воззрение, которое коренится во лжи, когда будут господствовать чувства, что коренятся в себялюбии.

Проследим же зрящим оком — оком, которое сделалось зрящим через переживание того, о чем говорилось сегодня, — что движет нашей современностью! Возможно, многие ощутят при этом боль в сердце. Но это ничего, ибо ясное познание, даже если оно причиняет страдание, принесет в наши дни хорошие плоды — те, что помогут выбраться из хаоса, в который погрузилось человечество.

И на первом месте или на одном из первых должна стоять наука воспитания. И в этой области одним из первых должно быть положение, против которого в наше время особенно сильно грешат. Гораздо важнее всего, чему вы учите и как воспитываете мальчиков и девочек, то, что бессознательно вливается в их души в процессе воспитания. Я уже говорил в недавних публичных лекциях, что память — это то, что является в подсознании феноменом, параллельным сознательной душевной жизни. И как раз на это должно быть обращено внимание в процессе воспитания. Воспитатель должен привнести в душу ребенка не только то, что тот может понять, но и то, чего ребенок пока не понимает, что таинственным образом вложено в детскую душу и — вот что важно — будет извлечено в более поздние годы. Мы приближаемся к такому времени, когда людям в ходе всей их жизни все больше будут требоваться воспоминания о своей юности, воспоминания, к которым они охотно обращаются, воспоминания, которые делают их счастливыми. Воспитание должно стать искусством, которым надо систематически овладевать. И для воспитания будущего было бы настоящей отравой, если бы в последующей жизни человек вынужден был вспоминать, как его наказывали в школьные годы, если бы он неохотно вспоминал годы обучения и воспитания, если бы ему школьные годы представлялись не тем источником, из которого можно все снова учиться, учиться и учиться. А если ребенок в школе получал только учебный материал, то на будущее ничего не остается.

И если вы все это снова продумаете, то увидите, насколько должны измениться основные жизненные направления по сравнению с тем, что принято считать правильным в наше время. Как было бы прекрасно, если бы человечество не проспало трагические переживания современности, а использовало их, чтобы как можно ближе сродниться с такой мыслью: как много должно быть изменено! Человечество в последнее время стало слишком самодовольным, чтобы измерить всю глубину этой идеи и, прежде всего, ее величайшую актуальность.

 

ОДИННАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ

Дорнах, 21 октября 1917 г.

Я стремился в этих рассмотрениях (и это должно быть продолжено) разъяснить с разных сторон, насколько люди современности и ближайшего будущего приближаются к такой культурной эпохе, которая выдвинет особые требования в самых разных областях жизни. Я пытался исходя из процессов, протекающих в глубинах духовной жизни, сделать более понятным, что, собственно, сверхчувственным образом (но оттого не менее, а гораздо более проявлено) происходит в наше время и что все более отчетливо будет проникать во все сферы жизни, во все культурные формы и во все социальное общежитие людей. Мы могли уяснить себе из этих рассмотрений, что имеет место определенное внутреннее углубление природы человеческой души.

Когда говорится такое (что некое внутреннее углубление природы человеческой души будет иметь место), то не надо упускать из вида, что это углубление по причинам, которые уже рассматривались и еще будут рассматриваться, во многих отношениях идет параллельно с устремлением ко внешнему в интеллектуальной области, в области внешней науки и тому подобное. Мы должны ясно усвоить: в действительности никогда развитие не протекает так прямолинейно, как это охотно себе представляет современное естественнонаучное эволюционное учение. Его представления являются неверными, но односторонние представления, даже если они правильны, подчас ведут к большим заблуждениям, чем просто неправильные представления. Такие представления просто проводят прямую линию в развитии от несовершенного существа до человека. Но это не так: развитие человека, а также внечеловеческого мира, таково, что постоянно более внешнему течению эволюции соответствует более внутреннее. Так что можно сказать: если в определенный период времени имеется, допустим, некое внешнее течение, то параллельно ему идет внутреннее течение (смотри рисунок). Внешне, допустим, это течение более материально или материалистично, а внутренне оно более спиритуально или спиритуалистично. Затем более спиритуалистическое снова выступает на поверхность, а материалистическое или материальное опускается в потаенные глубины человеческого существа. Затем все снова переворачивается: спиритуальное вступает во внутреннее, а материальное или материалистическое выходит на поверхность.

Так что как раз в предстоящее нам время, когда внешняя жизнь будет протекать именно в смысле красной линии (см. рис.), в смысле материальных свершений и материальных чувств и воззрений, в глубинах человеческой души будет происходить некое одухотворение. И может даже случиться так, что люди не пожелают ничего знать об этом одухотворении, но оно все равно произойдет.

Если вы правильно представите все это, то у вас возникнет возможность понять две вещи, которые станут необыкновенно важными для будущего. Припомните то, о чем мы вчера говорили: начиная с 1879 года ариманические силы определенного рода были низвержены с духовных высот в царство человеческого развития, а именно в человеческое духовное и душевное развитие. Эти силы, которые живут среди нас, были некогда там. Их основное стремление, как было сказано, — завладеть нашей головой, овладеть нашими мыслями, нашими чувствами. И я говорил, что это ангелоподобные существа, которые не могут более проходить свое развитие в духовном мире и хотят использовать голову человека, чтобы в ближайшее время продолжить свое развитие. Вот почему станет особенно необходимым, чтобы это (см. рисунок, синяя линия) тайное, оккультное развитие души, о котором я говорил и которое многие не хотят осознавать и предпочли бы, чтобы оно оставалось внизу, а сами бы они занялись материальными вещами, — чтобы это оккультное развитие души стало осознанным. Ибо останься оно неосознанным, именно указанное внутреннее углубление человека только усилит ариманические силы, что им и требуется. Это первое, что должно быть принято во внимание. Мы должны быть подготовлены к опасностям грядущего культурного развития, бодрствуя в самом святом нашего внутреннего существа в отношении влияний ариманических сил.

В ближайшее время вопросы воспитания станут особенно важными и значительными. В ближайшее время как никогда получит значение то углубление человеческой душевной жизни, которое имеет место в детстве и юности. Может быть, это покажется в наше время невероятным, но уже довольно давно наступили времена, о которых может быть сказано: дети и подростки в своих внешних проявлениях не обнаруживают самого существенного. Это красная линия (см. рис. на стр. 238), но рядом с нею проходит синяя, проходит сокровенное внутреннее, и это сокровенное внутреннее надо не упускать из виду. Воспитатель не должен упускать этого из виду, если не хочет отдать это ариманическим силам. Во многих отношениях обучение и воспитание должно стать в ближайшем будущем совершенно иным, чем представляется сегодня. Ибо каким образом сформировались основы современного воспитания и образования?

В мировом хозяйстве некоторые вещи постоянно хромают. В XVIII столетии особое место занимало то, что именуется Просвещением. Хотели создать в XVIII столетии как бы религию разума — религию, всецело основанную на человеческом измышлении, на нищете самого естествознания, как я это пояснял в публичных лекциях в Базеле*. И тактику обращения воспитателя и воспитанника строили всецело в рамках этой разумности: делалось только то, что ребенок мог сразу понять, — чтобы в ребенка не проникало ничего более глубокого, кроме того, что он сразу бы понял.

Необходимо понять, что тем самым менее всего заботятся о будущем человека. Тем самым приводят человека к вредоносной крайности. Подумайте только: если стараются не давать ребенку ничего кроме того, что соответствует его детскому пониманию, то он не получает багажа для последующей жизни, когда в нем пробудится более глубокое понимание. Получается, что на всю оставшуюся жизнь его снабжают только тем, что доступно его детскому пониманию, когда обращаются исключительно к способности понимания в этом возрасте. Но ведь этот возраст уже принес свои плоды! Большая часть нашего современного мышления, которым так гордится просвещенное человечество, основывается на том, что это мышление так и осталось инфантильным. Конечно, в наших газетах не прочтешь, что превалирует инфантильное мышление, но на самом деле это так. Это связано главным образом с тем, что воспитатели обращаются только к детскому пониманию. И тогда детское понимание сохраняется на всю оставшуюся жизнь. Вместо этого должно быть внедрено нечто совершенно иное: в качестве воспитателей мы должны исполнить наши души ощущением и сознанием того, как в ребенке господствует таинственная углубленность души и, значит, надо внести в детскую душу многое, что только может быть понято в более позднем возрасте, а не в детстве. И тогда во взрослой жизни человек извлекает это из своей памяти и говорит: это ты слышал тогда-то, это ты тогда-то воспринял; но только теперь ты набрался разума, чтобы это понять. И нет другого средства оздоровления жизни взрослых в будущем, кроме как дать им возможность в своей памяти многое извлечь из информации, из откровений своей детской жизни и только тогда их впервые понять.

И если люди научатся жить так, чтобы извлекать из памяти то, что было не понято когда-то, то это станет источником здоровой внутренней жизни. Тогда к людям не подступится то опустошение, которое охватывает души и гонит их в санатории, чтобы извне заполнить образовавшуюся пустоту, ибо воспитание не дало им возможности внести в свои души то, о чем они могли бы вспоминать впоследствии.

Это рассмотрение надо связать с чем-то другим. Наша современность благодаря тем обстоятельствам, о которых я говорил в последнее время, начисто утратила сознание связи человека со Вселенной, именно внутренней связи. Современный человек думает, что когда он ходит по земле или едет в поезде, то является каким-то куском из мяса и костей. Естественно, он так о себе не скажет, но истинное содержание его мыслей не сильно отличается от этого. Но это не так. Человек находится во внутренней связи со всей Вселенной. И не лишне разок об этом поразмыслить.

Посмотрите на Землю. Вокруг Земли вращается Луна; допустим, это орбита луны (пунктирный круг). Земля поистине не есть то абстрактное минеральное образование, о котором фантазирует наша современная минералогия, геология и физика. Она является вполне живым существом, и мы можем в связи с этим рассмотреть множество жизненных форм Земли. Но сейчас мы хотим выделить только одно — вокруг Земли постоянно проходят определенные течения.

Эти течения идут вокруг Земли во всевозможных направлениях. Они эфирно-духовной природы и несут в себе реальный, субстанциальный деятельный фактор. Это постоянно присутствует в них.

Теперь хорошо будет рассмотреть, откуда берутся эти течения. Со временем мы рассмотрим эти вещи поближе, а сегодня я хотел бы предварительно сообщить некоторые подробности. Если вы углубитесь в мое «Тайноведение», то найдете там указание, что в очень давние времена Земля и Солнце составляли единое тело. То, что представляет собой Земля в наше время, только выделилось из Солнца. И эти потоки — реликты солнечной жизни, это еще остатки солнечной жизни в Земле. Так что Земля все еще пронизана солнечной жизнью.

Но и Луна также составляла с Землей единое тело. И то, что теперь в качестве Луны кружится вокруг Земли, также имеет в себе течения. И это опять-таки течения, которые являются реликтами более позднего времени, остатки эпохи старой Луны.

Итак, имеется два вида течений, которые мы обозначаем как солнечное течение и лунное. Они протекают совершенно отдельно друг от друга, и они присутствуют как живая действительность. Допустим, что какое-то существо определенным образом передвигается по Земле, и оно пронизано таким течением; солнечные течения могут легко проходить через такое существо. И допустим другое существо, устроенное иначе, устроенное так, что эти солнечные потоки могут проходить через него с одной стороны, а с другой — могут проходить лунные потоки.

Солнечное течение, поскольку оно не ограничено местом, пронизывает все насквозь, а значит, может проходить через это существо в определенном направлении. Итак, на земле может существовать такое существо, которое будет пронизано солнечным течением в одном направлении, а также может существовать такое существо, которое в одном направлении пронизано солнечным течением, а в другом — лунным.

Существа, которые могут быть пронизаны только солнечным течением, это животные. Представьте себе четвероногого зверя: он передвигается по земле таким образом, что его позвоночник практически параллелен земной поверхности. Зверь может постоянно пропускать через свой позвоночник солнечное течение, которое теперь стало земным течением. Таким образом, такое существо родственно Земле.

У людей это устроено по-другому. В составе своего тела человека позицию, аналогичную положению животного, он имеет только в области головы. Если вы представите линию, идущую от затылка в направлении лба, это и будет тем направлением, в котором располагается позвоночник животного; и то же самое солнечное течение проходит через голову. А вот человеческий позвоночник освобожден от течений, идущих параллельно Земле, от земно-солнечных течений. И благодаря этому человек находится в таком положении (естественно, это сильно зависит от географической широты и других подобных факторов, поэтому-то люди так отличаются друг от друга), что при определенных условиях через него проходят лунные течения, но проходят они не через голову, а по позвоночнику. В этом заключается капитальная разница между животным и человеком. То, что из космоса проходит у животного через позвоночник, у человека проходит через голову; в отличие от современного животного, которое поначалу не имело органа восприятия старых лунных течений, у человека они проходят через позвоночник, и существует определенное сродство между человеческим позвоночником в его конструкции и лунным течением, что следует хотя бы вот из чего: человек имеет непосредственно столько позвонков, сколько дней в месяце — от 28 до 31 позвонка (почему это непосредственно так, к этому позднее мы еще вернемся). Все функционирование позвоночника, вообще вся жизнь человеческой груди стоит во внутренней связи с лунной жизнью. И за солнечной жизнью, которая протекает в суточной смене сна и бодрствования, сокрыта ритмическая лунная жизнь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...