Строительство Свято - Никольского храма
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Путь к Свету: История прихода церкви Святого Николая Чудотворца в поселке Решетиха Володарского района Нижегородской области
Выполнила: Макарова Ксения,
Решетиха, 2016 Содержание
Благочестивые наши предки не могли жить без храма – он был так же необходим для души народа, как дом и пища для его телесного существования. Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ.
Введение Распространение христианства на Руси сопровождалось строительством храмов. Они становились сосредоточением церковной жизни и православной культуры, поэтому в сознании русских людей понятие «собрание верующих» было неразрывно связано с понятием «Дом Божий». Почему же не удалось вытравить религиозную веру из людских сердец, стереть из памяти? Наверное, здесь дело в том, что религия веками сохраняла культурно – национальные традиции, особенности многовекового жизненного уклада.
В своей работе мне хотелось рассказать об архитектурном и духовном памятнике поселка Решетиха – храме в честь Святителя и Чудотворца Николая. Я родилась в замечательном уголке России в поселке Решетиха Нижегородской области, окруженном удивительной красотой. И в этом чудном уголке есть не менее красивый храм, который я посещаю по воскресениям. Посещая храм, я заметила, что в нем постоянно происходят приятные глазу изменения: вот появилась красиво выложенная дорожка к храму, А вот уже возле дорожки стоят скамейки с витиеватыми ножками, а сегодня вдруг зажурчал по камушкам ручей и зацвели цветы. Череда этих приятных изменений заставила меня задаться вопросом: «А что было с храмом раньше, когда меня еще не было?» Тема исследовательской работы – «Прошлое и настоящее храма в честь Святителя Николая Чудотворца п. Решетиха». Актуальность данной работы состоит в том, что в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. На уроках МХК учащиеся знакомятся с особенностями храмового зодчества. Мне кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. Но у каждого храма есть еще и своя собственная история, свои особенности. Трудность исследования состоит в том, что многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Гипотеза: исторические события и политика государства повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение церкви. Цель исследовательской работы – изучить историческое прошлое и сегодняшний день храма п. Решетиха, помочь учащимся узнать прошлое родного поселка и оценить историческую значимость церкви в жизни поселка и людей. Задачи: • Найти сведения о возникновении поселка Решетиха; • Найти сведения о строительстве православного храма в поселке Решетиха;
• Изучить историю храма в советский и постсоветский период; • Познакомиться с деятельностью Воскресной школы при храме; • Проанализировать отношение населения к церкви; • Найти сведения о священнослужителях храма, пострадавших в годы гонений на Русскую Православную Церковь. Часть I. Глава 1. История возникновения поселка Решетиха История поселка Решетиха уходит своими корнями в XVIII век. Стояло на берегу Оки село Селище, что в районе старой Сеймы и Охлопкова, население составляли государственные (казенные) крестьяне. Уже в 1816 году село Селище и его ветхий деревянный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы сильно подмыла река Ока. Село и храм настолько были разрушены сильным паводком. Жители села Селища решили искать безопасное от разлива реки место для переселения. После обращения к уездным властям им было предложено несколько мест, в том числе, в районе Свят озера (ныне рядом с Дзержинском) и Журавлиного озера. Вот это место и предпочли селищане. В архивных документах 1830-1890-х годах Решетиха значилась как выселки, селение, деревня. (5) Само название Решетиха, по одной из легенд, получила от первых строителей ее: на берегу Оки стояли высокие сосны, которые и служили строительным материалом. Выбрали смельчаки поляну в сосновом бору, и один из них, вонзив топор в сосну, якобы сказал: «Ну и поляна, чистое решето. В этом решете нам и предстоит строиться!» (6) По другой легенде село так называлось потому, что будто основание ему положила маленькая избушка, приплывшая к берегу. В печке было найдено решето. Другие говорят, что жители ставили себе дома из срубленного леса, причем лес, и дома вначале были редкими, и переселенцы на основании этого назвали свое поселение Решетихой. Основным источником существования жителей Решетихи были отхожий промысел и охота летом. На зиму с отхожего промысла возвращались домой и все, от мала до велика, вязали сети из готовой нитки (3) И так, в 30-е годы 19-го столетия селищане переселились на новое место, в последствие получившее название деревня Решетиха. Однако совершать церковные обряды они продолжали в своем приходе – в Благовещенской церкви в Мысах, что в 9 верстах от деревни. Это создавало для крестьян известные трудности. (5)
Глава 2. Строительство храма в честь Святителя и Чудотворца Николая История рода Гурьевых На постройку храма в Решетихе решил выделить деньги один из богатых решетихинцев, временный астраханский купец 2-ой гильдии Павел Михайлович. Данные о Павле Михайловиче Гурьеве малочисленны. В ходе исследования нам удалось узнать вот что: «Первое обнаруженное упоминание фамилии Гурьевых в Черноречье относится к началу XIX века. Житель села Селищи Мысовской волости (ныне Володарский район) Михаил Гурьев, 1809 года рождения, по непроверенным архивным данным, происходил из крепостных крестьян нижегородских нетитулованных графов Шереметьевых.У него было 5 сыновей: Павел, Василий, Сергей, Петр, Федор и три дочери. В 1830 году селищинцам, по их просьбе, власти отвели новое место жительства. Переселяться их заставила разливавшаяся по весне Ока и озеро Чиритово. Первыми обживать земли отправились коренные жители Селищ - Склянины. За ними на подводах потянулось многочисленное семейство Гурьевых. Так появилась в Черноречье деревня Решетиха. Расположилась Решетиха на берегу Осовца, там обосновалось семейство Михаила Павловича Гурьева. Позже, породнившись с семейными кланами Петелиных, Скляниных, Зайцевых, Пономаревых, Головастиковых, Рябиковых, Гурьевы сыграли в истории Черноречья заметную роль. Прародитель семейства Михаил Павлович умер в 1862 году, похоронили его в церковной ограде Благовещенской церкви (в прошлом на территории Мысовской волости - ныне город Володарск).
У решетян пахотных земель не было, потому сетевязание наряду с отхожими промыслами стало для них главным делом. При 16-часовом рабочем дне опытный вязальщик мог заработать до 4 копеек в день. К 1900 году почти треть населения Балахнинского уезда работали на Гурьевых. Долгими зимними вечерами при тусклом свете керосиновой лампы трудились в своей избе всей семьей. Ссучивали пряжу, вооружившись вязальными иглами, доской-полкой и сошкой, вязали сеточное полотно - морские сети для ловли «белой» рыбы. Из льняной сети делали бершовки, жереховки, судачьи - для речного лова. Готовые сети сдавали в приемные конторы Гурьевых на станции железной дороги Желнино и в Решетихе. Сюда съезжались оптовики, скупая, а затем сбывая решетихинские сети по всему Поволжью, Черноморью.
Семейное дело перешло к Павлу Михайловичу - старшему сыну, пополнившему отцовский капитал за счет выгодной женитьбы. Его богатая невеста Анастасия Герасимовна Склянина - дочь владельца фабрик по производству веревок в Горбатове и Погорелках - была родом из Горбатова. Гурьев взял в приданое 20 тысяч рублей, по тем временам деньги огромные. Когда поехал венчаться, с полдороги завернул коней: забрать приданое, чтобы «не зажали». У Павла Гурьева родились дети: Александр, Алексей, Елизавета и Маргарита. Павел объединил капиталы с новым родственником Скляниным, открыв на паях в июле 1886 года в Астрахани торговый дом под фирмой «Гурьев и Склянин». В его состав вошли магазины, склады с веревками, канатами из Горбатова и Погорелок, рыболовными сетями из Решетихи. Павел Михайлович Гурьев хоть и значился временным астраханским купцом, проживал безвыездно в собственном доме в Решетихе. Справный предприниматель слыл ко всему и щедрым благотворителем: за свою жизнь в родном селении построил школу, избу-читальню, чайную с библиотекой, внес большие деньги на строительство первого народного туберкулезного санатория на станции Желнино. И многое из этого содержал всю жизнь за собственный счет. В вечной погоне «урвать копейку» пролетели годы. Оглянуться не успел, как минуло шестьдесят и подобралась некстати старческая немощь: по причине слабости здоровья отошел от дел, больше думал о душе. Никольский храм, сооруженный им в 1900 году в Решетихе, - благодарность Всевышнему и поклон землякам в знак прощения за грехи, которые пришлось совершить в стремлении к богатству. На том благодеяния не кончились: построил дом для притча, пожертвовал приходу 100 десятин леса «на вечные времена».
На обустройство церкви Павел Михайлович средств не жалел. За попечительство и щедрую благотворительную деятельность Павел Михайлович Гурьев не раз удостаивался наград от земства и правительства Российской империи. Купец скончался в 1912 году, с почестями похоронен в семейном склепе Гурьевых в ограде Никольской церкви в Решетихе». (7) Строительство Свято - Никольского храма В октябре 1895 года на сходе решетихинское крестьянское общество приняло предложение П. М. Гурьева и обратилось с прошением в Нижегородскую консисторию о постройке храма во имя Чудотворца Николая Мирликийского и о назначении строителем П. И. Гурьева. Нижегородский и Арзамасский епископ Владимир одобрил деятельность верующих и поручил епархиальному архитектору А. К. Никитину составить план и проект храма. Пятиглавый храм был спроектирован в модном в ту пору каменном стиле с сохранением древнерусских церковных традиций зодчества XVI-XVII веков — с луковичными куполами и шатровой главой над колокольней. Комиссия от духовной консистории план на постройку каменной церкви и план местности «нашла соответствующими правилам» и 15 июня 1896 года утвердила с единственной оговоркой, «чтобы над трапезной были устроены несгораемые своды». Его архитектура в стиле древнего русского храма пришлась по душе храмосоздателю и землякам. (5). После утверждения плана и проекта храма на 600 посетителей решетихинцы на сходе 14 апреля 1896 года уступили навечно землю под постройку храма, церковных домов для священнослужителей и кладбища. (8). Через два с половиной месяца началась заготовка строительных материалов — кирпича, леса, извести. А 27 июня после крестного хода, возглавлявшегося прибывшим из города Горбатова священником Лебединским, началось строительство церкви. Через 3 года, к осени 1899 года, церковь была полностью построена, но ее законсервировали для просушки на 3 месяца. (5)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|