Глава 1. Священнослужители храма, пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Годы советской власти, прошедшие с октября 1917 года, стали временем беспримерных гонений за веру, превзошедших даже гонения первых веков христианства. Сонмом мучеников преисполнилась Русская Православная Церковь, сохранившая в дни жестоких испытаний чистоту и крепость веры. Духовный опыт мучеников, их страдания, место их гибели святы для нас. По данным архива Нижегородской епархии около двух тысяч священнослужителей погибли от рук большевиков на Нижегородской земле. Глядя на этот список, с горечью замечаем страшную закономерность - годы смерти новомученников земли нижегородской -1918-19 или 1937 год. 37-ой вообще стал для православной церкви черным годом. Горьковская епархия практически перестала существовать - не осталось ни одной церкви. Возрождаться она начала лишь в 44-м - тогда были открыты первые четыре храма, а служили в них батюшки, которых власть вынуждена была освободить из лагерей. Кто испишет имена ваша! Кто поведует миру вся претерпенная вами! (Из службы святым Новомученикам и Исповедникам Российским) Чтобы понять весь трагизм, всю драматичность этой истории нужно попробовать вернуться в те годы. Для священнослужителей годы революции и послереволюционные годы, без преувеличения были сущим адом. Церкви разрушали, взрывали, лики святых заливали кислотой, разворовывали, срывали колокола и кресты... Служителей приходов ждала горькая учесть: либо смерть, либо лагеря. В храме поселка Решетиха тоже были священнослужители, которых не минула эта страшная участь. В ходе исследовательской деятельности мы нашли материалы об этих священниках. 1.Иерей Федор Константинович Вейсов. Иерей Федор Константинович Вейсов родился в 1873 году в селе Серякуши Ардатовского уезда Нижегородской губернии, в семье священника Константина Александровича Вейсова.
В 1892 году окончил курс обучения в уездном Починковском духовном училище. В дальнейшем был определен исполнять должность псаломщика в Троицкой церкви села Старое Поле Нижегородского уезда. Посвящен в стихарь в 1895 году, а через два года был перемещен на должность псаломщика в село Выездная Слобода в Смоленский храм. 28 мая 1900 года Преосвященным Анастасием (Опоцким) епископом Балахнинским псаломщик Федор Вейсов был рукоположен в сан дьякона и назначен служить в Знаменский храм в селе Кечасово Сергачского уезда. Здесь на новом приходе отец Константин стал преподавать в местной церковно-приходской школе. Но, уже на следующий год, он был назначен служить в новый храм в честь Святителя Николая в селе Решетиха, Балахнинского уезда. Этот большой красивый каменный храм местные жители возвели на пожертвования своего земляка, астраханского купца Павла Михайловича Гурьева, освящен он был в 1900 году. Начиная с 1904 год, дьякон Федор Вейсов стал служить на должности псаломщика в храме в честь Рождества Христова в селе Сиуха. Семья отца Федора состояла из четырех человек: матушка Раиса Ивановна (с 1877 г.р.), два сына Борис и Николай и дочь Варвара. В Советский период, 16 февраля 1920 года к этому времени уже вдовый дьякон Федор Вейсов подал прошение на имя епископа Балахнинского Петра (Зверева) о посвящении его в сан священника. «В виду того, что священник отец Иоанн Соколовский уволился из прихода с. Решетиха, я согласно общего желания прихожан иметь меня своим священником, покорнейше прошу Ваше Преосвященство рукоположить меня в сан священника и определить на праздное место к церкви села Решетихи, где я прослужил в сане дьякона почти 20 лет и пользуюсь общенародным расположением». На данном прошение рукою престарелого заштатного пастыря отца Иоанна Соколовского было написано: «…проситель Федор Вейсов вполне достоин священнического сана по своему безукоризненной жизни, долголетней беспорочной и полезной службе и своему истовому, внятному и благоговейному служению». А благочинный священник Евгений Малицкий дополнил к характеристике отца дьякона что он, «прослужил в сане диакона 20 лет вполне беспорочно. Богослужение совершает всегда истово с должным благоговением. Рукоположения в сан священника достоин».
Подали прошение о рукоположение дьякона Федора Вейсова в сан священника и прихожане Никольской церкви села Решетиха. 6 марта 1920 года 47 летний отец Федор прошел необходимые испытания, и подписал так называемую ставленическую грамоту. Чин рукоположения над ним совершал настоятель нижегородского Печерского монастыря священномученик епископ Петр (Зверев). При этом в грамоте рукою Преосвященного было указано о том, что «дьякон о. Федор Вейсов рукоположен мною <…> в сан иерея за Божественной Литургией в Успенском храме Нижегородского Вознесенского монастыря 7 марта 1920 года». Здесь же было указано, что на исповеди духовником у него был иеросхимонах Печерского монастыря Дионисий. Первый раз отец Федор подвергался репрессиям в 1919 году, когда еще служил дьяконом в селе Сиуха. Данный арест был связан с изъятием у него меда и царских золотых монет. Будущий священник всегда держал большую пасеку, в дореволюционное время у него было до 40 ульев, а в Советский период он занимался пчеловодством до 1925 года, пока позволяла новая политика НЭПА. Вторично его арестовали в декабре 1937 года, вместе с другими пастырями Нижегородское епархии по обвинению в том, что: «…он будучи озлобленным по отношению к Советской власти среди населения пос. Решетиха проводил контр-революционную агитацию против мероприятий партии и правительства, распространял слухи о положении внутри страны». Решением Тройки НКВД от 3 января 1938 года на 65 году жизни отец Федор был приговорен к расстрелу. 14 января 1938 года иерей Федор Вейсов был расстрелян. Место его захоронения неизвестно.(10) 2. иерей Фёдор Васильевич Серебровский Биографические сведения: Дата рождения: 12.06.1878 г.
Место рождения: с. Сарлей Дальне-Константиновского района Горьковской области Социальное происхождение: сын служителя религиозного культа (так в документе) Место жительства: ул. им. Горького, д. 178, ст. Сейма, с. Мысы Дзержинского района Горьковской области Состав семьи: вдовец, сын Евгений 35 лет безработный, сын Алексей 27 лет работает в г. Горьком бухгалтером, дочь Надежда 34 года замужем за Николаем Степановичем Дудиным. Образование: окончил полный курс Нижегородской Губернской духовной семинарии (так в документе) Партийность: беспартийный Национальность / гражданство: русский Отношение к воинской повинности: снят с учёта по возрасту Род занятий: священник Николаевской церкви при с. Решетиха Прошлые аресты: в 1920 году задержан на 22 суток за неявку на учёт По настоящему делу арестован: 23.08.1937 г. Приговор: 03.09.1937 г. заседанием Тройки УНКВД по Горьковской области приговорён к расстрелу Дальнейшая судьба: расстрелян в г. Горьком 08.09.1937 г. Кончина: 08.09.1937 г. (10) Церковь про своих новомучеников не забыла. Ей хочется все сохранить, чтобы люди знали, какой ценой досталась свобода верить в Бога. И узнав об этом в храм захотят прийти даже те, кто раньше никогда порог его не переступали. Вера убиенных пережила их. Об этом свидетельствуют часовни и поклонные кресты, вставшие на местах массовых расстрелов и захоронений. "Мы верим, - пишет митрополит Московский и Коломенский Ювеналий, - что христиане, умиравшие под пытками с именем Христа, молившиеся Ему перед расстрелом в тюремных подвалах, скончавшиеся с благодарением Богу за все от голода и тяжких работ в лагерях, стали не жертвой трагической случайности, а положили жизнь свою за Христа». (11) Память об этих жестоких страницах истории нужна и для того чтобы, это никогда не повторилось. «Кто не помнит своего прошлого, у того нет будущего». Это нужно помнить всегда.
Заключение Именно вера в Бога учить нас жить в мире с природой, следуя заповедям совести и разума, заботясь о ближнем, творя добро и борясь со злом, главным образом, подавляя зло в себе. Работа по данной теме помогла, прежде всего, мне самой посмотреть на мир другими глазами, заглянуть внутрь себя, многое понять и переосмыслить. Хочется продолжить библейскую фразу «Красота спасет Мир, ибо Красота есть Бог». Да, красота, вера и любовь спасут Мир, но для этого нужен постоянный духовный труд. Не слова, а поступки. История своего народа, своей страны всегда волновала умы людей. Каждое новое поколение приносит что-то своё в развитие общества, страны. В своей работе я провела исследование актуальной, на мой взгляд, темы. Изучение данной темы продиктовано не только личной, но и общественной потребностью восстановить утраченные страницы духовного наследия поселка, родного края. Возрождение храмов поможет в преодолении оторванности молодого поколения от исторических судеб России, от ее духовного наследия. Тогда Россия не только возродится, но и станет процветающей. Каким только гонениям не подвергалась церковь! Ее пытались разрушить извне. Ее пытались разложить изнутри… Какие только общества, организации и учреждения не возникали среди людей за два долгие тысячелетия. Но все это приходило и уходило, а церковь Христова стояла и стоит. Значит – и дальше будет стоять, а вместе с ней будет стоять и наша страна.
Конечно, уже много времени прошло, закончился советский период в истории России ознаменовавшийся гонениями на церковь. Но забывать то, что было, не стоит, это наше прошлое, мы должны его знать, возможно, для того, чтобы не повторить таких ошибок в будущем. На основе собранного материала можно сделать вывод, что исторические события и политика государства повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение храма. Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, я пришла к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков - одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим. Ссылки и сноски 1. Абрамовский В. Не хлебом единым…//Знамя.1992. – №142,- С.3. 2. Абрамовский В. Новый,1936 год в Решетихе // Знамя – 2009 - №142,-С.3 3. Володарский район Нижегородской области. Путеводитель // Справочное Информационное Тематическое Издание. Нижний Новгород: издательство Кварц, 2006. - С 35. 4. Никольский А. Закладка храма в деревне Решетиха Балахнинского уезда // Нижегородский листок. - 1900.-№56.-С.3 5. Терехов Б. Никольская церковь // Знамя,2007 - №36. -С.11-13
6. Тюсова Р. Д. Фабрика с вековой историей. Володарск,2009. - С.3-4 7. Хохлова Р. Второе рождение // Знамя, 1991 – №101. - С.3 8. Ленин В.И. Пол. собр. соч. Т.34. -М,1976.-С.345 9. Документы Дзержинской городской парторганизации, лист 18 10. По материалам Комиссии по канонизации Нижегородской митрополии. 11. Издание Комиссии Священного Синода РПЦ по канонизации святых. 1991. С. 29-30). Литвин А.Л. «Красный и Белый террор в России в 1917-1922 годах») Электронные ресурсы. 12. Семейные тайны купцов Гурьевых (http://dzer.ru/6194-semeynye-tayny-kupcov-gurevyh.html) 13. Акифьев Н. А. Церковь Николая Чудотворца поселка Решетиха Нижегородской области(http://www.proshkolu.ru/user/Nikolai64469/file/268393/)
Список использованной литературы 1. Абрамовский В. Не хлебом единым…//Знамя.1992. – №142. 2. Володарский район Нижегородской области. Путеводитель // Справочное Информационное Тематическое Издание. Нижний Новгород: издательство Кварц, 2006. 3. Издание Комиссии Священного Синода РПЦ по канонизации святых. 1991.-С. 29-30 4. Литвин Л. А. Красный и белый террор в России 1918—1922 гг.- Казань, 1995. 5. Никольский А. Закладка храма в деревне Решетиха Балахнинского уезда // Нижегородский листок. -1900.-№56.-С.3 6. Сайт Нижегородской Епархии www.nne.ru 7. Становова Л. Они пострадали за веру//Нижегородская правда. - 2008. -№135. - 29 ноября. - С 48 8. Терехов Б. Никольская церковь // Вырезка из газеты (название газеты и дата выпуска неизвестны) 9. Тюсова Р. Д. Фабрика с вековой историей. - Володарск, 2009. 10. Хохлова Р. Второе рождение // Знамя, 1991 – №101. 11. Филатов Н.Ф. Веси Нижегородского края - Н.Новгород,1999. 12. Семейные тайны купцов Гурьевых (http://dzer.ru/6194-semeynye-tayny-kupcov-gurevyh.html) 13. Акифьев Н. А. Церковь Николая Чудотворца поселка Решетиха Нижегородской области(http://www.proshkolu.ru/user/Nikolai64469/file/268393/)
Приложения
Вид храма села Решетиха 01.12.1901
Вид храма села Решетиха 01.12.1901
Храм поселка Решетиха 2012г.
Детская площадка при храме 2012г.
Вид храма поселка Рештиха 2010г.
Вид храма поселка Решетиха 1930г.
Территория храма поселка Решетиха 2011 Внутреннее убранство храма 1930
Храм поселка Решетиха 1975г. Внутреннее убранство храма 1930г.
Вид храма поселка Решетиха 1937г. Внутреннее убранство храма 1930г.
Вид на Алтарь 1930г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|