Лабораторно-практическое занятие № 3
«Методика организации педагогического взаимодействия»
Содержание занятия:
1. Повторение теоретических основ:
· педагогическое воздействие и педагогическое взаимодействие;
· методы педагогического взаимодействия;
· ситуация успеха;
· педагогическое требование
· особенности индивидуального педагогического воздействия в конкретной ситуации;
· особенности создания ситуации успеха и предъявления педагогического требования.
2. Тренинг создания ситуации успеха и предъявления педагогического требования.
1) Создание ситуации успеха:
а) найти в словарях и выписать в тетрадь толкование понятий: «успех», «неуспех», «неудовлетворенность», «достоинство», «ситуация успеха»;
б) вспомните реальные ситуации успеха и неуспеха в учебной
деятельности, в жизни;
в) предложите для вашего однокурсника ситуацию успеха и неуспеха;
г) назовите условия, способствующие созданию ситуации успеха;
д) назовите приемы, помогающие созданию атмосферы доброжелательности.
Игровые ситуации:
· мотивируйте однокурсника на плодотворную работу;
· воспользуйтесь скрытой инструкцией при выполнении подростком работы по благоустройству школьной территории;
· примените метод авансирования по отношению к неуспевающему школьнику;
· расскажите сказку воспитанникам для соблюдения тишины во время тихого часа;
· оцените рассказ подростка о летних впечатлениях;
· составьте 4-5 фраз (предложений), свидетельствующих о Вашем
хорошем расположении к собеседнику (ребенку, взрослому – коллеге, родителю, педагогу).
Упражнения:
· Вы увидели плачущего ребенка - Какова стратегия Вашего поведения?
· Вы присутствуете на контрольной работе, учителя неожиданно вызвали с урока – Какова стратегия Вашего общения с учащимися?
· Ребенок опаздывает на урок – Какова Ваша реакция?
· Завуч входит в класс во время урока и садится на последнюю парту рядом с Вами – Какова Ваша реакция?
· Во время Вашего разговора с «трудным» подростком к Вам в кабинет заходит завуч – Каковы Ваши действия?
2) Предъявление требования
а) найти в словаре и выписать в тетрадь толкование понятий: «социальная норма», «требование», «социальные связи»;
б) в чем, по-Вашему мнению, состоит специфика педагогического требования?
в) выявить соотношения между предъявлением требований и
требовательностью как качеством личности; указать виды требований, заполнив таблицу:
д) составить схему предъявления требований;
е) перечислить и обосновать правила предъявления требований;
ж) назвать педагогически допустимые формы предъявления требования.
Упражнения:
· Подумайте, почему одних взрослых дети слушаются, других – нет?
· Попробуйте рассмотреть правила предъявления требования с точки зрения демонстрации уважения к ребенку:
Ø доводить требование до логического конца – значит, …
Ø сопровождать требование инструкцией – значит, …
Ø предлагать положительную программу действий – значит, …
Ø предъявлять лишь доступные требования – значит, …
Ø при необходимости переакцентировать внимание на детали – значит, ….
· Разбившись на микрогруппы (4-5 человек), распределить роли (педагог, послушный ребенок, нарушитель спокойствия, робкий и т.д.) и проиграть одну из предложенных ситуаций:
Ø сесть всем в полукруг и внимательно выслушать условия игры;
Ø приветствовать вошедшего в класс незнакомого человека;
Ø рассказывать сказку по цепочке, поочередно произнося одну фразу;
Ø организовать утренний подъем и зарядку в лагере;
Ø отправиться в столовую после проведения веселых стартов;
Ø помирить двух подруг, не поделивших игрушку;
Ø обеспечить посещение подростками мероприятия о вреде наркотиков и т.д.
· Обсудить выполненное упражнение.
Результаты лабораторно-практического занятия: в письменном виде оформленная рефлексия «Теперь я не боюсь, что меня не будут слушаться дети, потому что…» («Теперь я еще больше боюсь, что меня не будут слушаться дети, потому что…»).
Литература
Основная: 3,5,6
Дополнительная: 1,2, 5,6,9, 14, 16, 26.
План-график самостоятельной работы студентов
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВЫПОЛНЯЮТСЯ ПО ИСТОЧНИКУ:
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса [Электронный ресурс]: электрон. учеб. пособие: хрестоматия: направл. подгот. "050400 Психол.-пед. образование" (Профиль "Психология и соц. педагогика") / ПГГПУ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО "Перм. гос. гум.-пед. ун-т"; [авт.-сост. Е. О. Федотова]. - Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2013.
Выполняются оба задания!
№
п/п
| Раздел
дисциплины курса
| Формы
самостоятельной работы
| Сроки
(неделя семестра)
| Форма
контроля
| |
|
1.
| Сущность психолого-педагогического взаимодействия
| Задания 4,8
|
| Письменный ответ
| |
2.
| Участники и субъекты взаимодействия в образовательном процессе
| Задания 2,4
|
| 1. Письменный ответ.
2.Таблица, список
источников по теме;
| |
3.
| Педагогическое общение как форма взаимодействия
| 1. Провести диагностику своих индивидуальных коммуникативных способностей с помощью следующих диагностических методик:
1. Оценка уровня общительности (тест В.Ф.Ряховского).
2. Тест оценки коммуникативных умений.
3. Тест на оценку самоконтроля в общении (М.Снайдер).
Обработать и проанализировать результаты, назвать выявленные коммуникативные проблемы и пути их решения
2. Задание 8.
|
| 1. Результаты диагностики предъявляются на лабораторной работе № 1
2. Письменный ответ
| |
4.
| Межличностные отношения как результат педагогического взаимодействия
| Задания 5,6 +
Изучить и законспектировать один источник.
|
| 1. Предъявление на занятии.
2. Список статей.
3. Конспект в рабочей тетради.
| |
5.
| Совместная деятельность педагогов и обучающихся как способ реализации педагогического взаимодействия
|
Задание 7, 10.
|
| 1. Письменный ответ
2. Предъявление на лабораторном занятии с проведением в группе.
| |
6.
| Методика организации взаимодействия в образовательном процессе
| 1. Задание 12
2. Описать возможности использования ИКТ при взаимодействии социального педагога с другими участниками образовательного процесса
|
| Эссе
Письменный ответ
| |
7.
| Особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса в различных учреждениях и на различных возрастных этапах
| 1.Подготовка презентации по вопросам семинара.
2. Задание 5.
|
| 1.Предъявление на занятии.
2.Письменный ответ
| |
Таблица «Субъекты образовательного процесса»*
Образовательное учреждение
| Субъекты
образовательного процесса
| Функции
субъектов образовательного процесса
| Основные направления деятельности
|
Дошкольное образовательное учреждение
|
|
|
|
Общеобразовательное учреждение
|
|
|
|
Учреждение дополнительного образования
|
|
|
|
Учреждение профессионального образования
|
|
|
|
Приложение
Тест В.Ф. Ряховского.
1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли вас из колеи ее ожидание?
1. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?
2. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступать с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-нибудь вопрос)?
7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 10 рублей, которые занял несколько месяцев назад?
9. В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув, тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения...?
12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?
14. Услышав где-нибудь в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?
15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?
Теперь рекомендуется самому оценить ответы: за каждое «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0. Затем общее число очков суммируется и по классификатору определяется, к какой категории людей вы относитесь.
30—32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям тоже нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергает вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только недовольством — в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности вы обретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14—18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время вы не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.
9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы можете себя заставить не отступать.
4-8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской. Задумайтесь над этим!
3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с вами. Да, вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительнее откоситесь к людям; наконец, подумайте и о своем здоровье — такой стиль жизни не проходит бесследно.
^ Тест на оценку самоконтроля в общении
(Тест разработан американским психологом М.Снайдером)
Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву «В», если неверным или преимущественно неверным — букву «Н».
1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.
2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
10. Я не всегда такой, каким кажусь.
Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.
^ Подсчет результатов.
По одному баллу начисляется за ответ «Н» на 1, 5 и 7-й вопросы и за ответ «В» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы искренне отвечали на вопросы, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее:
0— 3 балла — у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.
4—6 баллов — у вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но несдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.
^ 7— 10 баллов — у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете ситуацию и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.
^ Тест оценки коммуникативных умений
Вариант I.
Инструкция: Отметьте ситуации, которые вызывают у вас неудовлетворение, досаду, раздражение при беседе с любым человеком — будь то ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник.
Варианты ситуаций.
1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть, что сказать, но нет возможности вставить слово.
2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.
3.Собеседник никогда не смотрит в лицо во время разговора, и я не уверен, слушает ли он меня.
4. Разговор с таким партнером часто вызывает чувство пустой траты времени.
5. Собеседник постоянно суетится, карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова.
6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство недовольства и тревоги.
7. Собеседник постоянно отвлекает меня вопросами и комментариями.
8. Что бы я ни сказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.
9.Собеседник всегда старается опровергнуть меня.
10. Собеседник передергивает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание.
11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться.
12. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.
13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.
14. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним: играет сигаретой, протирает стекла и т.д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.
15. Собеседник делает выводы за меня.
16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.
17. Собеседник всегда смотрит на меня очень внимательно, как говорят, не мигая.
18. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это меня беспокоит.
19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.
20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.
21. Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.
22. Собеседник часто глядит на часы во время разговора.
23. Когда я вхожу в кабинет, он бросает все дела и все внимание обращает на меня.
24. Собеседник ведет себя так, будто я мешаю ему делать что-нибудь важное.
25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы с этим не согласны?»
^ Обработка и интерпретация результатов.
Подсчитайте процент ситуаций, вызывающих у вас досаду и раздражение.
70% — 100% — вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.
40%—70% — вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям. Вам еще недостает некоторых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.
10%—40% — вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с вами будет еще приятнее.
0 %— 10% — вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.
^ Вариант II.
Инструкция: «На 10 вопросов следует дать ответы, которые оцениваются»:
«почти всегда» — 2 балла;
«в большинстве случаев» — 4 балла;
«иногда» — 6 баллов;
«редко» — 8 баллов;
«почти никогда» — 10 баллов.
Список вопросов.
i. Стараетесь ли вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неинтересны вам?
b. Раздражают ли вас манеры вашего партнера по общению?
3. Может ли неудачное выражение другого человека спровоцировать вас на резкость или грубость?
4. Избегаете ли вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым вам человеком.
5.Имеете ли вы привычку перебивать говорящего?
6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?
7. Меняете ли вы тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?
8. Меняете ли вы тему разговора, если он коснулся неприятной для вас темы?
9. Поправляете ли вы человека, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы?
10. Бывает ли у вас снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к собеседнику?
^ Обработка и интерпретация результатов.
Чем больше у вас баллов, тем в большей степени развито умение слушать.
Обычно средний балл слушателей составляет 55 баллов. Если набрано более 62 баллов, то слушатель — «выше среднего уровня».
Основная литература
№ п/п
| Автор и название литературного источника
| Выходные данные
|
1.
| Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М.
| Педагогика, учеб. пособие для студентов вузов.- М.:»Академия», 2009.
|
2.
| Зимняя И.А. Педагогическая психология
| М.:Логос, 2004
|
3.
| Лихачев Б. Т. Педагогика.
| Курс лекций.- М.: ВЛАДОС, 2010.- [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.biblioclub.ru/; http://e.lanbook.com
|
4.
| Педагогика
| Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А.П. Тряпицыной.- СПб.: Питер, 2013.
|
5.
| Подласый И. П.
Педагогика.
| В 3-х книгах. Кн. 1: Общие основы.-М.:ВЛАДОС, 2008.- [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.biblioclub.ru/
|
6.
| Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
| [Электронный ресурс]: электрон. учеб. пособие: хрестоматия: направл. подгот. "050400 Психол.-пед. образование" (Профиль "Психология и соц. педагогика") / ПГГПУ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО "Перм. гос. гум.-пед. ун-т"; [авт.-сост. Е. О. Федотова]. - Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2013.
|
7.
| Сластенин В.А. Исаев И. Ф, Мищенко А.И.
| Педагогика, учеб. пособие для студентов пед. учеб. Заведений.- М., 2004
|
Дополнительная литература
№ п/п
| Автор и название литературного источника
| Выходные данные
|
1.
| Байкова Л. А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии
| М., 2001
|
2.
| Барабанова З.П. Организация образовательного взаимодействия между педагогом и учащимися
| // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 1 – С. 40-42.- [Электронный ресурс].- Режим доступа:www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=2857(дата обращения: 23.02.2013).
|
3.
| Белкина В. Н.
Сущность и типы педагогического регулирования взаимодействия детей дошкольного возраста
| [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/11_1/
|
4.
| Витвицкая Л. А. Образовательное взаимодействие как механизм общения
| Известия Самарского научного центра Российской Академии наук.- 2009.- Т.11.- № 4(3).- [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.ssc.smr.ru/izvestiya.shtml
|
5.
| Данилина Т. А., Стенина Н. М.
Социальное партнерство педагогов, детей и родителей.
| Пособие для практических работников ДОУ. — М.: Айрис-пресс, 2004.— 112с.— (Дошкольное воспитание и развитие); То же.- [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://rudocs.exdat.com/docs/index-65264.html
|
6.
| Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения
| М., 1998.
|
7.
| Иванова О.А., Доронина Н.А.
Организация социально-педагогического взаимодействия в современном социуме
| учебно-методическое пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. З.И.Колычевой. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И.Менделеева, 2012.- [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.tgspa.ru/info/study/pedagog/odo/socium.pdf
|
8.
| Казакова Е.П. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике
| // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка.- СПб.: Питер, 1998.
|
9.
| Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении
| М.:Просвещение, 1987
|
10.
| Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие
| Балашов: Николаев, 2005. — 76 с.
|
11.
| Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие
| М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с
|
12.
| Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (Приложения к письму Минобразования России от 31.01.2001 г. № 90/30-16)
| // Воспитать человека. – М.: Вента-Графф, 2002. – с. 352-358; То же [Электронный ресурс].- Режим доступа.- http://do.gendocs.ru/docs/index-202222.html
|
13.
| Овчарова Р.В. Справочная книга по социальной педагогике
| М., 2001
|
14.
| Олешков М. Ю. Вербальная агрессия учителя в процессе педагогического общения
| // Стандарты и мониторинг в образовании, 2005, № 2. – С. 43-50
|
15.
| Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /С.А.Смирнов, Е.Н.Шиянов; под ред.С.А.Смирнова
| 4-е изд., испр.- М.: Изд.центр «Академия», 2001
|
16.
| Пестрикова О.Н. Взаимодействие субъектов образовательного процесса как условие формирования их компетентности
| [Электронный ресурс].- Режим доступа.- http://festival.1september.ru/articles/511839/
|
17.
| Подмазин С.И. Психолого-педагогическое взаимодействие в образовательном пространстве
| Материалы конференции«Детство в современном мире: Первые 7 лет и вся жизнь»/ С.И. Подмазин, Е.Н. Сыроватко.-[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.ukrdeti.com/firstforum/p45.html
|
18.
| Санникова А.И., Коробкова В.В. Комплексное сопровождение детей и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации: теоретико-методологический аспект исследования
| Современные исследования социальных проблем, Красноярск, №9 2013
|
19.
| Седова Л. Н., Толстолуцких Н. П. Теория и методика воспитания: конспект лекций
| М.: «Высшее образование», 2006. – 206 с.; То же [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://dalib.ru/b/sedova_teoriya_i_metodika_vospitaniya_konspekt_lektsiy/1
|
20.
| Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов вузов
| М.: Изд.центр «Академия», 2002
|
21.
| Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе
| учеб. пособие для вузов/ под ред. В.А. Сластенина.- М., 2000
|
22.
| Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей
| М.: Арти, 2005.
|
23.
| Успенский В. Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов вузов
| .- М.: ВЛАДОС, 2008.- [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://e.lanbook.com
|
24.
| Хуторянская Т.В. Сотрудничество педагогов и семьи в условиях современной школы
| Ярославский педагогический вестник.- 2010.- № 1; То же [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=936816
|
25.
| Шилова Е.В. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение ребенка - необходимое условие полноценного развития и социальных гарантий в области образования
| // Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Здравый смысл и достоинство в школе". - М.: Генезис, 1998.- С. 41-43.
|
26.
| Шипицына Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста
| СПб., 2003
|
27.
| Широкова Е.Ф., Шептенко П. А. Теоретико-психологические основы личностно-ориентированного педагогического взаимодействия
| [Электронный ресурс].- Режим доступа http://www-old.informika.ru/text/magaz/pedagog/pedagog_11/tpo.html
|
28.
| Яркова Т.А. Педагогика
| учеб. пособие для студ. педагог. ин-та по направлениям образования (бакалавриат) / Т.А. Яркова, Н.А. Палихова.– Тюмень: ОАО «Тюменский издательский дом», 2010; То же [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://tgspa.ru/info/study/pedagog/posobie.pdf
|
29.
| Иванов А. В.
Социальная педагогика
| учеб. пособие// А. В.Иванов, С. В.Алиева, А. Б.Белинская.- М.: Дашков и Ко, 2011. - 424 с. – То же [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.biblioclub.ru/; http://e.lanbook.com/
| |
Воспользуйтесь поиском по сайту: