Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Равновесие в краткосрочном периоде.




Равновесие на конкурентном рынке.

 

Математически рыночное равновесие в краткосрочном периоде можно представить следующим образом:

(6.3)
   

Графически рыночное равновесиеможно представить как точку пересечения кривой спроса с кривой предложения (рис. 6-1), где P* - равновесная цена товара (услуги), Q* - равновесное количество товара (услуги).


Рынок находится в равновесии, если цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести по этой цене, в точности совпадает с количеством товара, которое продавцы готовы продать по этой цене. Такая цена называется равновесной ценой.

 

 

Информационная функция рыночных цен. Цены служат для продавцов и покупателей главным источником информации о положении дел на рынке, о соотношении объемов спроса и предложения. Если цены растут, значит, товаров на рынок поступает меньше, чем покупатели готовы приобрести при первоначальном уровне цен. Если цены падают, значит, товаров на рынок поступает больше, чем покупатели готовы приобрести при первоначальном уровне цен. Если цены остаются неизменными, значит, на рынок поступает столько товаров, сколько покупатели готовы приобрести при данном уровне цен.

Дефицит возникает, когда цена товара ниже равновесной цены и объём спроса (Qd) превышает объём предложения (QS). Размер дефицита равен разности между количеством товара, которое покупатели хотят приобрести по данной цене, и количеством товара, которое продавцы согласны продать по этой цене (рис. 6-2). Если государство не фиксирует цену на данном отраслевом рынке, то при наличии дефицита конкурирующие покупатели, не будучи в состоянии получить нужное им количество товара по данной цене, начинают предлагать более высокие цены. Продавцы, видя, что покупатели готовы платить больше, начинают повышать цены. По мере того, как цены растут, объём спроса уменьшается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет равновесного уровня - Р*.

Сегодня многие люди пожилого возраста с ностальгией вспоминают, что в Советском Союзе были очень низкие цены на товары потребительского назначения. В конце 70-х годов ХХ века вареная колбаса стоила 1,7-2,9 руб./кг, копченая колбаса – 3,0-5,0 руб./кг, горбуша горячего копчения – 3,5 руб./кг, шоколадные конфеты – 3,5-6,5 руб./кг, банка красной икры – 3,5-4,2 рублей. При этом студенческая стипендия составляла от 40 до 55 руб./мес., зарплата инженера – от 130 до 170 руб./мес., пенсия – от 50 до 132 рублей в месяц. Однако мало, кто помнит, что все, перечисленные выше, продукты питания были дефицитным товаром. За сыром, шоколадными конфетами и вареной колбасой выстраивались длинные очереди, а сырокопченую колбасу, икру, белую и красную рыбу купить было нельзя, их можно было только «достать по большому блату».

Избыток (перепроизводство) возникает, когда цена товара выше равновесной цены и объём предложения (QS) превышает объем спроса (Qd). Размер перепроизводства равен разности между количеством товара, которое продавцы хотят продать по данной цене и количеством товара, которое покупатели согласны приобрести по этой цене (рис. 6-3). Если государство не контролирует цену на данном отраслевом рынке, то при наличии перепроизводства конкурирующие продавцы, видя, что происходит накопление нераспроданных товаров, начинают снижать цены. По мере того, как цены падают, объём спроса растёт, а объём предложения снижается до тех пор, пока не будет достигнуто рыночное равновесие.

Пример: регулирование авиаперевозок в США. [1]

В 1976-1981 гг. авиаобслуживание в США значительно изменилось. До этого времени тарифы и маршруты жестко регулировались Управлением гражданской авиации. Управление установило плату за перевозки существенно выше той, которая преобладала бы на свободном рынке. Оно также ограничило вступление в дело, и многие авиалинии обслуживались только одной или двумя компаниями. В 1978 г. Управление разрешило авиакомпаниям устанавливать плату на 10% выше или на 50% ниже стандартной цены на билеты, а в 1980 г. эти пределы расширились. Управление предоставило авиакомпаниям возможность обслуживать любые маршруты, и с той поры появилось много новых авиакомпаний. И хотя цены значительно снизились (принося огромную выгоду потребителям), общая прибыль существенно не упала, так как цены, установленные Управлением, были причиной неэффективности и искусственно высоких издержек.

Нормирующая функция рыночных цен: когда цены достигают равновесной величины они «нормируют» потребление товаров в том смысле, что все покупатели, которые хотят приобрести товары по данной рыночной цене, получают к ним лёгкий доступ. В то же время, все продавцы, которые хотят продать товар по данной цене, легко найдут покупателей для своих товаров. Цены нормируют и распределение факторов производства по отраслям. Если ресурсы могут свободно перемещаться из отрасли в отрасль, ценовой механизм обеспечивает их перемещение их тех отраслей, где они избыточны (объем предложения превышает объем спроса) в те отрасли, где их недостаточно (объем спроса превышает объем предложения).

 
 

Механизм цен в рыночной экономике является основным координационным механизмом. Это - «невидимая рука», которая позволяет рыночной экономической системе координировать деятельность сотен миллионов людей без централизованного руководства. Если спрос и предложение не меняются, и рынок находится в состоянии равновесия, то у его участников нет причин изменять ни количества товаров, ни цены. Любой отход от цены равновесия приводит в действие некоторые силы, чтобы вернуть рынок в прежнее или новое равновесное состояние. Таким образом, если цены не устанавливаются правительством на некотором фиксированном уровне, то рынок, являясь саморегулирующейся системой, автоматически приводит себя в состояние равновесия.

Изменения рыночного спроса и рыночного предложения приводят систему к новому рыночному равновесию. Если рыночный спрос растёт, кривая спроса D0 перемещается вправо - в положение D1. Тогда и равновесная цена, и равновесный объём продаж увеличиваются (рис. 6-4 (а)). Падение рыночного спроса перемещает кривую спроса влево; равновесная цена и равновесный объём продаж снижаются (рис. 6-4 (b)).При росте рыночного предложения кривая предложения S0 сдвигается вправо в положение S1. В этом случае цена товара снижается, а равновесный объем продаж увеличивается (рис. 6-4 (с)). При уменьшении рыночного предложения и перемещении кривой рыночного предложения влево цена товара растёт, а равновесное количество продаж сокращается (рис. 6-4 (d)).

В рыночных сделках участвуют, по меньшей мере, две стороны – покупатели товара и продавцы товара. При этом обе ст о роны в результате купли-продажи товара получают выигрыши. Чтобы определить выигрыш покупателей, вспомним, что кривая рыночного спроса показывает не любую, а максимальную цену, по которой потребители готовы приобрести данное количество товара при прочих равных условиях.

Выигрыш потребителей (потребительский излишек) – это разность между максимальной суммой денег, которую потребители готовы заплатить за данное количество товара, и их действительными расходами, основывающимися на текущей рыночной цене этого товара. На рис. 6-5 выигрыш потребителей представлен площадью треугольника, обозначенного CS.

Чтобы определить выигрыш производителей, вспомним, что кривая рыночного предложения показывает не любую, а минимальную цену, по которой производители готовы продать данное количество товара при прочих равных условиях.

Выигрыш производителей (излишек производителей) – это разность между их реальной выручкой, полученной от реализации данного количества товара по текущей рыночной цене, и минимальной суммой денег, за которую производители согласились бы продать данное количество товара. На рис. 6-5 выигрыш производителей представлен площадью треугольника, обозначенного PS.

Общественное благосостояние - общий выигрыш экономических агентов на данном рынке обозначим: SW=CS+PS.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...