Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жизненный цикл (ЖЦ) КИС. Модели жизненного цикла КИС: каскадная, спиральная.




Понятие жизненного цикла программного обеспечения (ЖЦ ПО) является одним из базовых в программной инженерии. Жизненный цикл программного обеспечения определяется как период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания ПО и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации.

В соответствии со стандартом ISO/IEC 12207 все процессы ЖЦ ПО разделены на три группы:

1. пять основных процессов (приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение);

2. восемь вспомогательных процессов, обеспечивающих выполнение основных процессов (документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, верификация, аттестация, совместная оценка, аудит, разрешение проблем);

3. четыре организационных процесса (управление, создание инфраструктуры, усовершенствование, обучение).

Под моделью ЖЦ ПО понимается структура, определяющая последовательность выполнения и взаимосвязи процессов, действий и задач на протяжении ЖЦ. Модель ЖЦ зависит от специфики, масштаба и сложности проекта и специфики условий, в которых система создается и функционирует.

В состав жизненного цикла ПО обычно включаются следующие стадии:

1. Формирование требований к ПО. 2. Проектирование. 3. Реализация. 4. Тестирование.

5. Ввод в действие. 6. Эксплуатация и сопровождение.

7. Снятие с эксплуатации.

Принципиальной особенностью каскадного подхода является следующее: переход на следующую стадию осуществляется только после того, как будет полностью завершена работа на текущей стадии, и возвратов на пройденные стадии не предусматривается. Каждая стадия заканчивается получением некоторых результатов, которые служат в качестве исходных данных для следующей стадии.

Преимущества применения каскадного способа заключаются в следующем:

• на каждой стадии формируется законченный набор проектной документации, отвечающий критериям полноты и согласованности;

• выполняемые в логичной последовательности стадии работ позволяют планировать сроки завершения всех работ и соответствующие затраты.

Недостаток: процесс создания ПО носит, как правило, итерационный характер: результаты очередной стадии часто вызывают изменения в проектных решениях, выработанных на более ранних стадиях. Таким образом, постоянно возникает потребность в возврате к предыдущим стадиям и уточнении или пересмотре ранее принятых решений.

Для преодоления перечисленных проблем в середине 80-х гг.была предложена спиральная модель ЖЦ.

Ее принципи альной особенностью является следующее: прикладное ПО создается не сразу, как в случае каскадного подхода, а по частям с использованием метода прототипирования. Под прототипом понимается действующий программный компонент, реализующий отдельные функции и внешние интерфейсы разрабатываемого ПО. Создание прототипов осуществляется в несколько итераций, или витков спирали. Каждая итерация соответствует созданию фрагмента или версии ПО, на ней уточняются цели и характеристики проекта, оценивается качество полученных результатов и планируются работы следующей итерации. На каждой итерации производится тщательная оценка риска превышения сроков и стоимости проекта, чтобы определить необходимость выполнения еще одной итерации, степень полноты и точности понимания требований к системе, а так-же целесообразность прекращения проекта.

 


 

Этапы проектирования КИС

Под проектированием КИС понимается процесс разработки технической документации, связанный с организацией автоматизированной информационной технологии.

Документ, полученный в результате проектирования, носит название проект.

Цель проектирования – подбор технического и формирование информационного, математического, программного и организационно-правового обеспечения.

Этапы развития КИС:

1. Анализ первичных требований и планирование работ.
Оценить 1) преимущества внедрения данной системы
2) временные затраты
3) обосновать стоимость

2. Проведение обследования деятельности предприятия.
Определение организационной и топологической структуры предприятия, бизнес-процессов, анализ распределения функций по подразделениям и сотрудникам, уровня автоматизации и др.

3. Построение и анализ моделей деятельности предприятия.
Строятся 2 модели на языке IDEF0 – „модель как есть“ и «модель как будет». Переход от одной модели к другой осуществляется обычно 2-мя путями:
1) совершенствованием технологии на основе оценки эффективности («мягкий» реинжениринг)
2) радикальным изменением технологии и переосмыслением бизнес-процесса («жесткий» реинжениринг).

4. Разработка системного проекта (модели требований к будущей системе) или технического задания.

Техническое задание – это документ, утвержденный в установленном порядке, определяющий цели, требования и основные исходные данные, необходимые для разработки автоматизированной системы управления, и содержащий предварительную оценку экономической эффективности системы.

5. Техническое проектирование (разработка технического проекта).
Технический проект – совокупность взаимосвязанной документации по всем трем структурным частям (общесистемной, функциональной и обеспечивающей) новой автоматизированной информационной технологии управления.

Этап разделяется на 2 стадии:

– проектирование архитектуры технологии, включающее разработку структуры и интерфейса компонент (АРМ), согласование функций и технических требований к компонентам, определение информационных потоков между основными компонентами, связей между ними и внешними объектами;

– детальное проектирование, включающее разработку спецификации каждой компоненты, требований к компонентам, а также построение иерархии модулей и меэмодульных взаимодействий, проектирование внутренней структуры моделей.

6. Ввод в действие разработанной информационной технологии (опытная эксплуатация, устранения замечаний по результатам опытной эксплуатации, промышленная эксплуатация).


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...