Все начинается с потери связи. Причины насилия
Сегодня в нашем обществе большинство актов насилия совершается молодыми мужчинами против других молодых мужчин. Жестокость - это наиболее очевидный и тревожащий результат того процесса, который был начат, когда мальчика вытолкнули но взрослый мир слишком рано и без достаточной любви и поддержки. Он утрачивает контакт, прячется под маской и выражает единственную "приемлемую" мужскую эмоцию - злость. Когда злости накопится слишком много, она может перерасти н жестокость - жестокость по отношению к себе, к другим, к обществу. Насилие, таким образом, это последнее звено цепи, начало которой - разъединенность. Жестокость также связана со стыдом и честью. Для многих мальчиков неумение драться или отказ драться, когда их к этому принуждают, может быть расценено как недостойное, как знак сомнительной мужественности. Они учатся драться и уничтожать других, тех, кто может быть младше, слабее или не так искусен в борьбе, и таким образом наши юные агрессоры стараются соблюдать правила старого Мальчишеского кодекса, который призывает их делать все, что только возможно, чтобы отстоять свою честь и избежать стыда. Мы уже говорили о чрезвычайной чувствительности мальчиков к стыду и о том, что своей отчужденностью они защищаются от него. Жестокость - это попытка шагнуть еще дальше: победить стыд и бесчестье агрессией, нападками на других людей.
Мир насилия
Большинство из нас думает, что насилие - это про чьих-то чужих детей. Мы представляем себе жестокость как какой-то параллельный мир, населенный уличными бандитами, преступными группировками, серийными убийцами, порочными насильниками - такими отбросами общества, к которым не имеют отношения наши дети или дети наших знакомых. Но начните опрашивать всех подряд, и вы неожиданно узнаете, что, оказывается, с насилием сталкивался кто-то из близких любой семьи. Дядя адвоката совершил самоубийство. Студент престижного университета был загадочным образом убит. Менеджер магазина пострадал в автомобильной аварии поздней ночью. Друг семьи обвинен в издевательствах над женой. Девятилетний ребенок погиб в аварии, катаясь на велосипеде. Четверо ни в чем не повинных учеников и их учитель хладнокровно убиты посреди школьного дня утром во вторник, как говорят, от рук двух парней из Арканзаса.
Правда в том, что мы все живем в мире насилия, и наши мальчики особенно уязвимы перед разнообразными его проявлениями. Небольшое количество мальчиков принимает участие в совершении самых тяжелых преступлений или же становится их жертвой. Но почти каждый из нас становится свидетелем жестокости в той или иной форме: в школе, на улице, в выпуске новостей, в телепрограмме, в кино, на экране компьютера, в книгах и журналах и, к несчастью, слишком часто - дома. Большинство родителей сталкивается с проблемой жестокости довольно рано, равно как и каждый мальчик сталкивается с ней сам. Задача родителей - уловить разницу между активностью, которую мальчики любят, и жестокостью, которая большинству из них чужда, и помочь мальчику держаться правильной стороны и видеть разделяющую их границу. В какой момент дружеская потасовка становится дракой? Когда подшучивание переход в буллинг? Где смелость переходит черту, отделяющую ее от бессмысленного безрассудства? Мы, родители, должны поощрять стремление наших мальчиков к действиям, но удерживать их от пополнения статистики, отражающей уровень насилия в нашем обществе. Мы можем сделать это, используя силу привязанности, о которой мы говорим постоянно в этой книге: быть в курсе дел сыновей, учить их справляться со злостью, которая может перейти в жестокую ярость, предоставлять им как можно больше информации, которая поможет им не стать жертвой агрессии.
Национальный кризис
Тот факт, что большинство преступлений в нашем обществе совершается мужчинами, никого не удивит. Но тревожит тот менее известный факт, что преступления в нашей стране все чаще совершаются молодыми мужчинами и мальчиками. В качестве примера расскажу о достаточно привычном и несмертельном явлении. Американская медицинская ассоциация установился, что каждого десятого мальчика до 16 лет когда-либо били в пах. 25 % этих ударов приводят к травме. Можно пожать плечами и сказать, что большинство этих ударов были нечаянными и это просто часть нормальных мальчишеских буйных игр. Но Американская медицинская ассоциация также установила, что большинство мальчиков не рассказывают родителям об ударах в пах или о травмах. И, что еще важнее, почти у 25% травмированных мальчиков в течение года после травмы наблюдаются признаки депрессии. Иными словами, эти мальчики не считают пинки по промежности нормальной частью мальчишества. Это беспокоит их, они стыдятся своих травм. Они ощущают это как насилие, но считают, что не могут или не должны говорить об этом, и поэтому скрывают свои эмоции под маской. Это не означает, что кто-то из участников инцидента - тот, кто ударил, или тот, кого ударили,- станет впоследствии избивать жену или станет торговцем оружием, но они оба уже столкнулись с насилием. В жизни молодых мужчин и мальчиков к кровопролитию может привести рискованное поведение. Майкл Кеннеди, шестой ребенок Роберта Кеннеди, погиб в конце 1997 г. во время игры в футбол на лыжах. И хотя ему было уже 39 лет, совсем не мальчик, к удару о дерево привело агрессивное поведение ("мальчишки остаются мальчишками"), которое наше общество не только принимает, то и уважает, одобряет и даже превозносит. Статистика говорит, что Майкл Кеннеди не одинок: хотя статистика утверждает, что около 60 % лыжников - мужчины, среди погибших лыжников мужчины составляют 85 %. И хотя тут нет состава преступления, нет оружия или злого умысла, Майкл Кеннеди, в действительности, стал жертвой насилия.
Хотя, разумеется, самое трагическое проявление мужской жестокости,- это членовредительство или самоубийство. Как мы уже говорили, в Соединенных Штатах показатели самоубийств среди 15-24-летних молодых людей утроились за период с 1950 по 1990 гг., и сейчас самоубийство - третья строчка в списке лидирующих причин смерти в этой возрастной группе. Среди американцев всех возрастов, количество самоубийств у мужчин в 4 раза превосходит количество самоубийств у женщин. На самом деле, наши мальчики и молодые мужчины находятся в группе риска применительно ко всем формам насилия: драки и несчастные случаи, преступления, убийства и самоубийства. "Основная причина смертности подростков сместилась с инфекционных заболеваний к поведенческим истокам",- пишет доктор С. Уэйн Селлс, специалист факультета педиатрии Университета Калифорнии. Иными словами, молодым людям следует больше бояться своих собственных поступков, нежели болезней. Вот еще подборка статистических данных: - 78 % случайных смертей у молодежи случается в результате транспортных аварий, 75 % погибших - молодые мужчины. - Около трети всех жертв преступлений - люди от 12 до 19 лет. - Убийство - вторая по частоте причина смерти среди подростков, это 22 % всех смертей молодых людей от 14 до 25 лет по состоянию на 1991 г. Мужчин убивают на 400 % чагце, чем женщин. - Между 1979 и 1991 гг. почти 40 тысяч детей от 14 до 19 лет погибли от огнестрельного оружия. Количество смертей от огнестрельного оружия среди подростков-мальчиков от 15 до 19 лет более чем удвоилось в период с 1985 по 1994 г., достигнув 49,2 смерти на 100 000 - высочайший уровень на настоящий момент. - Как уже говорилось, суицид - третья по частоте причина смерти среди людей от 15 до 24 лет, и количество самоубийств в этой возрастной группе утроилось за период с 1950 по 1990 гг. Количество самоубийств среди самых юных, от 10 до 19 лет, тоже значительно выросло. Количество самоубийств, совершаемых мужчинами всех возрастов, в 4 раза превосходит количество самоубийств у женщин.
Эти факты показывают, что молодые люди все чаще оказываются участниками или жертвами преступлений, и что мальчики находятся в группе риска. Первая встреча мальчиков с жестокостью происходит очень рано. На самом деле, исследование показывает, что после 2 лет мальчики в четыре раза чаще получаются травмы, чем девочки. Родители смиряются с фактом, что их мальчикам понадобится больше пластырей и поездок в травмпункты, чем девочкам. Что удивительно, сами мальчики относятся к своим травмам довольно беззаботно. Одно канадское исследование показало, что мальчики чаще возлагают вину за травму на невезение, нежели на какие-либо поддающиеся контролю факторы, например, их собственное поведение. Привычка мальчиков обвинять в неудаче внешние факторы подтверждается и любопытным исследованием, которое недавно провела компания Жиллетт, исследовавшая особенности бритья у взрослых мужчин и женщин. Как выяснилось, если мужчина порезался при бритье, он обычно винит в этом бритву. Если это произошло с женщиной, она будет винить себя. Но даже если мальчик никогда не сталкивался с жестокостью напрямую, будучи агрессором или жертвой (что маловероятно), он тем не менее должен найти свой путь к здоровой мужественности в мире, который наполнен жестокостью.
Все начинается с булли
Для многих мальчиков первое столкновение в жестокостью - это встреча со школьным булли. Первый класс Чарли был отравлен булли по имени Бен. Бен был осмотрительным современным булли. Булли 1990-х отличаются от булли 1950-х. Откровенную и неприкрытую физическую агрессию больше не терпят на американских игровых площадках. С ребенком, который толкает, бьет, пинает, быстро разберутся; ребенка, который кусается, в век СПИДа сочтут потенциально опасным для здоровья. Сегодняшние булли используют более тонкие стратегии: они поднимают других на смех, заставляют их стыдиться или чувствовать себя неполноценными. Поэтому вместо физического нападения Бен обычно прибегал к вербальному оружию - оскорблениям, насмешкам, глумлению, и был настолько искусен в их использовании, что Чарли чувствовал сильнейшее напряжение, несмотря на то, что он сам редко бывал жертвой агрессии Бена. Наблюдение за издевательствами над одноклассниками привело к тому, что у Чарли постоянно болел живот, из-за чего он иногда пропускал школу или его отправляли домой пораньше. Мама Чарли догадалась, что Бен - главная причина горестей Чарли, приводящих к болям в животе, и оповестила учительницу. Учительница, между тем, работала только первый год, и у нее не хватало опыта, чтобы решить проблему. Поэтому она не придала значения болям Чарли и решила, что ему надо это просто "перетерпеть".
Чарли и его родители испробовали много разных методов, чтобы справиться с Беном, но проблема не исчезала вплоть до начала лета, когда Чарли сбежал от булли на пляж. На самом деле, решения вообще не было, любая мера дала разве что временную передышку. Дело в том, что разрушительность хронического булли может стать сложной проблемой для всех имеющих отношение к ситуации лиц - учеников, учителей, родителей (в том числе родителей самого булли), но ее можно решить частично или совсем, и мы поговорим об этом в этой главе. Булли вроде Бена может испортить жизнь целому классу или двору, и булли остаются неотъемлемой частью детских площадок по всему миру. Действительно, Национальная ассоциация школьных психологов считает, что в США около 160 тысяч детей пропускают школу каждый день из-за страха перед булли. Коллега рассказал о матери, ребенка которой булли преследовал на детской площадке, но от школьных властей не удавалось добиться никаких действий. Она так переживала за своего ребенка, что начала прятаться за будкой на школьной площадке в надежде поймать булли на месте преступления. Но почему мальчики сами становятся булли или позволяют булли обижать себя? Булли - это жестокий "от природы" мальчик или это мальчик, который отчаянно стремится к контакту, и не может выразить это никаким иным способом, кроме агрессии?
Активный или агрессивный?
Когда мы говорим о мальчиках и жестокости, важно различать агрессивное поведение и активное поведение. Хотя большинство мальчиков не агрессивны, она часто любят интенсивные физически занятия, активные игры, громкие и грубые игры. По большей части, однако, эта любовь к действию не переходит в жестокость. Большинство игровых потасовок прекращается сразу, как только кто-то из участников травмирован - ударился головой, вывихнул руку, получил удар локтем в живот - и не переходит в драку. Большинство поддразниваний и шуточек не приводят к физической агрессии. Большинство энергозатратных занятий, например, спортивных, заканчивается тем, что участники утомлены, а игроки жмут друг другу руки, а не начинают драться. На самом деле, спорт, как я уже обращал ваше внимание, по большей части делает мальчиков ближе друг другу. Так что же отличает активного мальчика от агрессивного? По моему мнению, тут практически всегда вступают в игру важные психологические факторы. В редких случаях естественная потребность мальчика в действии находит выход в неестественной жестокости. В случае Бена, булли Чарли, родители мальчика недавно пережили непростой бракоразводный процесс. Бен чувствовал себя чужим своим родителям, семье, частью которой он был, своим друзьям, своему окружению. Кроме того, у Бена были проблемы с обучением. Он испытывал стыд за свою негодность. Он к тому же недавно переехал в этот город и мало кого тут знал. Он был одинок, беспомощен и оттого еще сильнее ощущал свою чуждость. Из-за того, что отца теперь не было рядом, а мать вынуждена была работать полный день, Бену некому было помочь пережить эти сложные эмоции. Оставшись один, он пытался быть стойким, и все свои страхи обратил в злость и направил ее против своих одноклассников. Интересно, однако, что Чарли был необычайно проницательным ребенком, Бен ему нравился, когда не был в состоянии булли, и он даже принял его приглашение прийти в гости, чтобы поиграть вместе. Возможно, таким образом Бен искал дружбы и сочувствия и увидел в Чарли мальчика, который сможет ему дать это. Как уже объяснялось выше, в некоторых случаях мальчики вроде Бена идут на жестокость не потому, что хотят причинить боль другим, а потому что думают, что это каким-то образом поможем им снискать дружбу и одобрение окружающих. И порой человек, приязнь которого он мечтает заслужить, отнюдь не сообщник его, а жертва. Разумеется, гораздо вероятнее то, что булли ожидает отторжение со стороны жертвы, нежели дружба. Гордон, семилетний афроамериканец, во втором классе был частой мишенью для нападок Леонарда. "Леонард цепляется ко всем,- рассказал Гордон,- он дергает девочек за волосы, бьет мальчиков, плюет на всех. Я ненавижу его!" После того, как на уроке ребята узнали об истории афроамериканцев, Леонард решил добавить к своей травле дополнительное оскорбление. Когда они с Гордоном встречались на площадке, он начал называть его "раб". "Сначала я хотел стукнуть его,- рассказал мне Гордон,- но я боялся, что у меня возникнут проблемы. Я хотел рассказать про него, но испугался, что после этого он придумает что-то еще хуже". Гордон не ударил Леонарда и не пошел жаловаться учительнице, он терпел оскорбления несколько дней - "как мужчина - и потом решил поделиться с мамой. Они выслушала его, в душе ее росла ярость, и она дала ему свой совет. "Я сказала Гордону, что можно поколотить Леонарда,- рассказывает она. - Есть вещи, которые нельзя сносить". Поэтому, когда в следующий раз Леонард назвал его рабом, Гордон ударил его. Обоих мальчиков тут же привели в кабинет директора, который посоветовал Гордону "решать проблемы без помощи кулаков". Родителей Леонарда вызвали в школу. После долгого разговора мальчиков отправили по домам. На следующий день Леонард сбавил обороты. "Он по-прежнему цепляется ко мне и к другим,- сказал Гордон,- он он больше не называет меня рабом". Еще Гордон подчеркнул, что вдобавок у него было полдня отдыха от школы! Мамин совет сработал, но он не помог решить саму по себе проблему булли и жертвы. Кроме того, Гордон получил два противоречащих друг другу совета. С одной стороны, директор убеждал его, что насилие не является ни приемлемым, ни тем более "лучшим" способом решения проблем. С другой стороны, Гордон получил весомое эмпирическое доказательство того, что, на самом деле, хороший удар в правильный момент может порой дать кратковременное решение проблемы. Один глубокий исследователь мужской и женской злости Джин Бейкер Миллер, считает, что такого рода агрессивное поведение проистекает из страха. Мальчики "страшатся не быть агрессивными,- пишет она,- с тем, чтобы их не сочли нуждающимися, побитыми или (хуже всего) похожими на девочек. Все это угрожает глубинной части мужского чувства идентичности - тому, что принято называть мужественностью". Феномен, о котором говорит Миллер, по моему мнению, воздействует на мальчиков, по меньшей мере, в двух важных аспектах. Ito-первых, увеличивает вероятность того, что потенциальный зачинщик приступит к действиям. Не дожидаясь возможных оскорблений своей чести или урона своей "мужской" самооценке, мальчик защищает себя агрессивным поведением, нападая на других. Во-вторых, та же самая хрупкость - боязнь испытать стыд, страх, что тебя сочтут недостаточно "мужчиной",- заставляет жертву чужой жестокости молча сносить оскорбления или даже улыбаться и отмахиваться от них. Поэтому если он все скрывает и не отвечает (как поступил, к примеру, Гордон), он может попытаться тихо терпеть насилие, скрывая все признаки того, что он жертва, что он слишком напуган, чтобы дать отпор булли. За годы работы с мужчинами я понял, что многие взрослые мужчины предпочтут стыду смерть. Поэтому нет ничего удивительного в том, что мальчики переживают похожие чувства. Мне думается, что сегодняшний булли, вероятно, хотя и не обязательно, завтрашний взрослый преступник. Бывает и так, что старшеклассник-булли, взрослея, учится контролировать свою злость, и бывшие одноклассники, встречаясь с ним двадцать лет спустя, настороженно здороваются с ним, а потом с удивлением обнаруживают, что юный мучитель превратился в обаятельного и очаровательного взрослого. С другой стороны, порой бессловесная жертва, тихий одиночка или опасающийся неприятностей свидетель в будущем (в поздней юности или будучи уже взрослыми) становятся жестоким и склонным к неожиданным вспышкам ярости. Этим можно объяснить историю, когда скромный четырнадцатилетний старшеклассник из Кентукки в 1997 г. застрелил трех одноклассников из винтовки, а его родители, учителя и одноклассники не могли в это поверить. У всех на устах был вопрос: "Почему?" Этот мальчик никогда не вел себя агрессивно, он не был булли. Но что-то ведь привело к срыву, такие жестокие поступки не случаются "просто так". Я.думаю, что среди прочих причин, стыд приводит таких мальчиков к срыву. Когда внутри накопилось много стыда - когда он чувствует себя отверженным, непопулярным, не "мужественным", возможно, даже ненавидимым - мальчик пытается справиться со своими чувствами и воссоединиться с другими посредством насилия. Хорошая новость: мы довольно много знаем о том, как стыд питает злость, что превращает его в ярость и жестокость, знаем, как воспринимать поведение мальчиков и как вести себя с ними, чтобы они были более уверенными в себе и могли переключиться со злости и насилия на занятия определенно "мальчишеские" и сохраняющие необходимые им качества - активное действие, продуктивность, индивидуальное дерзновение, эмпатию,- все то, что мы находим в групповой игре и командном спорте.
Что мы можем сделать?
Во-первых, мы можем понять, почему мальчики копят злость и почему их потребность в действии и оживленной игре может превратить эту злость в ярость и жестокость. В третьей главе я писал о биологии мальчиков. Я говорил о том, что многие люди в своих рассуждениях о мальчиках исходят из мифа "тестостерон равно агрессивность и равно мальчики", но ни одно исследование, включая и мое собственное, не доказало это уравнение. Мы сейчас считаем дебаты на тему "природа или воспитание" устаревшими и чрезмерно упрощенными, и понимаем, что поведение мальчиков складывается в результате комбинации биологических факторов и факторов среды. Биологически мальчики отнюдь не предрасположены быть агрессивнее, чем девочки. Биология задает направление развития, разное для мальчиков и девочек, но это не абсолютная заданность. В действительности, те качества поведения, которые мы традиционно ассоциируем с девочками, такие как эмпатия, чувствительность, милосердие - являются и базовыми мужскими наклонностями. Исследования показывают, что мальчики начинают жизнь с естественным чувством эмпатии, которое противоположно насилию. Мальчики уже в возрасте 21 месяца демонстрируют хорошо развитую, естественную, внутренне им присущую способность сопереживать, а также желание помогать людям, которым плохо. Впоследствии, как мы обсуждали в главе о травме сепарации, уже ко второму классу мальчики становятся не так восприимчивы к чужим страданиям и боли и начинают терять способность словесно выражать свои собственные эмоции и беспокойства. Это самоотчуждение мальчиков начинается тогда, когда они чувствуют необходимость подстроиться под требования общества избегать чувств и поступков, которые могут принести с собой стыд. Так мальчиков вынуждают надевать маску бравады. И это, в конечном счете, делает их жестокими. И поэтому статистика показывает, что жестокость - это преимущественно мужская "проблема". Молодые мужчины жестоки по отношению к другим молодым мужчинам, молодым женщинам и к самим себе. "Большинство жестоких поступков есть и всегда были делом рук мужчин",- пишет Джеймс Джиллиган. "Совершенно ясно, как с кросс-культурной, так и с исторической точки зрения, что мужчины - это более жестокий пол". Но почему же мужчины более жестоки, чем женщины, если не существует мужского "гена жестокости"? Ответ опять кроется в тех темах, которые мы обсуждаем в этой книге. Когда мальчики чувствуют отчужденность и страх опозориться, когда они сдерживают себя и надевают маску мачо, единственная эмоция, которая остается "легальной" и потому единственная эмоция, которую они будут выражать - это злость. Злость приобретает форму рискованного поведения или, как я иногда называю его, "смертельной бравады". Страх стыда у мальчиков настолько силен, что противопоставить ему, и тем самым скомпенсировать свои чувства, они могут только демонстрацию противоположности - безрассудства, рискованности и даже жестокости по отношению к самому себе. Злость легко превращается в жестокость к другим, когда вступают в действие определенные факторы. Некоторое представление о них дает история Бена, булли-первоклассника. Таковы, в целом, причины любого насилия - страх, предательство, невосполнимая потеря. Мужчина теряет работу - и идет стрелять всех подряд. Подросток избивает девушку, которая предпочла ему другого. Второклассник, которого друг не позвал на вечеринку или какое-то особое мероприятие, кричит на свою мать. Будь то безрассудное рискованное поведение или агрессия, направленная на других, проистекает это из злости, страха и стыда, которые копились годами, начиная с травмы сепарации от родителей. Группа датских докторов провела исследования по выявлению связи между ранним отделением от матери и поведением взрослых. Они обнаружили, что "те, кто пережил осложненные роды и раннюю детскую сепарацию впоследствии чаще стано вились правонарушителями". Но если эти несчастные люди чаще становились престутгаками, я думаю, что мальчиков надо избавить от осложнений при родах и несвоевременной сепарации от матери, чтобы они не испытывали чувство потери от преждевременного выталкивания в "мужской мир". Как мы видели, требование разрыва вездесуще: оно исходит не только от родителей, но от сверстников, других взрослых, от нашей массовой культуры в целом. С самого раннего возраста мальчиков выталкивают во внешний мир и болезненно и постыдно связывают смирительной рубашкой тендерного стереотипа. На протяжении всего мальчишества ремни затягиваются сильнее и сильнее, пока не лопнет рубашка или терпение мальчика.
На границе
Можно представить, что наши мальчики сегодня живут словно на приграничной территории. Писатели, историки, да и наш собственный опыт и интуиция, говорят нам, что граница, любая граница в целом место более жестокое, чем цивилизация, крупные или маленькие города, организованные сообщества. Американский Запад долго время считался наиболее типичным образцом пограничья, а американский ковбой - образцом настоящего мужчины: немногословный, самодостаточный, безэмоциональный и, прежде всего, действующий. Бесчисленные легенды, песни, книги, фильмы и телепрограммы создали образ мужчины-одиночки, выживающего в диких и жестоких местах - Человека Мальборо. Когда я рос, в пятидесятые годы, главным мужским персонажем был обычно ковбой, рэйнджер или шериф. Джон Уэйн в "Дилижансе" и "Искателях". Гари Купер и фильме "Ровно в полдень". Они не говорили много. Они занимались делом: ловили плохих парней. Женщины были, по большей части, лишь развлечением, порой необходимым и иногда приятным. Эмоции выражаются скупо. Обнаружь слабость или уязвимость - будешь убит, и довольно быстро. Отец (если он еще не застрелен или не уничтожен каким-либо другим образом) ждет, что его сын оседлает коня или расправится со злодеем или вскинет на плечо винтовку как можно скорее, без нытья и долгих наставлений. Для мальчиков эти образы пограничья чрезвычайно привлекательны, даже если они не считают себя особенно жестокими и не мечтают стать ковбоями. Конечно, сейчас Дикий Запад не в моде, но идея границы - и ее стереотипного обитателя - одинокого, безжалостного героя - по-прежнему является источником образов самых популярных медиа. Сегодняшнее пограничье - это космос, где пришельцы играют роль плохих парней. Я думаю, одна из причин притягательности границы для мальчиков заключается в том, что они в себе ощущают некую эмоциональную и физическую пограничность. Их заставляют отделяться друг от друга. Они чувствуют отъединенность от семьи. Их любят и поощряют за физическую силу и эмоциональную стойкость, в то время как физическая слабость и эмоциональная уязвимость высмеиваются. На границе рискованное поведение привычно. Нет ничего удивительного в том, что мальчики, которых заставляют ориентироваться на образ границы, переносят эту роль в свою реальную жизнь: дерутся, стреляют и идут на риск, который оборачивается для них смертью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|