Руководитель в системе управления
Социология управления как важнейшее направление современного менеджмента.
Выполнил: ст-ка гр.06ЗВД61 С.О. Чепурнова Принял: доцент П.Д.Чернюк
2010
Содержание Введение ………………………………………………………………………….3 1 Предмет социологии управления ………………………………………….4 1.1 Предмет и объект социологии управления …………………………4 1.2 Теория и направление управления …………………………………...5 2 Руководитель в системе управления ……………………………………….6 2.1 Типы руководителей …………………………………………………..6 2.2 Основные черты современного менеджера …………………………...7 2.3 Менеджер и требования, предъявляемые к нему ……………………9 Роли, в которых выступаем менеджер …………………………………….10 Методы принятия управленческих решений …………………………….11 Важнейшие функции менеджера …………………………………………...12 Лидерские качества менеджера …………………………………………….13 3 Проблемы управления трудовым коллективом ………………………..14 Заключение ……………………………………………………………………..17 Список использованной литературы ……………………………………….19 Введение В любом предприятии, в любой организации нужны структуры, для управления. И от того, какие это будут структуры, какие цели они будут преследовать, зависит вся дальнейшая судьба предприятия, организации. Социология управления помогает выбрать определенные методы и формы управления социальными процессами. И в этом контрольной работе рассмотрены, что изучает социология управления, основные приемы управления, каким должен быть менеджер, как он должен руководить.
Предмет социологии управления
1.1 Предмет и объект социологии управления Предметом социологии управления являются закономерности, формы и методы целенаправленного управления социальными процессами и группами для достижения определенной цели. Часто эквивалентом термина “социология” управления употребляется термин “менеджмент”. Однако социология управления рассматривает лишь социальные аспекты управления и в этом смысле является надстройкой менеджмента. В целом же социология управления и менеджмент имеют много общего - одни и те же цели и задачи, решают проблемы управления объектами и людьми, но имеют разные методы и подходы к данной проблеме. В менеджменте рассматриваются более широкие вопросы: особые социально-экономические институты, специальный круг лиц (менеджеров), занятых в сфере управления, технико-организационные и социальные аспекты управления производством и людьми. Социальный аспект управления производством и людьми, руководители-менеджеры и другие вопросы социального управления совпадают с менеджментом. Социологию управления интересуют социальные аспекты экономического и научно-технического развития, социальной политики, выработки и реализации управленческих решений, изучение процесса самоуправления, взаимоотношений руководителя и подчиненных. Рассматривается и система информации, необходимая для осуществления управленческой деятельности.
1.2 Теория и направление управления. Исследуются два трансформационных процесса: · материальные процессы; · информационные процессы, в которых управление рассматривается как информационное воздействие. Эти два процесса отражают две стороны управления: · содержимое; · форма или метод изучения процесса.
Содержательной стороной процесса занимаются прикладные науки, а формой процесса управления занимаются управленческие науки — менеджмент.
Информационные процессы являются не самоцелью, они призваны в конечном итоге управлять материальными потоками, взаимодействием материальных и информационных потоков.
Руководитель в системе управления 2.1 Типы руководителей. Но несмотря на почти идеальные качества, которыми должен обладать менеджер, он прежде всего человек. Со всеми его особенностями, особенностями его характера, формой взаимоотношения с другими людьми. Как всякому человеку, ему присущи характер и темперамент. От этого в большинстве случаев и зависит его стиль, метод, тип руководства. Для определения типа менеджера американские психологи Р. Блейк и Д. Моутон составили матрицу типов руководителей.
1) 9,1 - диктатор 2) 1,9 - демократ 3) 1,1 - пессимист 4) 9,9 - организатор 5) 5,5 - манипулятор 1) Стиль управления, полностью ориентирован на производство и уделяющий мало внимания людям. Это жесткий курс администратора. Работа в таких условиях не приносит удовлетворения. Каждый пытается уйти из подчинения. 2) Производительность труда у такого менеджера стоит на последнем месте. Принцип: "Надо быть всегда самим собой". Работнику обстановка нравится, о польза небольшая, весь пыл - в дебаты. 3) Девиз "Не вмешиваться в ход событий". Случайные люди, назначенные кем-то. 4) Самый продуктивный тип, учитывающий нужды производства, а также людей. Важнейшая характеристика - устремленность к инновациям, нацеленность на развитие организации. Предприятие при таком менеджере процветает. Но такое почти не реально. 5) Менеджера этого типа удовлетворяет средняя производительность. Девиз: "Не хватать звезд с неба". Манипулирование людьми.
2.2 Основные черты современного менеджера В зависимости от характера работ менеджеру предъявляются различные требования. Требования к руководителям по исследованию М. Вудкока и Д. Фрэнсиса Исследуя политические, социальные, экономические и психологические силы, действующие в странах, и изучая влияние этих сил на тех, кто занимает управленческие посты, можно придти к полезным обобщениям об изменяющемся содержании работы руководителя. Эти обобщения позволили авторам книги "Раскрепощенный менеджер" М. Вудкоку и Д. Фрэнсису предсказать те способности и умения, которые требуются от умелого менеджера в настоящее время и в будущем. Их исследование позволило выделить одиннадцать отчетливых факторов, которые, очевидно, будут влиять на управленческую деятельность в ближайшие десятилетия. 1. Стрессы, давление и неопределенность во все большей мере присутствуют в большинстве форм жизни организаций. Поэтому от умелых менеджеров требуется способность эффективно управлять собой и своим временем. 2. Эрозия традиционных ценностей привела к серьезному расстройству личных убеждений и ценностей. Поэтому от современных менеджеров требуется способность прояснить свои личные ценности. 3. Имеется широкая возможность выбора. Поэтому от менеджеров требуется четко определить как цели выполняемой работы, так и собственные цели. 4. Организационные системы не в состоянии обеспечить все возможности для обучения, требующиеся современному руководителю. Поэтому каждый менеджер должен сам поддерживать постоянный собственный рост и развитие. 5. Проблем становится все больше, и они все сложнее, в то время как средства их решения - зачастую более ограничены. Поэтому способность решать проблемы быстро и эффективно становится все более важной чертой управленческих навыков. 6. Постоянная борьба за рынки сбыта, энергетические ресурсы и прибыльность делают необходимыми выдвижение новых идей и постоянное приспосабливание. Поэтому руководители должны быть изобретательны и способны гибко реагировать на изменения ситуации.
7. Традиционные, иерархические отношения затрудняются. Поэтому эффективное управление призывает к использованию навыков влияния на окружающих, не прибегая к прямым приказам. 8. Многие традиционные школы и методы управления исчерпали свои возможности и не отвечают вызовам настоящего и будущего. Поэтому требуются новые, более современные управленческие приемы, и многие менеджеры должны освоить иные подходы в отношении своих подчиненных. 9. Большие затрат и трудности связаны ныне с использованием наемных работников. Поэтому от каждого руководителя требуется более умелое использование людских ресурсов. 10. Возрастающие масштабы изменений требуют развития новых подходов и борьбы с возможностью собственного "устаревания". По этому менеджерам требуется умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических навыков. 11. Сложные проблем во все большей мере требуют объединения усилий нескольких людей, совместно осуществляющих их решение. Поэтому менеджер должен уметь создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться изобретательными и результативными в работе. Этим одиннадцати пунктам должны придерживаться менеджеры, если они хотят, уцелеть и добиться успеха в грядущее десятилетие.
2.3. Менеджер и требования, предъявляемые к нему. Термин " менеджер " имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно: - к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп; - к руководителю предприятия в целом или его подразделений(управлений, отделений, отделов); - к руководителю по отношению к подчиненным; - к администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.
К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|