Конституционно-правовой статус Счетных палат в зарубежных странах
В мире издавна существует практика парламентского контроля, основанная на идеях разделения единой государственной власти на несколько независимых, но взаимосвязанных ветвей власти, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга. Право утверждения и контроля исполнения бюджета рассматривается как "королевское право" парламента. Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического правового общества, поскольку обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных и муниципальных финансовых ресурсов и ответственность органов власти за законность, и эффективность финансового управления. Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль реализуется контрольно-счетными органами, создаваемыми законодательными (представительными) органами государственной власти и представительными органами местного самоуправления. Анализ законодательства зарубежных стран свидетельствует, с одной стороны, о многообразии форм внешнего финансового контроля, с другой стороны, о единстве, общности в содержательном смысле функций и принципов этого контроля. За рубежом внешний финансовый контроль за исполнением бюджета осуществляется специальным финансово-контрольным органом - Счетной палатой (Австрия, Германия, Испания, Франция), генеральным отчетным управлением (США), Офисом генерального аудита (Канада, Швеция), комитетом государственной отчетности (Великобритании), счетным судом (Бразилия, Румыния, Португалия, Турция) и др. Как правило, на органы внешнего финансового контроля возлагается ответственность за:
- аудит государственных финансов (доходов и расходов), - обеспечение финансовой безупречности и подотчетности государственной системы и др. Так, в Австрии Счетная палата обязана осуществлять всеобъемлющий (внешний) финансовый контроль исходя из принципов бухгалтерской правильности, экономичности, экономической эффективности и целесообразности использования бюджетных средств. Счетная палата должна давать заключения на новые законодательные акты, в частности, в отношении их финансовых последствий. В отличие от других стран Счетная палата Австрии сама готовит итоговый отчет о финансовой деятельности Федерации. Совместно с Министерством финансов Счетная палата регламентирует правила финансовой отчетности на федеральном уровне. В Великобритании Национальное контрольное управление обладает полномочиями изучать экономичность, эффективность и рентабельность использования бюджетных средств, но не уполномочено проверять бюджетные показатели, подготавливаемые правительственными органами. Выплаты из Консолидированного фонда и Фонда национальных займов производятся только в форме кредита, предоставляемого Министерству финансов начальником Национального контрольного управления, в сумме, соответствующей закону. В Греции аудит исполнения государственного бюджета, проводимый Судом Аудита, включает три основных задачи: - призвать тех, кто управляет государственными средствами (как распорядителей, так и бухгалтеров), к отчету перед Судом Аудита; - рассматривать любые споры, возникающие при проверках; - информировать законодателей о юридически правомерном и надлежащем управлении государственными средствами со стороны исполнительной власти. Ст. 136 Конституции Испании определяет Счетную палату как "высший орган финансовой проверки отчетов и экономического управления государства, а также государственного сектора экономики". Законодательные акты, регулирующие деятельность Счетной палаты Испании, дают ей право предлагать меры по совершенствованию экономико-финансового управления государственного сектора.
Во Франции закон 2001 г. устанавливает представление бюджета через задачи и программы, соответственно Счетная палата с 2007 г. начнет осуществлять сертификацию "законности, правдивости и правильности счетов государства". В Литве закон о структуре бюджета требует, чтобы отчет высшего органа финансового контроля включал оценку использования утвержденных ассигнований на достижение программных целей с позиций эффективности, степени достижения программных целей, соблюдения закона. В Канаде контроль государственных финансов осуществляется посредством аудита программ правительства и финансовой деятельности по факту (апостериори). Основное требование к расходованию средств - целевое использование, экономичность и эффективность, наличие процедур для измерения эффективности программы. В Германии Федеральная счетная палата наделена правом проверки всех решений, которые приводят к изменениям доходов или расходов. Одним из направлений ее финансового контроля является рентабельное и экономное использование средств, возможность выполнения задач при меньшей численности персонала или при меньших материальных затратах или же возможность более эффективного их выполнения другими методами. В США Генеральное отчетное управление, кроме выполнения контрольных функций, осуществляет: - анализ и оценку программ; - разработку отдельных статей или законопроектов в целом; - разработку методик анализа и оценки финансовой деятельности; - установление или утверждение форм отчетности; - ведение банка данных по финансовым вопросам и др. В функции Бюджетного управления конгресса США входит: - разработка ежегодных докладов по бюджету; - разработка прогнозов экономического воздействия финансовых законопроектов и резолюций; - составление пятилетнего прогноза поступлений налогов в бюджет и текущих расходов правительства; - проведение исследований по различным вопросам бюджетной политики.
В Польше Верховная Палата Контроля представляет Сейму: 1) анализ исполнения бюджета государства и основных положений денежной политики, 2) заключение по вопросу об утверждении отчета Совета Министров об исполнении бюджета государства, 3) информацию о результатах контроля, предложения и обращения, определенные в законе. В Бразилии договоры, которые каким-либо образом могут быть связаны с бюджетными доходами или расходами, приобретают силу только после регистрации в Счетной палате. Отказ в регистрации приостанавливает договор, пока не выскажется Национальный Конгресс. Подлежит регистрации в Счетной палате предварительный или последующий в зависимости от требования закона, любой акт государственной администрации, который влечет за собой обязательство уплаты из Государственной казны или за ее счет. Во всяком случае, отказ в регистрации по мотивам отсутствия кредитного сальдо или вследствие задолженности по другим кредитам носит запретительный характер. Когда отказ имеет иное основание, расход может быть произведен по распоряжению Президента Республики с регистрацией вопреки отказу Счетной палаты и с правом апелляции последней в Национальный Конгресс. Счетная палата в течение шестидесяти дней дает предварительные заключения по отчетам, которые Президент Республики должен ежегодно представлять Национальному Конгрессу. Если они, не будут представлены в законный срок, Счетная палата сообщает об этом в интересах права Национальному Конгрессу и представляет ему в том и другом случае подробный отчет о исполнении бюджета за закончившийся финансовый год. В Финляндии функции Счётной палаты выполняет “Ведомство ревизии счетов”, в которую входят пять контролеров, уполномоченных следить за состоянием и управлением государственной казны. Вариант 2
3. Советом Министров Республики Польша был ратифицирован международный договор с Республикой Литва о военном сотрудничестве. По истечении 10 дней он был направлен в Парламент для утверждения и принятия соответствующего закона во исполнение международного договора.
Соответствуют ли данные процедуры Конституции Польши? Если нет, то какие нарушения были допущены? Возможна ли ратификация международных договоров на референдуме? Не соответствуют. Были допущены следующие нарушения Конституции Польши: 1) Совет Министров, в соответствии с п. 10 ч. 4 ст. 146 только заключает международные договоры, требующие ратификации. 2) Ратифицирует международные договоры в соответствии с ч. 1 ст. 133 Президент Республики Польша. Президент Республики до ратификации международного договора может обратиться в Конституционный Трибунал с предложением рассмотреть вопрос его соответствия Конституции. 3) Так как это по условию закон о военном сотрудничестве, то в соответствии со ст. 89 его ратификация требует выраженного в законе предварительного согласия Парламента. В соответствии со ст. 90 Республика Польша может на основании международного договора передать международной организации или международному органу компетенцию органов государственной власти по некоторым делам. О выражении согласия на ратификацию такого договора может быть постановлено общепольским референдумом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|