Ролевая адекватность супружеской пары
Примечание. РАм — ролевая адекватность мужа, РАж — ролевая адекватность жены. Пм и Пж — оценки ролевых притязаний мужа и жены соответственно; Ом и Ож — оценки ролевых ожиданий мужа и жены. тельно, конфликтогенным фактором, дестабилизирующим межличностные отношения в семье. Пример Обратившиеся за психологической помощью молодые супруги заполнили опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке». Полученные в результате данные представлены в двух таблицах. Согласованность семейных ценностей супругов
Индивидуальные показатели шкалы семейных ценностей мужа и жены позволяют сделать следующие выводы. Для данной супружеской пары характерна определенная согласованность представлений о семейных ценностях. Существующие различия в установках супругов на важнейшие сферы жизнедеятельности семьи не превышают допустимой нормы. Молодые супруги обоюдно считают наиболее значимой в семейной жизни общность интересов, потребностей, представлений, жизненных целей мужа и жены. Можно предположить, что молодожены ориентируются на так называемый «супружеский» тип семейной организации, в основе которого лежит ценностно-ориентационное единство брачных партнеров.
По мнению молодых супругов, в семейной жизни также важны родительские обязанности; внимательные, заботливые и теплые взаимоотношения; привлекательный и модный внешний облик (собственный и брачного партнера); стремление реализовать профессиональные интересы (что в большей степени выражено у молодой женщины); готовность решать бытовые проблемы семьи. С точки зрения молодоженов, сфера интимно-сексуальных отношений менее значима в семейной жизни. Это достаточно характерно для молодых супругов, так как понимание супругами ценности интимных отношений, как правило, формируется в процессе совместной жизни по мере достижения психосексуальной совместимости мужа и жены. Ролевая адекватность супружеской пары
Степень ролевой адекватности мужа в различных сферах жизнедеятельности семьи не одинакова. Соответствие ролевых ожиданий мужа ролевым притязаниям жены наблюдается в профессиональной и родительской сферах, в представлении о значимости внешней привлекательности. Таким образом, готовность жены (Пж) выполнять материнские обязанности, вести домашнее хозяйство, следить за своим внешним видом согласуется с установкой мужа (Ом) иметь привлекательную, модно одетую жену, выполняющую обязанности матери и хозяйки дома. Наименьшая ролевая адекватность мужа наблюдается в установках на профессиональные интересы и создание «психотерапевтической» атмосферы в семье. Молодая женщина стремится быть специалистом своего дела. Однако муж считает, что профессиональная занятость жены возможна лишь в незначительной степени. Жена не хочет брать на себя функции «психологического диспетчера» в семье, что не соответствует ролевым ожиданиям супруга. Показатели ролевой адекватности жены демонстрируют соответствие ожиданий жены и притязаний мужа в сфере его профессиональных интересов, в ориентации на соблюдение требований современной моды. Вместе с тем ожидания жены активного решения супругом хозяйственно-бытовых вопросов, выполнения родительских обязанностей, оказания жене моральной и эмоциональной поддержки не согласуются с ролевыми притязаниями мужа. Заключение
1. Для молодых супругов характерна определенная согласованность представлений о важнейших семейных ценностях. 2. Муж и жена демонстрируют типичное для молодых супругов рассогласование притязаний и ожиданий: жена ориентируется на реализацию соб- ственных профессиональных интересов, ожидая от мужа активного выполнения «женских» функций в семье, в то время как муж сохраняет традиционные представления о роли женщины в семейном взаимодействии. 3. Для данной супружеской пары характерно несоответствие идеальных представлений супругов о семейных ценностях ролевым установкам мужа и жены на их реализацию. Так, молодожены, выделяя значимость для совместной жизни общности интересов, потребностей, взглядов и представлений (личностная идентификация), ориентируются на индивидуальный стиль межличностного взаимодействия в семье, что является серьезным конфликто-генным фактором. Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) Автором методики является А. Н. Волкова. Опросник предназначен для оценки степени понимания, эмоциональной привлекательности и уважения партнеров в браке. Описание методики Опросник состоит из 45 утверждений, которые касаются взаимоотношений между партнерами в браке. В текст опросника заложены три шкалы, отображенные в названии методики: понимание, эмоциональное притяжение и авторитетность (уважение). Каждая шкала включает по 15 вопросов-утверждений.
Супругам предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений и выразить свое согласие или несогласие с каждым из них. Инструкция: «Здесь даны высказывания о Вашем понимании своего супруга (своей супруги). На эти вопросы можно ответить: „Да" (согласен, это так), „Нет" (не согласен, это не так) или выбрать ответ „Не знаю" (затрудняюсь сказать). Выбрав ответ, поставьте «галочку» в соответствующую графу бланка». Текст опросника 1. Я легко читаю ее (его) мысли. 2. Я с трудом угадываю ее (его) настроение. 3. Я понимаю ее (его) без слов. 4. Мне трудно предсказать, как она (он) будет вести себя в той или иной ситуации. 5. Я хорошо знаю ее (его) вкусы и привычки. 6. Мне трудно предсказать ее (его) мнение по тому или иному вопросу. 7. Я знаю, чего она (он) хочет, к чему стремится. 8. Мне кажется, я плохо ее (его) понимаю. 9. Она (он) часто удивляет меня поступками, которых я от нее (него) не ожидал (а). 10. Я хорошо знаю ее (его) достоинства и недостатки. 11. Ее (его) внутренние переживания остаются для меня загадкой. 12. Я знаю, на что она (он) способна (способен), а на что — нет. 13. Я знаю, что для нее (него) важно в жизни. 14. Часто выясняется, что я неверно ее (его) понял. 15. Мне трудно сказать, что ее (его) может огорчить или обрадовать! 16. На меня благотворно действует просто ее (его) присутствие. 17. Мне нравится слушать ее (его) голос, смотреть на ее (его) лицо. 18. Меня раздражают ее (его) манеры. 19. У нее (него) неприятное лицо. 20. Мне нравится наблюдать, как она (он) ходит, работает, сидит. 21. Мне неприятны ее (его) поцелуи, прикосновения, ласка. 22. Мне нравится ее (его) смех, улыбка. 23. Я тяжело переношу разлуку с ней (ним). 24. Что-то в ее (его) внешности мне явно не нравится. 25. Я часто критикую ее (его) действия и высказывания. 26. Часто она (он) высказывает дельные и умные мысли. 27. Ее (его) взгляды на многие вещи неприемлемы для меня. 28. Я дорожу ее (его) мнением обо мне.
29. Я горжусь тем, что она (он) мой друг. 30. Я редко соглашаюсь с ее (его) мнениями и оценками. 31. Рядом с ней (ним) я чувствую себя легко и раскованно. 32. В ее (его) присутствии у меня поднимается настроение. 33. Рядом с ней (с ним) я легко утомляюсь, раздражаюсь, выхожу из себя. 34. Я готов(а) отложить важные дела, лишь бы побыть с ней (с ним) рядом. 35. Часто у меня появляется желание отдохнуть от нее (него). 36. Я чувствую себя лучше, когда она (он) отсутствует. 37. Я нахожу в ней (нем) много личных достоинств, за которые я ее (его) уважаю как человека. 38. Среди моих знакомых и близких она (он) — самый авторитетный для меня человек. 39. Когда мне трудно что-нибудь решить, я чаще всего советуюсь с ней (с ним). 40. Она (он) легко может меня переубедить. 41. Я считаю, что у нее (него) хорошо работает голова. 42. Я интересуюсь теми книгами и фильмами, которые произвели на нее (него) впечатление. 43. Она (он) интересный человек, я с ней (с ним) не скучаю. 44. Иногда мне кажется, что она (он) недалекий человек. 45. В ней (в нем) есть такие качества, которые я хотел(а) бы видеть у себя. Бланк опросника ПЭА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|