Характеристики свободных экономических зон.
Любая СЭЗ независимо от места ее расположения, цели создания остается неотъемлемой частью государственной территории со всеми вытекающими отсюда последствиями. Суверенитет государства, на территории которого создается зона, и осуществление его суверенных прав при этом не затрагиваются. Имеется в виду, что СЭЗ – хозяйственные, а не политические образования, государственная власть в них будет осуществляться органами власти и управления. Распространено ошибочное мнение, будто при создании зон какая-то часть государственной территории будет сдаваться в аренду, даже продаваться иностранным государствам или фирмам. Таким образом, создание СЭЗ не предполагает каких-либо территориальных изменений, передвижения границ как в пределах какого-либо государства, так и вне его. В наиболее частых случаях, когда территория зоны полностью совпадает с территорией области, города, района и т.д., вопросы административного и хозяйственного руководства зоны должны возлагаться на соответствующие местные органы власти и управления. В этих случаях административное управление СЭЗ должно возлагаться на соответствующие территориальные органы региона, в рамках которого предлагалось на правах самостоятельного структурного подразделения создавать администрацию зоны. Функции генерального администратора СЭЗ может выполнять приглашаемый по контракту специалист. Вопросы же общехозяйственного развития зоны предлагалось возложить на специальную корпорацию, создаваемую за счет вкладов зональных и незональных предприятий, местных, а также центральных органов управления. Они должны действовать на коммерческих принципах.
Корпорация призвана заниматься перспективным планированием развития СЭЗ, представлять хозяйственные интересы зоны внутри страны и за рубежом (включая проведение рекламы, мероприятий по привлечению инвестиций и т.п.). Объявлять и проводить торги на размещение новых производств, организовывать привлечение и профессиональную подготовку трудовых ресурсов, осуществлять строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры, обустройство и сдачу в аренду земельных участков, обеспечивать, в случае необходимости, снабжение и финансирование предприятий. Высшим органом корпорации является правление, в составе которого должны быть представлены руководители отечественных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями. В правление по должности входит Генеральный администратор СЭЗ. Если же СЭЗ не совпадает с территорией, определяемой административно-территориальным делением, тогда неизбежно должна быть создана администрация зоны. Желательно, чтобы Генеральный администратор входил в состав исполнительного органа той территории, на которой создана зона. И при этой системе вопросами хозяйственного развития зоны может заниматься специальная корпорация. Международный опыт подсказывает, что эффективной в любом случае является такая система администрации в зоне, при которой иностранным инвесторам, желающим осуществлять в зоне хозяйственную деятельность, не надо было бы обращаться в какие-то центральные органы. Известно, что во многих странах, где были образованы специальные зоны, широкое распространение получила система обслуживания «в одном месте», когда все вопросы выдачи необходимых разрешений и лицензий, связанных с осуществлением капиталовложений, решались на месте в оперативном порядке. Поскольку в Российской Федерации создано несколько зон и возможно создание новых, возник вопрос о координации их деятельности федеральными органами управления. Эти проблемы решались в Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 1992г[1]., согласно которому Комитет по иностранным инвестициям обязан контролировать и координировать деятельность по созданию и развитию свободных экономических зон на территории России.
3. Хозяйственный режим и цели СЭЗ.
Общей характерной чертой различных видов СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и преимущества имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, но по существу они, как правило, сходны. К наиболее распространенным льготам и привилегиям, действующим в СЭЗ относятся: 1. полное освобождение от пошлин и других сборов, ввозимых в зону машин и оборудования, сырья и компонентов для организации производства; 2. освобождение инофирм от уплаты подоходного налога (на определенный срок), а также предоставление на оговоренный срок льгот в отношении уплаты всех остальных прямых и косвенных налогов и сборов, которые обычно уплачиваются иностранными фирмами в данной стране; 3. предоставление льготных кредитов; 4. аренда помещений, транспорта по льготным тарифам; 5. обеспечение для иностранных инвесторов упрощенного порядка вступления в СЭЗ и гарантии свободного предпринимательства. Характерной чертой СЭЗ является особый режим, регулирующий использование рабочей силы (в основном ограничение социальной защиты трудящихся, запрет деятельности профсоюзов в пределах СЭЗ, приостановление действий трудового законодательства в части фиксирования минимальной заработной платы и максимальной продолжительностью рабочего дня, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и т.д.). Такой режим обеспечивает получение иностранными предпринимателями дополнительной прибыли. Благоприятный инвестиционный климат предполагает также наличие сравнительно дешевых и доступных факторов производства, близость емкого рынка сбыта, особых финансово-административных условий для инвесторов.
Мировой опыт создания и функционирования СЭЗ свидетельствует о том, что наряду с зонами, созданными для усиления интеграции, поощрение международных экономических связей (зоны свободной торговли, экспортно-производственные, таможенные и др.), существуют зоны с особым режимом поощрения соответствующих видов деятельности и отраслей производства (зоны развития отсталых районов, туристские зоны, агрополисы и др.). По этому цели создания СЭЗ в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, СЭЗ создавались для реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах. В этих целях предпринимателям предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала. С этой же целью создавались СЭЗ и в развивающихся странах, чтобы превратить ранее отсталые районы в динамично развивающиеся. К таким странам можно отнести Сингапур, Турцию. Однако в отличие от промышленно развитых стран, в этих странах упор при создании СЭЗ был сделан на привлечение иностранного капитала. Следует подчеркнуть, что иностранный капитал в этих странах ставил целью не развитие национальной экономики, а получение сверхприбыли. Поэтому нахождение паритета интересов в сотрудничестве развивающихся стран с транснациональным капиталом промышленно развитых стран является важным условием для динамичного экономического развития. Использование его позволяет СЭЗ органично вписываться в общую стратегию привлечения в страну иностранного капитала. СЭЗ функционирующие в развивающихся странах имеют ряд общих черт и моментов развития. Во-первых, как особые территориальные единицы они имеют тенденцию к расширению своих границ, укрупнению масштабов торгово-производственной деятельности. При этом они постоянно улучшают свою инфраструктуру, обеспечивают все более удобные условия общения с внешним миром. Во-вторых, особый режим управления СЭЗ становиться все более либеральным и льготным для иностранных предпринимателей. Заметна тенденция экономической интернационализации СЭЗ. В-третьих, в процессе функционирования СЭЗ происходит большая торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие.
Заметная роль СЭЗ в социально-экономическом развитии отдельных обособленных районов разных стран, той или иной отрасли производства, привлечения иностранного капитала или оживлении деятельности мелкого и среднего отечественного предпринимательства, тем не менее, не дает достаточно оснований рассматривать их как универсальный способ модернизации экономики в условиях перехода от командно-плановой экономики к рыночной. Дело в том, что развитие СЭЗ происходит в рамках осуществляемой общей экономической реформы, которая является катализатором развития СЭЗ. Степень влияния на остальную территорию развивающихся стран является довольно ограниченной. Для промышленно развитых стран, как правило, и не ставятся задачи распространения такого влияния. Организация СЭЗ играет строго определенную роль в оживления предпринимательской деятельности данного региона или в акцентировании внимания на развитие той или иной отрасли экономики. Кроме того, образование СЭЗ сопряжено, как правило, со значительными капиталовложениями и последующими существенными усилиями государства по их развитию. Без централизованной поддержки они практически нежизнеспособны. При многочисленных примерах успешного функционирования СЭЗ имеют место неудачные попытки их организации. Так, создание в Шри-Ланке, Сенегале и других странах разного рода СЭЗ не только не увенчались успехом, но многие из них вообще перестали функционировать. К основным причинам такого положения можно отнести: -политические; -экономические; -организационные. Политические причины связаны с общей нестабильностью в стране, гражданскими волнениями, вплоть до военных действий. К экономическим причинам, прежде всего, следует отнести чрезмерно усложненное, запутанное, с точки зрения инвестора, законодательство об инвестиционном режиме в зоне. Бюрократическая заорганизованность управления СЭЗ, наличие многочисленных малооправданных процедур для регистрации иностранного инвестора в зоне, плохая пропаганда и реклама преимуществ спец зоны – все это также заметно отражается на ее судьбе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|