Система налоговых органов в Российской Федерации, их полномочия
Налоговые органы Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба), и его территориальные органы. Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в установленной сфере деятельности являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства (ст. 2 Положения о ФНС). Основополагающие принципы организации налоговых органов - единство, независимость, централизация и иерархичность построения. Принцип единства обусловлен принципом единства налоговой политики в государстве. Обеспечение единообразного применения налогового законодательства в РФ требует наличие единого контрольного органа в установленной сфере деятельности. Федеральная налоговая служба России и её территориальные органы осуществляют свои полномочия в отношении как государственных, так и местных налогов. Принцип независимости налоговых органов выражается, прежде всего, в независимости от местных органов власти. Федеральная налоговая служба России осуществляет свою деятельность в установленной сфере непосредственно и через свои территориальные органы. Местные органы власти и администрация не имеет права вмешиваться в деятельность налоговых органов, изменять или отменять их решения, а также давать им оперативные руководящие указания. Назначение лиц, на руководящие должности территориальных органов ФНС, происходит, независимо от мнения органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Вместе с тем, свою деятельность налоговые органы осуществляют во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами.
Принцип централизации проявляется в том, что налоговые органы представляют единую централизованную систему налоговых органов, которую можно разделить на четыре уровня (звена): • общефедеральный уровень (высшее звено) представляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов – Федеральная налоговая служба России, которая возглавляет систему налоговых органов; • межрегиональный уровень (второе звено) представляют межрегиональные инспекции ФНС России; • региональный уровень (третье звено) - это управления ФНС по субъектам Российской Федерации; • местный уровень (четвертое звено) – территориальные инспекции ФНС по районам, районам в городах, городах без районного деления, а также межрайонные налоговые инспекции, В соответствии с принципом иерархичности построения системы налоговых органов нижестоящие налоговые органы находятся в подчинении вышестоящего налогового органа и подконтрольны им. Вышестоящие налоговые органы имеют право отменять решения нижестоящих в случае их несоответствия Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам. Решения нижестоящих налоговых органов могут быть обжалованы налогоплательщиком в вышестоящие налоговые органы.
Возглавляет систему налоговых органов Федеральная налоговая служба (ФНС России). Федеральная налоговая служба (ФНС России) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. ФНС России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. ФНС России находится в ведении Минфина России. В своей деятельности ФНС России руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ, а также Положением «О Федеральной налоговой службе» утвержденным Правительством РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 (в ред. от 30. 07. 2014). ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. ФНС России и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.
ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель ФНС имеет 9 заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности Министром финансов РФ по представлению Руководителя ФНС. Структура ФНС России: • Центральный аппарат→ руководитель ФНС, заместители руководителя и 27 управлений по основным направлениям деятельности Службы, в том числе: управление администрирования налогов с доходов физических лиц; управление администрирования налога на прибыль; управление администрирования единого социального налога; управлении налогового контроля; управление администрирования косвенных налогов; управление контроля и лицензирования госрегулируемых видов деятельности; управление государственной регистрации и учета юридических и физических лиц; управление налогового аудита; организационно-инспекторское управление; управление контроля налоговых органов и др. • Коллегия ФНС - совещательный орган ФНС, который рассматривает важнейшие вопросы деятельности налоговых органов. Решения Коллегии принимаются большинством голосов её членов и проводятся в жизнь приказами ФНС. Персональный состав Коллегии и порядок участия членов Коллегии в её заседаниях определяется и утверждается отдельным приказом руководителя ФНС. • Центральная экспертная комиссия ФНС - постоянно действующий орган ФНС, осуществляющий организацию и проведение методической и практической работы по экспертизе ценности и подготовке к передаче на государственное хранение управленческой и другой специальной документации Архивного фонда РФ, находящейся на ведомственном хранении в ФНС и налоговых органах РФ. Персональный состав ЦЭК назначается приказом руководителя ФНС из наиболее квалифицированных сотрудников подразделений под председательством одного из заместителей Руководителя. • Подведомственные ФНС учреждения и организации, которые обеспечивают деятельность налоговых органов.
ФНС России осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности ( ст. 5 Положения о ФНС): 1) осуществляет контроль и надзор за: - соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей; - осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями; - соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения; - полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей; - проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей; 2) выдает в установленном порядке: - свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином; - свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом; 3) осуществляет: - государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; - выдачу специальных марок для маркировки табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации; - федеральный государственный надзор в области организации и проведения азартных игр; 4) регистрирует в установленном порядке контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) ведет в установленном порядке: учет всех налогоплательщиков; - Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков; - Государственный реестр контрольно-кассовой техники; 6) бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|