Процессуально-техническая модель семейной психотерапии
Существует ряд неспецифических техник, которые могут использоваться на разных этапах как семейного консультирования, так и психотерапии. Общие (неспецифические) техники обслуживают сам процесс терапии, способствуя поддержанию контакта с семьей, достижению взаимопонимания, передаче информации семье и т. п. Техники семейной терапии направлены на достижение изменений в семейной системе на любом из уровней ее функционирования:
□ индивидуальном — изменения наступают на уровне поведения отдельных членов семьи; П микросистемном, предполагающем изменения структуры нуклеарной семьи и способов взаимодействия ее членов; □ макросистемном —качественные изменения касаются взаимоотношений членов расширенной семьи; □ мегасистемном, результатом изменения которого становится повышение степени эффективности взаимодействия семьи с социальными институтами. В таблице 21 представлена процессуально-техническая модель, отражающая целесообразность применения общих (неспецифических) и специфических техник на определенных этапах терапевтического процесса в семейной психотерапии. Этапы процесса семейной терапии мы рассматриваем как взаимосвязанные и взаимозаменяемые модули (за исключением первого и последнего этапов). Так, в процессе психотерапии диагностика семейных отношений неотделима от терапевтического вмешательства. Кроме того, этапы диагностики и коррекции не являются строго фиксированными. Терапевту приходится неоднократно в ходе работы с семьей отслеживать изменения, происходящие в функционировании семьи, корректируя свою работу и определяя направление дальнейших интервенций. ОБЩИЕ ТЕХНИКИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПСИХОТЕРАПИИ Основные инструменты психолога и психотерапевта, независимо от принадлежности к той или иной психотерапевтической школе, - это навыки наблюдения за клиентом (семьей), проявления внимания и интереса, техники слушания и воздействия. Этими инструментами служат вербальные и невербальные формы коммуникации. Используемые в семейной психотерапии техники (техники слушания и воздействия) аналогичны используемым в индиви-
дуальном психологическом консультировании и психотерапии (Алешина Ю. Е., 1994; Айви А. Е. с соавт, 1999; Кочюнас Р., 1999, и др.). Так, например, селективное внимание при работе с семьей проявляется в том, что психотерапевт избирательно обращает внимание или выборочно игнорирует некоторые взаимодействия и высказывания членов семьи. В идеале психотерапевт должен следить за всеми проявлениями семьи, анализировать их взаимодействия, отслеживать телесные проявления. Так как семья — сложный объект для наблюдения и воздействия, с ней часто работает команда психотерапевтов. Обычно психотерапевт активно использует и вербальные, и невербальные средства общения с семьей. К помощи слов терапевт в большей мере прибегает с целью передачи информации, в то время как невербальный канал применяется им для выражения поддержки, демонстрации внимания, интереса, сопереживания. В свою очередь, вербальные и невербальные проявления членов семьи и в особенности соотнесение того, что члены семьи рассказывают о себе и о проблемной ситуации, с выражением их лиц, жестами, характером поз, размещением в пространстве, служат источником важной информации, которая может быть использована психотерапевтом в работе с ними. С самого начала терапии важно помнить о том, что семья обратилась за помощью, и на первом этапе работы важно установление контакта, а не демонстрация технических приемов. Если психолог хочет, чтобы его клиенты чувствовали себя уютно, он должен соблюдать золотое правило — «держать нужную дистанцию». Лучше всего дать членам семьи возможность самостоятельно выбрать удобное для них расстояние. Анализируя свое первое впечатление о семье, психолог может задать себе следующие вопросы: □ Как относительно друг друга сели члены семьи? Каковы предварительные гипотезы о структуре семьи?
О На каком расстоянии от терапевта сели разные члены семьи? Кто ближе всех, кто дальше? П Изменяют ли члены семьи дистанцию на протяжении сессии? Если кто-либо из членов семьи часто меняет дистанцию во время сессии, нужно обратить на это его внимание и выяснить, осознает ли он свое невербальное поведение, а также отношение остальных членов семьи к его поведению. Ниже представлен краткий обзор общих техник (микротехник) и технических приемов консультирования и психотерапии, используемых при работе с семьей. Техники и виды слушания Навыки слушания помогают выявить новые факты, понять поведение, мысли и чувства клиента. К их числу относятся умение грамотно формулировать вопросы, минимизация ответов, невмешательство, выяснение, подведение итогов и др., подразумевающие использование определенного ряда техник. Построение контакта с семьей при помощи вопросов Навык формулирования вопросов занимает одно из главных мест среди профессионально важных навыков семейного психолога. Вопросы являются важнейшим элементом беседы и основным средством получения информации от клиента. Психолог в ходе консультации задает клиенту различные вопросы, направленные на достижение определенных целей. Таблица 22 Целевое назначение вопросов
Открытые вопросы обычно начинаются со слов «что», «как», «почему», «могли бы», «а если». Они требуют развернутого ответа от членов семьи, так как на них трудно ответить «да» или «нет». Открытые вопросы дают возможность получить важную информацию о сути семейных затруднений. Например, открытый вопрос: «Не расскажете ли вы, чего ожидаете от семейной психотерапии?» позволяет членам семьи сформулировать без ограничений свой ответ.
Используя открытые вопросы, семейный терапевт может уяснить следующее: О общую картину семейной дисфункции; □ основные факты; □ эмоциональное отношение членов семьи к этим фактам. На стадии сбора информации необходимо выяснить, как сама семья понимает и объясняет свои проблемы, а также получить сведения, характеризующие особенности взаимодействия в семье и чувства относительно проблемной ситуации. Те же вопросы можно использовать на стадии выдвижения и проверки терапевтических гипотез. Семейному психотерапевту необходимо сохранять чувство такта и меры при расспрашивании членов семьи. Вопрос «почему» особенно тревожит и вызывает у клиента желание защититься. В частности, этот вопрос активизирует защитный механизм рационализации: обычно человек уже обдумывал данную проблему и выстраивал для себя систему объяснений. Закрытые вопросы обычно включают в себя частицу «ли». Они содержат в себе формулировку ответа или ее варианты. На них можно ответить «да» или «нет». Закрытые вопросы используются для сбора информации, а также для того, чтобы выяснить детали, сконцентрировать внимание, сузить область суждений. Закрытый вопрос, как правило, мешает членам семьи уклониться от темы разговора. Но при частом использовании закрытые вопросы также могут вызвать тревогу. При выборе той или иной формулировки вопроса необходимо учитывать определенные ограничения. Например, закрытые вопросы создают опасность существенного сужения круга возможных ответов. Это особенно важно учитывать при работе с легко внушаемыми членами семьи, с маленькими детьми. Вместе с тем использование закрытых вопросов иногда может стать полезным приемом, который помогает члену семьи выразить социально не одобряемые установки. Когда альтернативные ответы даются рядоположно, сама форма вопроса может внушить клиенту, что они оба являются в равной степени социально приемлемыми, например: «Одни родители считают, что нужно наказывать детей, другие — что не нужно. А как думаете Вы?»
Не задавая семье вопросов, информацию о ней можно получить при помощи таких техник, как минимальное подкрепление, поддержка, пересказ, отражение чувств. Минимальное подкрепление (минимизация ответов, невмешательство) — микротехника, представляющая собой использование психотерапевтом тех «минимальных» средств общения, которые позволяют поддерживать диалог с семьей. Реплики психотерапевта дают возможность членам семьи высказываться без принуждения, открыто и свободно. К их числу можно отнести высказывания типа: «Я понимаю», «Продолжайте, это интересно», «Расскажите поподробнее». Эти реплики способствуют развитию и углублению взаимодействия с семьей. Они снимают напряженность у членов семьи, помогают психологу выразить заинтересованность, понимание или одобрение. Повтор (поддержка) — это прямое повторение сказанного клиентом либо короткие комментарии («ну-ну», «так», «угу»). Этот прием облегчает беседу и поддерживает главное ее течение, обеспечивает наименее навязчивое вмешательство психолога в мир клиента. Повтор или поддержка является прямым способом продемонстрировать членам семьи, что психотерапевт их слушает и слышит. Перефразирование (парафраз) — формулирование мысли клиента другими словами. Перефразирование всегда является определенным риском для психотерапевта, так как никогда нельзя быть уверенным, что понимаешь другого человека правильно. Целью перефразирования является проверка того, насколько точно психотерапевт понимает того или иного члена семьи. Существуют стандартные высказывания, с которых часто начинается перефразирование: «Как я понял...», «Вы считаете...», «По Вашему мнению...», «Другими словами, Вы думаете...», «Если я правильно понял, Вы говорите о...» и др. При перефразировании основное внимание уделяется идеям, мыслям, смыслу сказанного, а не чувствам и эмоциям клиента. Важно, чтобы психотерапевт умел выражать мысли членов семьи своими словами. Перефразирование позволяет внести своевременные коррективы в сообщения членов семьи в тех случаях, когда психотерапевт их неправильно понял. Пересказ — это сжатое изложение основных слов и мыслей членов семьи. В нем передается объективное содержание речи клиента, переформулированное психотерапевтом, причем обязательно должны использоваться самые важные слова и обороты. Пересказ помогает психотерапевту свести воедино разные моменты беседы. Техника пересказа часто несет и терапевтический эффект, поскольку семья может еще раз услышать ключевые мысли и фразы, направленные на прояснение сущности их проблем. Пересказ, по сути, является использованием техники перефразирования для больших объемов информации. Отражение чувств. Эта техника сходна с пересказом, но пересказ обращается к фактам, а отражение чувств — к эмоциям, связанным с этими фактами. Важно, чтобы психотерапевт умел отмечать для себя эмоциональные состояния, чувства и переживания членов семьи. Прием отражения чувств можно разбить на части: произнести имя клиента (это персонализирует отражение) и сообщить свои предположения о его чувствах— здесь могут быть использованы предложения-штампы: «Ирина, Вы, кажется, чувствуете стыд». Часто добавляется контекст данного переживания: «Галина, когда Ваш муж говорит о том, что Вы плохая хозяйка, похоже, Вы чувствуете обиду», «Иван, мне кажется, вы злитесь, когда Ваша жена сообщает, что Вы не помогаете ей с домашними делами». «Чистое» отражение чувств не включает контекста переживания. Выяснение (прояснение, уточнение) — микротехника, помогающая сделать сообщение клиента более понятным для психотерапевта. Психолог обращается к члену семьи с вопросом или просьбой уточнить то, что он сказал. Можно использовать следующие ключевые фразы: □ «Не повторите ли Вы еще раз?» □ «Я не понимаю, что Вы имеете в виду». □ «Объясните, пожалуйста, еще раз». О «Мне не совсем ясно, о чем Вы говорите». П «Не объясните ли Вы это подробнее?» Для уточнения сообщения можно пользоваться закрытыми вопросами, например: «Вы обиделись?», «Вы бы хотели изменить ситуацию?», «Это все, что Вы хотите сказать?» При этом необходимо помнить об ограничениях, связанных с использованием закрытых вопросов, которые иногда активизируют защиты клиента1. Более предпочтительны открытые вопросы либо высказывания типа: «Я не совсем Вас понял» и др. В этом случае психолог не вносит своих 1 Вспомним классический вопрос: «Перестали ли Вы бить свою жену?» В том случае, когда психолог задает вопрос такого типа, требующий ответа «да» или «нет», любой ответ клиента будет неверным и потребует дополнительных разъяснений. Поэтому нужно очень осторожно использовать закрытые вопросы, несущие оценку или интерпретацию. интерпретаций, сохраняет нейтральность к сообщению и ожидает его более точной передачи. Осознание значения (смысла) связано с изучением того, что значит обсуждаемая ситуация для клиента. При осознании смысла анализируются глубокие, подспудные значения слов. Клиент повторно интерпретирует свои переживания. Осознание смысла идет рядом с интерпретациями, которые относятся к микротехникам воздействия. Интерпретация дает клиенту альтернативные построения, при помощи которых он тоже сможет рассмотреть эту проблему. При осознании смысла клиент способен сам найти новую интерпретацию или смысл имевших место в прошлом ситуаций. Резюме (подведение итогов) позволяет психологу подытожить основные мысли и чувства клиента. Резюме — микротехника, с помощью которой можно «соединить» в смысловое единство идеи клиента, факты из его жизни, испытываемые чувства, смысл проблемной ситуации. Психотерапевт анализирует все сказанное до этого им самим и членами семьи, а затем представляет семье в законченной форме основные моменты, касающиеся содержания полилога между ними. Резюме дает психологу возможность проверить точность восприятия сообщений членов семьи. Построение резюме включает в себя упорядочение сложного содержания высказываний всех членов семьи. Резюме обычно формулируется психотерапевтом своими словами, однако при этом могут использоваться стандартные вступительные слова, например: □ «То, о чем Вы мне рассказали, свидетельствует о...» □ «Как я понял из Вашего рассказа...» □ «Главными пунктами Вашей семейной истории являются...» Резюме полезно использовать в конце терапевтической сессии, когда нужно кратко подвести итоги всему, о чем говорили члены семьи. Фокус-анализ — важная микротехника слушания. При фокус-анализе психотерапевт отражает главную тему взаимодействия с семьей. Возможны следующие направления выбора фокуса при работе с семьей: 1. Фокус на отдельном члене семьи (личностные обращения, апеллирование к мыслям и чувствам, желаниям клиента относительно себя). 2. Фокус на семье в целом. 3. Фокус на семейной проблеме. 4. Фокусирование на психотерапевте. Концентрация внимания на себе полезна как прием самораскрытия или обратной связи, помогает развить у членов семьи чувство доверия. 5. Фокусирование на общности: «мы — фокус»: «Чего мы достигли за сегодняшнюю встречу?», «Мне нравится, как сегодня Вы взаимодействуете». 6. Культурно-контекстный фокус: «Это тревожит многие семьи с детьми-подростками», «Такие затруднения испытывают многие семьи на данном этапе своей жизни». (В основе проблем семьи часто лежат реальные истории их взаимодействия с социальными институтами — детскими садами, школами, медицинскими учреждениями и др.) На основе вышеперечисленных микротехник выделяют несколько видов слушания. Нерефлексивное слушание (пассивное слушание, принцип молчания) — это самый основной вид слушания. Он состоит в умении психотерапевта молчать, оставаясь внимательным и не вмешиваясь при этом в рассказ или деятельность членов семьи. Пассивным этот процесс можно назвать лишь условно, так как он требует огромного внимания от психотерапевта. Условным понятием также является и «нерефлексивность», потому что при этом психотерапевт остается в контакте с собой, своими чувствами, продолжает выстраивать терапевтические гипотезы либо обдумывать дальнейшую стратегию работы с семьей. Существуют различные варианты нерефлексивного слушания. Первый предполагает исключение любых действий со стороны психотерапевта: кивков головой, «угу-слушания», поддержки. В другом варианте в ходе нерефлексивного слушания психотерапевт может выражать понимание, одобрение, поддержку, использовать микротехнику минимального подкрепления. Нерефлексивное слушание является незаменимым инструментом в тех ситуациях, когда: П психотерапевту необходимо составить представление о семейной структуре, взаимодействии между членами семьи, семейных ролях и семейной иерархии; □ члены семьи находятся в состоянии сильного эмоционального возбуждения; □ членам семьи трудно четко сформулировать существующие в ней проблемы; П членам семьи необходимо выговориться и они пока не готовы выслушивать комментарии, вопросы и замечания; О члены семьи переживают горе или утрату и испытывают такие чувства, как гнев, разочарование, страх, обиду. Рефлексивное (активное) слушание используется психологом для того, чтобы более точно понять суть высказываний членов семьи. Большинство слов нашего языка являются многозначными, многие имеют синонимы. Это создает определенные трудности понимания, так как одно и то же слово может по-разному восприниматься говорящим и слушающим. Таким образом, психологу необходимо «раскодировать», «расшифровать» сообщение клиента. Например, жена сообщает психотерапевту: «Мой муж грубо обращается со мной». «Грубо обращается» — выражение, которое может иметь самые различные значения: не помогает жене в домашних делах, игнорирует просьбы и словесные обращения, кричит на жену, избивает ее и др. Для того чтобы понять клиентку, психотерапевту необходимо уточнить, что она подразумевает под этими словами. С этой целью им может быть использован уточняющий вопрос: «Что именно Вы имеете в виду, говоря о том, что Ваш муж грубо обращается с Вами?» Психотерапевт поддерживает членов семьи в их способности проанализировать, рассмотреть ситуацию с разных сторон и принять подходящее для них решение, но при этом сам не дает советов и не предлагает, что именно им следует сделать в тех или иных ситуациях. Цель рефлексивного слушания состоит в как можно более точном осознании того, что говорит определенный член се- мьи либо понять суть семейного послания. Предполагается, что мысли и чувства членов семьи в процессе рассказа и выслушивания остальных участников психотерапии могут так изменяться, что семья начинает осознавать и разрешать свои проблемы, переживать инсайты, самостоятельно находить ответы на собственные вопросы, преодолевать свои внутренние противоречия. При рефлексивном слушании психотерапевт использует в основном навыки прояснения, поддержки, перефразирования, отражения чувств, резюме. Эмпатическое слушание включает способность реагировать на другого человека (клиента) возникновением эмпатии. Эмпатия — это постижение эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания, понимание и принятие того содержания, которое он пытается постичь и осознать. Эмпатия характеризуется переживанием особого отношения к другому человеку. Основное правило эмпатического слушания — не сочувствие, а сопереживание, то есть создание эмоционального резонанса переживаниям клиента. Цель эмпатического слушания состоит в как можно более точном понимании чувств другого человека. При этом психотерапевт не диагностирует и не оценивает клиента, так как основная цель эмпатического слушания (по К. Рож-дерсу) — находиться в мире чувств другого человека, а не навязывать ему собственные чувства. Эмпатическое слушание включает в себя понимание психологом чувств клиента и передачу этого понимания клиенту. В эмпатическом слушании применяются те же приемы, что и в рефлексивном: поддержка, вербальное следование, уточнение, перефразирование, резюме. Техники воздействия Помимо микротехник слушания, существуют техники воздействия на клиента и семью. Техники воздействия — это приемы активного вовлечения психотерапевта в процесс разрешения актуальных жизненных проблем клиента (семьи). Все теории консультирования и психотерапии базируются на том, что психолог выступает как агент изменений и личностного роста клиентов. Уже своим присутствием семейный психотерапевт оказывает влияние на семью. В том случае, когда психотерапевт использует специальные приемы воздействия, изменения могут произойти быстрее и эффективнее. Техники воздействия тесно связаны с техниками слушания. При оказании воздействия на семью (как и при выслушивании семьи) психотерапевт поддерживает визуальный контакт, использует невербальные сигналы (кивает головой, жестикулирует, изменяет пространственное расположение и др.). Техники воздействия (влияния) обычно подразделяют на серию микротехник коммуникативной практики, таких, например, как: директива, конфронтация, интерпретация и самораскрытие (Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэн-ДаунингЛ., 1999). Овладеть техниками воздействия гораздо сложнее, чем техниками выслушивания. Для этого необходимо руководство опытного супервизора. Техники воздействия более эффективны при достаточно редком использовании в разумном сочетании с методами выслушивания. Интерпретация является основным инструментом психоанализа и широко используется во всех направлениях психотерапии. Согласно Р. Р. Гринсону, «интерпретировать означает делать бессознательный феномен сознательным... Путем интерпретации мы выходим за рамки того, что поддается прямому наблюдению, и придаем значение и каузальность психологическому феномену» (Гринсон Р. Р., 2003, с. 57). Отправной точкой для интерпретации является психологическая теория, на которой основывает свою работу психотерапевт. Интерпретация используется нечасто, так как обычно является вызовом точке зрения семьи на проблему. Говоря об интерпретации, хочется обратиться к ставшей классической фразе Д. Винникотта: «...я делаю интерпретацию, преследуя две цели. Во-первых, чтобы показать пациенту, что я бодрствую. Во-вторых, чтобы показать пациенту, что я могу ошибаться» (цит. по: Мак-Вильяме Н., 1998, с. 238). О сложности и корректности при использовании интерпретаций писал Р. Меннингер: психотерапевтам «не помешало бы напомнить о том, что они должны выступать не в роли оракулов, волшебников, лингвистов, следователей, занимающихся „истолкованием" сновидений, но лишь в роли наблюдателей, слушателей и — иногда— комментаторов» (Menninger, 1958) (цит. по: СандлерДж., Дэр К., Холдер А., 1995, с. 132). Директива — самая сильная из техник воздействия. При использовании директивы психолог говорит клиенту, какое действие ему следует предпринять. В рамках разных теорий используются разнообразные виды директив, например: □ свободные ассоциации: «Вспомните и расскажите, с какими моментами из Вашего детства ассоциируется это чувство...»; □ гештальтметод работы с пустым стулом: «Представьте, что Ваша мать сидит в этом кресле. Скажите ей все, что думаете и чувствуете. Теперь пересядьте в это кресло и ответьте себе от ее имени»; □ фантазирование: «Представьте, что Вы вернулись в прошлое, в свое детство... Перед вами — девочка 5-6 лет. Эта девочка — Вы... Подойдите к ней поближе... Посмотрите, во что она одета, как выглядит... Вы можете спросить ее о чем-то важном...»; □ парадоксальная инструкция: пример работы с семьей, где жена психосо-матизируется из-за подавленной злости; ей уже удалили желчный пузырь, часть щитовидной железы, но она предпочитает разрушаться и не говорить мужу о своей злости и обиде. Жене: «В следующий раз, когда испытаете злость к мужу, не пытайтесь подавить ее. Наоборот, усильте свою злость, расскажите о ней окружающим, мужу... Желательно, чтобы Вы испытывали в день не меньше трех приступов злости». Мужу: «Когда жена скажет Вам о том, что злится на Вас, поблагодарите ее и заплатите ей 10 долларов. Помните, что она сэкономила эти деньги для Вас и семьи»; □ релаксация: «Закройте глаза... Почувствуйте свое тело... Расслабьте мышцы лица...»; □ пожелание: «Я хотел бы, чтобы Вы сделали следующее...»; О домашнее задание: «В течение недели все члены семьи должны каждый вечер собираться вместе на кухне и по 10 минут говорить о своих чувствах и переживаниях относительно друг друга», «К следующей нашей встрече заполните этот опросник» и др. Психолог может давать указания клиентам, предлагая определенные изменения в поведении (тренировка поведенческих навыков), языковые замены («должен» на «хочу» и «не хочу»), вовлекая их во взаимодействие (изменение пространственного положения членов семьи, выполнение совместных заданий). Необходимо помнить, что использование директив возможно только после установления контакта психолога с семьей. Конфронтация. Термин «конфронтация» имеет два смысла: (1) стоять напротив, смотреть в лицо и (2) враждебно противостоять, быть в оппозиции. Для психолога основным является первое значение термина, так как конфронтация не является агрессивным вторжением в пространство клиента (семьи) и не должна вести к напряжению отношений. При конфронтации психолог обращает внимание клиента на те факты в его рассказе, которые являются противоречивыми, неясными, неадекватными. Важными для понимания конфронтации являются понятия «рассогласование» или «инконгруэнтность», отражающие следующие моменты в поведении: клиент дает двойные сообщения во время интервью («да, но»); демонстрирует противоположные либо противоречащие друг другу чувства и мысли. Психолог указывает клиенту на эти двойные сообщения и тем самым ставит клиента перед лицом фактов. Цель консультирования — идентификация и конфронтация главных противоречий клиента. Заметив противоречия в рассказе клиента, психолог может использовать следующий шаблон: «С одной стороны, Выдумаете (чувствуете, поступаете)..., но с другой стороны, Выдумаете (чувствуете, поступаете...)». Консультант также поднимает вопрос о возможном значении данного поведения клиента для его жизни в настоящий момент. Тем самым используется возможность для клиента посмотреть на вещи с иной точки зрения, установить характер связи между разными темами в своем рассказе. Важно отмечать реакцию клиента на конфронтацию: способен ли он испытывать эмпатию к психологу, в чем отражается его понимание этой противоречивой ситуации. Конфронтация — метод, требующий такта и терпения. Задача конфронтации — помощь клиенту в раскрытии истинных намерений или целей его поведения. Данный технический прием можно разделить на два этапа. На первом этапе терапевту нужно получить описание нескольких кризисных или конфликтных ситуаций. Важно получить максимально подробную ситуацию, кто из членов семьи как себя вел, что говорил и делал, как на это отреагировали остальные члены семьи и т. д. На втором этапе задача психолога — выяснить у клиента цели его поведения. Гештальттерапевты будут акцентировать внимание на неудовлетворенных потребностях клиента, адлерианцы — анализировать цели (например, внимание, власть, месть, симулированная неспособность), то есть в зависимости от теоре- тической ориентации психотерапевта будет использована та или иная система координат. Терапевт может использовать уточняющий вопрос, например: «Денис, у тебя есть какие-нибудь предположения, почему во всех описанных ситуациях ты вел себя подобным образом?» Если клиент отвечает: «Я не знаю», терапевт может сообщить клиенту свою версию. Лучше, если эта версия будет изложена в форме вопросов, например: «Возможно ли, что...» или «Интересно, может ли быть так, что...». Выявление неосознаваемых, скрытых причин поведения производит сильное воздействие на клиента, однако может активизировать его защиты, поэтому использование вопросительной формы позволяет консультанту отказаться от гипотезы, если она вызывает сильное сопротивление. Пример _________________ На консультацию пришла семья — мать, отец и сын 11 лет. Мать села в кресло, потом поднялась и посадила в кресло сына, а сама села на стул рядом. Отец сел с другой стороны, также придвинув стул к креслу. «Зажав» ребенка, родители начали рассказывать о проблемах, которые заключались в несамостоятельности, инфантильности, беспечности мальчика, которая вынуждала проводить мать много времени с ребенком и не давала возможности работать. Психотерапевт использовал технику конфронтации: «Вы говорите, что хотите видеть своего сына более самостоятельным и независимым. В то же время Вы контролируете все его действия, указываете ему, куда сесть, и за 35 минут нашей встречи не дали ему сказать ни слова. Возможно ли, что на самом деле Вы хотите, чтобы Ваш сын и дальше оставался зависимым от Вас?» Конфронтация поддерживает баланс между методами наблюдения и воздействия. Она становится более эффективной, когда преподносится в виде сложного пересказа или рефлексии чувств. Чтобы клиент не почувствовал себя обвиняемым, лучше излагать предположения в виде гипотез, оставляющих пространство для личностного роста последнего. При этом следует помнить, что необходимо выстраивать тщательный баланс конфронтации с определенным количеством теплого, положительного отношения и уважения к клиенту. Самораскрытие — это техника воздействия, основанная на том, что психолог делится личным опытом и переживаниями либо разделяет чувства клиента. Она связана с техникой обратной связи и строится на «Я-высказываниях» психолога. Традиционный психоанализ не использует технику самораскрытия, так как при этом психолог становится «прозрачным». В то же время общеизвестным является факт, что клиенты иногда сидят, ходят, говорят и даже думают так же, как их терапевты. Имитационное поведение, осуществляемое путем идентификации с психологом, — важнейший терапевтический фактор. Цель данного технического приема — продемонстрировать, как в подобных ситуациях вели себя другие люди. В трудные, кризисные моменты жизни человек склонен искать конкретные примеры для подражания. Возможность «примерить» к себе кусочек опыта психолога позволяет клиенту выяснить, подходит или не подходит ему такой способ, паттерн поведения. Экспериментирование с новыми моделями поведения увеличивает число степеней свободы клиента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|