Глава 5. Техники семейной терапии
бования финальной фазы (окончательно спор завершается рукопожатием, объятиями или поцелуем). По окончании конструктивного спора по определенным критериям и позициям оцениваются его стиль и результаты. Г. Р. Бах и П. Уиден оценивали стиль спора по 9 критериям, а результаты — по 12 позициям. С. Кратохвил сократил число позиций оценки стиля и результата спора до 4 по каждому параметру. При оценке стиля спора участники получают «+1» или «-1» балл по каждой позиции. На партнеров заполняется общий бланк оценки стиля спора (при сильной выраженности конфликта бланк заполняется на каждого участника). Супружеская пара может набрать максимальное количество баллов — «+4» или минимальное — «-4». На каждом сеансе групповой терапии супружеские пары имеют возможность узнать особенности стиля своего спора и его результативность. Табл и ца 23 Стиль спора
Также заполняется бланк «Результат спора». По каждой позиции начисляется «+1» либо «-1» балл. Оценки, полученные за стиль и результат спора, суммируются. В результате максимальная сумма для пары составляет «+8» баллов, а минимальная — «—8». Набранные баллы являются фактором подкрепления определенных паттернов супружеского взаимодействия.
Для конструктивного спора характерным является реализм, конкретность, открытость, честность, ответственность, юмор, акцентуация внимания участников на необходимости соблюдения следующих правил «честной игры»: П Высказывания партнеров по спору должны отражать чувства в ситуации «здесь и теперь». О Участники должны воздерживаться от обобщений типа: «Ты никогда не слушаешь». Таблица 24 Результат спора
П Участники должны воздерживаться от упоминания о прошлых обидах, от аргументов, направленных на «слабое место» партнера: вес, особенности фигуры, внешности, дефект речи и др.
□ Необходимо воздерживаться от критики родственников: «Ты такая же глупая, как и твоя мать», «Ты такой же рохля, как и твой отец». □ В споре необходимо пользоваться описательным безоценочным языком. Рекомендации по использованию: техника «Конструктивный спор» может применяться при работе с супружескими парами, характеризующимися высоким уровнем конфликтности, неумением договариваться и конструктивно обращаться с агрессией, которая может возникать по отношению к партнеру. Техника содействует росту культуры выражения агрессии у супругов, что в последующем может стать моделью поведения для всех остальных членов семьи. Особенно эффективным оказывается ее применение при наличии у одного из членов семьи иррационального страха перед выражением агрессии со стороны других: такие члены семьи склонны уступать выражению афессии даже тогда, когда чувствуют, что полностью правы. Обучение технике «Конструктивного спора» в таком случае обеспечивает «устойчивость» в ситуациях, связанных с выражением агрессии, формируя умение в подобных условиях находить приемлемую линию поведения. ♦Супружеская конференция» и «Семейный совет» Цель: предоставление членам семьи возможности свободно общаться между собой; обучение конструктивным способам взаимодействия и разрешения конфликтных ситуаций; поиск новых ресурсов для улучшения функционирования семьи. Историческая справка: первоначально техника предложена терапевтами ад-лерианского направления. В дальнейшем идея семейного совета была популяризована Дрейкусом и его коллегами (Шерман Р., Фредман Н., 1997). Процедура проведения Техники «Супружеская конференция» и «Семейный совет» используются для улучшения качества внутрисемейных взаимоотношений. Они представляют собой регулярно проводимые встречи психолога с супругами или всеми членами семьи, в рамках которых создаются условия для улучшения семейных интеракций. Алгоритм проведение техники «Супружеская конференция» Для оптимизации внутрисемейного общения супругам может быть предложена возможность регулярных встреч между ними и психологом. При этом время, место и частота встреч особо оговариваются. Время, отведенное для конференции, супруги должны полностью посвятить друг другу, исключив какие-либо посторонние вмешательства. Если эта идея принимается, партнеры договариваются о встречах, выбирают наиболее удобные для обоих часы для их проведения и знакомятся со списком правил, который разрабатывается психологом с учетом индивидуальных особенностей данной супружеской пары и характера ее проблем.
Список правил может быть представлен следующими требованиями: 1. Супруги встречаются в условленное время и в условленном месте как минимум один раз в неделю. 2. Один партнер говорит в течение какого-то фиксированного времени (примерно полчаса) на любую тему. Другой партнер должен в это время внимательно слушать, не перебивать и не делать чего-либо, что могло бы нарушить процесс общения. Первый партнер может говорить ровно столько, сколько ему отведено времени. Если он заканчивает раньше, то оставшееся у него время супруги молчат. 3. Второй партнер кратко (в течение 3 минут) рассказывает о том, что он услышал в монологе первого и как он его понял. При этом запрещается осуждение и критика. Целью данного процесса является адекватное восприятие слов говорящего и признание его права на собственную позицию. 4. Далее второй партнер говорит в течение отведенного ему времени (равного тому, что было отведено для супруга, выступавшего первым), а первый его внимательно слушает. 5. После того как второй партнер закончит свой монолог, первый в течение 3 минут должен резюмировать услышанное и подтвердить, что он адекватно воспринял позицию другого, а также то, что она, равно как и его собственная, имеет право на существование. 6. Обсуждение следует закончить в строго определенное время. 7. Вопросы, обсуждаемые на конференции, не должны подниматься и обсуждаться вплоть до следующей встречи. 8. В начале следующей встречи супруги рассказывают о том, что с ними произошло в промежуток между встречами и как они к этому относятся. Пси-
холог в соответствии с актуальной ситуацией корректирует правила проведения последующей конференции и еще раз повторяет задание. Задача данной техники — сделать общение между партнерами более открытым, повысить сплоченность семьи, ослабить борьбу за власть и создать условия для обученияконструктивным способам решения семейных проблем. Алгоритм проведения техники «Семейный совет» «Семейный совет» представляет собой расширенный вариант техники «Семейная конференция». Как и в предыдущей технике, психолог знакомит членов семьи с правилами проведения семейного совета: 1. Семья собирается в условленное время, удобное для всех членов семьи, и в условленном месте как минимум один раз в неделю. 2. Совет предполагает участие всех членов семьи, однако присутствие на нем добровольное. Вместе с тем тот, кто не участвовал в семейном совете, должен согласиться с условием следовать тем решениям, которые будут на нем приняты. Наиболее целесообразно, чтобы все члены семьи присутствовали на встрече. 3. Все члены семьи должны строго следовать решениям, принятым на совете. Если же они кем-то нарушаются, то такой инцидент должен обсуждаться на последующих встречах. 4. Каждый член семьи (как родители, так и дети) имеет право предложить вопросы для обсуждения. 5. Список вопросов может включать все, что имеет отношение к семейному функционированию. 6. На семейном совете запрещается обсуждать личности и их поведение. Это время и пространство предназначено для обсуждения проблем и способов их решения. На следующих занятиях члены семьи делятся с психологом опытом проведения совета и обсуждают его. Данная техника помогает семье научиться договариваться и принимать совместные решения в процессе обсуждения семейных проблем. Опыт, полученный членами семьи в результате применения данной техники, способствует профилактике семейных конфликтов и повышает сплоченность семьи. Семейная конференция или семейный совет могут назначаться психологом в качестве домашнего задания для членов семьи. Впоследствии они могут стать ритуалами данной семьи. Рекомендации по использованию: Техники «Семейная конференция» и «Семейный совет» могут применяться при работе с высококонфликтными семьями, с семьями, переживающими нормативные кризисы, особенно обусловленные взрослением детей, а также с семьями, в которых отсутствуют навыки коммуникации и совместного принятия решений. В последнем случае перед психологом стоит дополнительная задача обучить членов семьи элементарным навыкам коммуницирования.
на снимке?»; «Какие чувства вызывало у вас нахождение в кругу семьи в этот день?»; «Кто делал этотснимок?»; «Что происходило после того, как был сделан этот снимок?»; «Расскажите, пожалуйста, об этом месте»; «Почему люди одеты именно так, а не иначе?»; □ поведение членов семьи во время обсуждения фотографий: остальные члены семьи спокойны или возбуждены, проявляют безразличие либо интерес, серьезны они или шутят и т. д. После того как член семьи закончил предъявление выбранных им фотографий, других членов семьи просят задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях во время показа, что помогает открыть новые перспективы внутрисемейного поведения. Просмотр фотографий может продолжаться в течение нескольких встреч. Рекомендации по использованию: техника «Семейные фотографии» может быть использована при работе с семьей, переживающей как нормативные, так и ненормативные кризисы для поиска ресурсов семьи, а также анализа ее структурных параметров (иерархии, близости, ролевых позиций и др.). Она позволяет выстраивать и проверять терапевтические гипотезы о причинах возникновения дисфункции в семье. ♦Метафора» Цель: определение и проработка проблем в символической форме, зачастую более безопасной для семьи; описание различных параметров семейной системы при помощи символов и метафор; осуществление терапевтических интервенций в недирективной форме; фасилитация самопознания и самопонимания у членов семьи; изменение внутрисемейных взаимоотношений. Историческая справка: технические приемы, в основе которых лежит использование метафор и символов, наиболее последовательно разрабатывались школой стратегической семейной терапии (Дж. Хейли, М. Эриксон, П. Вацлавик и др.). Процедура проведения После знакомства с семьей и выявления ее актуальных трудностей психолог выбирает в качестве темы для обсуждения ситуацию, вид деятельности, историю, миф, которые бы отражали семейные проблемы, но в метафорической форме. Например, если проблемой является воспитание детей, то в качестве метафоры может выступать образ ухода за садом, где процесс воспитания уподобляется процессу выращивания и ухаживания за растениями. В супружеской паре с сексуальными проблемами метафорой может служить совместный прием пищи. Семье с постоянными конфликтами можно предложить обсудить ведение переговоров между двумя враждующими сторонами. При использовании данной техники психологу необходимо в течение некоторого времени выстраивать диалог с семьей, оставаясь в рамках предложенной метафоры. Для этого задаются уточняющие и проясняющие вопросы. На- пример, супружеской паре, в которой жена не может говорить мужу о своих чувствах, может быть предложена сказка Г. X. Андерсена «Русалочка», главная героиня которой была немой. Психолог может задавать следующие вопросы: «Что случится с Русалочкой, если она не научится сообщать Принцу о своих чувствах?», «Что переживает Русалочка, когда Принц ее не понимает?», «Кто является Ведьмой, забравшей ее голос?», «Как она может вернуть возможность нормально говорить?», «Какую помощь может оказать Принц, зная о затруднениях Русалочки?» и др. Рекомендации по использованию: технику целесообразно использовать в тех случаях, когда по каким-то причинам невозможно работать с проблемой напрямую (сильное сопротивление семьи; интимность обсуждаемой темы; неоднократные и безуспешные попытки решать проблему и т. д.). При выборе метафоры важно учитывать социокультурные особенности семьи и «принятие» ею метафоры в качестве экрана для проекции их жизненной истории. «Завершение предложений» Цель: изменение взгляда членов семьи на семейные обстоятельства, которые приводят к появлению негативных переживаний; осознание ими собственных проблем и связанных с ними чувств; определение ожиданий и притязаний по отношению друг к другу. Процедура проведения Стимульный материал техники представляет собой ряд незаконченных предложений, которые психолог зачитывает членам семьи. Последним предлагается их завершить. Прослушивание себя и других помогает членам семьи лучше понять друг друга, увидеть реальные трудности во внутрисемейных взаимоотношениях, осуществить коррекцию собственных ожиданий и притязаний. Часто с помощью данной техники удается выявить ранее не осознаваемые проблемы членов семьи и определить фокус дальнейшей терапевтической работы. Инструкция: «Сейчас вы услышите ряд незаконченных предложений. Конец предложения вы должны придумать сами. При этом можно говорить все, что приходит вам в голову. Пожалуйста, будьте как можно более свободными. При этом в процессе выполнения задания запрещается обсуждать высказывания друг друга. Если у вас нет вопросов, давайте начнем». Возможные варианты незаконченных предложений «Я должен...» «Я хочу...» «Я больше всего боюсь...» «Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...» «Мне очень трудно забыть, но я...» «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...» «Когда я сердит, я...» «Я выражаю любовь тем, что...» «Моя значимость состоит в том, что...» «Изменение в моем положении чревато тем, что...» «Особенно меня раздражает то, что...» «Мне особенно приятно, когда меня...» «Моя мечта...» «Меня беспокоит...» «Я мог(ла) бы быть очень счастливым(ой), если бы...» «Если бы я набрался смелости, я бы...» «Если бы вы меня знали, то вы бы...» «Моя мать должна...» «Мой отец должен...» «Моя жена...» «Мой муж...» «Дома...» «Человек, которого я люблю, должен...» «Для меня самое лучшее время, когда...» Рекомендации по использованию: техника «Завершение предложений» применяется в работе с детьми и взрослыми, как в индивидуальном, так и в супружеском и семейном консультировании и терапии. «Сравнение ценностей» Цель: помощь членам семьи в согласовании их жизненных ценностей и мотивов поведения, прояснение образов восприятия друг друга и организация эффективного семейного общения. Историческая справка: автором данного варианта техники «Сравнение ценностей» является X. Флойд (Floyd H., 1982). Процедура проведения Данная техника проводится при участии как минимум двоих членов семьи. Каждому члену семьи дается индивидуальное домашнее задание. Инструкция: «Подумайте, какие ценности являются наиболее значимыми для Вас и для Вашего партнера (другого члена семьи) и составьте их списки. Один список - Ваши собственные ценности, другой - ценности партнера с Вашей точки зрения. Ценности необходимо расположить в порядке их важности. Включайте в Ваши списки все, что считаете значимым, не существует никаких ограничений по их содержанию». Члены семьи не должны между собой обсуждать составленные списки. На следующей встрече психолог просит их прочитать подготовленные списки вслух и затем сравнить их. В фокусе обсуждения и анализа могут оказаться следующие вопросы: □ противоречия между списками и внутри каждого списка; □ адекватность представлений членов семьи о ценностях друг друга; □ различия и сходства в содержании списков; О взаимодополняемость членов семьи и др. Важным моментом работы является обмен впечатлениями, которые возникли у членов семьи при знакомстве со списками друг друга. Пример ___________________________________________________________________________ На приеме у психолога супругами были составлены два следующих списка: Список мужа
Сопоставление данных списков дало возможность обсуждения с психологом-консультантом следующих тем: • важность семьи для мужа и представление об этом у жены; • присутствие ценностей, называемых одним из партнеров, и отсутствие этих же ценностей в списке другого (например, уборка, развлечения и покупки не упоминаются женой, но упоминаются мужем в качестве ценностей жены); • наличие общих интересов: семья, образование, путешествия, секс, работа; • собственные ценности партнера и как они соотносятся с оценкой и восприятием им ценностей другого. Техника «Сравнение ценностей» позволяет выявить ценности, влияющие на внутрисемейные взаимоотношения, в условиях конструктивного обсуждения. Анализ несовпадений ценностных ориентации дает возможность членам семьи увидеть, в чем их сходства, различия и взаимодополняемость. Рекомендации по использованию: техника «Сравнение ценностей» используется на первых этапах работы с семьей, если ее члены жалуются на отсутствие интереса к тому, что происходит в семье, непонимание друг друга, возникновение ощущения, что их используют, невозможность договориться в принятии важных решений. Парадоксальные техники Парадокс представляет собой противоречие, следующее за правильным выводом из непосредственно согласующихся друг с другом предпосылок. Использование явления парадокса при оказании психологической помощи человеку имеет достаточно длинную историю. Уже с начала XX века психотерапевты начали разрабатывать парадоксальные техники с целью оказания помощи клиентам в преодоления жестких поведенческих паттернов. В рамках психологической помощи семье парадоксальные техники впервые были активно использованы стратегическими семейными терапевтами, которые отталкивались от теории «двойной связи» Г. Бейтсона, — Дж. Хейли, К. Маданес, П. Пэпп, М. Сельвини Палаццоли и другие. Основным их вкладом в использование парадокса в семейной терапии является соединение представлений о симптоме как способе поддержания гомеостаза семейной системы с парадоксальной интервенцией (Шерман Р., Фредман Н., 1997). Парадоксальные техники, как правило, применяются в работе с семьями, которые демонстрируют сопротивление изменениям. Суть парадоксальных техник семейной психотерапии заключается в том, чтобы предложить серию радикальных переопределений сложившихся паттернов взаимодействия, ведущих к кризису восприятия клиентов, чтобы тем самым в итоге стимулировать поведенческие изменения членов семьи. В результате семья оказывается не в состоянии воспринимать свое поведение так же, как и раньше, и продолжать функционировать на основе тех же симптоматических поведенческих паттернов. П. Пэпп описывает три основных этапа парадоксальной техники: 1. Переопределение. При переопределении симптоматическому поведению идентифицированного пациента и поведению каждого челна семьи придается другое значение, согласно которому оно способствует сохранению семьи и ее стабильному существованию. Например, мать, которую обвиняют в сварливости и чрезмерном контроле, представляется психотерапевтом как очень заботливая и небезразличная к судьбе детей. 2. Предписание. Кроме переопределения проблемы, членам семьи дается предписание продолжать вести себя, как раньше, потому что семья нуждается в сохранении старых образцов поведения. Открытое и сознательное проигрывание цикла, лежащего в основе функционирования системы, способствует тому, что семья теряет свою силу создавать симптом. 3. Ограничение. Когда в семье начинаются изменения, терапевт предупреждает ее членов об опасности негативных последствий, которые они могут вы- звать, то есть терапевт занимает парадоксальную позицию, неохотно принимая все изменения в семье. К парадоксальным техникам относятся рефрейминг (изменение негативных смыслов на позитивные), парадоксальное письмо, контаминация суицидальных фантазий (К. Витакер), предписанное бездействие, пари с подростком и др. Парадоксальные техники по своей структуре и проведению являются достаточно сложными и требуют от психолога специальной подготовки и опыта работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|