Признаки налоговых споров.
Во-первых, среди признаков налогового спора как материального отношения с возможным будущим рассмотрением в арбитражном суде можно выделить: 1) субъектный состав - российские и иностранные организации, индивидуальные предприниматели, с одной стороны, и налоговый орган - с другой; 2) содержание налогового спора составляют разногласия по поводу выполнения требований законодательства о налогах и сборах; 3) неразрешенность конфликта - налоговый спор возникает в результате столкновения различных мнений налогового органа и налогоплательщика по поводу объема прав и обязанностей налогоплательщика. Во-вторых, к признакам налогового спора как процессуального отношения относятся: 1) характер спора - налоговый спор является разновидностью экономического спора; 2) обязательным субъектом является суд; 3) разрешение налогового спора в строго определенной процессуальной форме. В-третьих, если налоговый спор связан с осуществлением предпринимательской деятельности, но на момент подачи заявления налогоплательщик утратил статус индивидуального предпринимателя, то такой конфликт подлежит разрешению арбитражным судом. В-четвертых, в судебных актах Конституционного Суда РФ не должны содержаться новые нормы налогового права, поскольку это приводит к возникновению в судебной практике еще большего количества налоговых споров. Кроме того, обостряется проблема единообразного применения законодательства о налогах и сборах. В-пятых, административные процедуры являются перспективным способом разрешения налоговых споров. Для большей эффективности данного метода необходимы как детальное нормативное регулирование административных процедур, так и комплекс организационных мер.
Налоговые споры можно классифицировать по следующим основаниям: 1. В зависимости от стороны - инициатора спора: - споры, возникающие по инициативе налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Например, предъявление налогоплательщиками исков в суд о возмещении убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц; - споры, инициируемые налоговыми органами. Налоговые органы могут взыскать налоговые санкции с лиц, нарушивших законодательство о налогах и сборах; - споры, инициируемые иными лицами. Иные лица выступают инициаторами налоговых споров в тех случаях, когда они возражают против каких-либо решений или действий налоговых органов, не связанных с уплатой (перечислением) налогов и сборов. 2. По предмету все налоговые споры могут быть условно подразделены на две основные категории: - споры об исполнении фискально-обязанными лицами законодательства о налогах и сборах; - споры, возникающие из причинения вреда незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц. 3. По содержанию требований, предъявляемых одной из спорящих сторон другой. Наиболее распространенными на практике являются налоговые споры: - о взыскании налоговых санкций с лиц, нарушивших законодательство о налогах и сборах; - о признании недействительными ненормативных актов налоговых органов; - о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц. 4. По порядку рассмотрения: - во внесудебном порядке. В данном случае вышестоящей налоговой инстанцией (вышестоящим должностным лицом) рассматриваются жалобы фискально-обязанных лиц на незаконные акты нижестоящих налоговых органов, на действия или бездействие их должностных лиц;
- в судебном порядке рассматриваются налоговые споры, которые возникают по искам (жалобам), подаваемым фискально-обязанными лицами, налоговыми органами или иными лицами в суды. Согласно ст. 45 Конституции РФ каждому гарантируется право "защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом". При этом ст. 35 Конституции РФ устанавливает охрану законом права частной собственности. Налогоплательщик, являясь собственником своих денежных средств или владея ими на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имеет законное право защищать свою частную собственность, если налоговый орган претендует на большую сумму, чем та, которая, с точки зрения налогоплательщика, предназначена для уплаты налогов. Причины защиты своих интересов от "посягательств" налоговых органов у налогоплательщика: - признание недействительным решения налогового органа, не соответствующего законодательству и нарушающего права и законные интересы организаций и граждан; - признание не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке; - возврат из бюджета денежных средств, списанных налоговым органом в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований законодательства; - признание незаконными действий (бездействия) должностных лиц налогового органа; - признание недействительным нормативного акта налогового органа; - возмещение убытков, причиненных действиями (бездействием) налоговых органов. В соответствии со ст. 137 НК РФ "Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия и бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права". Существует несколько способов защиты налогоплательщиком своих прав, среди которых выделяют: - административный способ (подача жалобы в вышестоящий орган); - судебный способ; - способ прокурорского реагирования; - президентский способ; - обращение в Конституционный Суд; - защита прав в международных судах; - самозащита прав. В АПК РФ классифицированы способы защиты публичных прав следующим образом:
- признание нормативного акта недействующим (ст. 192 АПК РФ); - признание ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными или недействительными (ст. 198 АПК РФ); - взыскание обязательных платежей и санкций (ст. 213 АПК РФ); - признание не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке (ст. 172 АПК РФ); - взыскание обязательных платежей (ст. 212 АПК РФ). Можно разделить все способы защиты права на три группы: 1) первая группа - способы защиты права, направленные на изменение, прекращение правоотношений, возникающих между налоговым органом и налогоплательщиком (требования об оспаривании); 2) вторая группа - способы, направленные на понуждение совершить определенные действия или принять соответствующие акты, тем самым восстановить нарушенные права налогоплательщика (требования о понуждении); 3) третья группа - те способы защиты права, которые направлены на установление наличия или отсутствия спорных правоотношений (требования об установлении).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|