Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отец-деспот, унижающий свою дочь




Существует несколько психологических проблем, которые заставляют отца наказывать и унижать собственную дочь, воспитывая у неё мужские черты характера и отвращая её от стремления быть женственной. Дочь, которую постоянно унижают, начинает ненавидеть своего отца, и это чувство впоследствии распространяется на всех мужчин. Происходит это следующим образом:

а) она отказывается подчиниться мужчине или отдаться ему, так как презирает его. Она отвергает свою женственность и приобретает мужские черты, агрессивно конкурируя с противоположным полом. Чаще всего такая женщина фригидна. Если она выйдет замуж и у неё родится сын, она сделает всё возможное, чтобы воспитать его как девочку.

б) она не отказывается от своей женственности, но не желает подчиниться мужчине и проявляет склонность к лесбиянству.

Разумеется, что женщина, страдающая комплексом Дианы не может создать нормальные отношения с мужчиной — в лучшем случае она может надеяться на своего рода симбиоз с неким женственным типом. Таким образом, она может компенсировать собственную сексуальную недостаточность. Связь подобного типа, несомненно, представляет сатанинское начало в любви.

Женщина, страдающая от подобных проблем, не должна занимать пораженческую позицию — даже если её родители во многом виновны за её беды, она в состоянии сама изменить ситуацию. Сам факт, что виновные за её двойственное положение известны, не предлагает решения проблемы. Если она не возьмёт на себя ответственность за собственную судьбу, она, скорее всего, превратится в пассивную, потакающую собственным капризам личность. В подобном случае, равно как и при других невротических конфликтах, существует лишь одна альтернатива: притвориться, будто проблемы не существует или постараться найти решение. Бегство от реальных проблем нельзя считать нормальным поведением, даже если такая позиция приносит временное облегчение. В сущности, это влечёт за собой дезинтеграцию личности и представляет собой форму психологического самоубийства. «Диане» ничего не стоит превратиться в разочарованную, озлобленную, агрессивную особу, у которой нет никакой надежды на избавление от собственных бед. Сдаться без боя — означает пойти по пути наименьшего сопротивления, а этот путь выбирают те, кто не имеет чувства собственного достоинства. Здоровый, конструктивный подход состоит в осознании проблемы, в её скрупулёзном исследовании, основанном на терпеливом и внимательном самонаблюдении. Человек не может непосредственно наблюдать и анализировать собственный внутренний мир, это, возможно, осуществить лишь опосредованно, анализируя свои поступки, эмоциональное состояние и высказывания, возможные причины которых впоследствии могут быть соотнесены с душевным состоянием индивида.

Коль скоро человек узнает, что является причиной его неуспеха в любви, ему следует должным образом подготовить себя к этому чувству, вместо того чтобы перекладывать вину на партнёра, обвиняя того в негативном поведении или нежелании понять его. Разумеется, все гораздо проще, если кто-то другой оказывается в центре внимания. Самолюбие и тщеславие — главные враги истины, эти чувства лишают нас способности быть самокритичными и внимательными к самим себе. Чаще всего в отношениях между супругами случается так, что какая-то важная проблема мешает одному из них создать полноценный союз. Если типичные для сатанинской любви проблемы или тип поведения, образно говоря, «вытащить на белый свет», то пара уже не будет действовать вслепую. Чтобы оба партнера были счастливы, они вместе должны отказаться от попыток «перевоспитать» другого. Иногда только у одного из партнёров наблюдаются серьёзные отклонения, однако множество людей имеют мелкие, незначительные проблемы, которые усугубляются при контактах с другими, чья «душа больна». Если причиной конфликта является только один из партнёров, это становится ясно, как только они расходятся и вступают в новые отношения с другим партнёром. Тот, у кого и прежде были проблемы, снова потерпит крах, другой же сумеет создать счастливый союз.

Каждый, кто поймёт главную мысль, а именно — что любовь есть наука, выходящая за рамки расхожих представлений, не пожелает ограничиться «удовлетворительными» отношениями, а будет стремиться к идеалу, т. е. к союзу, который позволяет достичь высшей формы любви.

СИМБИОЗ.

Симбиотическая форма любви представляет собой такой союз, в котором партнёры образуют единое целое, при этом их воздействие друг на друга негативно и разрушительно. В паре подобного типа партнёры стремятся извлечь из отношений взаимную выгоду, обеспечить себе жизненно важные элементы, подобно организмам, выживание которых зависит от их сожительства.

В симбиотическом союзе нет места истинной любви. Тщётно пытаясь достичь её, партнёры утрачивают свободу, чувство собственного достоинства, лишаются индивидуальности и чести. В основе симбиотических отношений в любви лежат отношения между матерью и плодом. Существует некая подсознательная модель, крепящая подобный союз, потребность, которую партнёры испытывают друг в друге. Эта потребность не исчезает и в зрелом возрасте, возбуждая симбиотические аппетиты партнёров. Если индивид в любви придерживается подобной модели, это может быть истолковано как его потребность в матери и стремление к тому идеальному состоянию, когда все его нужды удовлетворялись незамедлительно.

С точки зрения психики, форма симбиотического союза меняется — физический союз тел трансформируется в психологическое единство. Подобное состояние исключает возможность истинной любви, поскольку таковая возможна только между существами независимыми, сохранившими собственную свободу и индивидуальность. Для любви необходимы два полюса, единство не может служить ей основой, такой основой может быть только дуализм. Истинная любовь представляет свободный поток энергии между полюсами, а не их единство. Симбиоз и любовь не имеют между собой ничего общего.

Существует множество форм симбиоза, но все они без исключения разрушают истинную любовь или мешают её развитию. Большинство симбиотических союзов напоминают сказочный, романтический фильм, ибо отношения между партнёрами развиваются как красочный спектакль. Влюблённые всецело поглощены друг другом, они живут лишь своей любовью, каждый из них видит мир глазами другого, думает и чувствует, как он. На первый взгляд может показаться, что они сумели найти идеальную форму любви, однако, в сущности, они отчаянно цепляются друг за друга, стараясь найти средство выжить. Каждый из них поглощает жизненные соки партнёра, стараясь нейтрализовать собственное состояние неудовлетворённости, мучительно пытаясь собрать воедино останки своего хилого эго. Подобная ситуация ни в чём не напоминает любви — скорее, речь здесь идёт об отчаянии и духовном каннибализме.

В принципе существует три типа симбиоза: активный, пассивный и компенсаторный. Активный симбиоз соответствует потребности доминировать над партнёром и является проявлением садизма. Садист стремится избавиться от одиночества и «увеличить в объёме» своё Я, превратив другого человека в часть самого себя.

Пассивный симбиоз проявляется, как потребность полностью подчиниться другому человеку и слиться с его личностью, стремясь найти верного наставника и заступника и обеспечить себе надёжную защиту. В основе пассивного симбиоза лежит склонность к мазохизму. Он выдает и леность, поскольку позволяет индивиду пассивно избегать принятия решений, риска, ответственности и отворачиваться от каких бы то ни было проблем.

Чтобы яснее понять, как далеко могут зайти отношения симбиотического типа, следует рассмотреть в качестве примера отношения между рабом и господином. Явно, что раб утрачивает свою свободу, однако более углублённый анализ показывает, что господин не менее зависим от него. Роль господина можно определить как садистскую, а роль раба — как мазохистскую. Неважно, что руководит человеком — желание властвовать или слепо подчиняться — в обоих случаях результатом будет «позорное рабство».

Компенсаторный симбиоз представляет собой союз двух личностей абсолютно противоположных по характеру, которые взаимно компенсируют и уравновешивают качества друг друга. Примером таких отношений может служить союз между робким мужчиной и смелой женщиной, небрежной женщиной и педантичным, дисциплинированным мужчиной или сочетание у партнёров таких качеств, как гордость и скромность, медлительность и активность, невежество и образованность, серьёзность и беззаботность. Бывают случаи, когда такой союз исключительно благоприятен для одной из сторон и пагубен для другой. Иногда пара увеличивает свои возможности действовать совместно за счёт личной свободы каждого из партнёров. Компенсаторный симбиоз исключает союз между партнёрами, которые добровольно принесли на алтарь собственных отношений свои духовные богатства, скорее, его можно сравнить с отношениями слепца и глухонемого, которых связывает их недуг, а не способности.

Итак, мы подошли к вопросу о сущности любви и понимания извечного противоречия между любовью и симбиозом. Любить — неизменно означает давать, а это возможно лишь там, где есть место известному внутреннему развитию. Любить, кроме того, означает дарить другому жизнь во всей её полноте. Симбиоз в любви — это отчаянная попытка заполнить внутренний вакуум, хватаясь как за спасительную соломинку за психические и эмоциональные качества другого человека, жадно впитывая его жизненные соки, которых тебе самому недостаёт. Для симбиоза характерны такие чувства, как отчаяние, зависть, мелочная придирчивость и, в конце концов, глубокая обида и ненависть. Любовь — это воплощенное богатство жизни, щедро принесённая в дар огромная созидательная сила, а симбиоз лишь жалкая драма, которую разыгрывают два существа, два больных, неполноценных это, не знающих, что есть щедрость, благородство и духовное богатство. Любить — означает дарить себя людям.

Только найдя точное определение всему, что не есть любовь, мы сможем действительно понять, что такое любовь истинная.

ПРИЗРАК ФАНТАЗИЙ.

Грезить наяву — привычка настолько распространенная и, казалось бы, безобидная, что никому и в голову не приходит анализировать, что именно происходит, когда человек находится в подобном состоянии, хотя люди большую часть времени предаются мечтам и строят воздушные замки. Фантазируя, человек постоянно исследует своё физическое и психическое состояние, давая волю собственным страхам, подспудным желаниям и тайным огорчениям. Для большинства это лишь способ отвернуться от реальных проблем и заменить их фантазиями. Как правило, фантазии грандиозны, в них всё возможно и нет ничего невероятного, как нет предела и их сложности. В мире фантазий может случиться всё что угодно. Для фантазёра нет препятствия, которое он в мечтах не мог бы преодолеть, нет пропасти, через которую не мог бы перешагнуть, К тому же существует и явное преимущество — это не требует никаких усилий или риска, неважно, о каких невероятных приключениях он мечтает.

В корне фантазирования, однако, лежит не только развлечение для ума. Они гораздо глубже и относятся к тому времени, когда ребёнок начинает ясно сознавать разницу между тем, что он делает, и тем, что должен делать, чтобы исполнить требования родителей и учителей. Он замечает значительное несходство между тем, что он есть, и тем, каким хотело бы его видеть общество. Сознавая собственные недостатки, ребёнок ощущает потребность создать внутреннюю модель идеальных требований, некоторые из которых основаны на требованиях родителей, учителей и прочих. Многие из них порождены чувством зависти или восхищения другими людьми. Некоторым из них ребёнок стремиться подражать, желая достичь такой же славы, почестей или завоевать престиж.

Целая плеяда знаменитостей предлагает на продажу самые разнообразные иллюзии — здесь и прославленные спортсмены, и звёзды кино, и исторические личности, а также герои телевизионных сериалов, юные идолы поп-музыки, мудрецы, известные миллионеры, президенты, государственные деятели, путешественники и философы. Выдающиеся личности, чьи реальные или воображаемые качества будят восхищение, становятся для ребёнка примером для подражания, он использует их как материал для своих причудливых фантазий о мире, людях и себе самом, которые впоследствии будут иметь трансцендентальное значение в его жизни. Такое увлекательное занятие, которому он будет предаваться до конца своих дней, во многом предопределяет события, происходящие в его жизни. Оно является той моделью, которая формирует поведение индивида независимо от его желания.

Фантазирование — творческий процесс, в ходе которого формируется «идеальный» человек. «Идеальное» представляет собой комбинацию множества моделей, нечто вроде Франкенштейна, чудовища, которое способно уничтожить своего создателя, подобно тому, как это происходит в классическом романе. «Призрак фантазий» и есть такое существо, порождённое грёзами и выдумками человека. Фантазёр — это его родитель, который будет питать своё чадо до последнего вздоха. Хотя призрак создаётся ещё в детстве, присущие ему ценности, не меняя своей сущности, будут оказывать влияние на индивида и в зрелом возрасте. Первоначальный идеал лишь добавляет новые модели к уже существующим, однако исходные элементы остаются наиболее важными. Взрослые зачастую вновь открывают детские фантазии в своих снах. «Призрак» тождественен «идеализированному образу» традиционной психологии, однако между этими понятиями существует значительное различие. В психологии идеализированный образ есть внутреннее явление, существующее единственно в мыслях индивида. Для философа-герметика призрак фантазий — нечто реальное в мире энергий, так как представляет собой энергетическое творение, порождённое мыслью. В мире энергий придётся признать его реальность, поскольку в этой среде он уже будет не фантасмагорией, а вполне материальным существом. В психологии идеализированный образ — чисто субъективное понятие. Для герметика же призрак фантазий имеет и внутреннюю и внешнюю жизнь, одновременно субъективную и конкретную.

Разумеется, эго юного человека довольно слабое, поэтому ребёнок не в состоянии сопротивляться огромному влиянию предлагаемых обществом эталонов, которые будят его восхищение. Даже взрослые часто не находят в себе сил противостоять этому соблазну и слепо им подражают.

Призрак фантазий несёт в себе всё, чего хотел бы достичь в жизни человек. Индивид выбирает себе образцы для подражания из тех, что предлагает ему «рынок иллюзий». Из этого материала он создаёт собственный «призрак», составленный из черт будящих его восхищение героев, который превращается — по крайней мере, в иллюзорной форме — в нечто подобное супер-герою из научно-фантастического романа, не существующего в реальной действительности. Сам процесс фантазирования, когда человек воображает себя суперменом, не является сознательным или преднамеренным, а вытекает из неосознанного и принудительного характера подобного состояния. В сущности, предаваясь мечтам, человек пытается убежать от суровой действительности и избавиться от состояния фрустрации. Если смотреть под таким углом зрения, проблема фантазий не выглядит слишком серьёзной, скорее всего фантазии делают нашу жизнь выносимой и более приятной. Как бы то ни было, тысячелетняя мудрость герметического учения заставляет нас рассматривать призрак фантазий как деструктивную силу. Она действует не явно, а подспудно, подобно невидимому врагу, который забавляется, играя на слабых струнках человека, насмехается над людскими амбициями, скрытыми страхами и эмоциями и сокровенными мечтами.

Какие тёмные и загадочные космические силы позволяют такому коварному и хитрому недругу обитать наш внутренний мир и тайком прокрадываться в наше сознание, поражая все его уровни. Фантом существует за счёт индивида, высасывая его жизненную энергию, прикрываясь тем, что предлагает ему многочисленные иллюзорные возможности, одна другой привлекательней. Призрак фантазий — не просто метафора. Его сатанинское начало проявляется именно в его функции — он поощряет иллюзии.

Самое ужасное в этой игре начинается в тот момент, когда человек утрачивает свою подлинную личность и начинает верить, что он и есть тот самый идеализированный образ, призрак собственных фантазий. В этот момент фантазёр субъективно превращается в плод своих фантазий и попадает в порочный круг, где чередуются состояния эйфории и депрессии. Его вымышленная жизнь, в которой ему отводится роль супермена, вызывает эйфорию, но беспощадная действительность, заставляющая его сознавать, в какой ничтожной степени его поведение отвечает воображаемым высоким требованиям, становится причиной глубокой депрессии. Сознание этого будит у него тревогу и чувство вины, поскольку собственная неполноценность становится для него еще более ясной, чем прежде, а неуспех усугубляет вину.

Было бы логично предположить, что, однажды испытав разочарование в самом себе, индивид осознает, как мало у него общего с вымышленным героем его фантазий и перестанет отождествлять себя с суперменом. В действительности, однако, происходит иначе, и вместо того чтобы изменить своё поведение человек с ещё большим рвением стремится идентифицировать себя с призраком фантазий. Это позволяет ему хотя бы временно избежать разочарований и избавиться от чувства неполноценности. Так круг замыкается, и жертва попадает в капкан собственных слабостей.

Самое страшное в этом случае это то, что создаются цели, которых никто не в состоянии достичь. Подобный процесс неизбежно вынуждает человека всю жизнь преследовать иллюзии. Призрак фантазий становится его неизменным спутником и с непреодолимой силой заставляет его стремиться удовлетворить непомерные требования, которые по плечу лишь вымышленным героям, порождённым его фантазией. Попавшись в эту ловушку, он интернализирует одновременно множество образов, это могут быть Наполеон, Юлий Цезарь, Соломон, Казанова, Супермен или Джеймс Бонд, и все они требуют от него таких же великих свершений. Подобная потребность стремиться к совершенству причиняет ему огромные страдания. Чем более возвышенно его представление об этом идеализированном образе, тем сильнее тирания внутренних требований и тем меньше возможности осуществить их. Люди склонны копировать цели, взяв за пример жизненный путь выдающихся личностей или воображаемые образы, рождённые воображением поэтов, писателей или рекламных агентов.

Какое отношение имеет всё это к любви? Ответ на этот вопрос даёт психоаналитик Теодор Райк, один из немногих ученых, кто посвятил конкретные работы теме любви. Райк считает, что в корне этого чувства всегда лежит внутреннее недовольство собственной персоной, недовольство, которое возникает, когда человек осознает различие между тем, что он есть на самом деле, и тем, что о себе думает, и понимает неспособность исполнить предъявляемые к самому себе требования. Осознав это, человек стремится к любви, видя в ней последнюю надежду, нечто, что поможет ему как по волшебству исполнить все свои сокровенные желания. Формулировка, которую дает Райк, блестяща и проницательна: «Любовь есть пермутация идеализированных образов». В данном случае он имеет в виду, что влюбленный переносит сущность призрака собственных фантазий на предмет своей любви и наоборот и таким образом превращает фантазм в существо из плоти и крови. Теперь уже индивид, однажды попавший в рабство к фантому, становится пленником «реального существа». По словам Райка, «...мы приходим к сравнению между идеалом и избранником, образ был фантомом, в то время как предмет любви — реальный, живой человек. Тем не менее, предмет любви также фантом, нечто вроде крючка, на который можно повесить собственные иллюзии. Реальный человек представляет лишь материал, из которого создаётся вымышленная фигура, подобно тому, как скульптор ваяет скульптуру из бесформенной каменной глыбы».

Далее Райк продолжает: «... я никогда не смогу понять, почему так люблю её...» и отвечает: «любишь, потому что она удовлетворяет твое тайное Я». Он считает, что любовь замещает желание постичь совершенное эго, воплотить идеализированный образ. Если подходить к любви с таким аршином, она всегда будет недостаточно сильной, неискренней и, в конце концов, будет обречена на провал. Так же, как он обманывал себя, принимая за действительность призрак собственных фантазий, теперь его образ будет вводить в заблуждение любимого человека. Совсем скоро наступит момент, когда он почувствует, что предмет любви не отвечает его первоначальным представлениям. Главное то, что он снова и снова будет стремиться взывать к жизни призрак своих фантазий. Сначала он проецирует вымышленные качества на свою избранницу и видит её как их воплощение, придавая ей идеальный, почти магический облик, лишённый каких бы то ни было недостатков. Затем, когда он вновь обретёт своего фантома и снова воплотит его в себе самом, любимая чудом вдруг превращается в вульгарную, пустую особу, лишённую всяческого очарования. Такой влюбленный считает, что по каким-то неведомым причинам она очень изменилась, однако в действительности она всегда была одной и той же. Единственно магическая сила призрака фантазий придавала ей неотразимое обаяние.

Почему в определённые моменты человек заставляет вновь оживать призрак фантазий, чьи черты он воплотил в своей любимой? Причина кроется в постепенном разочаровании, которое он испытывает, осознав, что его избранница не соответствует вымышленному, иллюзорному образу. Можно согласиться с Райком в том, что подобные представления о любви имеют люди недостаточно развитые и что это любовь фальшивая, хотя многие предпочитают именно такую модель.

Продолжая наше повествование, мы постараемся пролить свет на характерные черты истинной любви. Лишь те пары, которым удастся смягчить внутренние требования фантома и контролировать их, смогут достичь подлинной любви. Если они не пожалеют времени и труда, они смогут в известной степени умерить требования, которые диктует им идеализированный образ, и в конце концов поймут, что эти требования в контексте реальной действительности неисполнимы и иллюзорны.

САДОМАЗОХИЗМ.

Вполне возможно, что никому из нас не чужда определённая склонность к садизму или мазохизму, ибо эти состояния психики не ограничиваются лишь теми преувеличенными и бьющими на эффект характеристиками, которые описываются в литературе. Истинные черты садомазохизма не сводятся к битью кнутом и прочим мучениям, они представляют собой только крайние проявления извращённого либидо. На практике и садизм, и мазохизм встречаются в таких завуалированных и трудно уловимых формах, что человек зачастую не сознаёт, что в его поведении присутствуют подобные черты. Садизм определяется как наслаждение чужими страданиями, а мазохизм — как удовольствие от собственных страданий. Супер-эго едва ли может позволить человеку отнести себя к категории мазохистов, поэтому он стремится объяснить и оправдать собственное поведение, чтобы оно стало приемлемым для него с моральной точки зрения. В любом случае, это лишь малая часть скрытого комплекса, которая, как вершина айсберга, выступает на поверхности его сознания. В основном эта проблема развивается на подсознательном уровне и из-за этого человек не понимает истинного смысла своего поведения. Он просто ощущает отрицательное влияние этого комплекса в своей повседневной жизни, но не имеет понятия о причинах своих чувств.

Неуспех множества браков коренится в поведении мужа, преследующего свою жену, стремясь к полной власти над ней, причем при этом он ведёт себя как настоящий садист и это доставляет ему удовольствие. Он подвергает её всевозможным унижениям, обижает и наказывает её, показывая свое презрение, однако скрывает истинные мотивы подобного поведения и приписывает их неким воображаемым её недостаткам, преступлениям против супружеской верности и прочим прегрешениям. Естественно, что она впадает в отчаяние и начинает и вправду верить, что виновна в грехах, в которых её обвиняют. Необязательно иметь богатое воображение, чтобы представить себе многочисленные неприятные ситуации, которые могут возникнуть при подобных извращённых отношениях — порочный круг взаимных обвинений и унижений, раскаяние и чувство бессилия.

Мазохизм имеет гораздо более широкое значение, чем принято считать, поскольку означает особенное мировоззрение и отношение к жизни. Это не только сексуальное отклонение, а тип поведения, означающий удовольствие от страдания и всевозможных унижений. Желание «пострадать» несомненно, составляет основу этой проблемы. Сам того, не сознавая, индивид оказывается во власти собственных иррациональных наклонностей и стремится создавать заведомо неудачные связи, которые дают ему необходимую эмоциональную пищу, главным образом — страдание. Страдающий этим комплексом человек, вечно ищет причины провалить собственные планы — это позволяет ему твердить, что «невезенье» постоянно преследует его.

В своём отношении к любви мазохист всегда внутренне воспринимает позу неудачника и страдальца, а это, в сущности, означает, что он несёт в себе семена собственного разрушения. Неважно, насколько подходящим окажется его партнёр — мазохист безошибочно найдёт самые основательные причины для своего страдания. Он не станет стараться помочь успеху собственного брака, а нарочно сделает всё для его краха, погружаясь при этом в постоянное «волнующее» состояние озлобления и фрустрации. Самосожаление служит гарантией того, что его страдание будет тлеть постоянно и сбудется его горькая судьба, которую он сам избрал и предопределил. Посторонний наблюдатель с удивлением обнаружит, что «болячки» этого человека неслучайны, боль ему причиняют не естественные или случайные обстоятельства, а умышленное стремление к нарочно выбранной цели. Подобно тому, как ремесленник работает по восемь-десять часов в день, чтобы выткать свой ковер, мазохист затрачивает большую часть своей энергии, эмоциональной и инстинктивной жизненной силы на то чтобы причинить себе боль и страдание и насытить скрытые аппетиты собственного либидо.

Ясно, что такой человек будет постоянным неудачником в любви, успех может прийти лишь случайно — если он найдет партнера с садистскими наклонностями, который будет «подкармливать» и воплощать в жизнь его чувственные фантазии. В глубине души мазохист вечно остается несчастным, поскольку подсознательно ощущает свою несостоятельность и фальшь собственной эмоциональной неразберихи. Часто он в состоянии заметить, насколько нереальна и поддельна его жизнь, словно кто-то другой живёт вместо него.

Чтобы понять всю серьезность проблемы, доставляющей мазохисту столько страданий, следует иметь в виду, что его либидо извращено, и он является жертвой трудно искоренимого порока. Он находится во власти неосознанной силы, вынуждающей его отказываться от нормальных удовольствий и поворачиваться спиной к успеху, он жаждет быть наказанным судьбой и жизненными обстоятельствами. Ставя себя в подобное положение, он продолжает муки, которым подвергали его в детстве родители. Супер-эго человека, его подсознательная цензура, осуждает его на всевозможные наказания. Индивид воспринимает их как нечто желанное и подсознательно ожидает их, не давая себе отчета в том, что находит страдание привлекательным. В этом и состоит сущность психологической категории «вечного неудачника — это лишь способ навлечь на себя самые разные беды и несчастья.

Хотя и непонятно, каким образом человек может получать сексуальное удовольствие, испытывая боль и страдания, тем не менее, это явно случается. Драматические ситуации часто возбуждают эротический аппетит мазохиста. Именно поэтому тот факт, что многим из нас нравятся телевизионные и литературные драмы, посвящённые несчастным, трагическим событиям, герои которых подвергаются унижениям, переживают неразделённую любовь или измену партнёра и будят желание мести или чувство зависти, ни в коем случае не случаен. Подобные истории щекочут чувственность зрителей. Отрицательные эмоции, которые вызывают боль и страдание, превращаются в нечто вроде психологической мастурбации и люди становятся зависимыми от подобных удовольствий.

Существует также и социальный мазохизм, оказывающий преобладающее влияние на жизнь определенных социальных групп или целых наций. Со временем мазохистские импульсы до такой степени становятся неотъемлемой частью коллективного бессознательного, что превращаются во врожденную черту, которая непременно пустит корни, в характере индивида и будет сопутствовать ему в течение всего периода его развития. Человек всё ещё не задумывается всерьёз над тем, какую опасность представляет для него мазохизм, отчуждающий его от собственного подсознания. Удовольствие и боль сливаются воедино, действуют как единый механизм, что обычно происходит незаметно, как, впрочем, действует и большинство подсознательных импульсов.

В этой книге мы не станем описывать различные формы садизма и мазохизма или подвергать их углубленному анализу, поскольку для нас представляет интерес лишь то, что имеет непосредственное отношение к любви. Мазохизм в огромной степени мешает достичь счастья в любви, поскольку индивид подсознательно стремится именно к противному.

Хотя с точки зрения психолога совсем нелегко излечиться от мазохизма, если пациент искренне того желает, он может постепенно изменить свое поведение, осознав, какой огромный вред наносит себе, лишая себя счастья, которое ускользает от него из-за погрешного отношения к жизни. Психологические проблемы — не более чем костыли, позволяющие мазохисту передвигаться, он должен понять, что даже когда его заболевание вполне реально, он использует эти костыли по своей воле, а не, потому что не может без них. Подобное отношение объясняется его стремлением избежать решения некоторых проблем, как подобает зрелому человеку. Независимо оттого, что такой человек может иметь совсем ясное представление о своих реальных проблемах, он инстинктивно будет искать мучительные для него ситуации. Каждый из нас выбирает собственный крест, на котором желает быть распятым. Для подобного выбора необходим своего рода «консенсус» или желание нашего подсознания, которое и есть истинный судья в нашей жизни. Тем не менее, так же, как человек ищет крест, который будет нести всю жизнь, так он может и отказаться от него, ему достаточно просто очень захотеть. Сильное желание действует как «магическая заповедь» на индивидуальное бессознательное и глубоко прочувствованное, твердое решение его сердца можно сравнить с той верой о которой Иисус сказал: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно, и скажете горе сей: перейди отсюда туда; и она перейдет, и ничего не будет невозможного».

Внутренне осознанное решение измениться действительно представляет магическую формулу, которая может помочь человеку избавиться от всех его психологических недугов. Нет пациента хуже, чем тот, кто не желает излечиться. Указав на неправильные подходы к любви, мы поможем человеку найти верный путь к счастью. Ему только необходимо уразуметь, что кажущаяся польза от собственных проблем ничтожна по сравнению с богатыми возможностями, которых он лишает себя благодаря неправильному, негативному поведению.

Равновесие в жизни индивида отражает степень его психологического равновесия. Он может судить о своем развитии и успехах, взвесив, что приобрёл, и что потерял, и на основе этого подвести итоги.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...