Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В зависимости от характеристики собственников можно выделить следующие разновидности холдингов: государственный, муниципальный и частный, разновидностью которого является семейный холдинг.




ГК РФ Статья 5. Обычаи

1. Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

2. Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

 

Обычай следует отличать от обыкновения. Обычай существует независимо от сторон, заключающих договор, и применяется в качестве общего правила (если стороны не договорились об ином или иное не установлено в законе); в то время как деловые обыкновения применяются, если в договоре стороны прямо договорились об этом либо если договор позволяет предположить намерение сторон руководствоваться тем или иным обыкновением. Деловое обыкновение представляет собой подразумеваемое условие договора. Если такового условия в договоре нет, обыкновение не учитывается как обязательное правило.

Одним из видов источников российского предпринимательского права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность можно назвать следующие:

  1. Конвенция ООН о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г.;
  2. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г.;
  3. Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г.;
  4. Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);
  5. Евразийская патентная конвенция 1994 г. и др.

Вопросы соотношения международных и внутренних источников предпринимательского права решаются в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации имеют приоритет по отношению к нормам национального законодательства.

 

  1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в зарубежных странах.

 В развитых странах предпринимательство является важнейшим фактором экономического роста. Это активная хозяйственная деятельность, связанная с личной инициативой, риском, новаторством и ведущая к положительному социально-экономическому эффекту в виде роста производительности, доходов, удовлетворения общественных потребностей. Такая хозяйственная деятельность называется в западном правоведении коммерческой, торговой, предпринимательской. Нормы, регулирующие отношения предпринимателей между собой, с потребителями и государством при производстве товаров и оказании услуг, составляют особую сферу правового регулирования. Для обозначения совокупности таких норм используются термины "торговое право", "хозяйственное право". В развитии современного торгового права можно выделить два периода: исторический и современный. Согласно классификации известного русского правоведа Г.Ф. Шершеневича исторический период развития торгового права подразделяется на три этапа: итальянский, французский и германский. Первый период обычно называют итальянским. В XI-XIV вв. в Италии успешно развивалась торговля. Купцы подразделялись на гильдии, в рамках которых формировались обычаи. Решения консульских судов, разрешавших споры между членами гильдий, записывались в особые книги, пересмотр которых приводил к систематизации судебных прецедентов. Второй период - французский - связывают с превращением Франции в одну из ведущих торговых держав, в которой государственная власть оказывала покровительство купечеству. Именно во Франции были предприняты первые попытки кодификации торгового права. В 1673 г. был издан Ордонанс о торговле, а в 1807 г. - Торговый кодекс, оказавший огромное влияние на развитие торгового права в других странах. Третий период - германский. К началу XIX в. Германия состояла из множества княжеств, герцогств, свободных городов, в которых действовали свои нормативные акты. В 1861 г. было принято Торговое уложение, переизданное в 1897 г. Оно способствовало созданию единого немецкого рынка. В конце XIX в. понятие торгового права стало охватывать не только торговлю, но и промышленность, транспорт, банки. В ХХ в. завершился процесс распространения норм торгового права практически на все сферы хозяйствования. Но традиционно сохраняется термин "торговое право". Во многих зарубежных странах нормы торгового права регулируют хозяйственную деятельность и в сфере обращения товаров, и в сфере производства товаров. В Англии и США торговое право не выделяется из гражданского права в качестве отдельной отрасли, однако гражданское право содержит обширную группу правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность. Идет процесс изменения отдельных норм гражданского права под влиянием коммерческой практики, названный в западной юридической литературе коммерциализацией гражданского права. Современный период развития торгового права связывают с торговой революцией, охватившей во второй половине ХХ в. США и страны Западной Европы и выражавшейся в резком и постоянном увеличении объема продаж, изменении методов организации производства и сбыта товаров, новом качестве жизни людей. Она сопровождалась бурным развитием торгового права. Это проявилось прежде всего во внесении изменений в торговые кодексы, принятии законодательных мер в государствах общей системы права, заключении большого числа международных соглашений по различным вопросам торговой деятельности, а также заключении региональных соглашений, в частности Римского договора 1957 г. об учреждении Европейского экономического сообщества- *(источник № 59). На торговое право оказывает значительное влияние процесс глобализации. Одной из основных черт торгового права является интернационализация, т.е. усиление влияния внешних факторов на развитие национальных правовых систем. Интернационализация проявляется в сближении источников права, понятийного аппарата, унификации торгового права- *(источник № 60). 1.6.2. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности зарубежных стран.

Во второй половине ХХ в. в Англии и США было принято множество законов с целью упрощения и модернизации права, отменивших многие устаревшие прецеденты. В иерархии источников англо-американского права закон стоит впереди прецедента. Тем не менее прецедент остается главным источником английского права. Это объясняется рядом причин: во-первых, многие сферы гражданских отношений остаются целиком предоставленными на откуп судам, т.е. прецедентному праву; во-вторых, законная норма, будучи единожды истолкована и применена судом, превращается в судебный прецедент; в-третьих, законные нормы создаются на базе судебных прецедентов- *(источник № 61). Во всех странах кроме законов действует множество подзаконных нормативных правовых актов, при этом в количественном отношении они превосходят нормативные акты в ранге законов, поскольку обусловлены динамичностью экономических процессов. Подзаконные нормативные правовые акты, которые называют еще делегированным законодательством, содержат более подробную регламентацию установленных в законе правил, должны основываться на законе и не могут ему противостоять. С подзаконными актами связано, как правило, оперативное регулирование экономики государством.

С обычаями связаны такие присущие современному предпринимательству понятия, как "добросовестность" ("добросовестная конкуренция"), "разумный срок" и др. В торговом праве обычаи отражают повседневную практику, которая считается нормой в хозяйственной деятельности. В английском праве существует термин "торговый обычай", но под ним понимаются торговые обыкновения, которые применяются лишь как подразумеваемые условия договора. Суд рассматривает общеизвестные правила поведения в определенной сфере деловой жизни в качестве составной части заключенного контракта. Многие торговые обыкновения превращаются постепенно в нормы прецедентного права. Глубоко специфично хозяйственное законодательство США, которое состоит из федерального законодательства и законодательства штатов.

Значительный вклад в дело унификации законодательства штатов вносит Национальная конференция, в состав которой входят уполномоченные представители штатов. Ею был выработан официально одобренный в 1962 г. Единообразный торговый кодекс, который в последующие годы был принят с небольшими поправками всеми штатами, за исключением Луизианы. Одна из важнейших целей принятия кодекса - унифицировать законодательство штатов о коммерческих операциях и сделать законы о коммерческих операциях более простыми и доступными.

К числу основных институтов торгового права зарубежных стран относятся субъекты предпринимательской деятельности, несостоятельность (банкротство), торговое представительство, вещные права предпринимателей, договоры в сфере предпринимательства, регулирование рынка ценных бумаг.

  1. Понятие, признаки и виды субъектов предпринимательской деятельности.

Субъекты предпринимательского права - это лица, непосредственно ведущие предпринимательскую деятельность, а также РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, которые в лице органов власти регулируют и контролируют эту деятельность.

 Субъекты предпринимательского права отличаются следующими признаками. 1. Обладание комплексной правосубъектностью, которая охватывает как частно-правовые, так и публично-правовые аспекты предпринимательской деятельности- *(источник № 265). Субъекты предпринимательского права могут участвовать и участвуют как в гражданских, так и публичных правоотношениях. Хозяйствующие субъекты могут выступать участниками имущественного оборота и одновременно являются носителями публичных прав и обязанностей- *(источник № 266). Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях через свои органы, а в установленных случаях от их имени выступают граждане и юридические лица (ст. 125 ГК РФ). В публичных правоотношениях - в сфере регулирования и контроля за предпринимательской деятельностью действуют, в пределах их компетенции, государственные органы и органы местного самоуправления. Правосубъектность отличается от хозяйственной компетенции: а) правосубъектностью (правоспособностью и дееспособностью) обладают граждане, юридические лица, публичные образования.

Хозяйственной компетенцией обладают органы государственной и муниципальной власти и органы юридического лица. Например, ст. 91 ГК РФ говорит об исключительной компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью; б) содержание правосубъектности составляют субъективные права и обязанности, которые лицо может приобрести при наличии соответствующих юридических фактов. Содержание компетенции составляют полномочия - право действовать от имени субъекта, наделившего полномочиями, и одновременно обязанность действовать от имени и в интересах субъекта, органом которого реализующий полномочия является; в) права и обязанности, составляющие правосубъектность, не передаваемы (отчуждать можно субъективные права, но не права как элементы правоспособности). Полномочия, составляющие хозяйственную компетенцию, в случаях, предусмотренных законом и учредительными документами, могут передаваться другим органам, например, вопросы неисключительной компетенции собрания участников общества с ограниченной ответственностью могут быть переданы совету директоров, исполнительному органу общества (п. 3 ст. 91 ГК РФ). Гражданская правоспособность хозяйствующих субъектов может быть общей - дает возможность приобретать права и обязанности, связанные с любыми видами деятельности, кроме запрещенных. Учредители (участники) юридического лица могут ограничить его правоспособность сами в учредительных документах. Тогда возникает ограниченная правоспособность юридического лица. Сделки, совершенные в противоречие с целями деятельности, определенно ограниченными в учредительных документах, являются оспоримыми (ст. 173 ГК РФ). Некоторые юридические лица обладают специальной правоспособностью, т.е. они могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Сделки, совершенные в противоречие со специальной правоспособностью, - ничтожны (ст. 168 ГК РФ). Исключительной правоспособностью обладают юридические лица, осуществляющие такие указанные в законе виды деятельности, которые являются единственно возможными для хозяйствующих субъектов, какие-либо другие виды деятельности для них запрещены. Исключительной правоспособностью обладают, например, страховщики, банки и другие кредитные организации, аудиторские организации, акционерные инвестиционные фонды, фондовые биржи.

Имущество: Обособленное имущество учитывается организацией на самостоятельном балансе, а арендуемое - за балансом. 3. Самостоятельная имущественная ответственность. Обособленное имущество является основой самостоятельной имущественной ответственности субъекта предпринимательского права. 4. Сочетание ведения хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности и руководства ею, сочетание публичным образованием функций регулирования и контроля за предпринимательской деятельностью с функцией собственника имущества. Обеспечение юридического лица ресурсами, организацию производства товаров и его реализацию обеспечивают органы управления организацией. Генеральный директор предприятия (коммерческой организации) с помощью своих заместителей, директоров управляет персоналом, совершает сделки от имени организации, представляет ее в государственных органах, суде. Члены органов управления коммерческих организаций, другие менеджеры действуют в интересах организации-предпринимателя, сами же они субъектами предпринимательства не являются. 5. Легитимация. Хозяйствующие субъекты должны быть зарегистрированы в установленном порядке и приобрести статус юридического лица, индивидуального предпринимателя.

 

  1. Организационно-правовые формы предпринимательских организаций. Предпринимательская деятельность граждан.

Без образования ЮЛ: ИП и простое товарищество(гл. 55 гк рф).

Коммерческие

1. Корпоративные: хоз. товарищества (полное и тов. на вере) и общества, кфх, ооо, акционерные общ. (ПАО и АО), производственный кооператив.

2. Унитарные: гуп и муп.

Не коммерческие

1. Корпоративные: потреб. кооператив, обществен. Организ., обществ. Движения, тсн, ассоциации и союзы, казачьи общества, общины кмн, адвокатские палаты.

2. Унитарные: фонды, учреждения, религиозн организ, автономные некоммерч., публично-правовые компании.

Корпоративные от унитарных отличаются: (в унит.) учредители не становятся участниками и не приобретают прав членства!!!!

  1. Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства в России.

Основным нормативным правовым актом, определяющим правовое положение субъектов малого предпринимательства, яв­ляется Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федера­ции», вступивший в силу с 01.01.2008, за исключением ряда поло­жений (далее - Закон о малом и среднем предпринимательстве).

В соответствии со ст. 3 данного Закона под субъектами малого и среднего предпринимательства признаются: хозяйствующие субъ­екты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), от­несенные в соответствии с условиями, установленными Законом о малом и среднем предпринимательстве, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относят­ся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий); физические лица, внесенные в Единый государст­венный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществ­ляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; крестьянские (фермерские) хозяйства, соот­ветствующие следующим условиям:

  • для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестицион­ных фондов); доля участия, принадлежащая одному или несколь­ким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %;
  • средняя численность работников за предшествующий календар­ный год не должна превышать предельные значения средней чис­ленности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: для средних предприятий от 101 до 250 человек включительно; для малых предприятий до 100 че­ловек включительно; для микропредприятий - до 15 человек; при этом средняя численность работников за календарный год опре­деляется с учетом всех работников предприятия, в том числе рабо­тающих по гражданско-правовым договорам или по совмести­тельству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделе­ний предприятия;
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (оста­точная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать пре­дельные значения, установленные Правительством РФ для каж­дой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

С 01.01.2010 вступило в силу положение, согласно которому предельные значения выручки от реализации товаров (работ, ус­луг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Прави­тельством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных ста­тистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (ст. 27 Закона о малом и среднем предпринимательстве).

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном НК РФ.

Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основ­ных средств и нематериальных активов) определяется в соответст­вии с законодательством РФ о бухгалтерском учете (Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ).

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и не­материальных активов) за период, прошедший со дня их государ­ственной регистрации, не превышают предельные значения.

Приобретение статуса субъекта малого предпринимательства дает право на получение государственной поддержки в соответст­вии со следующими основными принципами:

  • заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;
  • доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и сред­него предпринимательства;
  • равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательст­ва, соответствующих критериям, предусмотренным федеральны­ми, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах;
  • оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конку­ренции»;
  • открытость процедур оказания поддержки.

Поддержка не может оказываться в отношении субъектов ма­лого и среднего предпринимательства, если они:

  • являются кредитными организациями, страховыми организация­ми (за исключением потребительских кооперативов), инвестици­онными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбар­дами;
  • являются участниками соглашений о разделе продукции;
  • осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере игор­ного бизнеса;
  • являются в порядке, установленном законодательством РФ о ва­лютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами РФ, за исключением случаев, предусмотрен­ных международными договорами РФ.

В оказании поддержки должно быть отказано в случаях, если:

  • не представлены документы, определенные соответствующими федеральными, региональными, муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства, или представ­лены недостоверные сведения и документы;
  • не выполнены условия оказания поддержки;
  • в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предприни­мательства ранее было принято решение об оказании аналогич­ной поддержки и сроки ее оказания не истекли;
  • с момента признания субъекта малого и среднего предпринима­тельства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использова­ния средств поддержки, прошло менее трех лет.

Закон о малом и среднем предпринимательстве в ст. 16 опреде­ляет формы, условия и порядок поддержки таких субъектов и ор­ганизаций. Она включает в себя поддержку: финансовую, имуще­ственную, информационную, консультативную; поддержку в об­ласти подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников; поддержку в области инноваций и промышленно­го производства, ремесленничества.

Субъекты РФ вправе наряду с установленными формами под­держки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств своих бюджетов субъектов РФ.

Оказание имущественной поддержки субъектам малого и сред­него предпринимательства и организациям осуществляется орга­нами государственной власти и органами местного самоуправле­ния в виде передачи во владение и (или) в пользование государст­венного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвоз­мездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.

Оказание информационной поддержки субъектам малого и сред­него предпринимательства и организациям осуществляется орга­нами государственной власти и органами местного самоуправле­ния в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникаци­онных сетей и обеспечения их функционирования в целях под­держки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Оказание консультативной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в ви­де: создания организаций, образующих инфраструктуру поддерж­ки указанных субъектов и оказывающих им консультативные ус­луги, и обеспечения деятельности таких организаций; компенса­ции затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультативных услуг.

Оказание поддержки в области инноваций и промышленного про­изводства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:

  • создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказываю­щих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательст­ва, в том числе технопарков, центров коммерциализации техноло­гий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, и обеспечения деятельности таких организаций;
  • содействия патентованию изобретений, полезных моделей, про­мышленных образцов и селекционных достижений, а также госу­дарственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпри­нимательства;
  • создания условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в об­ласти инноваций и промышленного производства;
  • создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых пае­вых инвестиционных фондов.

 

  1. Совместная предпринимательская деятельность и ее юридические формы.

Являясь одним из самых эффективных методов привлечения прямых иностранных инвестиций, совместное предпринимательство организационно осуществляется в форме предприятий с участием полностью иностранного капитала или совместных предприятий. Влияние предприятий с иностранными инвестициями на национальную экономику проявляются как на макро-, так и на микроуровнях, обеспечивая социально-экономическую устойчивость в обществе, которая в свою очередь, неразрывно связана с развитием разнообразных форм предпринимательской деятельности. На территории России выделяют два вида хозяйствующих субъектов с участием иностранного капитала. Это зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на её территории зарубежные предпринимательские фирмы со стопроцентными иностранными инвестициями и фирмы с долевым участием иностранных инвестиций (совместные предприятия). Взносы зарубежных партнеров в капиталы подобных компаний — дополнительный источник инвестиций. Совместные предприятия (СП) как форма международной экономической деятельности возникли и развиваются в ходе эволюции мирохозяйственных связей. Объясняется это их преимуществами по сравнению с другими формами производственного сотрудничества. Создаются совместные предприятия фирмами разных стран на период разработки и осуществления крупных программ. Содержанием производственно-хозяйственной внешнеэкономической деятельности предприятия является кооперация в сферах производства, распределения, обмена и потребления, а также в НИОКР, финансовой, научно-технической, технологической, инвестиционной, коммерческой, маркетинговых и сервисных областях[5, с.194]. В международных промышленных фирмах совместное предпринимательство представляет одну из типичных форм транснационализации производства и капитала, так оно способствует проникновению крупнейшим фирмам на рынки других стран и в укреплении на них позиций этих фирм. Предприятия с иностранными инвестициями могут быть: с долевым участием иностранных инвестиций (совместные предприятия), а также их дочерние предприятия и филиалы; полностью принадлежащими иностранным инвесторам, а также дочерние предприятия и филиалы таких предприятий.Предприятие с иностранными инвестициями может быть создано либо путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акции) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприятия полностью [7]. Предприятие с иностранными инвестициями учреждается в порядке, установленном действующим на территории РФ законодательством о предприятиях и предпринимательской деятельности, хозяйственных обществах и товариществах с учетом особенностей, установленных законодательством об иностранных инвестициях [1,2]. Организационно-правовая форма для компании с иностранными инвестициями обычно выбирается в зависимости от целей, преследуемых при регистрации предприятия, от вида бизнеса интересующего инвестора, от размера уставного капитала, от числа учредителей и др. Коммерческая организация с иностранными инвестициями может быть образована в виде хозяйственного товарищества и общества (полное товарищество, ООО, ЗАО, ОАО). Общества могут быть созданы так же в виде дочерней или ассоциированной компании. Предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, являются юридическими лицами тех стран, где они прошли регистрацию. Причины появления таких фирм, прежде всего, связаны с заинтересованностью в обширных рынках сбыта продукции и в привлечении дешевых видов производственных ресурсов, включая рабочую силу наемных работников. Преимуществами можно считать упрощение контроля над работой предприятия и отсутствие необходимости делиться с кем-либо прибылью. Такие компании могут появляться на российском рынке разными способами. Создание новой компании — дорогостоящий вариант, связанный с большим риском и большими издержками, требует немало времени, знаний местных условий и особенностей рынков. В современных условиях наибольшее распространение получил путь покупки действующего местного предприятия, который дает возможность инвестору использовать уже имеющуюся клиентуру и знание рынка местным партнером, а также сразу начать свою деятельность, включившись в местные структуры, использовать наработанные связи и авторитет приобретаемой компании. При необходимости (целесообразности) функции управления или их часть могут быть переданы сторонней организации из страны базирования, заключив с ней контракт. Совместные предприятия в Россиимогут быть созданы, как только национальными компаниями (смешанные предприятия), так и совместно с иностранными фирмами (СП). Но, когда говорят о совместном предприятии, то речь идет о формах осуществления международного бизнеса. Под совместным предприятием понимается предприятие с долевым участием иностранного капитала, т. е. международное СП. Совместное предприятие — не особая организационно-правовая форма предпринимательской деятельности в России, а характеристика предпринимательской фирмы, дающая представление о составе и национальной специфике состава участников и, как правило, уставного капитала данной фирмы. Совместное предприятие может быть сформировано как совместно контролируемое предприятие, корпорация или иное объединение, образованное двумя или большим числом юридических и физических лиц, которые объединили свои усилия с целью создания долгосрочного прибыльного бизнеса внутри любой организационно-правовой формы предпринимательства, признанной в России (кроме унитарных предприятий и государственных корпораций) [6]. В настоящее время практически все страны мира вовлечены в процесс глобализации, но наблюдаются тенденции к глобализации и самих процессов предпринимательской деятельности, к формированию не толькопростых, но и сложных формсовместного предпринимательства. Соглашения могут быть, начиная от сотрудничества на контрактной основе и создания СП, и заканчивая полной вертикальной интеграцией в пределах одной или нескольких организационных структур (фирма, предприятие, организация, группа предприятий, фирм, организаций и др.), а также могут быть в виде долевого (паевого) совместного предприятия, концерна, консорциума, конгломерата [5]. Такие стратегические альтернативы от создания совместных предприятий получаются при выходе на новые рынки сбыта путем заключения соглашений об оказании услуг специализированными внешнеторговыми посредниками, а также с применением франчайзинга, лизинга; получением инвестиционных ресурсов, межфирменных кредитов, лицензионного соглашения. Простым формам свойственна незначительная или сравнительно низкая степень переплетения межфирменных интересов и зависимостей на разовой или строго ограниченной периодической основе оплаты услуг партнеров. Более сложные формы характеризуются более сложной и высокой степенью переплетения межфирменных и внутрифирменных интересов и зависимостей партнеров друг от друга. Компенсация услуг партнеров осуществляется регулярно и систематически, проводится единая или совместная экономическая политика на основе консенсуса или при принятии принципиальных решений большинством голосов. Из разнообразия организационных форм совместного предпринимательства выделим основные [4, с.107]: - консорциум; - акционерное совместное предприятие; - международная кооперация производства предприятий; - толлинг; - свободные экономические зоны. При выборе вида деятельности СП необходимо оценивать перспективы рынка сбыта и будущей продукции, учесть институциональные барьеры и издержки по их преодолению (лицензии, квоты на экспорт и импорт, торговые соглашения, противодействие компаний-конкурентов и др.). При выборе формы сотрудничества и создании СП партнерам необходимо определить цели и задачи деятельности своего предприятия, которые должны быть приняты каждым партнером; проанализировать сильные и слабые стороны организуемого предприятия; учесть преимущества и возможные угрозы в будущем [3]. Создание совместных предприятий зависит также от общей финансовой и политической стабильности. Стабильная внутренняя и внешняя среда для предпринимательской деятельности обеспечивает нормальное функционирование международной кооперации, конечно же, при обязательной государственной поддержке государства. СП создаются и функционируют для долговременного сотрудничества, которое основывается на объединении собственности партнеров и образовании на ее основе первоначального капитала. Управление процессами деятельности предприятия, производства и реализации выпускаемых продуктов и услуг предприятия проводится совместно, риски партнеры также делят совместно. Важно обстоятельно подойти к выбору партнера для создания СП, учесть его известность, успешный опыт в совместной деятельности. Необходимо доверие друг к другу, преодоление культурных различий, стратегическая совместимость партнеров. Совместная деятельность должна быть взаимовыгодной, роль каждого партнера и вклад каждого из них в СП должны быть четко определены. Соблюдение таких условий гарантирует успех совместного предприятия. Темпы и масштабы формирования СП во многом зависят от инвестиционного климата (комплекса факторов, способствующих привлекательности) страны, где размещаются иностранные инвестиции. Используя широкий спектр различных форм совместного предпринимательства, некоторые компании пытаются приспособиться и выжить в условиях неопределенности современного мира, а другие по возможности выйти на глобальный рынок, чтобы войти в число крупнейших корпораций мира и стать крупнее и богаче. При этом создание и функционирование совместных предприятий во многом зависит от выполнения их принципов и от сложившихся социально-экономических условий.

10. Правовое положение холдингов и иных неправосубъектных объединений предпринимателей ничего внятного не нашла.

Cуть классического понимания холдинга (с экономической точки зрения) — есть акционеры, владеющие акциями, которые либо сами управляют холдинговой структурой, либо доверяют управление общим бизнесом управляющей компании. холдинг — это группа лиц, которая включает головную компанию (холдинговую компанию) и другие хозяйственные общества, в отношении которых головная компания имеет возможность определять решения, принимаемые ими. Полагаем целесообразным различать понятия холдинга и холдинговой компании. На наш взгляд, можно следующим образом определить понятие холдинговой компании: холдинговой компанией является хозяйственное общество, которое в силу преобладающего участия в уставном капитале иных хозяйственных обществ (участников холдинга), либо в соответствии с договором, либо иным образом имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) определять решения, принимаемые хозяйственными обществами — участниками холдинга.

Холдинги являются субъектами предпринимательства, они осуществляю

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...