Проблема диагностики психического развития ребёнка.
Проблема – родители ведут себя неграмотно в использовании методик, т.к. не знают, на что именно они направлены, несоответствие возрасту. Диагностика психического развития (от греч. diagnosis — распознавание) — обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей развития его психики: способностей, личностных черт, мотиваций, отклонений от психической нормы и т. д. Существенное значение для Д. п. р. имеет история развития обследуемого (анамнез). Процедура Д. п. р. состоит из 2 этапов: 1) сбора психодиагностической информации; 2) постановки диагноза и формулировки рекомендаций. Существуют 2 способа получения информации в Д. п. р.: 1) краткое более или менее разностороннее обследование с применением ряда психодиагностических методик (тестов); 2) длительное изучение человека в условиях учебно-воспитательного или лечебного учреждения. В свою очередь краткое исследование делится на 2 вида: 1) психологическое тестирование, при котором достигается стандартность процедуры и дается количественная оценка уровня психического развития; 2) комплексное обследование (клинический метод по Ж. Пиаже), при котором выдвигаются и проверяются гипотезы и дается качественная характеристика психики человека. Задержки развития отдельных функциональных систем. Сюда, прежде всего, надо отнести алалию, т. е. врожденную задержку развития речи. Конечно, нарушение столь важной системы, как речь, не может не отражаться в той или иной мере и на общем развитии психики. Можно указать и на алексию, которая в некоторых случаях имеет и наследственные источники. Нужно учесть, что местный очаг поражения может задерживать общее развитие также в силу его влияния на общую мозговую динамику, так же и вследствие образования неблагоприятных условий отражения действительности, характера общения с внешним миром, отношения больного к дефекту.
При всех обстоятельствах врач, психолог и педагог должны, во-первых, отличать болезненно обусловленное общее недоразвитие психики от недоразвития той или иной из ее отдельных систем или от временной задержки развития; во-вторых, необходимо как можно раньше начинать и как можно систематичнее и настойчивее проводить обучение, какова бы ни была степень выраженности нарушения. Следует упомянуть о нарушении развития по типу невротического развития в связи с состояниями так называемой депривации, которые привлекают в настоящее время внимание многих психологов и врачей. Авторы монографий, посвященных этим вопросам, определяют депривацию как состояние, при котором взрослый или ребенок лишен возможности удовлетворения жизненно важных психических потребностей. Надо, наконец, заметить, что неправильное воспитание может, не вызывая болезни, сформировать подобные черты характера (воспитание подавляющее или изнеживающее). Однако о патологии характера можно говорить не только по степени выраженности указанных свойств личности, но и по степени неподатливости убеждению, перевоспитанию или корригирующему воздействию. Обе указанные основные формы патологического психического развития, психопатическое и невротическое, являются непосредственным результатом патологического изменения динамики мозговых процессов. Госпитализм —совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома. Госпитализм младенческого и детского возраста обусловливается преимущественно разлукой с матерью. К симптомам госпитализма он относил замедление психического и физического развития, отставание в овладении собственным телом и языком, пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленную сопротивляемость к инфекциям и т. д. Последствия госпитализма у младенцев и детей являются долговременными и зачастую необратимыми. В тяжелых случаях госпитализм приводит к смерти. Явления госпитализма возникают в различных заведениях, где уход за детьми и их воспитание осуществляются при полном или частичном отсутствии матери, и в условиях семьи, где матери не любят своих детей или не уделяют им должного внимания.
Депривация — психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей. Задержка психического развития — парциально недоразвитие, которое может носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте. В качестве причины задержки психического развития могут выступать: Социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». Это состояние обусловлено социально-педагогическими условиями, в которых развивается ребенок: с одной стороны, он должен обладать недетской социальной активностью, с другой- воспитательное окружение сдерживает его В качестве критериев для оценки социально-педагогической си-туации развития ребенка она приняла следующие параметры: а) ориентированное на ребенка, полное, стабильное, положительно воздействующее; б) неустойчивое в отношении к ребенку, неполное (полное), нестабильное, противоречиво воздействующее; в) безразличное к ребенку, неполное (полное), стабильное (нестабильное), дезорганизующее; г) враждебное к ребенку, неполное (полное), нестабильное, негативно воздействующее на ребенка;
Методы диагностики. Конечно, само психическое развитие представляется многосторонним, так как развиваются все стороны психики и в каждой из них могут быть обнаружены нарушения. Здесь, однако, условно разделяют две главные группы свойств: свойства интеллекта и одаренности и свойства характера и моральный облик личности. В большей степени разрабатывались до сих пор методы диагностики нарушений интеллекта. Наиболее широкое применение получила система тестов Binet – Simon, исходящая из положения, что в процессе нормального развития человек становится способным разрешать все более сложные и многообразные задачи. Поэтому решение задач, по сложности соответствующих тому или иному паспортному возрасту, опережение или отставание от паспортного возраста является для Binet показателем нормального умственного развития, ускоренного развития или патологической задержки развития. Так как предложенные Binet тесты соответствуют, как он полагал, годам по возрасту, уровень психического развития определяется по тестам того возраста, решение которых доступно для испытуемого. В системе Binet – Simon умственное развитие или умственный возраст (IQ) определяется по числу решенных задач, в процентах к паспортному возрасту. После некоторого увлечения тестами Binet психологи стали ясно понимать, что если условия жизни, воспитания, обучения детей благоприятны, то умственное развитие протекает быстрее, что темп развития не равнозначен одаренности, что он у разных лиц, в разных возрастах, в разных условиях протекает различно, что существуют разные структуры или типы умственного развития, что, наконец, одаренность, развитие и успешность – понятия не совпадающие. Широкое распространение также приобрела за рубежом система тестов Wechsler (1937) с вариантами для взрослых и детей. Система Wechsler, по его словам, является испытанием не интеллекта, а личности в целом. Задачи большей частью заимствованы Wechsler из других систем тестовВ результате тестирования составляется график, подобный предложенному в свое время у нас психологическому профилю Г. И. Россолимо. В методике Wechsler сделана также попытка показать особенности профиля личности в связи с особенностями психического заболевания.
Если тесты Wechsler представляют, по его утверждению, испытания умственного развития и испытания особенностей личности, то это лишь отчасти верно, поскольку личность проявляется при всяких испытаниях. Однако эти тесты характеризуют личность лишь с ее интеллектуальной стороны. Попытка охарактеризовать личность дана и в тестах Rorschach, и в проективных тестах. Хотя тесты Rorschach – нахождение смысла в чернильных цветных или черных пятнах – получили за рубежом широкое распространение и основаны на связи наших восприятий с нашими интересами и переживаниями, однако методическая сторона их недостаточно разработана. Теоретически они опираются по большей части на концепцию психоанализа, практическая значимость их справедливо подвергается сомнениям. Программы – Зпр – У. В. Ульенкова. Методики: -формиров мыслит дея-ти детей с зпр 6 лет; - формир-е саморегуляции детей с зпр 6ти лет; - формир-е общей способности к учению детей с зпр 6ти лет. Эти методики и диагност и коррекц. Носят дифференц.характер-различают норму, задержку и патологию. Методики критериально ориентированы. Книга «Дети с ЗПР» Пед.запущ. – Овчарова Р. В. Госпитализм – Э. Пиклер, М. И. Лисина
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|