Земельный фонд Ханты-Мансийского АО - Югры. Рынок земли
По данным территориальных управлений Роснедвижимости, земельный фонд в административных границах области по состоянию на 01.01.2014 составил 146417,3 тыс. га. Его распределение по категориям земель представлено в таблице 1. Существенных изменений в структуре земельного фонда по отношению к уровню 2007 года не произошло: преобладали земли лесного фонда (61,8%) и сельскохозяйственного назначения (24,4%); на водный фонд приходилось 6,0%, земли запаса - 5,3%, особо охраняемых территорий и объектов 1,6%, населенных пунктов и промышленности соответственно 0,6% и 0,2%. Сельскохозяйственные угодья на землях всех категорий занимали 4227,9 тыс. га, или 2,9% территории области; пашня составляла 1485,6 тыс. га, или 35% площади сельхозугодий.
Таблица 1 Земельный фонд в административных границах области
Наибольшие площади неиспользуемых сельскохозяйственных угодий (более 40%) приходились на Омутинский, Вагайский, Нижнетавдинский и Бердюжский районы.
Наряду с уменьшением пахотных площадей происходит и процесс дегумификации почв, связанный с интенсивным выносом питательных веществ, использованием земель при недостаточных объемах внесения минеральных и органических удобрений. В рамках реализации мероприятий окружной целевой программы "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы) по проведению актуализации кадастровой стоимости земельных участков на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" постановлением администрации округа создана Межведомственная комиссия, обеспечивающая в установленном порядке взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления в части организации сбора исходных данных для проведения актуализации государственной оценки земель, осуществляющая контроль за ходом выполнения работ и рассмотрение результатов. Указанным постановлением утвержден состав Комиссии и Положение о ней. Департаменту информационных технологий и связи Ямало-Ненецкого автономного округа поручено разработать регламент проведения работ по кадастровой оценке земель на территории округа. Принятые в 2008 году нормативные правовые акты, несомненно, восполняют некоторые пробелы, имеющиеся в системе земельного законодательства. Тем не менее, для улучшения качественного состояния земельных ресурсов, повышения эффективности их использования и охраны необходимо дальнейшее развитие и совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающей создание экономических и правовых механизмов охраны почв и использования земель. Анализ современного состояния земельных ресурсов подтверждает, что происходит ухудшение качества значительной части земель Тюменской области, в связи с этим сохранение почв и восстановление плодородия по-прежнему является первоочередной задачей.
Основными проблемами воздействия на земельные ресурсы автономного округа являются загрязнение земель нефтью и нефтепродуктами и захламление отходами производства и потребления. По итогам 2013 года на нефтепромыслах округа наблюдается снижение аварийности (88% от уровня прошлого года). Также необходимо отметить, что масса загрязняющих веществ, попавших в окружающую среду, по сравнению с 2011 годом снизилась в 1,9 раз, а площадь загрязнения в 3 раза. Основной причиной аварий, как и в прошлом году, остаётся изношенность основных фондов. В результате внешней и внутренней коррозии произошло 4748 аварий (98,5%). Наибольшая аварийность отмечается на месторождениях НК "РосНефть" - 3539 случаев (73,5% от общего количества аварий на территории автономного округа) и ОАО "ТНК ВР "Менеджмент" - 1100 случаев (22,8%). Наибольшее количество аварийных разливов приходится на территории Нижневартовского (46% от общего количества аварий на территории автономного округа) и Нефтеюганского (44%) районов. На газопроводах, эксплуатируемых на территории автономного округа, в 2008 году произошло 36 аварий, из них 26 аварий (72%) на предприятии ООО "РН-Юганскнефтегаз". На сегодняшний день эксплуатация практически всех муниципальных полигонов ТБО в автономном округе осуществляется со значительными отклонениями от проектов, в результате чего в почву и воду попадает значительное количество загрязняющий веществ. Органы местного самоуправления не в состоянии обеспечить финансирование мероприятий по организации и содержанию мест размещения отходов, поэтому часть расходов осуществляется в рамках программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и период до 2015 года". В рамках целевой программы автономного округа "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011-2013 года" предусмотрено финансирование работ по рекультивации земель на территории муниципальных образований автономного округа, подвергшихся загрязнению и захламлению.
С введением в действие Земельного кодекса РФ продолжается реформирование земельных отношений на территории округа, в том числе мероприятия по разграничению собственности на землю между Российской Федерацией, автономным округом и муниципальными образованиями, переход на систему земельных платежей, основанную на рентной стоимости земли, определение статуса родовых угодий и пр. После ликвидации государственной монополии на землю и перехода к многообразию форм земельной собственности особую актуальность приобрела проблема эффективного использования земельных ресурсов в интересах автономного округа и его жителей. Приоритетными направлениями реформирования земельных отношений является определение доступных и прозрачных для инвесторов правил предоставления земельных участков из государственной либо муниципальной собственности, а также порядка прекращения прав на землю, в том числе при ее неэффективном использовании и изъятии для государственных и муниципальных нужд. Эти вопросы регулируют следующие нормативные правовые акты: Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Федеральный закон от 17.04.2006 №53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.02.2006 №22-оз "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа "Об изъятии и предоставлении земельных участков на территории Ханты-Мансийского автономного округа" и от 09.10.2007 №122-оз "О внесении изменений в закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Передача государственных и муниципальных земельных участков гражданам и юридическим лицам под застройку в собственность либо в аренду осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном федеральным законодательством. По мере вовлечения земли в гражданский оборот будут развиваться рынок земли, ипотека, что в свою очередь даст толчок росту индивидуального строительства жилья под залог, и долгосрочное кредитование.
2.2 Анализ рентных отношений в микроэкономическом анализе на примере предприятия ООО "СТРОЙ-ТРАНС"
Компания зарегистрирована 24 июня 1998 года. Полное название: "Строй-Транс", общество с ограниченной ответственностью, многопрофильная компания ОГРН: 1138603005694, ИНН: 8603199380. Регион: Тюменская область. Компания ООО "СТРОЙ-ТРАНС" расположена по адресу: ХМАО, г. Нижневартовск, ул. Интернациональная. Основные виды деятельности анализируемого предприятия: 1. Железобетонные изделия . Заказ спецтехники . Строительство административных зданий . Спецтехника / Вспомогательные устройства . Пиломатериалы / Лесоматериалы ООО "СТРОЙ-ТРАНС" обладает парком профессиональной спецтехники, предназначенной для проведения всех видов земельных работ: экскаваторы, фронтальные погрузчики, бульдозеры, самосвалы. В рыночной экономике рентное отношение - это, как правило, отношение 3-х субъектов: землевладельца, т.е. ООО "СТРОЙ-ТРАНС", земледельца и арендатора - хозяина земли. В этих условия арендатор, ссудивший землю на определенный срок, уплачивает ежегодно земельную ренту собственнику. Таким образом, в общем виде земельная рента ООО "СТРОЙ-ТРАНС" представляет определенную форму, в которой земельная собственность экономически реализуется, приносит доход. Земельная рента в чистом виде выступает как плата за право пользования земли-материи. Фермер превращает эту землю в землю-капитал путем краткосрочных и долгосрочных затрат капитала. Все улучшения, сделанные фермером в почву, достаются после истечения срока арендного договора землевладельцу, и к земельной ренте присоединяется таким образом процент на капитал, увеличивая величину ренты. Поэтому арендаторы при заключении сделки борются за длинные сроки аренды, а землевладельцы - за короткие. Как лицо юридически свободно распоряжающееся своей землей, ООО "СТРОЙ-ТРАНС", может продать свой участок. В этом случае произойдет капитализация ренты, то есть земельная рента образует покупную цену, или стоимость земли. Цена земли определяется:
Ц = R/С х 100 (1.1)
Где, Ц- цена земли- рента в год, С - процент за использование
Например, если годовая рента составляла 150 долл., а процент 5, то Ц = 150/5 х 100 = 3 тыс.долл.
Если рента не меняется, а процентная ставка падает, то цена земли возрастает и, наоборот, если ставка процента не меняется, а рента растет, то цена земли растет. На поверхности отношений между арендатором и землевладельцем рента предстает в виде арендной платы - того количества денег, которое ежегодно получает земельный собственник, независимо от источников платежа. В арендных деньгах нередко, кроме собственно ренты, заключены процент на капитал, средняя прибыль и даже зарплата. Поэтому арендная плата может возрастать при неизменных производительности труда, ценах на сельскохозяйственную продукцию, величине ренты только за счет того, что фермер станет довольствоваться прибылью ниже средней, а сельскохозяйственные рабочие - низкой заработной платой, ниже, чем зарплата промышленных рабочих. Таким образом, арендную плату не следует сводить к земельной ренте. Более того, возможен случай, когда арендная плата не содержит земельной ренты, а арендатор даже не получает обычную прибыль. Собственник земли считает, что он получает земельную ренту, хотя с экономической точки зрения никакой земельной ренты здесь нет. В исследовании ренты важно выявить величину ренты (как правило, хлебной). Величина ренты определяется не ее получателем - земельным собственником. Рост ренты связан с ростом цен, а рост цен обусловлен ростом спроса на продукты питания и сельскохозяйственное сырье в связи с ростом населения вообще, ростом несельскохозяйственного населения, в том числе ростом потребностей и др. При неизменных ценах на продукты питания и норме прибыли рост ренты происходит при: 1) переходе к обработке более плодородной почвы; 2) повышении плодородия искусственным путем. В этих случаях рост ренты обусловлен ростом продукта с единицы площади. При переходе от относительно лучших к худшим землям возрастают затраты (постоянного и переменного капитала), что приводит к росту цен и росту массы ренты. При прекращении обработки худшей земли цена на земледельческий продукт падает и падает масса ренты. Изменение величины ренты приводит к изменению предложения земли: рост ренты увеличивает предложение, а падение - уменьшает предложение. Такова общая характеристика земельной ренты как таковой. В рыночной экономике рента, как было уже сказано, существует в двух видах: дифференциальной и абсолютной. Рассмотрим сначала дифференциальную ренту. Необходимым условием образования дифференциальной ренты является продажа продуктов земледелия по средним ценам (ценам производства, включающим издержки производства плюс среднюю прибыль на капитал). Источником добавочной прибыли в сельском хозяйстве, как и в промышленности, является более высокая производительность труда. Разница лишь в том, что в промышленности сверхприбыли характеризуются текучестью, а в земледелии они фиксируются (устойчивые) благодаря устойчивой природной основе, заключающейся в различиях плодородия почвы, то есть более высокая производительность труда обязана естественной силе, а не капиталу или труду, как в промышленности. В силу ограниченности плодородных участков земли владельцы этих участков не допускают других к использованию данных объектов. Они осуществляют монополию на землю как объект хозяйства, которая экономически реализуется в добавочной прибыли (сверхприбыли). Эта добавочная прибыль затем превращается в дифференциальную ренту, то есть достается собственнику данного земельного участка. Итак, причиной образования дифференциальной ренты является монополия на землю как объект ведения хозяйства. Дифференциальная рента реально существует в двух формах: дифференциальная рента I и дифференциальная рента II. Дифференциальная рента I возникает при использовании земли с более высоким естественным плодородием или по местоположению. Дифференциальная рента II - в результате дополнительных вложений капитала. Теперь заметим, что дифференциальная рента I растет при: повышающейся цене земледельческого продукта; при неизменной цене продукта; при понижающейся цене продукта.
Таблица 2 Механизм образования дифференциальной ренты ООО "СТРОЙ-ТРАНС"
Спрос на продукты сельского хозяйства вызывает необходимость использования худших земель, не приносящих дифференциальную ренту. Используя свое право монополии на землю как объект собственности, субъекты этого права без уплаты ренты не станут сдавать землю в аренду. В этом случае собственность на землю создает ренту, то есть рыночная цена продукта поднимется выше цены производства. Но решающую роль в образовании абсолютной ренты играют не законы спроса и предложения, а закон стоимости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|