Проблемы экономической ренты и пути их решения
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Спецификой нашей страны является наличие на ее территории регионов, богатых природными ресурсами федеральной и мировой значимости ("сырьевых регионов"). Все эти регионы имеют, как правило, большую протяженность и расположены в центральной части страны. Сочетание факторов исключительной ценности и народнохозяйственной значимости добываемых в них ресурсов и сложных условий их добычи и эксплуатации, а также условий жизни населения ставят неординарную задачу государственного регулирования развития сырьевых территорий и формирования адекватной системы недропользования с учетом особенностей федеративного государственного устройства России. Новые российские сырьевые компании, к которым относится и ООО "СТРОЙ-ТРАНС", ориентируясь на мировую конъюнктуру цен, сумели существенно нарастить производство и стать реальными инвесторами, что было уже недостижимо в условиях плановой централизованной экономики. В то же время этот рост сопровождался формированием беспрецедентных финансовых потоков и личного состояния новых российских олигархов, проходящих вне государственной казны, в результате чего российский бюджет в огромной мере стал зависеть от успехов развития сырьевого сектора экономики. После прихода к власти В.В. Путина произошли серьезные изменения в восстановлении функций государственного регулирования экономики при декларируемом соблюдении интересов и прав частного бизнеса. Эти реформы не могли не затронуть важнейший сегмент Российской Федерации и ее экономики - сырьевой сектор и сырьевые регионы, и имеющиеся здесь изменения были весьма существенны. Эти изменения коснулись как процедур контроля за добычей природных ресурсов, так и четко обозначенных стремлений федерального Центра к централизации сверхприбылей ("ренты"), возникающих в нефтегазовом секторе.
Тем самым регионы и их население фактически исключаются не только из участия в реальном процессе совместного владения государственным фондом недр, но также в формировании путей и направлений решения принципиальных проблем социально-экономического развития данных регионов". Проблема разработки теоретико-методологических основ и прикладных аспектов формирования в условиях рыночной экономики рентной политики относится не только к очень сложных, многоаспектных и межотраслевых проблем, но и к недостаточно исследованных. За годы осуществления в нашей стране социально-экономических преобразований и рыночных реформ рентная проблематика продолжает оставаться вне поля зрения ученых и экономистов-теоретиков, несмотря на ее актуальность. Модернизация экономики, которая основана, исходя из оценки современных тенденций и реальных возможностей, станет невозможной без внедрения научно обоснованной системы рентных отношений и приведения этой важной составляющей государственной политики в соответствии с требованиями рынка и устойчивого развития экономики. На основе рентных отношений, как установлено исследованиями, создаваться благоприятные условия для рационального использования экономического капитала, природных ресурсов, инновационного потенциала, более выгодного вложения средств в различные виды деятельности, и через получение определенной отдачи, для поддержания необходимого уровня социально-экономического роста. Это будет достигаться прежде всего благодаря рациональной организации производства, повышения эффективности распределения и перераспределения рентных доходов, улучшение использования инновационных возможностей и адаптации отраслей экономики к системе международного разделения труда.
Природоресурсная и экономическая рентная составляющая народнохозяйственной прибыли за действующих финансово-экономических механизмов значительной степени теряется для государства. Существенная часть дохода от эксплуатации природных ресурсов и экономического потенциала в современных условиях не поступает в государственный и местные бюджеты. Прежде она фактически присваивается непроизводственными субъектами предпринимательской деятельности (различными посредническими или финансовыми структурами). Неразвитость экономического механизма формирования и реализации рентного дохода вращается в итоге огромными цифрами бюджетных недооплат. Около 80% ежегодных финансовых потоков, которые формируются в результате использования природно-ресурсного потенциала России фактически не контролируются государством и обходят бюджеты, не будучи охваченными соответствующими платежами. В целом созданная в России система рентного регулирования в сфере природопользования и экологического налогообложения не обеспечили устойчивого прогресса в мобилизации и аккумуляции финансовых ресурсов, а также целевого направления средств на осуществление природоохранной деятельности. Они оказались малоэффективными и как механизм стимулирования этой деятельности. Современный механизм платежей и сборов за использование природных ресурсов, построенных на рентной основе, не адекватно отражает реальные экологические потери общества и не создает достаточной базы природоохранной деятельности. Это негативно влияет на экономику, деформируя процессы ее структурной перестройки, поскольку участники инвестиционной деятельности в таких экономических условиях склонны выбирать энерго- и ресурсоемкие проекты. В связи одной из важнейших задач рентной политики является совершенствование механизмов и нормативной базы платности на основе объективных рентных оценок и обеспечения более адекватного финансирования мероприятий по охране и воспроизводству природно-ресурсного потенциала. Модернизация экономики по природно-ресурсной сфере, на основе совершенствования рентных отношений требует прежде всего утверждения национальной идеологии и разработки концептуальных основ стратегии, которые позволили бы сбалансировать социальные, экономические и экологические факторы, определить и обеспечить оптимальные векторы дальнейшего роста, сконцентрировать национальные усилия для экономического прорыва на базе не догоняющей, что происходило в условиях планово-регулируемой экономики, а опережающей конкурентоспособной экономики.
Нужна новая, более совершенная модель рентной политики, применение которой способствовало бы выходу отраслевых структур экономики из кризисного состояния и дальнейшего развития. Такая модель, по нашему убеждению, должна базироваться на научно обоснованных рыночных рычагах хозяйствования, государственно-регулирующих механизмах налогообложения, нормативно-правовых основах, соответствующем институциональном обеспечении и инновационных процессах, происходящих в рентоносных отраслях экономики. Рентная природно-ресурсная политика не может эффективно работать и без соответствующего институционального обеспечения отраслей экономики, без учета тенденций развития природно-ресурсной сферы и инновационных процессов, происходящих в рентоносных отраслях экономики. Рентная политика - составляющая государственной экономической политики, которая основана на определенной научной базе, системе принципов и направлений деятельности. Это по сути соответствующая им совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти, регионального и местного самоуправления в сфере регулирования производства, распределения, потребления, накопления, экспорта и импорта экономического продукта с целью эффективного поиска (обнаружения), аккумуляции, взыскания и использования доходов рентного характера и повышения общественного блага. Рентная политика предполагает использование особого инструментария, а также системного законодательного обеспечения. Как составляющая экономической политики, она, в свою очередь, содержит институциональную, налоговую, ценовую (бюджетно-финансовую в целом), внешнеэкономической (таможенную) и другие составляющие.
Формирования народнохозяйственного комплекса, характеризуется поиском новых путей ускорения социально-экономического развития страны, важное значение приобретает максимальное использование природно-ресурсной, экономической и инновационной ренты как национального достояния в интересах всего общества. С этим связано создание более эффективной налоговой системы и реальных источников доходов бюджета, опираясь на которые можно достичь дальнейшего экономического роста. Природно-ресурсный экономический потенциал рассматривается наряду с инновационным и научно-техническим как один из важнейших составляющих этого процесса. Природно-ресурсная рента - категория рентного дохода, которая возникает в результате хозяйственной деятельности, связанной с использованием в общественном производстве как средств производства природных ресурсов, количество которых ограничено и которые характеризуются исчерпаемостью или восстановимостью. Этот рентный доход распределяется между владельцем природного ресурса - государством (его органами) или любым субъектом, на праве собственности которого в форме владения находится природный ресурс, и пользователем этого ресурса - субъектом хозяйствования, в соответствии с законодательством является собственником продукции, произведенной в процессе пользования природными ресурсами. Экологический и социально-экономического роста и актуальность задач по более эффективной рентной политики привлекло в последнее время внимание многих ученых и ответственных работников правительственных учреждений к решению проблемы ренты и рентных отношений в России. Государство, по их мнению, теряет контроль над рентой, а это лишает народное хозяйство важного ресурса для развития, приводит к существенным финансовым потерям непосредственных товаропроизводителей. Основой такой ситуации является слабость государственного регулирования, деформация и неполнота рыночных механизмов, монополизм непроизводственных структур и т.п., что порождает масштабное перераспределение и необоснованное присвоение ренты. Рентная политика и присущие ей специфические механизмы регулирования требуют взвешенности и последовательности, а затем должны опираться на научно разработанные подходы. Сегодня Россия рискует допустить роковую ошибку, не использовав рентный доход от природных ресурсов, прежде всего энергетических, земельных и инновационных, для необходимого вложения средств в создание современных высоких технологий и подготовку квалифицированных кадров для обеспечения устойчивого экономического развития в нынешнем тысячелетии. Других финансовых возможностей, чем предупреждения неэффективного использования природных богатств, в государстве просто нет.
Природные богатства России - это не только огромный экономический потенциал, но и угроза национальной безопасности в связи с посягательством на их присвоения. Около 5-7% общего объема составляет человеческий потенциал - накопленные вложения в человека в процессе его трудовой деятельности. Интеллектуальный капитал оценивается в 400 млрд. долларов. На физический капитал или накопленные блага приходится 7-10%. И наконец, примерно 83-88% - приходится это часть природно-ресурсных богатств. Денежного эквивалента богатства на каждого из нас приходится около 2 млн. долларов. Кому-то это может показаться ерундой, но такова реальность. Львиная доля этих денег находится в теневой экономике. При условии, что Россия вполне использовала дополнительный источник финансовых средств от природной и экономической ренты, ее экономика могла в социальном развитии пойти путем передовых стран Европы и мира, где определенный процент национального дохода перечислялась бы на социальные нужды, на персональные счета граждан. Сейчас в России господствует монопольная власть тех, кто контролирует использование земли и природных ресурсов, что сдерживает общественное развитие. Существует только один путь нейтрализации власти естественных монополий - это "обобществления" ренты. Единственное чем можно помочь тяжелому состоянию экономики, это переход к новой системе финансирования, согласно которой основным объектом налогообложения станет рентный доход от использования природных ресурсов, части доходов рентного характера, не связанных с предпринимательской деятельностью, от размещения предприятий, строительства, переработки ресурсов, транзитных перевозок, экспортно-импортных операций, инновационного развития национального хозяйства, а не налоги на потребление и сбережения населения. В России, как государству с переходной экономикой, приобрела проблема противоречия между правом собственности на рентный ресурс (источник возникновения ренты) и правом его использования. Такая ситуация сложилась во многих постсоциалистических странах, когда при слабости институциональных регуляторов рыночных отношений, которые уже достигли определенного уровня развития и отсутствия налаженных институтов на природные ресурсы и налогообложения, возник реальный дисбаланс между отношениями монополии собственности на природные ресурсы и монополией присвоение ренты. В частности, это проявилось в том, что в важнейших отраслях (земле-, водо-, лесопользования, нефтедобычи, газовая промышленность и др.) природные ресурсы предприниматели стали использовать как владельцы, не будучи ими в институциональном смысле.
Заключение
Природные ресурсы составляют основу национального богатства страны. Широкое вовлечение природных ресурсов в хозяйственную деятельность при их рациональном использовании может стать важнейшим фактором, обеспечивающим социально экономический прогресс. По имеющимся прогнозам, страны и регионы, богатые сырьевыми ресурсами. Могут в ближайшее десятилетия занять передовые позиции в цивилизованном мире. Это относится прежде всего к России, Канаде, Австралии, странам Южной Америки. По расчетам к 2030 г. они должны обогнать страны западной Европы. Но с другой стороны с 1992 г. прирост разведанных запасов полезных ископаемых не покрывает их добычи. Ресурсонасыщенность России, измеряемая количеством потребляемых ресурсов на душу населения, в 1,5-3 раза ниже, чем в других промышленных странах. Ожидается, что в этих условиях будет исчерпана сырьевая база добывающих предприятий, и Россия из экспортера минерального сырья может превратиться в его импортера. Главная особенность экономических отношений, связанных с использованием земли как невоспроизводимого, ограниченного природного фактора является существование земельной ренты. Отдавая землю в аренду предпринимателям, землевладельцы получают за это определенную плату - ренту. Например, как лицо юридически свободно распоряжающееся своей землей, ООО "СТРОЙ-ТРАНС", может продать свой участок. В этом случае произойдет капитализация ренты, то есть земельная рента образует покупную цену, или стоимость земли. Целью работы было изучение экономической ренты на примере аренды капитала в форме земли как фактора производства. Для достижения цели решены следующие задачи: . Определены понятие и виды ренты; . Определена сущность экономической ренты в микроэкономике; . Исследован отечественный и зарубежный опыт исследования экономических рент; . Изучен земельный фонд Ханты-Мансийского автономного округа; . Проведен микроэкономический анализ экономической ренты на примере многопрофильной компании ООО "СТРОЙ-ТРАНС" г. Нижневартовск. . Исследованы проблемы экономической ренты и пути их решения. Подойдя к заключению своей работы, мне хотелось бы сказать, что в любом случае природные ресурсы не беспредельны и не вечны. Это делает необходимым постоянную заботу об их сохранении и воспроизводстве. Для этого существуют следующие основные условия. Во-первых, необходимо бережно, рационально использовать то, что человеку дает природа (в особенности в отношении невосполнимых ресурсов). Во-вторых, там, где это доступно, следует принимать действенные меры к восполнению природных ресурсов (восстанавливать и повышать естественное плодородие земли, осуществлять лесопосадки, воспроизводить запасы водоемов). В-третьих, следует максимально использовать вторичное сырье и прочие отходы производства. В-четвертых, необходимо всемерно поддерживать экологическую чистоту производства и природопользования.
Список источников
1. Гражданский кодекс Российской Федерации 2. Земельный кодекс Российской Федерации . Бюджетный кодекс Российской Федерации 4. Федеральный закон от 17.04.2006 №53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" . Федеральный закон от 30 июня 2006 г. №93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" . Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.02.2006 №22-оз "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа "Об изъятии и предоставлении земельных участков на территории Ханты-Мансийского автономного округа" 7. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2007 №122-оз "О внесении изменений в закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре". 8. Вечканов Г.С. Экономическая безопасность - СПб.: Питер, 2007 - 384с. 9. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. - СПб.: Питер, 2012. . Иванова Е.Н. Оценка стоимости недвижимости. - М.: Кнорус, 2010. - 344 . Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров: "АСА". 2006. С. 254 12. Крылов А.М., Курс общей экономической теории [Текст] Краснодар, КГУ, 2000 г. 13. Литвак Е.Г., Харченко В.А. Анализ состояния в области нормативно-правового регулирования земельных отношений в Российской Федерации и предложения по его совершенствованию: Анализ регулирования и практики осуществления землеустройства и кадастрового учета земельных участков, резервирования земель и земельных участков для государственных и муниципальных нужд. - М. 2011. С. 15-25. 14. Наливайко А.П., Азьмук Л.А. Микроэкономика. - М.: Финансы, 2011. - 446 с. 15. Певзнер М.Е. Право собственности в недропользовании // Государство и право. 2009 №3. С. 30. 16. Платонова Н. Законодательство о разделе продукции: проблемы применения // Хозяйство и право. 2009. №5. С. 53. 17. П. Самуэльсон, В. Нордхаус. Экономика. Изд.16-е. М.: Бином-Рус, 1997. С. 793 . Сидорович А.В. Курс экономической теории [Текст] А.В. Сидорович. - М.: ДИС, 2011. - 398 с. 19. Современная экономика: [Текст] / Под ред. О.Ю. Мамедова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 456 с. 20. Устенко А., Мочерний С.В. Основы экономической теории. - Тернополь: Астон, 2011. . http://www.consultant.ru 22. http://www.admhmao.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|