Чем объяснить тот факт, что чем богаче страна, тем ниже ее годовые темпы роста. Приведите примеры.
ОТВЕТ: Чем богаче страна, тем ниже ее годовые темпы роста, потому что, во-первых, ВВП подсчитывается не только в абсолютных значениях, но и на душу населения. Во-вторых, только долгосрочное увеличение ВВП можно считать экономическим ростом. Объясните смысл фразы «Бедные страны остаются бедными по причине своей бедности». ОТВЕТ: Низкие доходы населения означают: 1. отсутствие реальных сбережений; 2. низкий покупательский спрос; 3. отсутствие инвестиций в физический и человеческий капитал; 4. низкий уровень производительности труда. Что называется экономическим кризисом? Почему современные экономические кризисы не такие острые и разрушительные как прошлые? ОТВЕТ: Кризис – резкое падение производства. Государство и крупный бизнес научились влиять на экономический цикл. Многие правительства развитых стран прибегают к методам антициклического регулирования, которые сглаживают пики развития и не дают экономике опуститься до самого дна. Крупный бизнес с помощью маркетинга распознает долгосрочные тенденции спроса на те или иные товары и не допускает их перепроизводства.
Назовите и раскройте причины экономических кризисов? Приведите примеры. ОТВЕТ: 1. внешние (экзогенные): а) милитаризация экономики вследствие войн; б) крупные нововведения, оказывающие; в) стихийные явления природы; г) деятельность ТНК. 2. внутренние (эндогенные): а) монетарная политика государства; б) изменение соотношения совокупного предложения и совокупного спроса; в) сокращение производства.
٭ Предложите свое видение причин цикличного развития экономики. ٭ Используя дополнительную информацию, приготовьте краткое сообщение «Из истории экономической мысли: вопрос о причинах богатства государств»:
٭ .Напишите эссе на тему: «Если хочешь помочь бедняку, не давай ему рыбу – дай ему удочку». 5. Задачи Рассчитайте экономический рост страны А) реальный ВВП 2005 г. составил 480 млрд. рублей; реальный ВВП 2006 г. составил 512 млрд. рублей; Каков экономический рост страны в 2006 г.?
ОТВЕТ: ЭР = (512 - 480): 480 * 100 % ЭР = 6,6 % экономический рост страны в 2006 г.составил 6,6 %
Б) реальный ВВП 2005 г. составил 7001 млрд. рублей; реальный ВВП 2006 г. составил 7014 млрд. рублей; Каков экономический рост страны в 2006 г.?
ОТВЕТ: ЭР = (7014 - 7001): 7001* 100 % ЭР = 0,18 % экономический рост страны в 2006 г.составил 0,18 %
Рассчитайте экономический рост страны. А) номинальный ВВП 2003 г. составил 3002 млрд. рублей; номинальный ВВП 2004 г. составил 5127 млрд. рублей; цены в 2003 г. выросли в 1,7 раз; цены в 2004 г. выросли в 2,5 раза; Каков экономический рост страны в 2004 г.?
ОТВЕТ: Реальный ВВП 2003 г. = 1765,8 млрд. руб Реальный ВВП 2004 г. = 2050,8 млрд. руб. ЭР = (2050,8 – 1765,8): 1765,8* 100 % ЭР = 16,1 % экономический рост страны в 2004 г.составил 16,1 %
Б) номинальный ВВП 2004 г. составил 679 млрд. рублей; номинальный ВВП 2005 г. составил 3500 млрд. рублей; цены в 2004 г. выросли в 3 раза; цены в 2005 г. выросли в 2 раза; Каков экономический рост страны в 2005 г.?
ОТВЕТ: Реальный ВВП 2004 г. = 226,3 млрд. руб Реальный ВВП 2005 г. = 1750 млрд. руб. ЭР = (1750 – 226,3): 226,3 * 100 % ЭР = 673 % экономический рост страны в 2005 г.составил 673 %
Сравните. А) Темп экономического роста Дании в 2005 г. составил 2 %, а Китая – 7 %. Может ли Китай обогнать Данию в развитии в течение 5 лет при сохранении темпов экономического роста?
ОТВЕТ: Чем богаче и развитее страна, тем ее темпы экономического роста ниже. Население Китая в несколько десятков раз больше, чем в Дании. Поэтому ВВП на душу населения в Китае на много ниже. А значит, индекс человеческого развития для Дании будет оставаться выше. Следовательно, даже при сохранении темпов экономического роста Китай в своем развитии не обгонит Данию.
Б) Темп экономического роста России и Индии в 2005 г. составил 7,2 %. Может ли Индия обогнать Россию в развитии в течение 3 лет при сохранении темпов экономического роста?
ОТВЕТ: Население Индии в несколько десятков раз больше, чем в России. Поэтому ВВП на душу населения в Индии на много ниже. А значит, индекс человеческого развития для России будет оставаться выше. Следовательно, даже при сохранении темпов экономического роста Индия в своем развитии не обгонит Россию.
Вычислите индекс человеческого развития. А) Если известно, что индекс продолжительности жизни = 0,54, индекс уровня образования = 0,75, индекс ВВП = 0,56.
ОТВЕТ: ИЧР = (0,54 + 0,75 + 0,56): 3 = 0,61 индекс человеческого развития составляет 0,61
Б) Если известно, что индекс продолжительности жизни = 0,73, индекс уровня образования = 0,81, индекс ВВП = 0,72.
ОТВЕТ: ИЧР = (0,73 + 0,81 + 0,72): 3 = 0,75
Определите фазы экономического цикла по динамике ВВП. А) 1990 г. 100 1991 г. 103 1992 г. 103,1 1993 г. 102,9
ОТВЕТ: незавершенный экономический цикл: депрессия – оживление – подъем – спад. Б) 1995 г. 103,7 1996 г. 103,1 1997 г. 102,6 1998 г. 99,6 1999 г. 104,1 2000 г. 102,0
ОТВЕТ: подъем – спад – спад – депрессия – оживление и подъем - спад
Материалы викторины по экономике Понятия (вопросы) 1. Кого экономисты называют производителями, а кого – потребителями? 2. В чем состоит сущность предпринимательской деятельности? 3. В чем состоит экономический суверенитет потребителя? 4. Как называется приведение сегодняшних денег к их будущей ценности? 5. Что понимается под себестоимостью продукции? 6. Что понимается под прибылью предприятия? 7. В чем состоит сущность налогов? 8. Чем отличается брокер от дилера? 9. Что такое протекционизм во внешней торговли? Ответы 1. Производители - хозяйствующие субъекты, производящие товары и услуги для продажи. Потребители – люди или организации, приобретающие товары и услуги для своего потребления. 2. Предпринимательская деятельность – инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли и осуществляемая либо от своего имени, ан свой риск и под свою имущественную ответственность, либо, если гражданин-предприниматель создал или приобрел для этой цели предприятие, от имени и под имущественную ответственность юридического лица – предприятия.
3. Экономический суверенитет производителя включает право и реальную возможность выбора сферы хозяйственной деятельности, принятия решения о том, что и сколько производить, кому и по каким ценам продавать. 4. Приведение сегодняшних денег к их будущей ценности называется «дисконтирование». 5. Себестоимость продукции – это затраты, связанные с производством и реализацией продукции, выраженные в денежной форме. 6. Прибыль – это разница между ценой реализации (продаж) и полной себестоимости продукции. 7. Налоги – одна из форм финансовых отношений, осуществляемой в виде платежей, взимаемых государством с физических и юридических лиц с целью их перераспределения для нужд отдельных граждан (социальные выплаты) и общества в целом (оборона страны, содержание госаппарата и т. д.). 8. Дилер отличается от брокера тем, что торгует за свой счет. Брокер торгует по поручению своего клиента. 9. Протекционизм во внешней торговле служит защитой внутреннего рынка путем установления ограничений на ввоз аналогичной отечественной продукции из-за рубежа, либо путем снижения конкурентноспособности иностранных товаров на внутреннем рынке за счет повышения издержек импортеров (повышения размера пошлин на ввозимые товары).
Из истории экономики (вопросы) 1. Сочинения какого экономиста читал герой романа Пушкина «Евгений Онегин»? Чем известен этот экономист? 2.Что по Смиту необходимо для благосостояния государства? 3. Государство должно участвовать в экономике, как считал Смит, для того, чтобы?... 4. На какие социальные классы делил общество Смит? 5. Что А. Смит подразумевал под «невидимой рукой»? 6. Откуда по Смиту берется богатство общества?
7. Что Смит считал производительным трудом? 8. В чем заключаются основы экономического учения Смита? 9. Когда появились первые биржи? 10.Как звали английского экономиста, утверждавшего, что локомотивом хозяйственной жизни является потребление? 11.Кто является автором концепции «экономики эффективного предложения»? 12.В XVI-XVII вв. европейские страны находились под влиянием меркантилистов. В чем сущность их экономических воззрений? 13.Группа французских философов и экономистов XVIII в. Получила название «физиократы». Каковы были их взгляды на экономику? 14. Кто впервые обосновал теорию рыночного ценообразования? 15. Экономическая «австрийская школа» обосновала теорию полезности благ. В чем была ее суть? Кто ее автор? 16. Кто является автором экономической теории, обоснованной в книге «Экономика несовершенной конкуренции» (1933 г.)? 17.С какого года существует Нобелевская премия по экономике? Назовите 5 ее лауреатов. 18.Кто является «отцом научного менеджмента»?
(ответы) 1.Онегин читал сочинения шотландского экономиста Адама Смита XVIII века, который основал теорию рыночной экономики. Свои взгляды он изложил в книге «Исследования и природе и причинах богатства народов». 2. Мир, легкие налоги, терпимость в управлении. 3.Обеспечивать права собственности и экономической свободы; создавать конкурентную среду через налоги и законы; обеспечивать развитие жизненно важных, но невыгодных для частного капитала области экономики (транспорт, образование, медицина и т. п.). 4.1) наемные рабочие (заработная плата); 2) капиталисты (прибыль); 3) крупные земельные собственники (земельная рента). 5.По мысли Смита частный интерес и общее благо обеспечивает «невидимая рука»: естественные рыночные механизмы (закон спроса и предложения, свободное ценообразование) и свободная конкуренция. 6.Богатство общества создается трудом работников. 7.Труд всех наемных работников, занятых в производстве. «Первой ценой, первоначальным платежным средством, каким было заплачено за все вещи, был труд». «Колесо обращения – это деньги». «Общество возникает из разделения труда» 8.Свобода конкуренции, экономическая и политическая свобода. 9.в XV-XVI вв. 10. Дж. М. Кейнс 11. Американец М. Фридман 12. Меркантилисты считали, что богатство страны увеличивается лишь внешней торговлей – превышением вывоза товаров над ввозом, которое иностранцы оплачивают золотом и серебром. Они выступали за развитие промышленности, однако видели в ней лишь источник товаров для экспорта, средства зарабатывать деньги на внешнем рынке. Богатство представлялось им лишь в денежной форме. Для обеспечения превышения вывоза над ввозом и притока денег в страну меркантилисты требовали вмешательства государства в экономику, жесткой регламентации хозяйственной жизни – ограничения импорта, поощрение экспорта, запрещения вывоза драгоценных металлов.
13. Физиократы считали, что общество должно отойти от практики поддержки предпринимательства и промышленности. Для них продукты с/х и природные ресурсы являлись истинным источникам богатства. Т.е. физиократы считали, что только земля и труд земледельца дают приращение стоимости и обеспечивают богатство общества. 14. Теория рыночного ценообразования впервые была изложена в трудах великого английского экономиста Альфреда Маршалла (1842-1922 гг.). Его учебник «Принципы политической экономии» (1890 г.) лег в основу экономического образования на полвека – до 40-х гг. XX столетия. Большую часть жизни Маршалл преподавал в Кембриджском университете (США). Его самый знаменитый ученик - Джон Мейнард Кейнс. 15. К «австрийской школе» относят К. Менгера (1840-1921), В. Визера (1881 - 1926), Э. Бам-Баверка (1851-1914). Согласно теории предельной полезности благ, ценность благ определяется ограниченностью и редкостью и сводится к пользе, которую может принести последний экземпляр товаров данной группы. Величина ценности материальных благ определяется величиной пользы, которую приносит человеку та или иная вещь. Но при этом идет речь не о величине пользы вообще, а о предельной полезности вещи. Предельная полезность – это не наибольшая и не средняя полезность, а именно наименьшая польза, ради получения которой этиа вещь может рациональным образом употребляться. 16. Автор теории несовершенной конкуренции – Джоан Робинсон, профессор Кембриджского университета (Великобритания). Совершенная конкуренция, с множеством покупателей и продавцов, знающих все о ситуации на рынке, так же редка, как и совершенная монополия, когда покупатели, не найдя замены, вынуждены платить назначенную монополистом цену. То, что происходит в реальной жизни, находится где-то между этими крайностями. Робинсон определила такую ситуацию как несовершенную конкуренцию. 17. Нобелевская премия по экономике существует с 1968 г. Ее лауреаты: Поль Самюэльсон, Василий Леонтьев, Саймон Кузнец, Милтон Фридман, Леонид Канторович. 18. Фредерик Уинслоу Тейлор. Задачи 1.Как теория полезности объясняет рациональное поведение человека? 2.А. Смит спрашивает: «Почему вода, которая настолько необходима, что без нее невозможно жить, имеет такую низкую цену, в то время как у алмазов, которые совершенно не нужны, какая высокая цена?» 3.Все, к чему прикасался легендарный царь Мидас, обращалось в золото. Царь стал умолять взять свой дар обратно. Почему? Какую экономическую концепцию иллюстрирует эта легенда? 4.Почему в средние века соль считалась особым товаром? Чем вызван «Соляной бунт» в XVII веке в России? 5.После либерализации цен в России в январе 1992 года отмечено повышения спроса на хлеб. Чем это вызвано? 6.Почему цены в магазине, торгующем ночью, выше, чем в дневном? 7.Почему тарифы на телефонные переговоры ночью ниже, чем днем? 8. В России широкое хождение имеет доллар США. Кто кого кредитует: Россия – США или США – Россию? 9. Почему банкирские конторы в старину возникали в храмах? 10. Акционерное общество объявило о выпуске облигаций. Может ли это обстоятельство сказаться на размере дивидендов по акциям этого АО? 11. Почему работники бюджетной сферы больше теряют от инфляции, чем работники коммерческих предприятий?
Ответы 1.Теория полезности исходит из того, что человек как потребитель оптимизирует свои возможности. Концепция предельной полезности, лежащая в ее основе определяет, что для потребителя полезность каждого нового количества (единицы) потребляемого продукта меньше предшествующего. Поэтому потребитель выбирает из всех благ, которые может иметь, те, которые в максимальной степени удовлетворяют его потребности. 2.Высокая цена алмазов объясняется их редкостью и уникальностью, позволяющими рассматривать покупку драгоценных камней как выгодное размещение капитала. 3.Легенда о Мидасе иллюстрирует теорию убывания предельной полезности товара или услуги для потребителя, когда последняя единица отвара приносит ему меньше удовлетворения, чем предпоследняя. 4.Соль считалась особым товаром ввиду ее определенной редкости и сложности добычи, а также вследствие монополизации соляных источников теми или иными владельцами: племенами, правителями земель и т.п. При этом соль является предметом первой необходимости, без которой человек не может существовать. 5.Спрос на хлеб вызван относительно низкой его ценой по сравнению с товарами-заменителями. 6.Потребность в товаре ночью для определенной категории потребителей тем настоятельнее, что ее труднее удовлетворить, чем днем. Ввиду достаточно никого объема продаж в ночное время относительные издержки торговцев растут, что делает необходимым повышение цен. 7.Тарифы на телефонные переговоры ночью ниже дневных ввиду меньшего потребительского спроса на услугу в это время суток. Понижение тарифов в данном случае преследует цель привлечь потребителя и более равномерно загрузить имеющиеся мощности АТС. 8. В данном случае Россия кредитует США, т. к. для получения долларов США российскому потребителю нужно продать российские товары. При повышенном спросе на доллар цены продаваемых за доллары товаров не могут не быть сравнительно низкими, ввиду большого предложения товаров. 9.Банкирские конторы возникали при храмах для обмена денег, потому что на церковные нужды принималась только национальная валюта. 10.Источником выплаты процентов по облигациям и дивидендов по акциям АО является прибыль АО. Следовательно, если размер прибыли АО не возрастет, то размер дивидендов уменьшится. 11.Работники бюджетной сферы получают фиксированную заработную плату, а работники коммерческих предприятий, как правило, нет. Их зарплата изменяется более гибко.
ТЕСТ 1. Ценность денег находится в обратной зависимости от уровня цен: Да Нет 2. В рыночной экономике вопрос о том, какие товары или услуги должны производиться, в конечном счете решают производители: Да Нет 3. Редкость ресурсов объясняется безграничностью материальных потребностей людей Да Нет 4. Бензозаправочная станция – это пример рынка: Да Нет 5. Падение цены на кока-колу, скорее всего уменьшит цену на пепси-колу Да Нет 6. Инфляция в любом случае равносильна снижению реальных доходов Да Нет 7. Повышение курса рубля по отношению к доллару выгодно российским экспортерам Да Нет 8. Если бы все пахотные земли были одинаково плодородны, то в сельском хозяйстве не действовал бы закон убывающей отдачи: Да Нет 9. Товарищество с ограниченной ответственностью не отвечает по обязательствам своих филиалов, отделений и представительств: Да Нет 10. Существуют виды деятельности, заниматься которыми предпринимателям запрещено? Да Нет 11. Могут ли быть вкладом в уставной капитал предприятия материальные ценности? Да Нет 12. Может ли простой вексель быть переведенным третьему лицу? Да Нет 13. Включаются ли в численность экономически активного населения безработные? Да Нет 14. Относятся ли кредиты, полученные правительством, к долговым обязательствам Российской Федерации. Да Нет 15. Гарантирован ли размер дивиденда по обыкновенным акциям? Да Нет 16. Должны ли содержаться в реквизитах простой именной акции сведения о размере дивидендов? Да Нет 17. Относятся ли деньги на расчетном счете предприятия к его оборотным средствам? Да Нет 18. Как вы считаете, нужен ли предприятию план в условиях рыночной экономики? Да Нет 19. Ваши родители продали автомобиль. Удержат ли с суммы, вырученной от продажи, подоходный налог? Да Нет 20. Считается ли монополистической деятельность изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита этих товаров на рынке? ответы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|