Спецификация народного воспитания в России: историко-педагогический аспект
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание
Введение Глава I. Теоретические основы изучения проблем народного воспитания в педагогической литературе Спецификация народного воспитания в России: историко-педагогический аспект Особенности и средства народного воспитания на современном этапе развития педагогики Актуальность педагогических взглядов Л. Н. Толстого в контексте воспитательной работы с младшими школьниками Глава II. Опытно-экспериментальная работа по использованию средств народного воспитания в сельской школе Особенности экспериментальной работы по использованию средств народной педагогики в начальной школе Анализ результатов проведенного исследования Методические рекомендации по народному воспитанию младших школьников Заключение Литература Приложения
Введение Актуальность темы исследования. Родная культура - это неотъемлемая часть души ребенка, начало - порождающее личность. В настоящее время общество, государство ищет основу, основополагающую идею воспитания. Считаем, что при этом следует опираться в первую очередь на свои истоки, постепенно возрождая «национальную память», актуализируя ценность старинных праздников, фольклора, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений. В младшем школьном возрасте детей продолжают знакомить с народностью русского народа, ребята уже сами могут выделить определенный смысл из произведений русского народного творчества. Считаем, что в учебно-воспитательной работе с младшими школьниками необходимо широко использовать потенциал народного воспитания. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, опыт народного воспитания, аккумулированный в сказках, былинах, сказаниях, загадках, песнях является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Исследуя данную проблему, считаем целесообразным обратиться к наследию ведущих отечественных ученых, исследователей, педагогов, в частности - великого русского писателя, педагога Л.Н. Толстого. Он не только обобщал постулаты народной педагогики, но и реализовывал их на практике. Целью исследования определили: изучить и выявить актуальность педагогических взглядов Л.Н. Толстого на предмет народного воспитания учащихся начальной школы. Объект исследования: педагогические взгляды Л.Н. Толстого Предмет исследования: народное воспитание в наследии Л.Н.Толстого. Задачи: . изучить проблему народного воспитания в истории отечественной педагогической мысли; . выявить основные особенности и средства народного воспитания; . рассмотреть и выявить актуальность педагогических взглядов Л. Н. Толстого на народное воспитание на современном этапе развития образования; . экспериментально проверить эффективность использования средств народной педагогики в начальной школе. Методологические основы исследования составили принципиальные положения отечественной педагогики, педагогические труды К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.С. Макаренко. Методы исследования: теоретические: анализ психолого - педагогической и методической литературы; методики изучения усвоения учебного материала, метод экспертной оценки достижений учащихся, методы математической обработки экспериментальных данных.
Экспериментальная база исследования: МБ ОУ Ризоватовская СОШ. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что раскрыта проблема народного воспитания в психолого-педагогической и методической литературе, охарактеризованы средства народного воспитания в педагогике, рассмотрены взгляды Л. Н. Толстого на народное образование, воспитание и школе в 60-70-е годы. Практическая значимость исследования состоит в том, что изучены народные традиции в наследии Л.Н.Толстого. Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений. Глава I. Теоретические основы изучения проблем народного воспитания в педагогической литературе Спецификация народного воспитания в России: историко-педагогический аспект
Исследования проблемы народного воспитания современными учеными [1, с. 95] дают право утверждать, что в педагогической науке сложилась концепция народной педагогики, установлен ее предмет, определены источники, принципы, методы, характерные особенности. Но необходимость получения обоснованных данных педагогического исследования требует изучения подходов к рассматриваемой проблеме в прошлом и настоящем. Первые идеи народного воспитания обобщены в произведениях древнерусской культуры. Рассмотрим некоторые из них. В «Поучении» киевского князя Владимира Мономаха много внимания уделяется развитию в подрастающем поколении лучших черт национального характера: доброты, милосердия, трудолюбия, гостеприимства и др. Так, призывая к доброте, В. Мономах учил: «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев» [1, с. 166]. В повседневной жизни князь наставлял творить добро: «Больного навестите, покойника проводите…» Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите» [1, с.167]. Автор «Поучения» призывал бороться с ленью как основной отрицательным качеством человека, приводящим ко многим бедам. Приведенные педагогические мысли великого киевского князя заимствованы им из народной педагогики и предназначались молодым родителям в семейном воспитании.
Вопросы народного воспитания нашли отражение и в известном поучительном произведении Древней Руси XII века «Молении» Даниила Заточника, и в составленном в Византии сборнике афоризмов мыслителей прошлого «Пчела», переведенного на Руси в конце XI века. Обе эти книги являются памятниками педагогической мысли этого периода. Систематические исследования отечественной народной педагогики были начаты благодаря усилиям основоположника русской народной школы К.Д. Ушинского. Выдающийся русский педагог глубоко ценил воспитательный потенциал народной педагогики. Обосновав идею народности, он отвечал: «Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях»[1, с.167]. Зная народные обычай, обряды, традиции, ученый выступал за народное воспитание, так как оно, по его мнению, является живым образцом в процессе народного развития. Использование народной педагогики в общественном и семейном воспитании укрепляет и развивает в человеке, по словам К.Д. Ушинского, народность, народное самосознание и народный характер. Великий русский писатель и педагог Л.Н. Толстой указывал на высокую значимость народного воспитания, отмечая, что жизненное образование является гораздо более нужным, чем школьное. Опираясь на традиции народной педагогики, Л.Н. Толстой призывал к уважению личности ребенка, развитию его активности, творчества, рекомендовал относиться к ребенку как к личности, имеющей серьезные дела, мысли, запросы, работать вместе с ним над общим делом, передавать ему знания и умения по необходимости. Л.Н. Толстой не только обобщал постулаты народной педагогики, но и реализовал их на практике: уроки в Яснопольской школе больше походили на семейное обучение крестьянских детей. Большой вклад в изучении - народной педагогики внес известный этнограф и педагог Г.С. Виноградов, давший описание сущности этого явления как составной части педагогической культуры народа. Он дал характеристику народной педагогики как совокупности навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении.
А.С. Макаренко, имея многолетний личный опыт учителя и воспитателя, пришел к убеждению, что педагогика рождается в живых движения людей, в традициях определенного коллектива. Он считал, что семейная трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека [5, с.98]. В современной науке проблемами народного воспитания заинтересовались такие ученые, как: Д.И. Латышина, В.А. Николаев, И.П. Малютин и др. Изучая опыт народной педагогики, они отмечают, что русский народ имеет богатые традиции в области воспитания, которые развивались и совершенствовались в течение многих веков. Многообразие приемов и средств народного воспитания обеспечивало успешную подготовку детей к труду, семейной жизни, защите Родины, воспитывать подрастающее поколение на лучших образцах народной морали. Изучение и освоение традиционного этнокультурного наследия - это возможность в современной жизни создать оптимальную систему передачи трудовых, эстетических, интеллектуальных ценностей, знаний, умений, навыков. Тогда образовательная система, состоящая дошкольных, школьных, внешкольных учреждений, станет действительно выполнять свои прямые функции - передавать народное педагогическое наследие от поколения к поколению [4, с. 67]. В середине XIX века ряд ученых, педагогов и мыслителей стали обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 году В.И. Водовозов написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав ее «Русская народная педагогика». В 1890 году впервые в более широком аспекте Д. Булгаковский и Г. Пинчук обращаются непосредственно к памятникам народной педагогики - пословицам, песням, загадкам, обрядам, отличая их воспитательное значение в народном быту. Большой научный интерес представляет попытка Е.А. Покровского в этнографическом и педагогическом плане проанализировать детские игры и их роль в физическом и нравственном развитии детей. Другой исследователь А. Соболев, проблемы детских игр рассматривает в сочетании с детскими песнями и тем самым еще более расширяет границы народной педагогики. Народная педагогика тесно связана с этнографией и языкознанием. Проблемы народной педагогики в социально-экономическом и этнографическом аспекте затрагивались в целом ряде исследований историков, филологов, этнографов. В советский период одним из первых к проблемам народной педагогики обратился известных этнограф и педагог Г.С. Виноградов, давший описание сущности этого явления как составной части педагогической культуры народа, утверждавший право существования термина и понятия «народная педагогика» [1, с. 69].
Вопросы народной педагогики были предметам исследования ряда ученых: А.Ф. Хинтибидзе, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Филонова. Каждый из них, естественно, внес свой вклад в теорию и практику народной педагогики [1, с. 78]. Исходя из исследований этих ученых, мы пришли к выводу, что объектом и предметом народной педагогики является процесс воспитания и процесс обучения, а главным элементом народной педагогики является совокупность эмпирических знаний, сведений, накопленных народом о человеке и его воспитании, и практическая деятельность трудящихся по воспитанию молодого поколения. Народная педагогика, будучи предшественником научной педагогики, в гносеологическом, историческом, логическом, структурном отношении имеет некоторые своеобразные и характерные особенности. Анализируя содержания и формы памятников народной педагогике, можно выделить ее отличительные черты. Народная педагогика исторически сложилась в глубокой древности. Она существует столько времени, сколько существует сам народ. В эпоху среднеазиатской античности (III век н.э.) уже были известны образцы художественного народного творчества. Искусство слова, родившееся в глубокой древности, прежде всего воплотилось в художественном народном творчестве - в сказках, легендах, эпосе, поговорках, пословицах и других памятниках народной педагогики. Великим педагогом разных времен и народов в своих произведениях развивали идеи народности, природосообразности воспитания, широко использовали примеры из народной педагогики как выражение народной мудрости [11, с. 117]. Поскольку в основе народной педагогики лежат эмпирические знания, она наряду с практически достоверными ценными, полезными знаниями, сведениями содержит искаженные, неточные, а порой под влиянием религии и господствующей идеологии ошибочные и даже вредные идеи. Например, некоторые пословицы и поговорки выражают пренебрежительное отношение к женщине, покорность к проявлениям социальной несправедливости, рекомендуют применять физические наказания в семье и т.д. На произведениях лежит печать многовековой духовной жизни народа, потому что их автор - народ. Народная педагогика имеет чрезвычайно широкую аудиторию. Художественно народное творчество, памятники народной педагогики заменяли молодежи театр, которого она не знала, школу, куда ее не допускали, книгу, которой она была лишена [9, с. 43]. Народная педагогика, как и все другие проявления духовной культуры, подвержена взаимовлиянию и взаимообогащению. Одинаковые условия жизни, сходные обычаи и традиции оказывают взаимное влияние, порождают близкие по форме и содержанию сказки, афоризмы. Таким образом, самой действенной чертой народной педагогики является связь с жизнью, с практикой обучения и воспитания молодого поколения. Народная педагогика - педагогика народа, созданная народом - для народа. Раньше во многих семьях, куда раньше не доходили даже азы научной педагогики, народ воспитывал свое молодое поколение в духе трудолюбия, высокой нравственности и благородства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|