Источники авторского права Республики Беларусь
1. Важнейшим источником авторского права Республики Беларусь является Гражданский кодекс Республики Беларусь. Авторскому праву посвящена гл. 61 ГК, в которой всего шесть статей. В них определены: предмет регулирования, объекты авторского права и смежных прав и сфера действия авторского права и смежных прав. 2. Основная масса норм, регулирующих отношения по поводу создания произведений, сосредоточена в специальном законе Республики Беларусь от 16 мая 1996 г. «Об авторском праве и смежных правах» в редакции Закона Республики Беларусь от 11 августа 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон от 11 августа 1998 г.)[13]. 3. Источниками авторского права Республики Беларусь являются также: 1) Законы Республики Беларусь, регулирующие в целом общественные отношения, отличные от авторских, но содержащие отдельные правила об использовании некоторых объектов авторского права с учетом их специфики: от 26 ноября 1993 г. «Об основах архитектурной и градостроительной деятельности»[14], в котором определены объекты архитектурной и градостроительной деятельности, в том числе и те из них, которые в соответствии с законом от 11 августа 1998 г. Являются произведениями архитектуры и градостроительства (ст. 12); от 13 января 1995 г. «О печати и других средствах массовой информации»[15], которым определен порядок распространения продукции средств массовой информации (ст. 25) и правила использования в средствах массовой информации авторских произведений и писем (ст. 35); от 21 октября 1996 г. «О научной деятельности»[16]; от 18 февраля 1997 г. «О рекламе»[17], в котором реклама полностью или частично отнесена к объектам авторского или смежных прав (ст. 3);
от 5 мая 1999 г. «О научно-технической информации»[18]; от 10 мая 1999 г. «О геодезической и картографической деятельности»[19], в котором определено авторское право на геодезическую и картографическую продукцию (ст. 15). 2) Постановления Правительства Республики Беларусь, которыми установлены минимальные ставки авторского вознаграждения за использование отдельных видов произведений. В настоящее время действуют пять таких постановлений. 3) Международные конвенции, договоры и соглашения, к которым присоединилась Республики Беларусь: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., постоянным членом которой Республика Беларусь является с 12 декабря 1997 г. Закон Республики Беларусь «О присоединении Республики Беларусь к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений» (Парижскому акту от 24 июля 1971 г., измененному 28 сентября 1979 г.) подписан Президентом Республики Беларусь 14 июля 1997 г.[20]; Всемирная конвенция об авторском праве (в редакции 1952 г.), о правопреемстве в отношении которой объявлено в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 1993 г. № 370 «О правопреемстве Республики Беларусь в отношении к подписанной 6 сентября 1952 г. В г. Женеве Всемирной конвенции об авторском праве»[21]; Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву и Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам, принятые на дипломатической конференции в г. Женеве в 1996 г. Оба договора ратифицированы Законами Республики Беларусь от 10 июня 1998 г. «О ратификации Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву»[22] и «О ратификации Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам»[23].
Объекты авторского права 1. Понятие и признаки произведения. Объектом авторского права является произведение науки, литературы и искусства. Хотя ученые расходятся во мнении по вопросу определения понятия произведения как объекта авторского права, они приписывают произведению в этом качестве следующие обязательные признаки. 1) Оно – продукт духовного творчества, духовной деятельности человека, исключающей возможность труда без участия психических сил. Произведение – нематериальный объект. 2) Произведение должно быть результатом творческой деятельности автора. Творчество как обязательный признак произведения впервые было прямо названо в п. 1 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 16 мая 1996 г. «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон от 16 мая 1996 г.). Как обязательный признак для предоставления произведению охраны авторским правом творчество названо в п. 1 ст. 992 ГК. При определении объекта авторского права в п. 1 ст. 5 закона от 11 августа 1998 г. Признак творчества отсутствует. Историческое толкование закона может дать основания сделать вывод, что для признания произведения науки, литературы и искусства объектом авторского права не требуется, чтобы оно было результатом творческой деятельности. С этим согласиться нельзя, поскольку в действующей редакции эта статья значительно расширяет круг охраняемых авторским правом объектов и позволяет признать объектами авторского права, например, расписание движения самолетов и поездов, рецепт на покупку лекарства в аптеке, объекты чисто технического характера, различные каталоги и т.п. 3) Признаком, обязательным для признания результата интеллектуальной деятельности объектом авторского права, является объективная форма его выражения. Пока произведение мущееиияет собой систему образов, мыслей, идей автора в его сознании, пока оно не стало возможным для восприятия другими лицами, иначе говоря, пока оно не получило объективной формы, нет объекта, нуждающегося в правовой охране. Пунктом 2 ст. 992 ГК предусмотрено, что авторское право распространяется на произведения, выраженные в какой-либо объективной форме: письменной, устной, звуко- или видеозаписи, изображения, объемно-пространственной и других формах.
Законом от 11 августа 1998 г. Перестали охраняться произведения, выраженные в устной форме (публично произнесенные, публично исполненные). Это новшество в юридической литературе объясняют решением законодателя признать, что устная форма произведения не считается объективной, и его желанием таким образом «повысить уровень охраны авторов устных произведений – речей, лекций, докладов, обращений и т.д.»[24]. Гражданский кодекс Республики Беларусь предоставляет охрану устным произведениям. В связи с признанием программ для ЭВМ и баз данных объектами авторского права и появившейся возможностью с помощью специальных технических средств создавать электронные (цифровые) копии различных произведений на магнитных, оптических (лазерных) носителях в законе от 11 августа 1998 г. Названа новая форма существования произведений – электронная. 2. Авторское право возникает в силу факта создания произведения. Произведение не обнародованное, но выраженное в какой-либо объективной форме, подлежит охране авторским правом независимо от того, доступно ли оно обществу или нет. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Пункт 2 ст. 9 закона от 11 августа 1998 г. Предоставляет обладателю исключительных мущеественных прав помещать на каждом экземпляре произведения знак охраны, который состоит из трех элементов: латинской буквы «с» в окружности; имени (наименования) обладателя исключительных прав; года первого опубликования произведения. Правовой охраной в равной степени будут пользоваться как произведения, на которых проставлен знак охраны, так и произведения без такого знака. Знак охраны авторского права – формальность, которая служит для оповещения третьих лиц о наличии у автора или иного лица исключительных имущественных прав на произведение. Не является обязательной и регистрация произведения. Согласно Закону от 16 мая 1996 г. Обладатель авторского права или какого-либо исключительного авторского правомочия мог зарегистрировать его в официальных реестрах. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 октября 1997 г. «Вопросы комитета по авторским и смежным правам при Министерстве юстиции Республики Беларусь» государственная регистрация произведений науки, литературы и искусства, а также авторских прав на эти произведения была возложена на названный Комитет.
Законом от 11 августа 1998 г. Право правообладателя на регистрацию произведения или принадлежащих ему исключительных прав не предусмотрено. Однако предусмотрено использование информации об управлении правами. Согласно приведенному в законе определению информация об управлении правами – любая информация, которая идентифицирует автора, произведение, исполнителя, исполнение исполнителя, производителя фонограммы, фонограмму, организацию эфирного или кабельного вещания, передачу организации эфирного или кабельного вещания, обладателя любого права, предусмотренного Законом, или информация об условиях использования произведения, исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания и любые цифры или коды, в которых представлена такая информация, когда любой из этих элементов информации приложен к экземпляру произведения, записанного исполнения, фонограммы, записанной передачи организации эфирного или кабельного вещания или появляется в связи с сообщением для всеобщего сведения или доведением до всеобщего сведения произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания. Понятие информации об управлении правами и некоторые другие нормы, связанные с ней, заимствованы из Договора ВОИС по авторскому праву. Это заимствование свидетельствует о том, что Республика Беларусь стремится унифицировать с принятыми во всем мире нормами авторского права не только свое законодательство, но и способ учета и хранения информации о субъектах и объектах авторского права и смежных прав, созданных и используемых на территории Республики Беларусь. На сегодняшний день информация об управлении правами не используется. Регистрация произведений и объектов смежных прав Комитетом не проводится. В случае возникновения спора об авторстве автор произведения должен иметь доказательства того, что именно он является создателем данного объекта авторского права. Таким доказательством может являться документ о регистрации произведения у нотариуса. 3. Произведения науки, литературы и искусства являются нематериальными объектами, однако их качество и значимость для общества могут быть оценены только тогда, когда они объективируются на материальном носителе. Последний представляет собой материальный объект – вещь, собственник которой может не иметь авторского права на воплощенное в ней произведение. Передача материального объекта, в котором выражено произведение, не влечет перехода каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте.
4. Произведения, охраняемые авторским правом. Круг охраняемых авторским правом объектов очень широк. Их перечень, составленный в зависимости от формы выражения, назначения, способа использования и ряда других условий, приведен в ст. 993 ГК. Перечень охраняемых авторским правом объектов является открытым и допускает изменения и уточнения в будущем. В этот перечень входят: 1) Литературные произведения. В отличие от действующего Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», где термином «литературные произведения» охватываются выраженные в словесной форме художественные произведения, а также компьютерные программы и базы данных, в ст. 993 ГК Республики Беларусь под литературными произведениями понимают любые оригинальные произведения, выраженные языковыми средствами в любой форме. К литературным относят художественные, научные, учебные, публицистические произведения, выраженные в письменной, устной или электронной форме. 2) В законе от 11 августа 1998 г. В самостоятельный вид произведений, наряду с литературными, выделены научные произведения. Результаты научного творчества выражаются, как правило, в виде произведений научной литературы. 3) Драматические и музыкально-драматические произведения, произведения хореографии и пантомимы, другие сценические произведения. 4) Музыкальные произведения с текстом и без текста. 5) Аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения). 6) Произведения скульптуры, живописи, графики, литографии и другие произведения изобразительного искусства. 7) Произведения прикладного искусства. 8) Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства. 9) Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии. 10) Карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам. 11) Компьютерные программы (программы для ЭВМ). 12) Другие произведения. Перечень объектов авторского права является открытым. Это значит, что любое выраженное в какой-либо объективной форме произведение науки, литературы и искусства, являющееся результатом интеллектуальной творческой деятельности, охраняется средствами авторского права, даже если оно не относится ни к одномуих перечисленных в ст. 993 ГК видов произведений. Примером такого объекта может служить реклама. Согласно Закону Республики Беларусь от 18 февраля 1997 г. «О рекламе» реклама может полностью или частично являться объектом авторского и смежных прав. Согласно принципу свободы творчества не считается нарушением авторского права использование существующего произведения для создания нового, существенно от него отличающегося. В отличие от самостоятельных (независимых) произведений созданные наих основе новые произведения называют производными (зависимыми). К числу производных произведений относят переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки, другие переработки произведений науки, литературы и искусства. Лицо, осуществляющее переработку оригинального произведения, обязано соблюдать права его автора. Составные произведения создаются путем соединения в единое целое уже существующих произведений. Оригинальность составного произведения определяется выбором входящих в его состав объектов иих расположением. Составное произведение может быть снабжено оригинальным комментарием, иллюстрациями, предметным и именным указателями и т.д. Действующее законодательство к числу составных относит: антологии, энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания, базы данных. Авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом, если иное не предусмотрено авторским договором. 5. Объекты, не охраняемые авторским правом. В числе результатов интеллектуальной мутельности есть такие, для которых форма выражения не имеет приоритетного значения. К таким результатам относятся: идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Одни из этих результатов, например, способы, охраняются нормами патентного права, другие – средствами правового института «ноу-хау». Не охраноспособны по авторскому праву факты, имеющие информационный характер. Перечисленные в п. 4 ст. 992 ГК результаты интеллектуальной деятельности не являются произведениями. В числе произведений есть такие, которые исключены из охраны авторским правом прямым указанием закона. Согласно ст. 8 закона от 11 августа 1998 г. К таким произведениям относятся произведения, срок охраны которых истек, а также: официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные и иные знаки); произведения народного творчества, авторы которых не известны.
Субъекты авторского права 1. Субъектами авторского праваявляются обладатели субъективных авторских прав и носители субъективных обязанностей в правоотношениях, связанных с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Согласно законодательству Республики Беларусь субъектами авторского права являются: авторы (граждане Беларуси и иностранцы), их наследники и иные правопреемники, Республика Беларусь в целом. Не все субъекты авторского права пользуются одинаковыми правами на одно и то же произведение. Одни субъекты обладают авторским правом на произведение в силу факта его создания, другие приобретают определенные авторские правомочия в порядке наследования, по авторскому договору или иным основаниям. В связи с этим различают субъектов первоначального и производного авторского права. 2. Авторы. Согласно ч. 2 ст. 3 закона от 11 августа 1998 г. Автор – физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение, т.е. термин «автор» не применяется ни к юридическим лицам, ни к наследникам, ни к иным правопреемникам автора. Из текста закона следует, что автором является физическое лицо, создавшее оригинальное произведение, составившее сборник или иное составное произведение, осуществившее перевод, аранжировку или другую переработку оригинального произведения. Создание произведения как юридический факт, порождающий определенные правовые последствия, является фактическим действием, к которому неприменимы требования, установленные законом в отношении юридических сделок (о воле, волеизъявлении, пороках воли и проч.). Иначе говоря, деятельность по созданию произведения относится к таким правомерным действиям, которые именуются юридическими поступками. Поскольку фактические действия могут совершать и недееспособные лица, и лица, ограниченные в правоспособности, конкретные авторские права могут возникать у любого лица, независимо от его возраста и дееспособности. Право лица иметь права автора изобретения, произведения науки, литературы, искусства или иного результата интеллектуальной деятельности входит в содержание правоспособности граждан, определенное в ст. 17 ГК. Способ осуществления авторских прав несовершеннолетними определен ст. 25 и 27 ГК. Если автором произведения, является гражданин, который ставит свою семью в тяжелое материальное положение вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами и поэтому ограничен судом в дееспособности, то осуществлять свои авторские права он может лишь с согласия попечителя по правилам ст. 30 ГК. Автором или обладателем исключительного права на произведение является то лицо, чье имя или наименование значится на произведении. При обнародовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случаев, когда псевдоним автора не вызывает сомнений в его личности), издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного, считается представителем автора и имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение муствует до тех пор, пока автор не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве. 3. Соавторы. Авторское право может принадлежать нескольким лицам – соавторам. Для объектов авторского права, созданных коллективным трудом, очень важно, чтобы были четко определены условия возникновения соавторства, права и обязанности соавторов и их наследников по отношению к произведению в целом и его частям, а также мера ответственности каждого из соавторов по обязательству, вытекающему при использовании созданного в соавторстве произведения (коллективного произведения). Соавторство может заключаться как в выполнении соавторами однородного по своему характеру труда, например, в совместном написании книги, так и в выполнении несколькими лицами труда, различного по своему творческому характер. Например, музыку балета пишет композитор, а постановку осуществляет хореограф. В юридической литературе выделяют два вида соавторства: нераздельное и раздельное. Нераздельное соавторство возникает в отношении произведения, составляющего одно неразрывное целое. При нераздельном соавторстве выделить долю каждого автора в произведении невозможно, поэтому все соавторы пользуются неделимым авторским правом на все произведение в целом и на каждую его часть. С создателями такого произведения заключается, как правило, один авторский договор. В случае нарушения кем-либо из соавторов обязательств, связанных с созданием произведения, весь авторский коллектив несет за это ответственность. При раздельном соавторстве единое произведение состоит из частей, имеющих самостоятельное значение, причем известно, кем из соавторов эти части созданы. Согласно ст. 10 закона от 11 августа 1998 г. Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух либо более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения. Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую ммостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Все специалисты, исследовавшие проблему соавторства, сошлись во мнении, что, во-первых, соавторство не создается оказанием организационной или технической помощи автору, во-вторых, участие в создании коллективного произведения должно быть добровольным, принуждение к соавторству – уголовно наказуемое деяние. В-третьих, оно должно быть творческим. Мнения ученых мзошлись по вопросу, является ли необходимым условием для соавторства предварительное соглашение нескольких авторов создать коллективное произведение. Одни отвечают на этот вопрос положительно[25], другие – отрицательно[26]. Правильным следует считать мнение тех ученых, которые считают, что необходимым условием для возникновения соавторства является заключенное между ними соглашение, которое должно рассматриваться как волеизъявление авторов, направленное на совместную творческую работу над произведением. Соглашением между соавторами могут быть определены способы использования произведения в целом, границы прав отдельных соавторов в отношении частей, имеющих самостоятельное значение, способ указания имен при обнародовании произведения, порядок распределения вознаграждения между соавторами и т.д. 4. Наследники. В законе Республики Беларусь от 11 августа 1998 г. Указано: «Авторское право переходит по наследству. Не переходит по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора. Наследники автора и исполнители завещания вправе осуществлять защиту указанных прав» (п. 1 ст. 24). Закон не дает ответа только на вопрос, переходит ли по наследству право на обнародование, включая право на отзыв. Ученые отвечают на этот вопрос по-разному. Одни утверждают, что право на обнародование, как и все личные права, по наследству не переходит и не возникает по иным основаниям[27]. Другие считают, что право на обнародование переходит по наследству, поскольку имеет имущественный характер[28]. Правильным следует признать мнение ученых о том, что нет оснований ограничивать наследников в праве обнародовать произведение при отсутствии на то прямого запрета автора, так как презюмируется, что автор создавал произведение именно для этого, а наследники выполняют его волю[29]. Приобретенное наследниками авторское право на произведения умершего автора способно к дальнейшему переходу в порядке наследования. Проблема способности перехода авторского права по наследству от наследников автора к их наследникам одно время стала предметом острой дискуссии. Оставляя без анализа высказывания ее участников, следует подчеркнуть, что в ряде случаев авторское право на произведения умершего автора может оказаться у лиц, совершенно посторонних для умершего. Например, если вдова писателя снова выйдет замуж, то после ее смерти авторское вознаграждение за переиздание произведений умершего автора будет получать ее второй муж, который к писателю никакого отношения не имеет. Вряд ли соответствует интересам общества такой подход к наследованию авторских прав. Способность авторского права переходить по наследству следовало бы ограничить определенным кругом наследников, к которым переходит авторское право от первоначальных наследников мущеего автора. При разделе наследства, в состав которого входит авторское право, необходимо учитывать следующие особенности последнего как наследуемого имущества: во-первых, оно не подлежит имущественной оценке, во-вторых, не все личные неимущественные права наследуются; в-третьих, раздел в натуре полученного по наследству авторского права, как и раздел неделимых вещей, невозможен. Поэтому унаследованное авторское право в полном объеме остается за всеми наследниками, либо за некоторыми из них, либо выделяется одному из наследников. В последнем случае тот наследник, который получит по наследству авторское право, обязан выплатить соответствующую компенсацию другим наследникам. Если наследников несколько, говорят о соответствующей доле каждого из них в авторском праве. 5. Юридические лица. Субъектами первоначального авторского права могут быть не только физические, но и юридические лица. О правах юридического лица, возникновение которых не связано с заключением авторского договора или универсальным правопреемством, можно говорить тогда, когда само юридическое лицо совершает определенные действия творческого характера с целью создания нового объекта на основе уже опубликованных произведений. К таким действиям относятся: подбор и расположение материалов, подбор и организация данных, в том числе и на магнитных носителях. Общий вопрос о том, может ли юридическое лицо быть субъектом первоначального авторского права, в законе от 11 августа 1998 г. Не ставится. Действующим в Республике Беларусь мущеедательством возможность авторского права у юридических лиц не предусмотрена. Исключение должно быть сделано для тех юридических лиц, которые обладали первоначальным авторским правом до вступления в 1996 г. В силу закона «Об авторском праве и смежных правах», поскольку в соответствии с п. 3 раздела VI названного закона последний должен применяться к отношениям, возникшим после введения его в действие. Права лиц, при организационном, финансовом и ином участии которых создаются составные произведения, определены в п. 2 ст. 11, в п. 2 ст. 13 и ст. 34–35 закона от 11 августа 1998 г. Как исключительные. Порядок осуществления этих прав предусмотрен законом в отношении следующих объектов: 1) энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий; 2) аудиовизуальных произведений; 3) организаций эфирного и кабельного вещания. Согласно п. 2 ст. 11 закона от 11 августа 1998 г. Лицу, выпускающему в свет энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания принадлежат исключительные права на использование таких изданий в целом. Это лицо вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование или требовать такого указания. К создателям аудиовизуального произведения закон от 11 августа 1998 г. Относит двух субъектов: авторов и производителя. Согласно п. 1 ст. 13 названного закона авторами аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария и автор специально созданного для аудиовизуального произведения музыкального произведения с текстом и без текста. Производителем аудиовизуального произведения признается физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения. Предполагается заключение с авторами аудиовизуального произведения договора о передаче ему исключительных прав на использование аудиовизуального произведения способами, определенными п. 2 ст. 13 закона от 11 августа 1998 г. Юридическая природа таких договоров в законе не определена, в литературе считают, что «по своей сути эти договоры могут быть трудовыми или гражданско-правовыми, причем – не обязательно авторскими»[30]. При любом использовании аудиовизуального произведения его производитель вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. Считается, что это право, как и право издателя на указание своего наименования, является особым личным правом и не является авторским правомочием[31]. Организации эфирного и кабельного вещания относятся к субъектам смежных прав. 6. Иные правопреемники. Термин «иные правопреемники» появился в отечественном мущеедательстве в 1974 г. Его появление связывают с присоединением СССР ко Всемирной конвенции об авторском праве, выделением лиц, к которым в соответствии с законом или договором переуступались отдельные авторские правомочия, в отдельную категорию субъектов авторского права в отличие от субъектов первоначального авторского права и их наследников и дискуссией о передаваемости авторского права. Согласно современной доктрине в роли иных правопреемников авторов выступают организации и учреждения, а также физические лица, к которым переходят по договору права на использование произведения. Следует согласиться с господствующим в литературе мнением, что правопреемники владеют авторскими правами не в полном объеме. К ним не могут перейти ни по каким мущееииям такие личные неимущественные права, как право авторства и право на имя. 7. Республика Беларусь как субъект авторского права. Согласно ГК БССР 1964 г. Авторское право переходило к государству: 1) от юридического лица в случае его ликвидации; 2) в случае принудительного выкупа у автора или его наследников; 3) при объявлении произведения, в отношении которого истек срок авторского права, достоянием государства. Авторское право, завещанное государству, прекращалось. Закон Республики Беларусь от 16 мая 1996 г. «Об авторском праве и смежных правах» отменил принудительный выкуп государством авторского права, а также возможность объявления произведения, срок действия авторского права на которое истек, достоянием государства. Вопрос о том, кому будут принадлежать права на объекты авторского права в случае ликвидации не имеющего правопреемников юридического лица, которое было субъектом авторского права, в законе не был решен. Не решен этот вопрос и в новой редакции названного закона. Надо полагать, что авторское право таких юридических лиц прекратится. Республику Беларусь следует считать субъектом авторского права лишь в отношении тех произведений, которые перешли к ней в соответствии с Гражданским Кодексом 1964 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|