Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Срок действия авторского права




По общему правилу, изложенному в ст. 22 закона от 11 августа 1998 г. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации охраняются бессрочно; имущественные права действуют в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.

Для анонимных произведений или произведений под псевдонимом срок охраны составляет 50 лет с момента первого правомерного опубликования произведения или с момента первого доведения произведения до всеобщего сведения с согласия автора в форме иной, чем опубликование.

Имущественные права на произведение, созданное в соавторстве, действуют в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

Исчисление сроков охраны авторских прав начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

 

Авторский договор

1. Принадлежащее автору исключительное право на использование созданного им произведения абсолютно – от его нарушения обязаны воздерживаться все. Однако воспроизведение, распространение, публичное исполнение и иные действия, составляющие содержание понятия «использование произведения» осуществляют, как правило, не сами авторы, а специальные организации: издательства, театры, киностудии и т.д. Единственным основанием, по которому осуществляется передача имущественных прав от автора к лицам, использующим его произведение (пользователям), является авторский договор.

Авторский договор – самостоятельный вид гражданско-правового договора, поэтому на него распространяются все положения ГК о договорах, в том числе положения подраздела второго «Общие положения о договоре» раздела третьего ГК, а также правила ст. 984–986 раздела V ГК, посвященные переходу исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.

2. Долгое время в юридической литературе велся спор о том, переходят (уступаются) ли принадлежащие автору имущественные правомочия к другому лицу по авторскому договору или же полностью сохраняются за автором, который лишь разрешает контрагенту по договору использовать определенным способом свое произведение Этот спор был решен в Законе Республики Беларусь от 16 мая 1996 г. Следующим образом: имущественные права могут передаваться только по авторскому договору, личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним после уступки исключительных прав.

Пункт 1 ст. 25 Закона от 11 августа 1998 г. Имеет иную редакцию. В нем записано: «мущеественные права автора могут быть уступлены полностью или в части и могут быть переданы для использования по авторскому договору». Следовательно, действующий закон различает уступку имущественных прав и их передачу по авторскому договору. Если толковать эту норму закона буквально, то можно сделать вывод о том, что авторским является лишь договор о передаче имущественных прав. Однако все последующие статьи главы 5 Закона от 11 августа 1998 г. Не делают различий между договором о передаче и договором об уступке имущественных прав. Это дает основание полагать, что и договоры об уступке, и договоры о передаче имущественных прав являются авторскими.

3. Правила п. 1 ст. 25 Закона от 11 августа 1998 г. Согласуются с п. 1 ст. 984 ГК, который наделяет обладателя исключительных имущественных прав на любые объекты интеллектуальной собственности правом передавать имущественные права полностью или в части другому лицу по договору. Согласно п. 3 ст. 984 ГК к договору, предусматривающему предоставление исключительных прав в период его действия другому лицу на ограниченное время, применяются правила о лицензионном договоре (ст. 985 ГК), если иное не предусмотрено законом. Это значит, что лицензионный договор – это договор, по которому принадлежащие правообладателю имущественные права передаются третьим лицам на ограниченное время. Договором, по которому происходит передача принадлежащих правообладателю имущественных прав другому лицу на весь срок их действия, является договор об уступке этих прав.

4. Понятие «уступка» в законодательстве Республики Беларусь об интеллектуальной собственности не определено. Если речь идет об объектах промышленной собственности, то вместе с уступкой патента или права на товарный знак осуществляется и переход всех исключительных прав патентообладателя или владельца товарного знака к новому владельцу. По аналогии с правом промышленной собственности следует считать, что по договору уступки имущественных авторских прав происходит передача на весь срок действия всех или части исключительных прав автора или иного правообладателя другому лицу.

Таким образом, в зависимости от срока, на который передаются имущественные права, авторские договоры делятся на договоры об уступке исключительных имущественных прав и авторские лицензионные договоры.

5. В зависимости от объема передаваемых прав авторские лицензионные договоры подразделяются на договоры о передаче исключительных прав и договоры о передаче неисключительных прав.

Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использовать произведение определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование другим лицам. Заключив такой договор, пользователь становится единственным лицом, управомоченным использовать произведение определенным в договоре способом в установленных договором временных, территориальных и иных пределах.

В соответствии с п. 4 ст. 26 закона от 11 августа 1998 г. Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором. Следовательно, объем исключительных прав пользователя и автора неодинаков. Автор может разрешить использование произведения другим лицам, а пользователь – лишь запрещать другим лицам, в том числе и автору, использовать это произведение.

Авторский договор о передаче неисключительных имущественных прав разрешает пользователю использовать произведение наравне с обладателем имущественных прав, передавшим такие права, и (или) другими лицами, получившими разрешение на использование этого произведения таким же способом. Если в лицензионном договоре не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной).

6. В соответствии со ст. 986 ГК автор может принять на себя по договору обязательство создать в будущем произведение, изобретение или иной результат интеллектуальной деятельности и предоставить заказчику, не являющемуся его работодателем, исключительное право на использование этого результата.

Такой договор должен определять характер подлежащего созданию результата интеллектуальной деятельности, а также цели или способы его использования.

7. Сторонами авторского договора являются автор или его правопреемник с одной стороны, и пользователь – с другой.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 ГК право осуществлять авторские правомочия возникает с 14 лет. От имени несовершеннолетнего автора авторский договор заключают родители или опекуны, а от имени недееспособного – опекун или попечитель.

Авторские договоры по поводу использования коллективных произведений заключаются со всеми соавторами. При подготовке сборника соответствующие договоры должны заключаться не только с его составителем, но и с авторами охраняемых законом произведений, включаемых в сборник.

После смерти автора договор об использовании произведения заключается с его наследниками по закону или завещанию.

Другой стороной авторского договора является пользователь. Чаще всего в его роли выступают организации, специализирующиеся на использовании произведений.

8. В теории авторского права предметом авторского договора считается произведение, по поводу создания или использования которого стороны заключают договор.

Закон «Об авторском праве и смежных правах» как в старой, так и в новой редакции, в качестве предмета авторского договора называет право на использование произведения.

Поскольку право не существует без объекта, то предмет авторского договора следует понимать как определенные права по использованию конкретного произведения. Не будет ошибкой, если сказать, что предметом договора является и произведение, переданное для использования.

Для авторского договора установлена письменная форма.

9. Авторский договор должен предусматривать способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по договору); срок, на который передается право; территорию, на которую распространяется действие этого права; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут необходимыми (ст. 26 закона от 11 августа 1998 г.).

При отсутствии в авторском договоре условия о сроке передачи прав договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора.

При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую распространяется действие этого права на указанный срок, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Республики Беларусь.

10. Авторский договор носит возмездный характер. Размер и порядок начисления авторского вознаграждения за использование произведений литературы, науки и искусства устанавливаются в авторских договорах.

Вознаграждение определяется в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения, или в виде твердо зафиксированной суммы, или иным образом. При этом ставки авторского вознаграждения не могут быть ниже минимальных ставок, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь.

Если в авторском договоре об издании или ином воспроизведении произведения вознаграждение определяется в виде твердо зафиксированной суммы, то в нем должен быть установлен максимальный тираж экземпляров произведения.

11. Авторский договор носит взаимный характер, т.е. соответствующими правами и обязанностями обладают обе стороны. При этом обязанностям одной стороны корреспондируют права другой.

Основной обязанностью автора является создание и передача пользователю своего произведения. Автор должен выполнить работу лично.

Автор должен доработать произведение по требованию заказчика. Например, заказчик может настаивать на доработке компьютерной программы, если она работает со сбоями.

В течение всего срока действия авторского договора о передаче исключительных прав автор не вправе без согласия другой стороны передавать третьим лицам указанное в договоре произведение для использования в установленных договором пределах.

Пользователь, приобретя права на использование произведения, должен выплатить автору или его правопреемнику вознаграждение.

 

Тема 3

Смежные права

_____________________________________

1. Понятие смежных прав. Интересы артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания получили правовую защиту во многих странах мира в рамках нового правового института так называемых «смежных прав». Природу и назначение этих прав объясняют следующим образом: «Словосочетание «смежные права» означает невещественные права, которые, будучи отличными от авторских, связаны с последними в двух отношениях: во-первых, они распространяются на сообщение охраняемых авторским правом произведений и, во-вторых, имеют ряд общих с авторским правом особенностей, поскольку включают – с определенными исключениями – личные права, право на вознаграждение и, наконец, международную охрану, в том числе, как и в международных авторско-правовых конвенциях, норму, согласно которой иностранцам предоставляется такой же уровень минимальной охраны, как и гражданам данной страны»[34]. Применению непосредственно норм авторского права для регулирования отношений в сфере исполнительского творчества, производства и использования фонограмм и деятельности организаций эфирного и кабельного вещания мешает тот факт, что результаты деятельности субъектов смежных прав имеют свои специфические черты и не квалифицируются как произведения науки, литературы и искусства.

Отличительной чертой большинства смежных прав является их зависимость от прав авторов творческих произведений. Самостоятельный характер смежных прав проявляется лишь в том случае, когда исполняется, записывается на фонограмму или передается в эфир или по кабелю неохраняемое произведение.

Отношения в сфере исполнительского творчества, производства и использования фонограмм и деятельности организаций эфирного и кабельного вещания в Республике Беларусь регулируются ст. 994–995 ГК и разделом III «Cмежные права» закона от 11 августа 1998 г.

В названном законе определены четыре категории смежных прав: исполнительские права, права на фонограммы, права на передачи эфирного вещания и права на передачи кабельного вещания. Права на передачи эфирного вещания и права на передачи кабельного вещания одинаковы по своему содержанию, поэтому их обычно объединяют в одну категорию смежных прав – прав организаций вещания.

Все категории смежных прав отличаются друг от друга субъектным составом, содержанием, основанием возникновения охраны. Поэтому говорят не о едином смежном праве, а о смежных правах во множественном числе.

В соответствии с п. 3 ст. 29 закона от 11 августа 1998 г. производители фонограмм и организации вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного либо передаваемого в эфир или по кабелю произведения. На исполнителя названный закон возлагает обязанность соблюдать права автора исполняемого произведения (п.2 ст. 29).

2. Исполнительские права. Объектами исполнительских прав являются действия, с помощью которых произведение литературы, искусства или народного творчества доводится до восприятия публикой. Такими действиями являются исполнения и постановки. Охране подлежат как «живые», т.е. воспринимаемые в процессе непосредственного исполнения на сцене живыми людьми, так и зафиксированные на материальных носителях в виде аудио- или видеозаписей исполнения и постановки.

Исполнения и постановки – разные объекты. При исполнении произведения сообщаются публике посредством игры, пения, чтения, декламирования, игры на музыкальном инструменте, танца или каким-либо иным образом. Каждое исполнение одного и того же произведения одним и тем же исполнителем охраняется как единственный акт, и от исполнителя неотделимо.

При постановке создается единый объект – спектакль, предназначенный для многократного исполнения. Постановка «отрывается» от своего создателя – режиссера-постановщика и может затем воспроизводиться без его участия.

Исполнения охраняются в Республике Беларусь на основании ст. 994 ГК и закона от 11 августа 1998г. Что касается постановок, то в старой редакции закона «Об авторском праве и смежных правах» они присутствовали, в новой его редакции в качестве объектов смежных прав постановки не названы.

3. Права производителя фонограммы. Закон от 11 августа 1998 г. содержит следующее определение фонограммы и ее производителя. Фонограмма – любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо отображений звуков; фонограммой не является запись звуков, включенная в аудиовизуальное произведение (абз. 26 ст. 4). Производитель фонограммы – физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись какого-либо исполнения или иных звуков; при отсутствии доказательств иного производителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме (абз. 19 ст. 4).

В процессе создания фонограмм ее производитель осуществляет не творческую, а техническую деятельность, поэтому никаких личных неимущественных прав у него не возникает. Для защиты имущественных интересов производителя фонограммы закон наделяет его исключительным правом на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования. Это право позволяет осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:

1) воспроизводить (прямо или косвенно) фонограмму, т.е. повторять ее на каких-либо материальных носителях;

2) переделывать или иным образом перерабатывать фонограмму;

3) распространять оригинал или экземпляры фонограммы посредством продажи или иной передачи права собственности. К данному правомочию применяется принцип «исчерпания прав», согласно которому допускается дальнейшее распространение фонограммы на территории Республики Беларусь без согласия исполнителя и производителя фонограммы и без выплаты им вознаграждения экземпляров фонограммы, правомерно введенной в гражданский оборот. Этот принцип не действует в отношении проката фонограмм;

4) импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы. Из этого правила следует, что лицо, которое произвело охраняемую в Республике Беларусь фонограмму за рубежом с согласия правообладателя, либо в стране, где смежные права не охраняются вообще, должно получить разрешение владельца прав на фонограмму на импорт экземпляров этой фонограммы в Республику Беларусь, причем до того, как экземпляры этой фонограммы будут распространены на территории Республики Беларусь;

5) доводить да всеобщего сведения фонограмму по проводам или средствами беспроволочной связи таким образом, чтобы представители публики могли осуществлять к ним доступ из любого места и в любое время по их собственному выбору.

По аналогии с лицами, владеющими исключительными имущественными правами на произведения науки, литературы и искусства, исполнители и производители фонограмм для оповещения о своих имущественных правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и обязательно состоит из трех элементов:

латинской буквы «Р» в окружности: Р;

имени (наименования) обладателя исключительных имущественных прав;

года первого опубликования фонограммы.

Лицо, указанное в качестве обладателя исключительных имущественных прав на каждом экземпляре фонограммы считается исполнителем или производителем фонограммы, пока не доказано обратное.

4. Права организаций эфирного и кабельного вещания. Объектом смежных прав организаций эфирного и кабельного вещания является передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу и за счет ее средств другой организацией.

У организаций эфирного и кабельного вещания в отношении созданных ими передач личных неимущественных прав не возникает, так как действия таких организаций квалифицируются как организационно-технические, а не творческие. За этими организациями закон от 11 августа 1996 г. закрепляет исключительные права использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, включая право на получение вознаграждения за предоставление такого разрешения.

Исключительное право организации эфирного вещания давать разрешение на использование ее передачи означает разрешение на осуществление следующих действий:

1) передавать в эфир ее передачу другой организацией эфирного вещания. Речь идет о праве организации эфирного вещания как правообладателя разрешать ретрансляцию своей передачи, как в записи, так и в живом исполнении, другой организации вещания одновременно с трансляцией организацией-правообладателем.

2) сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю;

3) записывать передачу. Запись на материальный носитель сообщенной в эфир передачи ведет к появлению у лица, осуществившего такую запись, фонограммы (если была осуществлена звукозапись) или экземпляра аудиовизуального произведения (если была осуществлена видеозапись) и возникновению у этого лица соответствующих прав на записанную фонограмму или аудиовизуальное произведение. Понятно, что такие права должны возникать только с разрешения организации вещания, вложившей средства в создание записанной передачи.

4) воспроизводить запись передачи, т.е. создавать копии передачи на материальном носителе;

5) сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом. Нарушителем данного правомочия является любое лицо, организующее прослушивание или просмотр сообщенной в эфир передачи, как записанной, так и принимаемой непосредственно из эфира, и взимающего плату за такое прослушивание или просмотр;

6) распространять среди публики записи передачи или экземпляры записи передачи посредством продажи, проката или иной передачи права собственности; это право, за исключением права на прокат, прекращается в отношении записи передачи или экземпляров записи передачи, которые с разрешения организации эфирного вещания были введены на территории Республики Беларусь в гражданский оборот посредством продажи или иной передачи права собственности; право на прокат сохраняется за организацией эфирного вещания независимо от принадлежности права собственности на запись передачи или ее экземпляры.

Исключительное право организации кабельного вещания давать разрешение на использование ее передачи означает разрешение на осуществление действий, аналогичных действиям организаций эфирного вещания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...