Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Софисты и Сократ о нравственности: субъективизм и объективизм в этике.




 

Основным достижением софистов было то, что они переместили главную проблему философии с физиса (натурфилософии) на человека. Софистика - сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов. Софисты впервые сделали философию своей профессией, они брали деньги за обучение, они сами искали себе учеников. Одним из самых известных представителей софистов был Протагор. Его основное положение заключалось в том, что он полагал человека как меру всех вещей. Поэтому невозможна абсолютная истина, истина относительна. Для одного и того же человека никогда одно и то же не бывает истинным раз и навсегда, в различное время, ибо тот же человек становится другим человеком. В этом смысле все относительно. СОКРАТ. В центр своих философских интересов он ставит проблему субъекта - человека. Его философия основана на том, что нравственное нужно познать и усвоить, а из значения нравственности следует всегда действие в соответствии с ним. Нравственным явл.то действие, кот.дает истинную пользу, а вместе с тем и истинное блаженство. Поэтому предпосылкой практической приспособленности явл.самопознание (“познай самого себя”). Для Сократа знание являлось определяющим критерием для нормы поведения. Знание у него отождествлялось с добродетелью, а невежество - со злом. Осн. добродетелями Сократ считает сдержанность, мужество и справедливость.

Понятие софистики охватывает определенную форму профессиональной деятельности, связанную с искусством доказательства, причем люди, занимавшиеся этой деятельностью, раньше других обнаружили гибкость и подвижность человеческих понятий. Они обнаружили также множество логических парадоксов.

Софисты, в особенности поздние софисты, использовали это знание в определенных, корыстных целях. Они разрабатывали искусство подменять понятия, создавать видимость доказательства, сбивать с толку оппонента. Эта деятельность опиралась на определенные философские основы, прежде всего на отрицание объективной истины.

Протагор: «Человек – мера всех вещей». Т.е. то, как человек воспринимает, то для него истина, другой человек – истина другая. Общей истины нет вообще. Этот тезис иногда обосновывался тем, что все текуче и изменчиво. Об одном и том же м.б. разные суждения.

Некоторые софисты специально обосновывают тезис о принципиальной невозможности познаваемости мира (Горгий).

Аристотель, создавая систему логики, подверг софистов специальной критике, как ложную мудрость и выявил основные приемы софистов или логические ошибки.

Например, софист задает вопрос, содержащий несколько вопросов (не всегда можно ответить «да» или «нет»). Распространенный прием софистов – круг в доказательстве, когда в качестве аргумента используется то, что ещё необходимо доказать. В основе большинства софизмов лежит отождествление различного.

Осмысление логических ошибок, которые содержались в софизмах, было важным моментом в развитии логики и культуры вообще. В то же время деятельность софистов сыграла важную историческую роль – в том повороте философской мысли от общих проблем Вселенной (космоса, мироздания) к проблемам человеческой жизни, человеческих отношений.

Этот поворот философской мысли обосновывает Сократ с его положением «Познай самого себя». Радикальное отличие Сократа от софистов заключается в том, что Сократ убежден в необходимости общих, объективных истин для всех людей. Однако, он не считает себя обладателем подобных истин. Он только помогает истине родиться в ходе диалога или коллективного обсуждения какого-либо вопроса («Я знаю, что ничего не знаю,… но мое отличие, что я могу это осознать»).

Эта деятельность Сократа имела общефилософское значение, ибо Сократ первым сделал предметом анализа общие понятия, показав их отличие от конкретных вещей, людей, конкретных отношений. На этой почве вырастает вся философия Платона. В то же время Сократ применяет свой метод анализа и к моральным понятиям, и к общественным нравам, и к государственным законам. Это ново. Это приводит Сократа к конфликту с обществом, в котором он жил, ибо он становится критиком своих современников, критиком их жизни. Отсюда причина трагического конца Сократа.

 

Метод познания Сократа. Что знал Сократ, утверждающий: «Я знаю, что ничего не знаю»?

Сократ(471-399г до Н.Э.) - был увлечён проблемой человека, разума. За всю жизнь не написал ни 1 произведения («написанная истина мертва»). Имел множество учеников. Не учил в школах, не читал лекций, вёл бродячий образ жизни. Много беседовал с учениками. Стремился найти точный метод поиска критерия истины, который, по мнению Сократа, заключается в самопознании. Исходным началом была посылка «Я знаю, что я ничего не знаю». Начало познания - тщательный анализ самого себя как мыслящего и действующего существа. После завершения анализа мех-ма своего духовного аппарата, мудрец мог понять проблему жизни и сущность духа, т. е. познать объективно существующую истину. После этого мудрец обязан обучить истине др. людей. Истина познаваема в споре - она внушается собеседнику во время диалога. Это - «сократический диалог». Люди не равны - они делятся на познавших и не познавших истину....Казнён в Афинах в 399 году до Н. Э.. Выпил чашу с ядом, приготовленную из травы цикуты.

Историческое значение в том, что: 1)способствовал распространению знаний,, просвещению граждан. 2)искал ответы на известные проблемы, добра и зла, любви, чести. 3)открыл майевтику. 4)ввел диалогический метод нахождения истины.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...