Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Слава и боль Ленинграда. Воробьева М.Н.,. учитель истории. Общая информация. Планируемые результаты урока. Литература и Интернет-ресурсы




 

МАОУ «Уренская средняя общеобразовательная школа № 1»

 

 

На районный конкурс

«Великий подвиг Ленинграда»

Номинация: методическая разработка

 учебного занятия в соответствии

с требованиями ФГОС

 

Тема:

Слава и боль Ленинграда

Воробьева М. Н.,

учитель истории

 

 


 

Общая информация

Тема урока Великий подвиг Ленинграда
Тип урока урок изучения нового материала
Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные) Цель: создать условия дляформирования представления об обстановке, которая сложилась в блокадном Ленинграде в 1941-1944гг. и причинах победы советского народа в битве за Ленинград. образовательные: -актуализировать знания учащихся о события х Великой Отечественной войны;  - называть основные события, связанные с установлением блокады Ленинграда, - объяснить понятие «блокада»; - разъяснить цели фашистов; - опираясь на данные источников, определять степень трудностей, выпавших на долю ленинградцев, - сформировать понимание источников победы ленинградцев и всего советского народа развивающие: - развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника и историческими - содействовать развитию умений при работе с историческими документами источниками; - развивать умения находить нужную информацию в разных источниках, выбирать главное, делать самостоятельные выводы, сравнивать; - создать условия для формирования опыта решения познавательных задач, установления логических связей, систематизации материала, публичных выступлений.  - способствовать развитию у учащихся умения давать оценку событиям, нравственным поступкам людей; воспитательные: - выработать собственное отношение к событиям блокады Ленинграда; - сформировать осознание себя как гражданина, патриота, воспитывать понимание и уважение к истории своего народа; - воспитывать уважение к истории и прошлому своего народа, формировать гуманистическую и гражданскую позицию, понимание роли личности в истории. -способствовать формированию доброжелательного отношения учащихся друг к другу, уважения к противоположному мнению при работе в группах
Необходимое оборудование Компьютер, проектор, интерактивная доска
Дидактическое обеспечение Распечатка исторических документов. Исторические и контурные карты в распечатке (приложение 8, 9), фильмы: «18. 01. 1943 года. Прорыв блокады Ленинграда», «Дню снятия блокады посвящается»

 

Планируемые результаты урока

  · Личностные   формирование - мировоззренческой позиции о путях и  закономерностях развития общества -патриотических чувств, чувства сострадания к страданиям советского народа - ценностно-смысловой ориентации, подразумевающей избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, систему его убеждений и предпочтений, выраженную в поведении; - личностное отношение к историческим личностям: простым людям развитие - ответственности к деятельности на уроке.  
  · предметные -  знание хронологии изучаемого периода (блокады Ленинграда); - знание исторических фактов, исторических событий, их участников; дат прорыва и снятия блокады Ленинграда, основных мероприятий по обороне города - соотнесение исторических фактов и общих явлений.  
  · метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)   Познавательные УУД Учащиеся разовьют: - умение работать с информацией (поиск, структурирование) - навыки смыслового чтения Коммуникативные УУД Дальнейшее формирование  коммуникативной компетентности учащихся: - соблюдение правил и ролевых установок при работе в группе, - уважение к противоположному мнению, доброжелательность в общении и сотрудничестве на уроке друг с другом и с учителем Регулятивные УУД Учащиеся разовьют умения: - формулировки проблемы и постановки учебной задачи, - осуществления самоконтроля, взаимоконтроля при выполнении поставленных задач.  
  Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения Прием «Коммуникативная атака». Стратегия «Идеал». Прием «Послушать-сговориться-обсудить», Прием «Пишем историю вместе». Прием «Раскадровка». Прием «Творческая мастерская. Буклет». Прием «Стратегия». Прием «График». Групповая работа. Индивидуальная работа. Фронтальная работа. Работа с видеоматериалом, историческими и литературными источниками  
       

 

Литература и Интернет-ресурсы

  Основная Учебник История Россия, 10 класс, под. ред. А. В. Торкунова, М. «Просвещение», 2016, Ч2. § 24 Т. П. Андреевская. История России. Поурочные рекомендации, 10 класс, М. «Просвещение». 2015  
  Интернет-ресурсы · Групповая работа на уроках. Источник. http: //nsportal. ru/shkola/raznoe/library/2014/08/16/otsenivanie-raboty-uchashchikhsya-v-parakh-i-gruppakh · Источник: https: //rosuchebnik. ru/material/urok-na-temu-sssr-na-zavershayushchem-etape-velikoy-otechestvennoy-voy/ · ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА К ОСЕНИ 1941 г. encyclopedia. mil. ru. · Операция_«Барбаросса» https: //ru. wikipedia. org/wiki/ · http: //ruskline. ru/analitika/2014/01/25/leningrad_byl_glavnoj_celyu_v_plane_barbarossa · Планы Германии по захвату Ленинграда. http: //biofile. ru/his/24690. html ·  «Военная Литература». Военная история http: //militera. lib. ru/h/isaev_av6/15. html · День снятия блокады города Ленинграда (1944). https: //ria. ru/20110127/326062103. html · Уренские солдаты в боях Великой отечественной войны 1941-1945 гг. http: //urensoldat. blogspot. com/2015/12/blog-post. html · Медаль «За оборону Ленинграда». http: //ordenrf. ru/su/medali-su/medal-za-oboronu-leningrada. php · Блокада_Ленинграда. https: //ru. wikipedia. org/wiki/ · О. Берггольц. Февральский дневник. https: //rustih. ru/olga-berggolc-fevralskij-dnevnik/ · Блокада Ленинграда" (урок - истории в 9-11 классах)Ахметова Асия Аликовна. https: //videouroki. net/razrabotki/konspekt-uroka-po-istorii-po-teme-blokada-leningrada. html  
       

 


 

План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока Время Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы Деятельность обучающихся с указанием форм организации Используемые методики и технологии (на разных этапах урока)
1. Организационный 1мин. Вхождение в контакт. Создание спокойной обстановки для восприятия и усвоения материала и создание психологического учебного настроения. Настрой на учебную деятельность. Готовятся к уроку, ведут отчет об отсутствующих и уровне готовности класса к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.  
2- 3. Мотивационно-целевой и актуализации знаний 4 мин. Звучит  «Ленинградская  симфония» Шостаковича. -Ребята, кто знает, когда была написаны данная симфония, кто ее автор, каким событиям посвящено данное музыкальное произведение? - Что вы знаете о тех героических днях блокады? - Определите тему урока и его основные задачи, сформулировав основные вопросы урока Вопрос урока:   Существует мнение, что немецкие войска не взяли Ленинград в силу каких-то случайных обстоятельств, «роковых решений», принятых Гитлером, и, нежелания захватить город. Так ли это?  Почему фашистским войскам не удалось захватить Ленинград? Для поиска ответа на этот вопрос у нас сформировано группы исследователей. Каждая группа получает свое задание. Содержание заданий соответствует основным событиям обороны Ленинграда. Учащимся предложены решить эти вопросы в разных формах и при использовании разных методов.        Отвечают на вопросы   Определяют алгоритм познавательной деятельности (под руководством учителя)  Формулируют основные учебные задачи урока   Прием «Коммуникативная атака»   Стратегия «ИДЕАЛ»   (проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответит)  
4. Изучение нового материала 30 мин. Время для подготовки заданий- 7-8 минут 1. группа «Аналитики» (приложение 1): 1. Задание на основе работы с документами провести анализ военно - стратегической обстановки на советского-германском фронте к осени 1941. 2. Составить докладную записку в штаб Верховного Главнокомандования.  3. Отметить на интерактивной доске и контурной карте линию фронта к осени 1941 года. (работает весь класс. Приложение 8)     2  группа «Политологи» (приложение 2): 1. Проанализируйте документы германского штаба по захвату Ленинграда. (Стр. 23 учебника из документа немецкого генштаба от 21 сентября 1941 года, Из секретной директивы Верховного германского командования от 7 октября 1941; года документы Приложения) 2. Составьте речь от имени генерал-фельдмаршала немецкой армии Вильгельма Йозефа Франца риттер фон Лееба, которую он бы произнес перед солдатами свой армии с изложением основных целей по овладению городом. 3. Можно ли согласиться с историками, которые утверждают, что Гитлер не хотел взять Ленинград? Свое мнение подтвердите цитатами из источников. Какое значение и почему гитлеровское командование придавало в своих планах захвату Ленинграда? 4. Что нёс гитлеризм советскому народу?   Учитель: Итак, немецкое командование ставило захват этого города одной из важнейших задач. В сентябре 1941 г. гитлеровские захватчики оккупировали Гатчину, Павловск, Пушкин, Петергоф. сентября противник произвел первый обстрел города. Жители Ленинграда, так же как и москвичи вышли на строительство оборонительных укреплений. Общая протяженность вырытых окопов составила 1000 км. 6 сентября была прервана железнодорожная связь со страной. 8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили у истока Невы город Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши. Началась 871-дневная блокада Ленинграда. Гитлер рассчитывал на то, что для СССР с падением Ленинграда «может наступить полная катастрофа». Ученик читает отрывок из стихотворения «Февральский дневник» О. Берггольц:  В грязи, во мраке, в голоде, в печали, Где смерть, как тень, тащилась по пятам, Такими мы счастливыми бывали, Такой свободой бурною дышали, Что внуки позавидовали б нам. О, да, мы счастье страшное открыли – Достойно не воспетое пока, – Когда последней коркою делились, Последнею щепоткой табака; Когда вели полночные беседы У бедного и дымного огня, Как будем жить, когда придет победа, Всю нашу жизнь по-новому ценя. https: //rustih. ru/olga-berggolc-fevralskij-dnevnik/  В годы Великой Отечественной войны Ольга Берггольц оставалась в осаждённом Ленинграде. С августа 1941 работала на радио, почти ежедневно обращалась к мужеству жителей города. Учитель: Какое впечатление произвели на вас эти строки? О чем оно? Учитель: Ребята как выдумаете и понимаете что такое блокада? Учитель:  Блокада – это окружение войск противника, изоляция государства, города с целью прекращения его связей с внешним миром Блокада длиною в 900 дней и ночей, а в кольце оказалось 2 миллиона 387 тысяч человек. Все сухопутные коммуникации перерезаны, … Что же стало с теми, кто остался в городе? Слово предоставляется группе.   3  группа «Документалисты» (в качестве предварительного задания на урок) (приложение 3) 1. Познакомтесь с историческими источниками, раскрывающими жизнь жителей в период блокады и кадрами кинохроники. 2. Представьте себя в роли журналистов-документалистов, снявших фильм об одном дне блокады, озвучьте кадры кинохроники «Дню снятия блокады посвящается».   4  группа «Военные эксперты» (приложение 4): 1. Познакомьтесь с военными операциями по прорыву и снятию блокады Ленинграда. 2. С помощью кадров кинохроники расскажите об операции «Искра». (кадры фильма «18 января 1943 года…») 3. Составить рапорт об итогах Ленинградско - Новгородской военной операции. 4. Отметьте на интерактивной доске и контурной карте  операции по прорыву и снятию блокады Ленинграда. (работает весь класс. Приложение 8)     Учитель: Родина высоко оценила подвиг защитников города. Свыше 350 тыс. солдат, офицеров и генералов Ленинградского фронта награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза. За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжелой борьбы с немецко-фашистскими захватчиками город Ленинград 20 января 1945 г. был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 г. получил почетное звание «Город-Герой». Специальным указом была учреждена медаль «За оборону Ленинграда».   5  группа «Фалеристы» (фалеристика – наука, изучающая ордена и медали»). ( (приложение 5): 1. 1. Найдите информацию в Интернете о медали «За оборону Ленинграда». Расскажите историю одной медали. 2. Задание для предварительной подготовки к уроку. Подготовьте буклет об уренцах, награжденных медалью «За оборону Ленинграда».   Заслушивает выступления групп Учитель: Вернемся к основному вопросу нашего урока:    «Существует мнение, что немецкие войска не взяли Ленинград в силу каких-то случайных обстоятельств, «роковых решений», принятых Гитлером, и, нежелания захватить город. Так ли это?  Почему фашистским войскам не удалось захватить Ленинград? » Выскажите свое мнение, аргументируйте его.   Осуществляют интерпретацию исторических источников. Обдумывают задание. Предлагают свой вариант докладной записки   Знакомятся с текстом пунктов параграфа и источников. Отвечают на вопросы. Определяют причинно-следственные связи событий и процессов.     Предлагают свой вариант речи немецкого генерала     Дают оценку деятельности исторической личности, историческим событиям и фактам.   Слушают учителя, записывают основные даты   Высказывают свое отношение, определяют эмоциональное состояние. Отвечают на вопросы.     Предлагают свои варианты определения     Осуществляют интерпретацию исторических источников. Обдумывают задание. Предлагают свой вариант озвучивания фильма. Презентуют документальный фильм. Так как основной материал готовился дома, на уроке осуществляется выбор ведущего и репетиция.   Осуществляют интерпретацию исторических источников. Обдумывают задание. Определяют значение данных военных операций. Находят исторические объекты на карте. На основе карты дают характеристику военной операции и проектируют её последствия на основе составления рапорта. Записывают даты операций.     Слушают учителя     Ищут информацию в интернете. Обсуждают и выбирают материал для сообщения. Презентуют буклет. Высказывают свое мнение, аргументируют. Группа анализирует роль народа, простого солдата в годы войны, выделяя, что основная тяжесть войны легла на их плечи, и они проявили огромное мужество, храбрость и беспредельное терпение и, никакие потери не сломили его волю к победе.    Слушают, комментируют     Подводя итоги, группы высказывают свое отношение к роли личности, народа в развитии истории       Прием «Пишем историю вместе» Прием «Послушать-сговориться-обсудить»     Прием «Послушать-сговориться-обсудить» Прием «Пишем историю вместе»     Прием «Послушать-сговориться-обсудить Прием «Пишем историю вместе». Групповая работа Работа с видеоматериалом Прием «Раскадровка»   Работа с видеоматериалом, Прием «Раскадровка» Работа с исторической картой Прием «Пишем историю вместе»     Прием «Творческая мастерская. Буклет»  
5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала 5 мин. Учитель: Иногда высказывались мнения о слишком большой цене, уплаченной за оборону Ленинграда, о том, что целесообразнее было его сдать и тем самым сохранить жизнь сотен тысяч людей и многие культурные ценности. Как вы оцениваете подобные высказывания?   На доске фотографии блокадного Ленинграда, портреты полководцев (приложение 9) и И. В. Сталина, и статья из Викепедии (Приложение 6) Задание для учащихся: составить статью «Цена блокады».  Для этого они вырезают нужную им информацию, приклеивают на листок, могут подписывать свои аргументы и выводы.   Обдумывают ответ, делают соответствующие вырезки и записи. Затем демонстрируют свои статьи, обосновывают составленные варианты.   Стратегия «Рамка»    
6. Подведение итогов урока. Рефлексия 3-4 мин. Что вы хотели бы узнать еще по теме урока? Чему сегодня на уроке можно научиться? Оцените свою работу на уроке, работу групп. (Приложение 7)   Высказывают оценочно-аргументированные суждения. Оценивают работу групп и их презентацию на графике Прием «График»  
7. Организация изучения домашнего задания 1 мин. Выбор: Дифференцированное домашнее задание 1. 1 уровень – параграф 24 2.  2 уровень – написать эссе «Источники и цена победы под Ленинградом» Выбирают домашнее задание с учетом своих возможностей и способностей, записывают его в дневник. Прием «Пишем историю вместе»

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...