Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ВОПРОС 2. Исторический экскурс в становление психологической профессии.




Тема 1. Психология как профессия.

Цель: формирование базовых представлений о профессиональной деятельности психолога.

 

Учебные вопросы:

1. Различные аспекты понятия «профессия».

2. Исторический экскурс в становление психологической профессии.

3. Предметное поле профессиональной психологии.

Краткий текст лекции:

ВОПРОС 1. Различные аспекты понятия «профессия».

 

Для начала важно разобраться, что вообще считается «профессией». Известный психолог Е.А. Климов рассматривает 5 различных аспектов понятия «профессия»:

1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни.

2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности психолога. Здесь также решается вопрос, в каких сферах жизнедеятельности психолог может реализовать себя как профессионал. Заметим, что вся история психологии (и философии) – это непрекращающаяся попытки понять, что же такое душа («психика»), и как, с помощью какого «метода» ее лучше исследовать и развивать.

3. Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет «производить» какие-то товары или услуги, но, прежде всего, она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала.

4. Профессия как исторически развивающаяся система. Интересно, что само слово «профессия» восходит к латинскому profiteri – «говорить публично». Естественно, сама профессия меняется в зависимости от изменения культурно-исторического контекста и, к сожалению, возможны ситуации, когда изначальный смысл профессии может существенно извращаться. В частности, психология, по сути своей ориентированная на развитие неповторимой личности человека, может в определенные исторические периоды использоваться для откровенной манипуляции общественным сознанием и создания в сознании отдельных людей иллюзии решения их проблем.

5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда (в нашем случае – самим психологом). Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей; многое (хотя и не все) зависит от конкретных людей. Именно они должны сами определять место своей профессии (и свою личную «миссию») в общественной системе, а не просто выполнять работу «по инструкции». Именно благодаря конкретным психологам психология развивается как наука и практика. Вероятно, подлинное величие того или иного психолога определяется тем, насколько он сумел содействовать развитию своей науки не столько «благодаря» сложившимся обстоятельствам (и социально-экономическим условиям), сколько «вопреки» этим обстоятельствам. А идеальным вариантом творческой самореализации в психологии является ситуация, когда психолог даже неблагоприятные обстоятельства сумеет использовать во благо (здесь нет никакого противоречия, так как нередко именно преодоление трудностей позволяет сделать что-то действительно значительное).

 

ВОПРОС 2. Исторический экскурс в становление психологической профессии.

Понятие «психология» возникло на рубеже XVI-XVII веков; чаще всего авторство признают за немецким богословом Гоклениусом. Этимологически это слово произошло от древнегреческих «psyche» (душа) и «logos» (учение, знание, наука). В научно-философский (а не богословский) язык его впервые ввел немецкий ученый Христиан Вольф в XVIII веке, и сейчас наиболее популярный перевод – «наука о душе». (Если в каком-либо пособии вы встретите фразу: «Психология – наука о душе. Такое определение дали в Давней Греции», – не верьте. Древние греки такого слова вообще не использовали).

Развиваясь вначале как одна из философских дисциплин, психология затем, восприняв ряд идей экспериментальной физиологии, выделилась в самостоятельную науку, ставившую задачей изучение души, которая в то время понималась как сознание. Это произошло в конце XIX в., и символической датой рождения психологии как самостоятельной дисциплины считается 1879 г., когда Вильгельм Вундт открыл при кафедре философии Лейпцигского университета лабораторию экспериментальной психологии, а вскоре на ее базе – первый в мире психологический институт, существующий и поныне. Вскоре аналогичные лаборатории и институты стали открываться в ведущих странах мира (в России, США, Франции, в других городах Германии) – стала складываться так называемая академическая психология, то есть психология научно-исследовательская, ставившая перед собой собственно познавательные задачи.

В конце XIX в. стали возникать и разрабатываться идеи о возможности применения психологических знаний в различных областях практики – в педагогике, медицине, при организации трудовой деятельности, то есть появилась прикладная психология, преследующая не только познавательные цели, но и предлагающая свои разработки в виде рекомендаций для совершенствования разнообразных сфер человеческой деятельности. В начале XX столетия начала формироваться и иная форма психологии, направленная на помощь людям, попавшим в затруднительную или тяжелую жизненную ситуацию – при выборе профессии, при нарушении связей с социумом, при тягостных эмоциональных переживаниях; начала формироваться психологическая практика, предполагающая, что психолог, обладающий соответствующими знаниями и владеющий методами практической работы, выполняет запрос клиента на оказание психологической помощи в той или иной форме.

Научно-исследовательская академическая психология, прикладная психология и психологическая практика составляют три основные (теснейшим образом между собой связанные) сферы, в которых может быть занят психолог-профессионал.

Таким образом, возникновение психологической профессии можно связать с выделением психологии в отдельную дисциплину, то есть с организацией Вильгельмом Вундтом (1832-1920) в Лейпциге первой экспериментальной психологической лаборатории в 1979 г. и на ее базе – Лейпцигского психологического института, который может рассматриваться и как научно-исследовательское, и как своеобразное учебное заведение.

С этого момента можно отсчитывать и становление профессии «психолог»: в институте в различной форме прошли подготовку многие выдающиеся психологи мира, в том числе наши соотечественники – Владимир Михайлович Бехтерев (1957-1927), создавший первую в России экспериментальную психологическую лабораторию в Казанском университете в 1885 г., а 1908 г. – Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге; Георгий Иванович Челпанов (1862-1936), создатель первого в России психологического института (начал работу с 1912 г., официально был открыт в 1914 г.; ныне это Психологический институт Российской академии образования), Николай Николаевич Ланге (1858-1921), Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950) и другие. Там же проходил обучение и первый в истории профессор психологии – американский психолог Джеймс Кеттелл (1860-1944).

В современной литературе выделяются, наряду с появлением психологического института в Лейпциге, еще несколько важнейших моментов, выступающих предпосылками становления современной профессиональной психологии:

1. Возникновение нового, гуманного подхода к психически нездоровым людям. Это произошло в конце XVIII в. во Франции и связано с именем Ф. Пинеля, выступившего основателем психиатрии. До того психически нездоровых людей приравнивали, по сути, к преступникам, применяя к ним те же методы наказания, вплоть до побоев и держания их на цепи в течение многих лет.

2. Становление научного подхода к исследованию психических заболеваний и научно обоснованных психотерапевтических методов. Это связано в первую очередь с работами в области лечения гипнозом в конце XIX в. во французской психиатрии (Ж. Шарко, И. Бернгейм, П. Жане), австро-венгерской психиатрии (Й. Брейер и работавший с ним в начале своего пути 3. Фрейд) и русской психиатрии (А.А. Токарский, В.М. Бехтерев), а позже – со становлением психоанализа 3. Фрейда как первой психотерапевтической системы. Эти авторы показали, что работа с психическими заболеваниями возможна с помощью создания ситуаций особого типа переживаний и помощи в осознании причин расстройства, лежащих в индивидуальном прошлом, то есть на основе психологических средств.

3. Развитие в конце XIX – начале XX в. психологического тестирования и шире – психологической диагностики. В первую очередь это связано с именами английского исследователя Ф. Гальтона и французского ученого А. Бине.

4. Возникновение в начале XX столетия в США Общества умственной гигиены (К. Бирс).

5. Становление основных отраслей психологии, в том числе прикладных (начиная с конца XIX в.).

6. Возникновение в США в первое десятилетие XX в. консультирования, связанного с выбором профессии (Ф. Парсон). (Отметим, что в России первое «Городское посредническое бюро» для содействия в трудоустройстве было создано в Москве существенно раньше – в 1897 г., однако собственно психологический компонент консультирования там был представлен в меньшей степени.)

7. Становление основных научных школ психологии, начиная с 10-х гг. XX столетия.

8. Возникновение в США в годы, предшествовавшие второй мировой войне, института религиозного попечительства и социальных работников, деятельность которых была направлена на помощь человеку в сложных личностных или житейских ситуациях.

9. Становление в 40-е гг. XX столетия экзистенциально-гуманистической психологии и консультативной практики. Особое значение придается деятельности К. Род-жерса (США), с именем которого часто связывают основные современные представления о психологической помощи как о помощи человеку в самопознании, раскрытии своего потенциала и в личностном росте.

В России в силу различных причин, в том числе идеологических и социально-политических в послереволюционные годы, развитие профессиональной психологии шло особыми путями. Тем не менее, выделим те события, которые стали принципиальными для становления российской профессиональной психологии, в том числе некоторые уже упоминавшиеся.

1. Открытие В.М. Бехтеревым в 1885 г. первой отечественной экспериментальной лаборатории при кафедре нервных болезней Казанского университета (и вскоре открытие психологических лабораторий в других клиниках нервных и «душевных» болезней), через десятилетие – аналогичной лаборатории в Санкт-Петербурге и в 1908 г. – Психоневрологического института в Санкт-Петербурге, явившегося первым в мире центром комплексного исследования человека.

2. Открытие Г.И. Челпановым первого в России психологического института – Психологического института при Московском университете (как уже говорилось, он начал работу в 1912 г., официальное открытие состоялось в 1914). Отметим, что в те годы он стал крупнейшим в мире психологическим институтом.

3. Развитие, начиная с дореволюционных времен педологии – практико-ориентированного направления, ставившего целью комплексное изучение ребенка (буквальный перевод слова «педология» – «наука о ребенке»). В 1936 г. педология прекратила свое существование специальным Постановлением ЦК ВКП(б) как не соответствующая идеологическим принципам того времени.

4. Становление отечественной психологии труда и психотехники, особенно интенсивно – в 20-е гг. XX в.

5. Создание в Москве в 1925 г. Психоаналитического института (И.Д. Ермаков), вскоре закрытого по идеологическим соображениям.

6. Становление основных научных школ отечественной психологии в 20-30-е гг. XX в.

7. Воссоздание в 1943 г. С.Л. Рубинштейном кафедры психологии и на ее основе – отделения психологии на философском факультете Московского государственного университета.

8. Создание в 1945 г. С.Л. Рубинштейном Сектора психологии в Институте философии АН СССР.

9. Создание Общества психологов СССР.

10. Открытие в 1966 г. первых факультетов психологии: в Московском (первый декан – А.Н. Леонтьев) и Ленинградском (первый декан – Б.Ф. Ломов) университетах.

11. Проведение в 1966 г. в России XVIII Международного психологического конгресса (Москва), когда после долгого перерыва относительной научной изоляции установился серьезный научный диалог между отечественной и зарубежной психологией.

12. Создание в 1971 г. в Москве Института психологии Академии наук СССР (первый директор – Б.Ф..Ломов).

13. Интенсивное развитие и организационное оформление отечественной практической психологии (80-90-е гг. XX в.), в частности, психологических служб, консультирования и немедицинской психотерапии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...